скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Европейский союз и его внешнеэкономические проблемы

В целом, Амстердамский договор 1997г. расширил и конкретизировал механизмы осуществления общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), согласно которому она охватывает все области внешней политики и политики безопасности путем:

-   определения принципов и основных ориентиров ОВПБ;

-   принятия решений по общей стратегии;

- усиления систематического сотрудничества между государствами-
членами в проведении их политики.

Механизм ОВПБ был существенно усилен. ЕС приступил к выработке «общих стратегий», принимаемых Европейским советом, в числе которых были приняты общие стратегии ЕС в отношении России (1999), Украины (1999), стран Средиземноморья (2000).

Для принятия решений о совместных действиях и общих позициях ЕС, а также других решений, основанных на общей стратегии, был введен принцип квалифицированного большинства. Это повысило действенность данного органа, в первую очередь за счет придания ему способности преодолевать вето отдельных недовольных участников, тормозивших принятие решений.

В процессе осуществления ОВПБ проявились ряд негативных факторов:

- Отсутствие политической воли у членов ЕС;

- Трудности с налаживанием механизма принятия решений;

- Скудные бюджетные ресурсы на внешнюю политику (1%).[4.c.1]

- Ниццский договор (2000г.) Ниццский договор 2000г. стал стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:

– внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);

– принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит – автоматического перераспределения мест между «старыми» членами ЕС;

– формировании общей внешней и оборонной политики Союза.

Будущее Европейского Союза, включая проект Европейской конституции, обсуждается в работе Конвента, открывшего свою работу в конце 2001г.

Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000г. распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического сектора с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия. (Смотрите Приложение № 1) [5.c.1]

Таким образом, нормативно-правовую базу Европейского Союза составляют: Образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), является частью Парижского договора 1951г.,Европейское экономическое сообщество 1957г. и Европейское сообщество по атомной энергии 1957г. были созданы в рамках Римского договора 1957г., Люксембургская сессия министров иностранных дел 1970г., знаменовала о появлении соглашения о первом сотрудничестве в Европе, Маастрихтский договор 1992г., Амстердамский договор 1997 г., Ниццский договор 2000г.


2 Современное положение Европейского Союза и организационная структура ЕС, Право ЕС

2.1 Положение Европейского Союза в современном мире

Европе́йский сою́з (Евросою́з) — объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор 1992г.). ЕС — уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль. Страны, входящие в ЕС: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония.[11.c.78]

ЕС является важнейшим членом мирового сообщества. ЕС является одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией. ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам. ( Смотрите Приложение № 3).

В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения об ассоциации с 69 странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна, к числу которых относится и большинство беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа. ЕС поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 странами мира. Он имеет статус наблюдателя в ООН. Он принимает участие в ежегодных встречах на высшем уровне семи ведущих государств Запада - в лице четырех своих крупнейших членов - Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии ЕС, непосредственно представляющего Союз.

В ЕС входят 27 государств-членов с общей численностью населения 499 миллионов человек (включая 23 миллиона населения бывшей Восточной Германии). Это самый крупный в мире торговый блок.[23.c.174]

1 января 1993г. официально начал функционировать Единый европейский рынок, ликвидировавший практически все барьеры для свободного движения в рамках Сообщества людей, товаров, услуг и капитала. Со вступлением в силу 1 ноября 1993г. Маастрихтского договора о Европейском Союзе Сообщество сделало необратимый шаг к созданию экономического и валютного союза (ЭВС), а также к введению единой валюты, с одной стороны, и достижению политического союза - с другой. По Маастрихтскому договору граждане государств-членов получают также право на Европейское гражданство.[12.c.262]

Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг) создание и проведение общей политики во все большем количестве областей, ведет к постепенной передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам. Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).

Важно подчеркнуть, что международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

Экономическая интеграция всегда была движущей объединяющей силой объединения Европы. Основными целями экономической интеграции можно выделить:

Þ гармоническое развитие экономических институтов;

Þ стабильное и сбалансированное экономическое

взаимопроникновение;

Þ повышение уровня жизни;

Þ высокий уровень занятости;

Þ экономическая и валютная стабильность.

Преимущества интеграции в Европейском Союзе:

- Увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия;

- Возрастает конкуренция между странами;

- Обеспечение лучших условий торговли;

- Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;

- Распространение передовой технологии.

Отрицательные последствия интеграции в Европейском Союзе:

-   Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.

- Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.

-   Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

ЕС присущи многообразие культурных различий и уважение к ним. Каждый официальный документ должен быть переведен на двадцать три официальных языка; поощряется развитие языков и культур малых народов.[30.c.1]

Цели ЕС:

- создание общего рынка, экономического и валютного союза;

- содействие в рамках Союза гармоническому и сбалансированному развитию экономик, устойчивому и не инфляционному росту без нанесения ущерба окружающей среде;

- содействие высокому уровню конвергенции экономической деятельности, занятости и социальной защиты;

-   содействие укреплению экономических и социальных взаимосвязей

и солидарности государств-членов;

- введение европейского гражданства;

- обеспечение свободы, безопасности и законности;

- содействие экономическому и социальному прогрессу;

-   укрепление роли Европы в мире;

- получение доступа на зарубежные рынки сбыта;

- получение доступа к более дешёвым производственным ресурсам;

- улучшение условий торговли;

- сокращение издержек на масштабе производства;

- желание добиться устойчивого экономического роста;

- привлечение прямых зарубежных инвестиций, которые охотнее идут на большие рынки.

Также не менее важны и неэкономические цели:

- налаживание более дружественных взаимоотношений со странами-соседями;

- укрепление сотрудничества в культурной, научной, социальной и политической областях;

- увеличение своего влияния на мировой политической и экономической арене, так как к мнению подобных сообществ прислушиваются гораздо больше, чем к отдельным странам.[8.c.318]

Европейский союз и государства-члены проводят общую внешнюю политику в области безопасности. Европейский совет определяет принципы и общие директивы. Совет Европейского союза принимает решения, необходимые для выработки и реализации общей внешней политики:

- защита общих ценностей, основополагающих интересов и независимости Союза;

- укрепление безопасности Союза и его членов во всех её формах;

- поддержание мира и укрепление международной безопасности;

- содействие международному сотрудничеству;

-   укрепление демократии и правового государства, а также соблюдение прав человека и основных свобод.

Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).

Таким образом, все цели Европейского Союза можно объединить по сферам. Цели ЕС- основные направления создания и деятельности ЕС.[10.c.45]

В сфере прав и свобод человека – содействие утверждению мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам свободу, безопасность, законность независимо от внутренних границ. В отношениях с внешним миром ЕС провозглашает целью продвижение и защиту своих ценностей и интересов.

В сфере экономики – ЕС ставит своей целью построение единого внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции. К числу важнейших целей ЕС относят прогрессивное и устойчивое развитие, обеспечивающее сбалансированный экономический подъем, построение рыночной экономики, содействие занятости и социальному прогрессу, защита и улучшение качества окружающей среды, обеспечение научного и технического прогресса.

В социальной сфере – борьба против дискриминации, содействие справедливости и социальной защите, обеспечение равноправия мужчины и женщины, солидарность поколений и защита прав ребенка. ЕС призван уважать богатство и разнообразие национальных культур и языков и обеспечивать защиту и развитие общеевропейского культурного достояния.

Цели Европейского Союза осуществляются на принципах субсидиарности и пропорциональности. Европейский Союз действует в сфере исключительной компетенции. [16.c.154]

Уровень «открытости» экономики ЕС, измеряемый экспортной и импортной квотами, значительно выше, чем в других центрах мирового хозяйства. Однако страны ЕС в целом зависят от внешнего мира, за счет которого им приходится удовлетворять 45% своих энергетических потребностей и самых необходимых сырьевых ресурсов. Экспортная квота в среднем составляет около 25%. Для отдельных, прежде всего малых, западноевропейских стран зависимость от внешнего рынка еще более существенная.

Большая часть (до 2/3) торговли стран ЕС приходится на взаимную торговлю (у всех стран ЕС этот показатель превышает 50%, а у малых стран — 70%), около 10% — на торговлю с другими европейскими странами — членами ОЭСР, около 7% — на торговлю с США, около 4% — на торговлю с Японией, около 12% — на торговлю с развивающимися странами.

Несмотря на то, что торговые контакты между отдельными европейскими странами играют весьма значительную роль во внешней торговле стран Союза, региональный рынок европейских стран не может ограничить сферы деловой активности европейских компаний. Страны ЕС вынуждены общаться с другими секторами мировой экономики, что обусловлено, в частности, ресурсной ограниченностью региона. Нефть, газ, уголь, лес, цветные металлы и многое другое страны ЕС получают из третьих стран.

Кроме того, другие страны являются для Союза важными рынками сбыта продукции, поскольку ЕС — крупнейший экспортер сельскохозяйственной продукции. Европейские пищевые и текстильные компании — мировые лидеры в своей отрасли. Традиционно сильные позиции занимает европейская химическая промышленность. Она поставляет на мировые рынки около 2/3 всего экспорта промышленных товаров по сравнению с 15% США и 5% Японии. ЕС является крупнейшим экспортером продукции машиностроения, даже без учета внутрирегионального оборота на западноевропейские страны приходится почти 30% ее мирового экспорта (Япония — 18%, США — 13%). Весьма прочные позиции занимает ЕС в области телекоммуникационного и аэрокосмического оборудования, оптоэлектроники. На западноевропейскую авиационную промышленность, которая экспортирует почти, 1/3 своего выпуска, приходится около 1/4 мирового рынка гражданского авиастроения. С другой стороны, сохраняется отрицательное сальдо баланса ЕС в торговле высокотехнологичным информационным оборудованием, бытовой электроникой. [25.c.99]

Промышленно развитые страны остаются главными торговыми партнерами ЕС среди третьих стран, из которых можно выделить США и Японию.

На долю промышленных товаров приходится около 80% общего импорта стран ЕС из США. Производственное и транспортное оборудование — наиболее важная группа товаров, импортируемых из США, на нее в 2005 г. пришлось около 1/2 совокупного импорта стран ЕС из США. Импорт сырья составляет 13,5% общего импорта стран ЕС из США.

Импорт ЕС из США, к которым относятся офисное оборудование и компьютеры, прочие промышленные товары и электрооборудование, составляет около 30% общего импорта стран ЕС из США. Импорт офисного оборудования и компьютеров из США составляет 37% общего импорта стран ЕС этого товара. К товарам, потребность в импорте которых удовлетворяется в большой степени за счет импорта из США, относятся масленичные (49% всего импорта этого товара в страны ЕС обеспечивается за счет импорта из США), измерительные инструменты (48,4%), химические материалы и продукты, (ранее нигде не классифицированные) (44,4%), электрогенераторы (43,9%) и прочее транспортное оборудование (43%).

Экспорт промышленных товаров составляет около 86% от общего экспорта из стран ЕС в США, а экспорт производственного и транспортного оборудования—около 45%, сырья — около 10%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.