скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: СЭЗ в России

2.        внешнеторговые зоны  (свободные таможенные зоны, транзитные зоны и зоны экспортного производства) призваны обеспечивать рост валютных поступлений, в том числе и за счет консигнационных складов,  сдачи в аренду помещений, проведения выставок, перевалки грузов и их транзита. К внешнеторговым зонам следует отнести прежде всего подмосковные «Московский Франко-порт» (около аэропорта  «Внуково»), «Шерри-зон» (около аэропорта «Шереметьево») (9),  «Франко-порт Терминал» (на территории московского Западного речного порта) (10).

3.        функциональные,  или отраслевые зоны (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские зоны и др.) выполняют как народнохозяйственные,  так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества,  внедрению результатов отечественной науки, а также  разработке наукоемких технологий,  новых видов готовой продукции и расширению экспорта. К отраслевым зонам научно-технического характера относится  СЭЗ  в Зеленограде,  которая  должна специализироваться в области микроэлектроники,  информатики и связи;  к зонам финансового («оффшорного») характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии (18); к зонам туристско-рекреационного типа - особая экономическая зона «Кавказские Минеральные Воды» (17).

Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является создание благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим по стране экономико-правовым режимом для предпринимателей. Конкретные льготы и преимущества имеют некоторые количественные отличия по различным СЭЗ, но по существу они, как правило, сходны.

К наиболее распространенным льготам и привилегиям, предоставляемым в СЭЗ, относятся:

1.        полное или частичное освобождение от таможенных пошлин и других сборов, ввозимых на территорию СЭЗ машин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства, а также прочих товаров, освобождение от таможенных пошлин и других сборов вывозимых товарно-сырьевых ресурсов. Примером могут послужить льготы предоставляемые в Особой экономической зоне Калининградской области статьёй 7 (3) или в Кемеровской области статьёй 29 (7);

2.        полное или частичное освобождение предприятий от налоговых выплат в местный бюджет, предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов. Здесь можно привести в пример налоговые льготы, предоставляемые участникам Эколого-экономического района (ЭЭР) «Алтай» и СЭЗ «Алтай» - самые очевидные из них приведены в таблице 1;

3.        предоставление в аренду помещений, земли по льготным тарифам на длительный срок, льготные транспортные тарифы, льготные цены на энергоносители;

4.        обеспечение упрощенного порядка вступления в СЭЗ и гарантии свободного предпринимательства;

5.        предоставление льготных кредитов, в том числе налоговых, под определённые программы, предоставление государственных гарантий по кредитам;

6.        упрощённая система международных перемещений граждан и капиталов, в том числе капиталов в иностранной валюте.

Таблица 1.

Льготный налоговый режим, применяемый для предприятий, зарегистрированных в ЭЭР «Алтай» и СЭЗ «Алтай» (24).

Местные налоги 0%
Налог на прибыль 13%
НДС Льгота
Налог на пользователей автодорог 0.5%

При создании СЭЗ в России проявилась «гигантомания» - создание зон на больших территориях, соответствующих территориям субъектов Федерации и превышающих 10 тыс. кв. км. – СЭЗ «Янтарь», «Ингушетия» и др. Российская практика говорит, что все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под свою ответственность как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха зоны (22). Если мы обратимся к зарубежному опыту по созданию и нормальному функционированию СЭЗ, то произведенные расчеты показывают, что:

ü  для нормального обустройства 1 кв. км экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40-45 млн. дол. США;

ü  для нормального обустройства таможенно-торговой зоны требуются вложения порядка 10-15 млн. дол. США.

Где возьмет эти средства администрация, например, Читинской области, заявившая о намерении создать СЭЗ на всей территории -  432  тыс. кв. км,  или Алтайский край - 262 тыс. кв. км?  (А общая площадь только первых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1 млн.  кв. км,  или 7%  территории России). Именно по этой причине большая часть СЭЗ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, портов или небольшого по территории города (28).

Отдельно следует отметить создание  международной специальной экономической зоны. СЭЗ «Тумаган»  создана на стыке границ России, КНР и КНДР. Данный проект рассчитан на 25-30 лет. В СЭЗ построен порт и намечена постройка многочисленных промышленных предприятий с использованием китайской, корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять сырье для переработки на эти предприятия. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться многочисленными льготами. Проект создания СЭЗ предполагает также прокладку железной дороги через территорию Китая, государства Средней Азии в Европу, призванной значительно сократить этот путь.

2.2. Предпосылки и цели создания СЭЗ.

Создание СЭЗ  - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов,  ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач,  реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот,  устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. (Впрочем, как отмечено в (28, стр. 8), согласно мировому  и отечественному хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ,  почти всегда не совпадают с тем,  что происходит в результате фактического развития).

На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не  только  общие,  но и локальные факторы. Так, для транспортных, внешнеторговых зон необходимо наличие крупного транспортного  узла.  Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия  желательны для размещения торговых,  банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и  технополисов  нужна  развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия  культурных и исторических центров, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры. Организация комплексных Особых экономических зон (ОЭЗ), предполагает анклавное или островное положение территории, как это и было отмечено в проекте Федерального закона «О Свободных экономических зонах в Российской Федерации» (33), что связано с проблемами, рассматриваемыми ниже.

Исходя из задач,  поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:

ü благоприятное транспортно-географическое положение по  отношению к  внешнему  и  внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;

ü развитый производственный потенциал,  наличие производственной и социальной инфраструктуры;

ü существенный  по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья,  цветных  металлов, лесных ресурсов и т.д.).

Поэтому территории,  наиболее  благоприятные  для  размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение,  а также располагают морскими торговыми портами  и  магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами),  сложившимися промышленными,  научными  и  культурными центрами,  районами  концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

В отдельных  случаях  создание  СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально  развитой  промышленностью,  производственной и социальной инфраструктурой,  но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные  программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

По утверждению (22), для организации эффективно функционирующей зоны с особым экономическим режимом необходимо руководствоваться следующими принципами, наработанными мировой практикой:

1.    прибыльности, предпринимательской и инвестиционной активности;

2.    конкурентоспособности бизнеса по сравнению с аналогичной деятельностью другой территории за счет использования новых форм и методов организации;

3.    целеполагания как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;

4.    единства предпринимательской и управленческой инициативы в условиях компромисса интересов хозяйствующих субъектов и СЭЗ (соответствия структуры управления СЭЗ экономическим условиям);

5.    обеспечения законодательства, нормативных и режимных требований, а также условий кредитования, фрахта, таможенных услуг, операций с ценными бумагами.

Мировой опыт (Японии, США, Европы, Азии) показывает, что на функционирование СЭЗ оказывают влияние следующие факторы:

ü  политическая стабильность;

ü  инвестиционные гарантии;

ü  качество инфраструктуры;

ü  квалификация рабочей силы;

ü  упрощение административных структур;

Необходимо также учитывать, что в условиях России привлечение иностранных инвесторов возможно через перспективу освоения обширного отечественного рынка.

Различные законодательные акты Российской Федерации и её субъектов о создании СЭЗ декларируют практически единые цели (например 7, 3):

ü   привлечение инвестиций для создания производственных мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции;

ü   насыщение внутреннего рынка импортозамещающей продукцией;

ü   создание экспорто-ориентированных производств;

ü   повышение занятости населения;

ü   формирование конкурентоспособной производственной и предпринимательской инфраструктуры.

Для каждой конкретной СЭЗ происходит детальная проработка целей и задач на основе целевых программ развития. Так, например, «Федеральная целевая программа развития ОЭЗ в Калининградской области на 1998 – 2005 годы» (19) предусматривает достижение следующих целей:

ü   обеспечение политических и оборонных интересов России в регионе;

ü   укрепление единого экономического пространства России;

ü   развитие внешнеэкономических связей России;

ü   развитие экономики Особой экономической  зоны и области  в целом, повышение уровня жизни населения и достижение социально-политической стабильности в области;

ü   обеспечение экономической безопасности области.

Исходя из необходимости достижения  указанных целей, усилия федеральных и областных органов государственной власти предлагается сосредоточить  на  решении  следующих главных задач:

ü   развитие сети  инженерной  инфраструктуры   и комплексов жизнеобеспечения Особой экономической зоны и области в целом, включая  транспортный и природоохранный комплексы;

ü   государственная поддержка приоритетных отраслей   и  объектов  экономического  роста Особой экономической зоны;

ü   структурная перестройка хозяйственного комплекса Особой экономической зоны и области в целом, развитие нетрадиционных для региона конкурентоспособных  отраслей  и производств, включая импортозамещающие;

ü   обеспечение полноценного     функционирования размещённых на  территории  области воинских формирований и баз

При этом можно указать также на некоторые геополитические цели создания СЭЗ:

ü  налаживание и уклепление международных связей РФ на уровне хозяйствующих субъектов и отдельных граждан, «врастание» России в мировое хозяйство;

ü  укрепление, в том числе и экономическое, анклавных образований на рубежах нашей страны, подвергающихся со стороны соседей непрерывному геополитическому воздействию (Калининград, Сахалин и др.);

ü  путём повышения уровня жизни населения в отсталых и депрессивных регионах поддержание политической стабильности в стране.

Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование СЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение которых предстоит в ближайшем будущем.

2.3. Практический опыт функционирования СЭЗ на примере Калининградской области.

«Теория без практики мертва». Соглашаясь с этим утверждением, видится необходимым проанализировать деятельность одной из реально существующих российских экономических зон. В качестве примера выбрана одна из старейших СЭЗ в России - СЭЗ «Янтарь», а ныне Особая экономическая зона Калининградской области.

Согласно положению о СЭЗ «Янтарь» (21),  принятому в сентябре  1991 года, целями её создания было ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области,  повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами,  обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного  капитала,  технологии  и  управленческого опыта,  потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей региона, развития производства экспортной и импортозамещающей продукции,  трансконтинентального транзита,  отработки новых форм хозяйствования  в условиях перехода к рыночной экономике.

Свободная экономическая зона создавалась в пределах всей Калининградской области с прилегающими  к  ней  районами  континентального шельфа,  за  исключением территории объектов,  имеющих оборонное и стратегическое значение для России.

Главные отличительные черты рассматриваемой зоны:

1.    выгодное экономико-географическое положение на пересечении  торговых путей между Евразией и Европой, наличие незамерзающего морского порта;

2.    уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов);

3.    изолированность области от остальной территории России  границами других государств, что повышает транспортные расходы и одновременно увеличивает политические риски хозяйственной деятельности в регионе;

4.    использование  для  военных  нужд значительной части территории, втрое большей,  чем площадь территории гражданского заселения, что создает  неблагоприятный  климат  для его внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных капиталов.

В январе 1996 года Президентом РФ был подписан  закон  «Об  особой экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области» (3). Подробный анализ опыта функционирования области в качестве СЭЗ или, позднее, ОЭЗ и прогноз последствий принятия нового закона,  проведенный в (29), показывает,  что, несмотря на наличие определенного потенциала области и  на то,  что преференциальный режим хозяйственной деятельности в ней был более стабилен,  чем в других «старых» СЭЗ  (в  частности, режим  беспошлинного,  безлицензионного и безрегистрационного экспорта, а также беспошлинного импорта с одновременной отменой НДС и спецналога действовал в области на протяжении 16,5 месяцев - ситуация,  не имеющая аналогов на территории  России),  дополнительные права и привилегии,  предоставленные области в 1991-1995 гг., оказались малоэффективными  для  решения  ее  социально-экономических проблем. При этом:

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.