Реферат: Разработка рекомендаций по эффективному использованию экотуристского потенциала России
Иерархическая классификация экотуров:
Тип- природно-ориентированный
Классы - 1. Экотуры в "дикой" природе, в границах охраняемых территорий
- 2. Экотуры вне границ охраняемых территорий, на пространстве культурного ландшафта
Виды - 1. по основной цели (см.выше)
- 2. по основному объекту (см.выше)
Формы - 1. по возрасту участников (дети и взрослые)
- 2.по состоянию их здоровья (с ограничениями и без ограничений)
- по численности групп (малые и большие)
Основными характерными видами туристских услуг и товаров для национальных парков могут яявляться:
· разработанные , обустроенные и контролируемые парком постоянные маршруты
· образовательные и консультационные услуги самых разных типов
· организация спортивного, приключенческого, зеленого сельского, лечебного и реабилитационного туризма
· специальные экологиеские и эколого-культурные туры
· экскурсионные услуги, в том числе - экскурсии по окрестностям парка
· проведение специальных мероприятий и акций (ярмарок, аукционов, фестивалей)
· контролируемая заготовка туристами "даров природы"
· экотехнологичные услуги размещения и транспортные услуги
· продажа экологически чистых местных продуктов питания
· продажа товарных знаков с экологической символикой парка
· прокат туристского снаряжения
Соотношение различных видов туризма в российских национальных парках:
Пеший- 25%
Водный- 20%
Авто- 17%
Конный- 7%
Научный, горный, лыжный, эколого-познавательный- 5%
Детский- 4%
Рыбный, Охотничий, Приключенческий, Гостевой- 3%.
В целом, для развития экотуризма в последние годы характерны несколько тенденций. С одной стороны, экотуризм становится все более разнообразным. С другой, возрастает его интеграция с иными отраслями туристической индустрии. Поэтому приверженцы классически-природоохранного туризма в узкой его трактовке, обеспокоенные возросшим негативным влиянием значительных потоков экотуристов, призывают к выходу экотуризма за пределы охраняемых территорий, на пространство культурных ландшафтов, в свою очередь, в массовых видах туризма появляются элементы туризма экологического, например кратковременные посещения национальных парков и других природных территорий.
Часть 3. Причины, сдерживающие развитие экологического туризма на ОПТ.
Текущую ситуацию в сфере туризма в национальных парках можно охарактеризовать как неудовлетворительную. В настоящее время оказание национальными парками туристских услуг посетителям не приносит ожидаемых доходов (более трети всех национальных парков России вообще не получают доходов от туризма) по нескольким причинам.
Ныне существующая в России сеть национальных парков не сможет даже в перспективе покрыть желание многих людей увидеть многообразие дикой природы в различных физико-географических регионах. Ни одного (!) национального парка нет на Дальнем Востоке, в Горном Алтае, в дельте Волги, нет во многих других регионах с сохраненной в первозданном виде дикой природой.
Что же сдерживает развитие экотуризма в России при наличии имеющейся мощной туристской базы?
В основном это экономические и организационные причины. К числу экономических причин относятся:
1) отсутствие необходимого первоначального капитала для финансироваия работ по созданию экоцентров, которые приступили бы к проработке всего комплеса вопросов, относящихся к формированию целевых программ экологических путешествий
2) незначительность инвестиций в инфраструктуру экотуризма, что сказывается на состоянии гостиничного, транспортного обслуживания туристов
К организационным причинам можно отнести:
1) отсутствие специализированных турорганизаций в области экотуризма
2) ограничения на посещение экотуристами привлекательных в природном отношении мест в основном вследствие неразработанности механизма взаимодействия администрации особо охраняемых природных территорий с организаторами экотуристских путешествий и экскурссий
3)отсутствие рекламы экотуризма
4) ограниченность квалифицированноых специалистов в области экотуризма, способных взять на себя разработку, организацию и проведение экологических туров
5) отсутствие необходимой законодательной базы туризма
Отношение к территориям как к закрытым учреждениям, охраняющим в научных целях нетронутые прирдные территории, также привело к серьезным проблемам- оторванности от общего социально-экономического развития регионов и отсутствию поддержки со стороны местного населения. А экономический кризис последнего времени еще более обострил противоречия между безработным населением и заповедниками, которые воспринимаются как природные ресурсы , изъятые из использования по неясным причинам и с неопределенными целями. Вопрос о необходимости развития экологического просвещения и экологического туризма на этих территориях встал со всей остротой , когда сокращене бюджетного финансирования заставило всерьез задуматься о необходимости поиска внебюджетных средств. Именно это считалось основной целью развития туризма. Кроме того , многие заповедники слабо представляют себе сущность экотуризма и его организации. В то же время нередко возникает спонтанное развитие экотуризма, и многие рассматривают этот вид деятельности как единственный дополнительный источник дохода. В этом заключается серьезная опасность. Без должного планирования и управления при отсутствии знаний и опыта в этой сфере деятельности экологический туризм не обеспечит существенных экономических преимуществ охраняемым территориям и местным жителям. Вместо этого он может нанести непоправимый вред уникальным экосистемам и дискредитировать саму идею развития экотуризма.
Эффективное развитие экотуризма затрудняет ряд проблем общего характера:
На федеральном и региональном уровнях:
· экономический кризис,политическая нестабильность оказывают влияние на имидж России, особенно в глазах зарубежных туристов
· несовершенство законодательства, в особенности налоговой политики, визовой системы, правил землепользования. На сегодня юридические и экономические условия не создают благоприятных условий для инвестиций для развития экологического туризма.Во многих случаях развитие экологиеского туризма невыгодно заповедникам, так как они вынуждены отчислять значительную часть средств в качестве налогов.
· отсутствие стратегии и конкретных планов развития экотуризма на базе заповедников
Таким образом, экотуризм пока не получает достаточного внимания ни со стороны государства, ни со стороны коммерческих структур. Слабо развитое правовое обеспечение и структурное пространство этой сферы экономики, отсутствие инструментария экспертизы отдельных проектов нередко порождают нецивилизованное развитие рынка туризма со стороны как местных, так и внешних участников процесса, основным мотивом которых является получение максимальной прибыли в короткие сроки.
На местном уровне:
· В большинстве ОПТ не налажены механизмы определения допустимых рекреационных нагрузок и мониторинга экологических последствий туризма. Это делает их уязвимыми перед возможными экологическими проблемами, которые несет с собой туризм, осуществляемый без должного планирования и контроля.
· Отсутствие или низкая комфортность инфраструктуры- условий проживания, транспортных средств, организованных туристских маршрутов, оборудованных экотроп, наблюдательных вышек и прочих приспособлений. Наличие некоторой элементарной инфраструктуры и бытовых удобств позволило бы существенно увелиить поток туристов. Улучшение инфраструктуры позволило бы охраняемым территориям и местным сообществам расширить спектр предлагаемых туристам платных услуг и тем самым увеличить свои доходы
· Отсутствие подробной информации о районах проведения туров и эколого-познавательных программ в наших ОПТ.
· Отсутствие специализированной информации, например списков видов растений и животных с комментариями, перечней редких и исчезающих видов и др. Успех экотуризма, особенно международного, в значительной степени зависит от возможности посетителей получить достоверную и исчерпывающую информацию еще до начала поездки.
· Не разработаны комплексы маршрутов и программ для разных категорий туристов, т.е отсутствует туристический продукт, соответствующий стандартам международного туристического рынка
· Отсутствие у российского персонала опыта и знаний, необходимых для успешной организации туризма, особенно в области маркетинга, познавательных программ для разных категорий посетителей, ценообразования
· Российские природные территории не в состоянии предоставить туристам достаточного разнообразия платных услуг и продукции, поэтому их доходы ниже, чем могли бы быть
· Отсутствуют единые цивилизованные стандарты формирования цен на услуги, предоставляемые ОПТ для туристов
· У большинства российских природных территорий отсутствуют качественные рекламно-информационные материалы и возможности выхода на высокоспецифический международный рынок туризма. Маркетинговые проблемы также являются серьезной проблемой, затрудняющей развитие экотуризма в России.
· Отсутствуют специализированные структуры, способные организовывать и координировать процесс развития экотуризма на федеральном и региональном уровнях.
· Отсутствуют механизмы, при которых часть финансовых поступлений от экотуризма направлялась бы на нужды местных поселений. Большинство ОПТ недооценивают необходимость участия местного населения в развитии экотуризма.
Как видно, причины, сдерживающие развитие экологического туризма на ООПТ в России значительно серьезные. В современных условиях политической и экономической неопределенности их устранение может затянуться на длительное время. Это означало бы, во-первых упущенную экономическую выгоду, а во-вторых, продолжающуюся экологическую стагнацию, которую можно было бы хотя бы сдержать, содействуя развитию экологического туризма.
Для того , чтобы экологический туризм в заповедниках развивался в соответствии с международными принципами, в рамках концепции устойчивого туризма нужна координация действий на всех уровнях. Только объединение усилий, единство рекламной и маркетинговой политики, выработка корпоративной этики, единых стандартов обслуживания и организации туризма на заповедных территориях обеспечат успешную реализацию всех мероприятий, намеченных в "Основных направлениях развития и организации деятельности государственных природных заповедников на период до 2010 года". Развитие деятельности по экологическому туризму должно координироваться на федеральном уровне и уровне региональных ассоциаций заповедников.
Важнейшей задачей на современном этапе развития экотуризма является выработка корпоративной культуры, этики , правил поведения, определенного стиля организации и уровня общения.Мы всегда должны помнить о том, что, открывая людям красоту, мы выполняем особую миссию- не только просвещаем и информируем , но и несем особое трепетное отношение к природе и к заповедным территориям, воплощаем в жизнь идеи гармоничных отношений человека и природы, проповедуем общечеловеческую культуру.
Глава IV. Направления и мероприятия по повышению эффективности использования экотуристского потенциала ОПТ.
Часть 1.Совершенствование нормативно-правовой базы развития экологического туризма на ООПТ.
Утвержденная Указом Президента России от 01.04.96 № 440 Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию подчеркивает, что одним из ключевых факторов обеспечения экологической безопасности страны является воспитание населения на принципах понимания необходимости сохранения биосферы и поддержания ее равновесного состояния. Вопросы развития экологического сознания рассматриваются в этом документе в числе приоритетных. Предусматривается, в частности, формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития. И создание соответствующей системы воспитания и обучения, важной составной частью которой могут стать и особо охраняемые природные территории.
Федеральный Закон Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях"- основополагающий правовой акт, определяющий основы всей деятельности государственных природных заповедников. Согласно статье 7, на заповедники возлагаются следующие задачи:
- осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов
- организация и проведение научных исследований, включая Летописи природы
- осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды
- экологическое просвещение
- участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов
- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природной окружающей среды
Следует отметить, что настоящий Федеральный Закон подчеркивает эколого- просветительское значение природных комплексов и объектов территорий заповедников, изымаемых при их создании из хозяйственного пользования. При этом статья 9 Федерального закона допускает возможность проведения на территориях заповедников деятельности, направленной на выполнение эколого-просветительской работы.
Необходимо иметь в виду, что государственные природные заповедники имеют статус учреждений, т.е. относятся к некоммерческим организациям. В соответствии же со статьей 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации заповедники как некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и в соответствии с этими целями. Цели же и задачи заповедников исчерпывающе определены в статьях 6 и 7 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", к их числу относится и ведение эколого- просветительской деятельности.
Следует специально отметить, что Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" не предусматривает полного запрета посещения территорий государственных природных заповедников гражданами. В соответствии с частью 5 статьи 9 этого закона пребывание на территории заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешения этих органов или дирекций государственных природных заповедников.
Важнейшим подзаконным актом, регламентирующим деятельность российских заповедников, является Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.91 №48 (в ред. Постановления Правительства России от 23.04.96 №527).