Реферат: Эколого-правовой режим недропользования
Реферат: Эколого-правовой режим недропользования
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ,
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В КУРСОВОЙ РАБОТЕ:
1. Министерство природных ресурсов РФ — Минприродных ресурсов РФ,
2. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды — Госком по охране окружающей среды,
3. Федеральный закон «Лесной кодекс РФ» — ЛК РФ (1996 г),
4. Закон РФ «О недрах» (в редакции Федерального закона РФ от 8 февраля 1995 г ) — Закон о недрах,
5. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» — Закон;
6. Гражданский кодекс РФ — ГК РФ,
7. Уголовный кодекс РФ — УК РФ,
8. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях — КоАП РСФСР;
9. Кодекс законов о труде РСФСР — КЗоТ РСФСР,
10. Земельный кодекс РФ — ЗК РФ,
11. Водный кодекс РФ — ВК РФ;
12. Собрание законодательств РФ — СЗ РФ,
13. Собрание актов Президента и Правительства РФ — СА РФ и САПП.
Содержание:
Введение:
1. Недра как объект эколого-правового режима недропользования.
Основная Часть:
2. Особенности государственного регулирования эколого-правового режима недропользования: понятие, органы, функции
ü Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
ü Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых
ü Планирование использования и охраны недр
ü Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных ископаемых
ü Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр
ü Разрешение споров по вопросам пользования недрами
3. Понятие права недропользования.
Заключение:
4. Ответственность за нарушение законодательства о недрах
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Недра как объект эколого-правового режима недропользования.
В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей.
Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Закон РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. (в редакции Федерального закона от 8 февраля 1995 г.[1]) регулирует отношения, возникающие в связи с изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.
Данный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также права пользователей недр.
Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ-Закон РФ о недрах действует на всей территории РФ, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральным законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить данному Закону, принятому 21 февраля 1992 г. (в редакции федерального закона от 8 февраля 1995 г.).
Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом РФ о недрах.
Субъекты РФ принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных указанным Законом.
В соответствии со ст. 2 Закона о недрах государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа[2].
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и ее субъектами.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственные про граммы геологического изучения недр, воспроизводства минеральной базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем государственных органов решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.
Для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ и обеспечивает основы ее
суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать с гатус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ Часть месторождении федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.
Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, и порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами.
Связь недр с землей проявляется в том, что они являются продуктами природы: выступают непосредственным продолжением земельной территории; запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены, как ограничена и земная поверхность.
Вместе с тем недра имеют специфические особенности, являясь как основным средством производства (при добыче полезных ископаемых), так и пространственным операционным базисом (при использовании пространства недр для размещения подземных складов, сооружения газовых и нефтяных трубопроводов, газовых и нефтяных хранилищ, прокладки линий метрополитена, для захоронения вредных веществ, подземного сброса сточных вод).
Полезные ископаемые и минеральные ресурсы не поддаются восстановлению, в процессе потребления могут вообще исчезнуть, их месторождения распределены неравномерно в территориальном отношении, доступны лишь в ограниченной степени.
В экологическом аспекте недра служат естественным фундаментом земной поверхности, естественной «кладовой» земли. Эксплуатация недр связана с возможностью нанесения ущерба другим природным богатствам, окружающей природной среде в целом, здоровью человека.
Запасы минеральных вод и других веществ, заключенных в недрах земли и находящихся на ее поверхности, используются для лечебных и научных целей, а также могут быть памятниками природы, истории, культуры.
Объектом права государственной собственности на недра признаются как уже открытые, так еще и не открытые полезные ископаемые. Открытыми месторождениями считаются такие, наличие которых точно установлено. Все остальные месторождения признаются еще не открытыми.
Все полезные ископаемые делятся на общераспространенные и необщераспространенные.
К общераспространенным относятся: песок (кроме формовочного, стекольного, кварцевого для производства огнеупорных и фарфорово-фаянсовых изделий), галька, гравий, глина (кроме каолина, огнеупорной, формовочной для фарфорово-фаянсовых изделий, лорициновой, красочной, бетонитовой, кислотоупорной), долодий, камень, булыжный камень, песчаник (кроме дннасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового и битуминозного), сланец, (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, сионит, габбро, андезит, порфир.
К необщераспространенным относятся все прочие рудные и нерудные ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.).
Для этих двух видов полезных ископаемых установлен различный правовой режим. Месторождения необщераспространенных полезных ископаемых делятся на месторождения федерального, республиканского (субъектов РФ) и местного значения.
Учет полезных ископаемых производится в соответствии с утвержденными классификациями полезных ископаемых раздельно для каждого вида минерального сырья.
Большое значение имеет деление запасов полезных ископаемых на балансовые и забалансовые.
Балансовыми запасами полезных ископаемых признаются такие запасы, использование которых в настоящее время экономически целесообразно и которые должны удовлетворять определенным кондициям.
Забалансовые — это такие запасы полезных ископаемых, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно из-за низкого содержания ценных компонентов, небольшой мощности залежей, малого количества полезных ископаемых, нахождения их в трудных горнотехнических условиях и т.п., но которые в дальнейшем могут быть использованы для промышленного освоения.
Отнесение запасов к одной из указанных групп меняет правовое положение месторождения, поскольку балансовые запасы являются объектом эксплуатации и включаются в народнохозяйственные планы на ближайшее время. В то же время забалансовые запасы представляют собой резерв минеральных ресурсов.
Особый вид полезных ископаемых представляют торфяные залежи, подчиненные особому правовому режиму и относящиеся к месторождениям регионального и местного значения.
Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами[3]» предусмотрено впредь до вступления в силу законов РФ, регламентирующих порядок применения соглашений о разделе продукции, для создания правовых основ для привлечения российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья, использовать положения настоящего Указа.
Особенности государственного регулирования эколого-правового режима недропользования: понятие, органы, функции
Регулирование эколого-правового режима недропользования представляет собой деятельность государства, направленную на наиболее рациональное, эффективное использование недр и их охрану и тесную взаимосвязь с другими объектами природы
Различается государственное регулирование со стороны собственников недр, которое осуществляется государственными органами и от имени государства, и внутрихозяйственное регулирование, осуществляемое недрополь-зователями (изучение и учет недр, организация предоставленного в пользование пространства недр, передача недр во вторичное пользование)
В соответствии со ст. 3 Закона РФ о недрах в компетенцию федеральных органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования входят
разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах,
определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ,
установление общею порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых,
создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств,
государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения,
составление государственного баланса запасов полезных ископаемых. государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных
ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, ведение государственного учета месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр,
распоряжение недрами континентального шельфа РФ,
введение ограничений на пользование недрами на специальных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды,
распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр за исключением участков, находящихся в исключительном ведении РФ,
определение совместно с субъектами РФ условий и порядка взимания платы за пользование недрами, включая установление их предельных уровней по группам полезных ископаемых, установление форм и размеров платы за пользование участками недр федерального значения, а также утверждение договоров на условиях раздела продукции,
координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами,
защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ;
разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ,
заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр,
государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его определения
Реализация общей федеральной политики недропользования в РФ возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения по согласованию с субъектами РФ, которая может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектами РФ
Законом РФ о недрах определена компетенция органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношении недропользования на своих территориях в нее входит:
принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах;
участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы РФ;
разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов,
участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр определяющих их ценность или опасность;
составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с РФ участков недр федерального, регионального и местного значения;
определение форм и установление размеров платы за пользование участками недр регионального и местного значения в установленных пределах;
установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;