скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Экология

            Сбором и переработкой вторичного сырья занимается  несколько предприятий, наибольший объем вторичного сырья перерабатывает предприятие ОАО «Вторресурсы» (г. Северодвинск). В 2000 году данным предприятием переработано: 6000 т макулатуры; 210 т текстиля и войлока; 1750 т резинотехнических изделий (в т. ч. автопокрышек); 800 т стеклобоя; 6000 т лома черных и цветных металлов.

            Не решен вопрос утилизации и обезвреживания твердых и жидких радиоактивных отходов, образующихся на предприятиях военно-промышленного комплекса г. Северодвинска. Длительное время ядерные отходы вывозились за пределы области. Для нормализации существующего положения в области необходимо строительство полигона с предприятиями по переработке и обезвреживанию данного вида отходов.

            Сельскохозяйственная освоенность территории  Архангельской области составляет около 3%. Со второй половины текущего столетия отмечается сокращение сельскохозяйственных земель. Причин сокращения много: зарастание земель древесно-кустарниковой растительностью; заболачивание территории; отсутствие внутрихозяйственных дорог; ликвидация «неперспективных» населенных пунктов. В настоящее время сельскохозяйственные земли мелкоконтурны, переувлажнены, закустарнены.

            Среди негативных воздействий на природную среду значительное место занимают полеты космических аппаратов, запуск которых осуществляется с самого северного в мире космодрома Плесецк, расположенного в Архангельской области.

            За время существования космодрома с его стартовых комплексов осуществлено около 40 % всех запусков космических аппаратов нашей страны, или почти 2 тыс. искусственных спутников Земли.

            На основании Постановления  правительства Российской Федерации «О государственной поддержке хозяйственного комплекса Архангельской области в 1997-2000 годах» были проведены работы по исследованию воздействия ракетного топлива на состояние окружающей среды в районах падения частей ракетоносителей и разработан  порядок взимания платежей за изъятие из хозяйственного оборота участков земли.

            Составной частью общей оценки экологической ситуации в области является отношение общественности к размещению предприятий. В Архангельской области, как и по всей стране, ширится в основном негативное отношение  населения к строительству новых промышленных объектов. Особенно это касается предприятий энергетики, химической промышленности и других объектов, имеющих выбросы и сбросы, а также требующих отчуждений больших территорий. На волне протеста против строительства в г. Архангельске атомной станции теплоснабжения возникло движение, объединившееся в ассоциацию «Экология Севера». Действия активистов этого движения способствовали принятию решения о запрещении строительства атомной станции теплоснабжения  и ускорению проектирования второго теплоисточника на газовом топливе. Интенсивное  использование платформенных территорий для строительства АЭС требует существенного повышения уровня знаний о сейсмической опасности этих территорий. Как известно, с 1990 года возросла сейсмическая активность в районе г. Архангельска. Сейсмогенные зоны очень опасны с экологической точки зрения. Вызванные землетрясениями подвижки блоков горных пород по разломам земной коры могут повредить объекты особой опасности, например АЭС, что может привести к ядерной катастрофе. С другой стороны, экологическим бичом региона является повсеместное  использование в теплоэнергетических целях угля, мазута, применения дров в многочисленных домовых котлах малоэтажной застройки как в центре городов, так и на их окраинах, а также в поселках. Для ликвидации задымления необходимо уменьшить число мелких котельных. Эту проблему можно  решить со строительством АЭС в г. Архангельске. В настоящее время многие активисты движения «Экология Севера» сейчас публично признаются в допущенной ошибке при отказе от строительства станции. Проблемы отопления городов Архангельска и Северодвинска, обусловленные экономическим кризисом, заставили пересмотреть многие экологические позиции. Большая надежда возлагается на плавучую АЭС.

            Используя приложение № 1, проанализировал динамику основных показателей экологической обстановки Архангельской области с 1989 года по 2000 год. Из приведенных данных видно, что с каждым годом выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников уменьшались и в 2000 году составляли 290,2 тыс. т против 516 тыс. т в 1989 году. Это обусловлено усовершенствованием применяемых очистительных сооружений, дымовых фильтров, внедрением новых технологий сжигания углей, перевод ТЭС на использование газа.

            Однако, объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты увеличились и в 2000 году составили 808,4 млн. куб.м., против 644,1 млн. куб.м. в 1989 году. Это объясняется ростом инфраструктуры, несовершенными очистными сооружениями, появлением новых видов производств на предприятиях.

            Уменьшение площади рубок со 159 тыс. га в 1989 году до 68 тыс. га в 2000 году  привело к уменьшению  лесовосстановления  со 131,2 тыс. га в 1989 году до 46,3 тыс. га в 2000 году. Уменьшение объемов лесозаготовок предприятиями, их неконкурентноспособность привели к уменьшению площади рубок. Недостаточность финансирования привела к уменьшению объемов лесовосстановления.

3.1. Экологически опасные объекты и предприятия Архангельской области

            Архангельская область как самостоятельная административно-территориальная единица существует с 1937 года. В области получили развитие следующие предприятия: по заготовке древесины, производству пиломатериалов, бумаги, картона, продукции лесохимии, рыбодобывающие, а также оборонные предприятия и объекты (судостроительные и судоремонтные заводы, космодром «Плесецк» и ядерный полигон на Новой Земле). Размещение предприятий и объектов такого профиля было обусловлено прежде всего наличием древесного сырья, запасов пресной воды, малой заселённостью территории, удобными транспортными путями для экспорта продукции.

            На карте нанесены предприятия области, которые оказывают наибольшее воздействие на состояние окружающей среды своими выбросами и сбросами техногенных загрязнений, образующихся в технологической цепочке. К ним отнесены так же основные производства с точки зрения высокой вероятности техногенных экологических катастроф. На карте обозначены и объекты оборонно-технического назначения повышенной экологической опасности в силу своей специфики, как то строительство и утилизация кораблей с ядерными энергетическими установками, запуск космических и баллистических ракет, а также места производства ядерных взрывов.

            Местонахождение объектов:

            г. Архангельск – открытые акционерные общества (ОАО): «Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат» (ЦБК), «Архангельская ТЭЦ» и «Архангельский гидролизный завод»;

            г. Новодвинск – ОАО «Архангельский ЦБК»;

            г. Северодвинск – предприятия государственного Российского центра атомного судостроения (ГРЦАС): ГУПМП «Севмашпредпритие» и ГУП ПО «Звёздочка», акционерные общества Северодвинские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2;

            г. Коряжма – ОАО «Котласский ЦБК»;

            г. Мирный – космодром «Плесецк»;

            г. Онега – ОАО «Онежский гидролизный завод»;

            Муниципальные образования: Ленский и Котласский районы – магистральный газопровод «Ухта-Торжок» Урдомского и Приводинского ЛПУМГ (линейный перекачивающий участок магистрального газопровода) к ним отнесены  опасные производства с точки зрения высокой вероятности  техногенных экологических катастроф.

            Также, к экологически опасным предприятиям Архангельской области относятся:

            Закрытое административное территориальное образование «Новая Земля» - Центральный исполнительный полигон РФ;

            Места производства ядерных взрывов, произведённых в интересах народного хозяйства. На территории области было произведено 3 взрыва для сейсмического зондирования земной коры и мантии: в 1971году у с. Ильинско-Подомское Вилегодского района (условное название «Глобус-1»), в 1984 году у д. Ручьи Мезенского района (условное название «Кварц-1»), и в 1988 году юго-восточнее г. Котласа (условное название «Рубин-1»).

            Наиболее крупные предприятия лесозаготовительной промышленности: АО «Онегалес» - 410 тыс. м (Онежский район), АО «Двинглес» - 404 тыс. м (Красноборский район), АО «Коношалес» - 207 тыс. м (Коношский район), АО «Ерогодский ЛПХ» - 315 тыс. м (Котласский район), АО «Красноборский ЛПХ» - 202 тыс. м  (Красноборский район), ОАО «Шалакушалес» - 229 тыс. м (Нындомский район), АО «Усть-Покшеньгский ЛПХ» - 227 тыс. м (Пинежский район), Федеральное учреждение ОУ-250 – 314 тыс. м (Плесецкий район), ЗАО «Устьялес» - 372 тыс. м (Устьянский район), АО «Дмитриевский ЛПХ» - 272 тыс. м (Устьянский район), ОАО «Луковецкий ЛПХ» - 305 тыс. м и ОАО «Светлозерсклес» - 208 тыс. м (Холмогорский район). На долю этих предприятий приходится около половины объёма древесины.

            Распределение крупных предприятий по отраслям промышленности народного хозяйства:

            Целлюлозно-бумажная  (Архангельский, Котласский и Соломбальский ЦБК). Этими предприятиями выброшено в атмосферу 80 тыс. т загрязняющих веществ, что составляет 25% от общего объёма по области, данные предприятия использовали 63% от общего объёма воды, забранной в области;

Электроэнергетика   (Архангельская ТЭЦ, Северодвинская ТЭЦ-1, Северодвинская ТЭЦ-2). Предприятиями электроэнергетики выброшено в атмосферу 89 тыс. т загрязняющих веществ, что составляет 27% от общего объёма по области, а также ими использовано 13% воды, забранной в области;

            Газовая  (Урдомское и Приводинское ЛПУМГ). Предприятиями данной отрасли выброшено 83 тыс. т загрязняющих веществ, что составляет 25,2% от общего объёма по области;

            Гидролизная  (Архангельский и Онежский гидролизные заводы). Величина выбросов загрязняющих веществ от этих предприятий составляет 3% от общего объёма по области, а использование чистой воды составило3,1% от общего объёма.

            Карта наглядно показывает, что основную антропогенную нагрузку испытывает Северодвинско-Архангельский промышленный узел (устьевой участок реки Северная Двина), здесь проживает 45% населения области, и расположена основная часть крупных предприятий области.

4. Экологическая обстановка Котласского района

            Основными водными артериями Котласского района являются  Малая Северная Двина и Вычегда. Лет  десять назад с местного речного вокзала отправлялось одновременно несколько десятков теплоходов. Теперь на вокзале расположились ночные клубы…

            Всё дело в том, что реки в районе Котласа резко обмелели. По словам замначальника Северо-Двинского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, вот уже на протяжении 8 лет на Вычегде не проводятся дноуглубительные работы.

            Обмеление рек не позволяет эксплуатировать речной транспорт. По этой причине прервано пассажирское движение. Не так давно на местных линиях работало несколько десятков теплоходов «Заря», маршрут которых пролегал до Республики Коми. Теперь все они стоят на приколе в Лимендском загоне, ржавеют и захламляют реку.

            Малые глубины приводят и к тому, что снижается проточность рек. Они начинают постепенно зарастать илом и пересыхать. Специалисты обеспокоены, что Вычегда в скором времени потеряет своё прямое назначение.

            По берегам северных рек уже несколько сотен брошенных деревень. Уходит вода из колодцев, обостряется ситуация с питьевой водой. Люди уезжают из своих мест, оставляя дома.

            Ещё одна из наболевших проблем Котласа – утилизация отходов больниц и поликлиник города. Немногим, наверное, известно, что в медицинских учреждениях есть  17 разновидностей отходов.

            Наибольшую проблему представляет утилизация шприцев. Получив шприцы, персонал отвечает за их хранение и использование. Раньше шприцы отсылали в Архангельск, теперь их переработкой занимается Котласское предприятие «Антей».

            Но, как говорит главный эколог Котласского района Николай Задорин, утилизируется только 30% твёрдых отходов. Остальное попадает на свалку.          Вообще, свалка – самое неприятное место в любом городе. В Котласе их 2 и расположены они рядом. Введение новой свалки в эксплуатацию было настоящей проблемой. Распоряжение об её открытии подписал мэр Котласа Александр Шашурин. Однако новое место для городских отходов было по 35 пунктам. Сейчас свалка эксплуатируется, несмотря на то, что отсутствует дренажная система, нет подъездных путей к колодцам и пожарным водоёмам. В строительно-монтажном тресте же считают, что свалка рассчитана на 20 лет и «все недоделки уйдут сами собой».

            Мало того, обе свалки находятся на берегу озера, из которого черпают песок для строительства. Озеро существует уже несколько лет, и в нём даже завелась рыба. Надолго ли, если все стоки ручейками сбегают в него? А ещё на территории старой свалки существует никем не охраняемое хранилище токсичных отходов. Люди, которые живут поблизости, говорят, что сюда до сих пор привозят целыми машинами отходы и сваливают, оставляя ниши не закрытыми.

            Кроме того, к источникам экологической опасности в Котласском районе относятся:

 ОАО «Котласский ЦБК»; 

Приводинский ЛПУМГ (линейный перекачивающий участок магистрального газопровода) с точки зрения высокой вероятности  техногенных экологических катастроф;

 Котласский филиал ОАО «Роснефть-Архангельскнефтепродукт» - первоначальное расчетное количество нефтепродуктов в грунтовых водах первого от поверхности непродуктивного водоносного горизонта составляло 700м³, после проведения очистных работ, заключающихся в откачке нефтезагрязненных вод в течение 6 лет, содержание нефтепродуктов в грунтовых водах составляет 0,8-0,14 мг/дм³;

Станция Саватия СЖД, в/ч 67967 - основными источниками загрязнения грунтов и грунтовых вод первого от поверхности неперспективного водоносного горизонта являются 3 склада ГСМ (Основной, Прирельсовый и Расходный). На территории всех складов за период длительной эксплуатации образовались подвижные линзы нефтепродуктов на глубине 0,5-2,0 метра, средней мощностью 0,4 метра. Линзы нефтепродуктов, залегая на зеркале грунтовых вод, совершают вместе с ними вертикальные и горизонтальные перемещения, частично разгружаясь в р. Черную и ручей. Общая площадь загрязнения составляет 3,6 га. Концентрация нефтепродуктов в приповерхностном слое грунта     (0-0,5 м) составляет 15-20г/кг. На глубине более 2 м содержание нефтепродуктов резко снижается.

Автомобильный транспорт в г. Котласе занимает лидирующее место. Опыт показал, что за 5 мин через остановку «Агентство аэрофлота»  в среднем проезжает 49-53 единиц  автотранспортных средств. Недостатком автомобильного транспорта является то, что он сильно загрязняет атмосферу. Автомобили выбрасывают в атмосферу  примерно 40 млн. тонн вредных веществ в год. Значительный процент этих загрязнителей составляют выхлопные газы автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями. В состав газов входят около 200 компонентов. Наиболее токсичные из них – это оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, свинцовые соединения, сажа, бензапирен. Существуют пути снижения и предотвращения загрязнения атмосферы автомобильным транспортом. Ведутся конструкторские и исследовательские работы. Они связаны, с одной стороны, - с установлением норм содержания вредных примесей в выхлопных газах и осуществлением контроля за их соблюдением; с другой – с поисками путей снижения токсичности выхлопных газов. Снижение происходит при переходе на газовое топлива (пропан и бутан).

Данные инструментальных исследований, проводимых центрами госсанэпиднадзора в г. Котласе в 1998 году свидетельствуют о наличии шумового дискомфорта от автомобильного транспорта как на улицах, так и в зоне жилой застройки. Замеры уровня шума проводились  в 7 объектах, в 4-х жилых домах по жалобам на шум от близлежащих автомобильных дорог. На всех объектах установлено повышение предельно допустимых значений. Шум в городах сокращает продолжительность жизни человека. Чрезмерный  шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетенности, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной системы, привести к росту сердечно-сосудистых заболеваний.

 Воздушный транспорт – также сильнейший загрязнитель атмосферы. За 1 час сжигает 15 тонн топлива, потребляет 625 тонн воздуха, выбрасывает 66 тонн продуктов сгорания. В г. Котласе также присутствует этот вид транспорта. В городе есть аэропорт. В персонале Котласского аэропорта имеется более 20 самолетов и 2 вертолета. В настоящее время используется один вертолет и два самолета.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.