скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Анализ влияния окружающей среды г. Санкт – Петербурга

К первой группе факторов риска относятся:

•  общественно - политическая неустойчивость;

•  социально- экономический кризис;

•  значительный рост преступности, прежде всего ее тяжелых и экономических видов;

•  рост инфляции, относительное замораживание заработной платы у рабочих и служащих, рост стоимости "потребительской корзины";

•  быстрое нарастание неравенства между людьми и регионами;

• перевернутость критериев и оценок: деньги - это все, все покупается и продается и т. п.

Отток финансовых средств и ресурсов за рубеж (по некото­рым оценкам, 2 млрд. долларов в месяц, причем экспорт превышает импорт на сумму, равную за год 13 - 15% вало­вого внутреннего продукта России);

социальная политика (находится на последнем и не видном среди всех критериев и сфер деятельности месте); сведение на нет образования и культуры как общественных критериев по всем параметрам, что существенно отразилось прежде всего на подростках и молодежи; рост   миграции,   эмиграции,    бездомности,    безработицы (скрытой и фиксированной); малоценность человеческой жизни; постоянные вооруженные конфликты;

·   неразвитость законодательства, точнее, его отсутствие, низ­кий уровень прав человека и постоянные их нарушения, в том числе со стороны руководства страны.

Ко второй группе факторов риска относятся:

·   острейшее неравенство между отдельными группами населе­ния и продолжающееся быстрыми темпами расслоение об­щества (значительные группы населения находятся на черте бедности или ниже ее);

·   ухудшающаяся экологическая обстановка в большинстве регионов страны, появление так называемых "зон экологиче­ского бедствия", где проживает значительная часть населе­ния России;

·   ухудшающиеся условия труда и уменьшение числа рабочих мест на различных предприятиях;

·   рост безработицы в отдельных профессиональных группах населения.

К третьей группе факторов рыска относятся:

рост алкоголизации, частое употребление алкоголя, в т.ч. суррогатного;

•  продажа (пропивание) жилья и бомжирование;

•  рост курения, в т.ч. среди детей и подростков - девочек;

•   проблемы питания;

•   высокий уровень абортов со всеми их последствиями;

•   рост числа наркоманов, в т.ч. среди молодежи;

•  появление большого числа мощных автомобилей, управляе­мых водителями без опыта и прав, часто в нетрезвом виде;

•   ощущение дискомфорта и неуверенность в будущем, осо­бенно среди молодежи;

•  полное отторжение от общества, особенно пожилых;

•   недостаточная физическая активность;

•   рост биологических и генетических факторов риска.

На состоявшейся в Санкт-Петербурге научной конференции "Проблемы донозологической гигиенической диагностики" бы­ло отмечено, что, несмотря на увеличение числа врачей и боль­ничных коек, развитие специализированной медицинской по­мощи, состояние здоровья детского населения в ряде регионов России, включая Санкт-Петербург, ухудшается. Причинами этого яв­ляются недооценка значения профилактики, недостаточная разработанность методологии и методики донозологической диагностики, т.е. диагностики предболезненных состояний, недостаточное участие врачей-профилактиков в диспансериза­ции населения. В принятом решении констатируется, что даль­нейшее развитие и совершенствование донозологической диаг­ностики должно основываться на фундаментальных принципах профилактической науки, проведении широких медико-биоло­гических экспериментальных и натурных исследований, ком­плексной эколого-гигиенической оценке реальной нагрузки на организм человека, активном участии врачей-профилактиков в диспансеризации, в том числе здорового населения.

Следует заметить, что фундаментальные эколого - гигиенические исследования по охране здоровья петербуржцев и условиям их жизнедеятельности, нуждаются в значительном финансовом обеспечении, оснащении современной аппаратурой и компьютерной техникой. К сожалению, самый сильный научный потенциал врачей профилактического профиля в России, который имеется в Санкт-Петербурге, ис­пользуется не в полной мере, поскольку большая часть его ра­ботают в госбюджетных организациях и учреждениях. Имеется необходимость губернатору и Законодательному собранию го­рода сформировать координационный комитет по медико-профилактическим проблемам экологии города и провести ат­тестацию всех предпринимательских подразделений с выдачей соответствующего сертификата на право заниматься эколого-гигиеническими проблемами в Санкт-Петербурге.

4. Предлагаемые пути выхода из экологического кризиса.

Учиты­вая большую распространенность отмеченных неблагоприят­ных для здоровья эффектов, низкую информированность госу­дарственных органов всех уровней о степени опасности для здо­ровья, связанной с присутствием в окружающей среде антропо­генных факторов, практически полную незащищенность насе­ления, проживающего в неблагоприятных условиях окружаю­щей среды, целесообразно при определении политики развития здоровья выделить следующие три основных подхода:

·   создание на различных государственных уровнях единой системы контроля качества окружающей среды и оценки по­следствий для здоровья населения;

·   разработка и реализация технико-технологических и при­родоохранных программ, направленных на минимизацию риска для здоровья населения, связанного с приоритетными антропогенными факторами окружающей среды;

·   создание социально-экономических, физических условий поддержки здоровой окружающей среды и коррекции небла­гоприятных изменений здоровья, вызванных действием ан­тропогенных факторов.

Проведение соответствующих работ по указанным направ­лениям позволит с наименьшими экономическими затратами достичь заданного уровня качества окружающей среды, при котором риск развития неблагоприятных эффектов для здоро­вья населения будет минимизирован, а возникшие первичные неблагоприятные изменения будут скорригированы профилак­тическим вмешательством. Ожидается существенное снижение числа случаев нарушения детородной функции и постнаталь-ного периода развития, распространенности неинфекционных заболеваний и в первую очередь сердечно-сосудистых, легоч­ных заболеваний, болезней печени, особенно среди детей.

Антропогенная нагрузка в условиях концентрации про­мышленного потенциала в ряде регионов и городов России дав­но перешла все допустимые пределы, а рост промышленного производства, сопровождающийся увеличением городского населения, компактно проживающего в промышленных зонах на ограниченных территориях, приводит к увеличению доли людей, подвергающейся вредным воздействиям.

Создание комплексной программы оздоровления требует подробного анализа состояния среды обитания и здоровья на­селения, без которого не могут быть выделены приоритетные направления деятельности, сформулированы основные крите­рии направлений оздоровления и конкретные задачи по созда­нию и поддержанию здоровой окружающей среды.

При разработке комплексной программы оздоровления це­лесообразно широко использовать международный опыт, в частности, опыт европейских городов и США, международные проекты ВОЗ: "Здоровье для всех", "Здоровье города", про­граммы сотрудничества Американского международного союза здравоохранения и другие.

В качестве примера схожести задач, стоящих перед россий­скими городами и городами других стран, можно привести не­которые пункты проекта ВОЗ "Здоровые города", являющегося средством проведения в жизнь стратегии "Здоровье для всех" и отвечающего на вопрос о том, что является конечной целью программ оздоровления (в широком смысле этого понятия).

 Согласно определениям ВОЗ, признаками "здорового города" являются:

•  чистая, безвредная, оптимальная внешняя среда;

•  устойчивая экосистема;

•  достаточный уровень социального развития;

•  высокая степень участия населения в принятии решений, от которых зависит его жизнь, здоровье и благополучие, кон­троль над этим решениями;

•  удовлетворение основных потребностей (в пище, воде, жилье, уровне дохода, безопасности и работе) всего населения горо­да;

•  доступность самых разнообразных средств саморазвития, организации досуга, возможность широких контактов, со­трудничества, общения;

•  разветвленная, жизнеспособная экономика, использующая новейшие достижения науки и техники;

•  поощрение интереса к истории, к культурному наследию и этническим корням жителей города, а также других людей и групп;

•  структура управления, совместимая со всем перечисленным выше и помогающая этого достичь;

•  оптимальный уровень общественного здоровья в городе и доступные для всех медицинские службы;

•   высокие количественные показатели здоровья и низкие - по заболеваемости.

Концепция "здорового города” означает процесс, а не ре­зультат.

На основе общих идей проекта ВОЗ "Здоровые города" го­род самостоятельно разрабатывает собственные, местные про­екты. Их основные черты следующие:

•  направленность на здоровье (при понимании здоровья в ши­роком смысле, включая и социально-психологические аспек­ты, и т.д.);

•  обязательное участие городских властей в принятии решений по оздоровлению окружающей среды;

•   координация межведомственной деятельности, в том числе создание необходимых организационных структур;

•  участие общественности;

•   использование новейших достижений и методов работы.

Проект достигает цели только в том случае, когда более здоровой становится обстановка везде: в домах, школах, на рабочих местах и т.д.

В целях определения государственной стратегии действий, а также руководствуясь документами Конференции ООН по окружающей среде и развитию, 4 февраля 1994 г. введены в действие Указом Президента РФ "Основные положения госу­дарственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", направленные на реализа­цию закрепленного в Конституции права граждан на благо­приятную окружающую среду.

При разработке "Основных положений" в разделе "Охрана среды обитания человека" указанного документа предусмот­рены следующие основные направления деятельности:

•   создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях;

• развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения;

•  улучшение качества продуктов питания;

•   обеспечение населения качественной питьевой водой;

•  предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов;

•   обеспечение радиационной безопасности населения;

• предупреждение и уменьшение опасного воздействия при­родных явлений, техногенных аварий и катастроф;

•  экологическое воспитание и образование населения.

Цели и задачи программы по оздоровлению окружающей среды

1. Создание благоприятной окружающей среды:

•  улучшение качества атмосферного воздуха;

•  улучшение качества воды;

•  удаление отходов и борьба с загрязнением почвы;

•  улучшение условий профессиональной деятельности;

•   система экологического мониторинга.

2. Стабилизация и улучшение социально-экономического положения населения:

•  улучшение качества медицинской помощи населению;

•   обеспечение занятости населения;

•  улучшение социальной поддержки населения;

•  организация помощи и труда инвалидов.

3. Формирование здорового образа жизни:

•   физическая активность;

•   уменьшение потребления табака, алкоголя,  психотропных средств;

•   сбалансированное питание;

•   экологическое воспитание и образование.

4. Улучшение состояния здоровья населения:

•  здоровье матери и ребенка;

•  здоровье детей и молодежи;

•  сохранение здоровья в старости;

•  лучшие возможности для инвалидов;

•  уменьшение числа несчастных случаев (травмы, отравления);

•  сокращение распространенности сердечно-сосудистых забо­леваний;

•  борьба с онкологическими заболеваниями;

•   сокращение распространенности инфекционных болезней;

•  уменьшение числа психических расстройств и самоубийств;

•   снижение уровня хронических болезней.

В связи с тем, что значительные ухудшения окружающей природной, производственной и социальной среды обитания человека и условий его жизнедеятельности приобретает устой­чивый характер, в Российском парламенте были разработаны предложения:

•   обратиться к Президенту Российской Федерации с предло­жением о принятии Указа "О неотложных мерах по обеспе­чению санитарно-эпидемиологического благополучия на­селения в стране";

•  просить Государственную Думу ускорить рассмотрение и принятие федеральных законов "О радиационной безопас­ности населения" и "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека";

•  просить Правительство Российской Федерации:

- усилить контроль за выполнением постановлений и распо­ряжений Правительства Российской Федерации, направлен­ных на улучшение санитарно-эпидемиологической обста­новки в стране, за финансированием и реализацией утверж­денных федеральных и государственных целевых программ по этим вопросам;

- поручить соответствующим министерствам и другим феде­ральным органам исполнительной власти ускорить разра­ботку:

а) проектов законов Российской Федерации "О вакцинопрофилактике”, "О качестве пищевых продуктов", "О безопасности пестицидов", "О санитарной охране терри­тории Российской Федерации", "Об охране атмосферы", "Об обеспечении населения питьевой водой", "О возме­щении ущерба здоровью граждан в связи с экологиче­скими и санитарными правонарушениями", о внесении изменений и дополнений в законы "О санитарно-эпидемиологнческом благополучии населения", "Об охране окружающей природной среды", "Основы законодатель­ства Российской Федерации об охране труда"; б) федеральных целевых программ "Обеспечение населения России питьевой водой", "Защита окружающей природ­ной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов", "Охрана труда в Российской Федера­ции", "Отходы";

·   ввести систему государственной регистрации пищевых про­дуктов и товаров народного потребления, ввозимых из-за рубежа, по показателям их безопасности для здоровья чело­века;

·   сохранить систему лицензирования деятельности по произ­водству и реализации населению пищевых продуктов, парфюмерно-косметической продукции, товаров детского ассор­тимента и бытовой химии, а также в области общественного питания населения;

·   рекомендовать Минздравмедпрому, Госкомсанэпиднадзору России и Академии медицинских наук совместно с заин­тересованными федеральными органами исполнительной власти разработать федеральную целевую программу профи­лактики наиболее распространенных заболеваний населения до 2000 года;

·   рекомендовать Госкомсанэпиднадзору, Госгортехнадзору, Госатомнадзору, Госстандарту, Минприроды, Минсель­хозпроду, Минтруда России, Роскомторгу:

а) усилить государственный надзор и контроль за охраной здоровья населения, природной, производственной и со­циальной средой обитания человека по вопросам, отне­сенным к их компетенции;

б) определить порядок взаимодействия в вопросах сертифи­кации и лицензирования продукции (товаров), услуг и ви­дов деятельности, представляющих потенциальную опас­ность для жизни и здоровья населения, имея в виду повы­шение эффективности государственного надзора и кон­троля

В Санкт-Петербурге предлагается создание научно-иссле­довательского института экологии человека и гигиены окру­жающей среды (эколого - гигиенических проблем здоровья насе­ления) Северо-Западного региона Российской Федерации. Основными задачами в деятельности института должны стать координация усилий по эколого-гигиеническим проблемам, разработка концептуальных основ донозологической гигие­нической диагностики, критериев оценки здоровья в половоз­растных аспектах в связи с влиянием экологических факторов окружающей среды в Санкт-Петербурге, Ленинградской облас­ти и Северо-Западном регионе, создание новых методов исследований адаптационных резервов организма - основе донозологической диагностики, выявление путей краткосрочного про­гнозирования функциональных состояний и долгосрочного прогнозирования здоровья жителей нашего города и Северо-Запада, поиск методов формирования и индивидуальной кор­рекции здоровья на всех возрастных этапах, разработка и апро­бация режимов послетрудовой реабилитации. С целью оздоро­вления различных групп населения в Санкт-Петербурге следует обратить внимание на решение следующих приоритетных за­дач.

1. Пересмотреть школьные программы с целью увеличения часов на физическую активность: пока 75% выпускников школ России выходят из ее стен с физическими и нервно-психиче­скими нарушениями. В рамках Петровской академии наук и искусств совместно с Российской академией образования и Международной академией наук экологии и безопасности че­ловека и природы следует обсудить вопрос о расширении про­граммы  экологического и медико-социального образования.

2. Для оздоровления различных контингентов де­тей и молодежи:

• внедрить методы физического воспитания и закаливания у детей в возрасте до 2 лет (научить детей плавать раньше, чем ходить);

•  добиться не менее 60% охвата детей дошкольного возраста занятиями физической культурой (физкультура, игры);

•  добиться 100% охвата детей школьного возраста (кроме де­тей с медицинскими противопоказаниями) занятиями физи­ческой культурой с двигательной нагрузкой 6-8 часов в неде­лю (ежедневно в школе начинать и заканчивать уроки физ­культурой);

•  добиться не менее 60-70% охвата учащихся и студентов вузов занятиями физической культурой (сделать физкультуру эле­ментом образа жизни).

3. Продолжить разработку стратегии, методов и средств охраны и укрепления здоровья нации, профилактики заболеваний на донозологическом уровне для снижения потерь по трудоспособности и смертности и улучшения показателей здоровья населения, особенно детей Российской Федерации.

Литература

1. В. С. Лучкевич, М. П. Захарченко, В. П. Петленко – “Экология и здоровье: время действий”, Санкт – Петербург, 1998

2. Е. К. Федоров – “Экологический кризис и социальный прогресс”, Гидрометеоиздат, 1977

3. “Город на Неве”, Краеведческое пособие, Санкт – Петербург, 1998


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.