скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Анализ экологической ситуации Москвы, факторы и механизмы формирования

Реферат: Анализ экологической ситуации Москвы, факторы и механизмы формирования

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Экономики и Финансов


Общеэкономический факультет

Кафедра региональной экономики и природопользования

Реферат

на тему: «Анализ экологический обстановки города Москвы, факторы и механизмы формирования».


Студент 1 курса 117 группы

Куликов А.М.

Преподаватель

Махновский Д.И.

Санкт – Петербург

2002

Содержание

1.  Введение. 3

2.  Мосвка как столица Российской Федерации, центр столичного региона и Центрального Федерального округа. 4

3.  Характеристика современной экологической ситуации в Москве. 7

3.1. Ретроспективная оценка городских экологических программ. 7

3.2. Качество компонентов природной среды. 10

3.2.1. Атмосферный воздух. 10

3.2.2. Водные ресурсы (объекты) 15

3.2.3. Производственные и твердые бытовые отходы. 18

3.2.4. Земли и почвы. 18

3.2.5. Растительный мир и природный комплекс. 20

3.3. Основные тенденции изменения экологической ситуации в Москве в период 1990-1999 гг. 21

4.  Основные мероприятия по решению экологических проблем в Москве. 23

5.  Заключение. 27

6.  Список использованной литературы. 28

7.  Приложения. 29

7.1. Приложение А: общая экологическая карта Москвы с комментариями. 29

7.2. Приложение Б: карта состояния атмосферы. 31

7.3. Приложение В: эколого-транспортная карта Москвы. 32


1.   Введение.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов Москва столкнулась с целым рядом экологических проблем. Одной из причин снижения экологической безопасности населения, ухудшения состояния окружающей среды, нерациональности природопользования является несовершенство механизма государственного управления. При этом несоответствие требованиям экологической безопасности проявляется на всех уровнях управления - федеральном, региональном, местном, отраслевом, а также на уровне отдельного хозяйствующего субъекта.

Радикальное решение экологических проблем в Москве требует серьезных социально-экономических и градостроительных исследований и проработок, долгосрочных и среднесрочных программ и планов, в которых должны быть решены вопросы оздоровления наиболее проблемных территорий, строительства экологически безопасных предприятий, объектов экологической инфраструктуры и т.д.

В условиях наметившейся тенденции по экологизации перспективного развития города, направленной на улучшение состояния окружающей среды и условий проживания населения, именно в области градостроительства может быть сформирована единая природоохранная политика города.

В настоящей работе комплексно освещены две группы проблем – охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Москвы, с одной стороны, и градостроительного развития территории города, включая планирование и разработку градостроительной документации, с другой. В дальнейшем будет полностью освещена лишь первая группа проблем. Особый акцент будет сделан на факторах и механизмах формирования экологической ситуации Москвы.

2.   Мосвка как столица Российской Федерации, центр столичного региона и Центрального Федерального округа.

Город Москва является столицей России по Конституции Российской Федерации. Численность населения Москвы на начало 2000г. составляет около 8,5 млн. чел. Площадь Москвы интенсивно росла: в 1960 г. в пределах административных границ города она составляла 88 тыс.га, а в 2000г. – 109 тыс.га.

Велика роль Москвы как главного управленческого центра России. Здесь живет и трудится десятая часть управленческих работников страны. Место и роль Москвы в экономике России определяют специфику инвестиционного климата в столице. Москва выделяется как абсолютными размерами капитальных вложений, так и объемами капитальных вложений на душу населения, показатели которых для столицы в два с лишним раза больше общероссийских. Объем иностранных инвестиций в экономику Москвы за последние годы составляет в среднем около 30 % от объема иностранных инвестиций по России в целом.

В 1990-е годы Москва стала мощным финансовым центром российского и мирового масштабов. Современная Москва – это крупнейший финансово-банковский и биржевой центр России, через который проходят основные финансовые потоки страны. В Москве находится 900 банков, а с филиалами их число около 1200. При этом здесь сосредоточено 53 % из 200 крупнейших банков России. На Москву приходится 70 % банковских расчетов страны. По числу банков и их филиалов на 100 тыс. чел. населения Москва почти в 3 раза превосходит среднероссийский показатель.

Наличие 11 железнодорожных радиальных направлений, 13 крупнейших автомобильных дорог, 4 гражданских аэропортов, 3 речных портов обеспечивает потребности функционирования градоообразующего внешнего транспорта, занятого ввозом-вывозом в Москву огромного количества грузов и перевозкой пассажиров. Развитая система всех видов внешнего транспорта способствует увеличению международной привлекательности Москвы для деловых операций.

В Москве сосредоточен огромный научный и культурный потенциал, находится большинство ведущих учреждений страны в области здравоохранения, высшего образования, а также многие предприятий в сфере высоких технологий.

Москва остается крупным промышленным центром, хотя в городе сокращается занятость в промышленности и падают объемы промышленного производства. Удельный вес Москвы в объеме промышленности России составляет 6%. В Москве, где живет 5,2% населения страны, производится почти 10% потребительских товаров, изготовляемых в России.

Объем производимой в Москве продукции в 90-у годы резко упал. В последние годы наблюдается уменьшение капиталоотдачи и рентабельности в связи с падением объемов производства, что влечет к снижению отчислений на природоохранные мероприятия.

В 1999г. миграционная ситуация в России не претерпела существенных изменений, и ее влияние на экологическое состояние урбанизированных территорий относительно стабилизировалось. В настоящее время миграционные процессы регулируются государственными органами в ограниченных масштабах, что приносит значительный экологический ущерб территориям отдельных регионов. Экологическую напряженность и ухудшение качества среды проживания населения создает внешняя, международная миграция, миграционный прирост РФ за 1999г. составил около 165 тыс. чел. Миграционный прирост в Московской агломерации (Москва и Московская область) составил 88,8 тыс. чел.

В Центральный федеральный округ кроме Москвы включено 17 субъектов РФ: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области.

Таким образом, город Москва является столицей Российской Федерации, центром федерального округа, центром столичного региона, включающего столицу и Московскую область, и центром Московской области, географически расположенной вокруг Москвы.

В настоящее время Московский столичный регион – один из наиболее динамично развивающихся столичных регионов Европы, и в силу этой динамики основными факторами его развития должны стать эколого-градостроительные принципы устойчивого развития, базирующиеся на достижениях в области устойчивого развития городской среды, планирования городского пространства, развития деловых, жилых, промышленных и рекреационных территорий крупнейших городов.

Исходя из экологических приоритетов устойчивого развития городов, городских агломераций и урбанизированных регионов, мировой опыт показывает, что необходима единая стратегия регулирования процесса городского развития и определения границ перспективного использования территории в целях сохранения ее природного своеобразия.

Поэтому устойчивое развитие Москвы и Московской области как взаимосвязанного регионального хозяйственно-природного комплекса, играющего важнейшую роль в экономике России, должно основываться на совместном решении проблем формирования этого комплекса.


3.   Характеристика современной экологической ситуации в Москве.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов Москва столкнулась с целым рядом экологических проблем. Одной из причин снижения экологической безопасности населения, ухудшения состояния окружающей среды, нерациональности природопользования является несовершенство механизма государственного управления. При этом несоответствие требованиям экологической безопасности проявляется на всех уровнях управления - федеральном, региональном, местном, отраслевом, а также на уровне отдельного хозяйствующего субъекта.

Радикальное решение экологических проблем в г.Москве требует серьезных социально-экономических и градостроительных исследований и проработок, долгосрочных и среднесрочных программ и планов, в которых должны быть решены вопросы оздоровления наиболее проблемных территорий, строительства экологически безопасных предприятий, объектов экологической инфраструктуры и т.д.

В условиях наметившейся тенденции по экологизации перспективного развития города, направленной на улучшение состояния окружающей среды и условий проживания населения, именно в области градостроительства может быть сформирована единая природоохранная политика города.

3.1.           Ретроспективная оценка городских экологических программ.

В основу многих градостроительных решений были положены рекомендации по планированию и приоритетности природоохранных мероприятий, разработанные в 1986 г. в рамках ТерКСОП Москвы до 2010г. В результате существенно снизилось количество экологически необоснованных градостроительных решений, что обусловлено как экологизацией процесса проектирования, так и введением экологической экспертизы предпроектной и проектной документации.

В соответствии с принятыми постановлениями в период 1971-1990 гг. предусматривалось вывести из города 352 объекта (предприятия, организации, их отдельные подразделения и производства), в т.ч. за 1971-1988гг. - 276 объектов, из которых 77 - экологически вредных. Фактически было выведено 197 объектов (около 70%), в т.ч. 54 - экологически вредных.

Основная цель природоохранной политики 1990-х годов – добиться, чтобы градостроительное развитие, экономический рост, повышение качества жизни происходили без увеличения нагрузки на окружающую среду.

В 1992 г. была принята Комплексная экологическая программа (КЭП) Москвы, рассчитанная на реализацию до 2005г. (постановление Правительства Москвы от 27.09.94 №860). Главная цель КЭП – обеспечение экологической безопасности развития мегаполиса и предотвращение обострения социальных и экологических проблем.

При формировании основных мероприятий КЭП ставилась задача комплексного решения следующих основных групп проблем:

1)    стабилизация, а затем и снижение загрязнения атмосферного воздуха на территории города;

2)    стабилизация и постепенное снижение водопотребления, рационализация водохозяйственного баланса, улучшение состояния водных объектов;

3)    сокращение удельной ресурсоемкости производимой продукции, внедрение малоотходных и безотходных технологий, создание инфраструктуры по сбору, транспортировке, использованию и обезвреживанию твердых бытовых и производственных отходов;

4)    разработка и внедрение экономического механизма, стимулирующего перепрофилирование, вывод или ликвидацию экологически опасных предприятий и производств;

5)    снижение выбросов от объектов теплоэнергетического комплекса (включая введение налога на сернистость мазута, внедрение ступенчатого сжигания и рециркуляции топочных газов, вывод из эксплуатации мелких котельных);

6)    разработка проектов ПДВ, ПДС и санитарно-защитных зон для промышленных предприятий и промзон.

Система мероприятий формировалась по четырем основным группам: планировочно-градостроительные, научно-технологические, санитарно-технические и административно-управленческие.

Реализация КЭП Москвы в части охраны водного бассейна и очистки сточных вод к 1997 г. имела следующий экологический эффект:

-среднее водопотребление питьевой воды снизилось с 6460 тыс.м3/сут. в 1994 г. до 5409,2 м3/сут. в 1999 г.; при этом основная доля водопотребления приходится на население.

-достигнуто полное соответствие качества питьевой воды государственным стандартам по санитарно-гигиеническим показателям;

-осуществлено строительство водоочистных сооружений на объектах МГП "Мосводоканал" (Рублевская водопроводная станция, Захарковский карьер, Курьяновская станция аэрации и др.);

-снизился сброс в водные объекты Москвы сточных вод, загрязненных солями тяжелых металлов;

-проведены работы по благоустройству и капитальному ремонту водоемов города (Лианозовские пруды, пруды в парке Мандельштама, пруды на Мичуринском проспекте и т.д.);

-депонирование осадков станций аэраций позволило уменьшить площади земель, занимаемых под их хранение, более чем на 300 га.

В результате реализации КЭП в части охраны воздушного бассейна валовый объем выбросов вредных веществ от объектов теплоэнергетики города снизился в период 1993-2000 гг. более чем на 40 %.

К сожалению, не выполнены позиции программы, предусматривающие использование в зимнее время на объектах теплоэнергетики только малосернистых сортов мазута, с чем связано отсутствие положительного эффекта по выбросам сернистого ангидрида и пятиокиси ванадия.

Таким образом, мероприятия КЭП, выполненные и профинансированные в среднем на 10 %, все же имели значительный положительный эффект. В частности, реализация КЭП в области градостроительства и формирования пакета нормативно-методических документов по экологизации проектирования привели к совершенствованию градостроительных решений.

3.2.           Качество компонентов природной среды.

В настоящее время по совокупности уровней загрязнения природных сред - почв, воздуха, воды - и, как следствие, деградации природной среды экологическое неблагополучие города оценивается как "очень высокое".

3.2.1.   Атмосферный воздух.

Основной вклад в выбросы от стационарных источников вносят предприятия теплоэнергетики, нефтехимической промышленности, машиностроения и металлообработки.

За последние годы выбросы стационарных источников неуклонно снижаются, что обусловлено стагнацией промышленного производства, а также переводом практически всех объектов тепло- и электроэнергетики на природный газ как основной вид топлива. Ограничение на использование мазута в качестве резервного вида топлива (не более 5 % в топливном балансе) позволило добиться снижения выбросов не только оксидов азота, но и соединений серы и ванадия. Выбросы вредных веществ стационарными промышленными источниками загрязнения атмосферного воздуха составили: в 1990 г. - 273,8 тыс.т; в 1991 - 297,8; в 1995 - 186,0; в 1997 - 151,5; в 1998 – 131,1 и в 1999 – 128,5.

В то же время говорить о существенном снижении вредного воздействия на природную среду в условиях спада производства крайне сложно, ибо одновременно происходит процесс старения очистных сооружений и другой природоохранной техники.

Падение объемов производства влияет на сокращение объема уловленных вредных веществ, выбрасываемых стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха. При этом улавливание твердых загрязняющих веществ составляет 95,4% (в 1992 г. - 94%) от общего количества выбрасываемых твердых веществ, а улавливание газообразных и жидких вредных веществ обеспечивается только на 30% (в 1992 г. - 38,8%).

Для города загрязнение воздуха выбросами отработавших газов автотранспорта является основной экологической проблемой. Доля автотранспорта в суммарном объеме выбросов стационарных и передвижных источников загрязнения составляет 93 %. С целью снижения воздействия автотранспорта на окружающую среду осуществляется постепенный перевод транспорта на газовое топливо. Так, в 1999 г. переоборудовано для работы на сжатом газе 52 автобуса и 260 грузовиков.

Москва более 10 лет входит в перечень городов РФ с наиболее высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

Тенденция изменения уровня загрязнения атмосферного воздуха за 1993-1997 гг. указывает на некоторое снижение концентраций диоксида азота, формальдегида, бензола, ксилола. При этом концентрации загрязняющих веществ характеризуются следующими показателями:

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.