скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Концепция материальности сознания

Используется ли этот типичный механизм в исследуемом нами случае? Известно, что Г-белки описанного выше типа чувствительны к некоторым токсинам, продуцируемым микробами, например коклюшной палочкой или холерным вибрионом. Наши эксперименты дали отрицательный ответ: ни коклюшный, ни холерный токсины не влияли на регуляцию освобождения медиатора. В то же время пресинаптическое действие медиатора сильно зависело от температуры: при снижении температуры раствора на 10 градусов оно исчезало, хотя сам медиатор высвобождался. Это означает, что в процесс передачи регулирующего сигнала вовлечены реакции, требующие поступления энергии извне, например ферментативные. Был получен также ряд косвенных свидетельств в пользу того, что природа нашла здесь не совсем обычный способ регуляции. В частности, можно предполагать, что белки, подобные Г-белкам, располагаются непосредственно на поверхности мембраны синаптических пузырьков.

Дальнейшее выяснение конкретного объекта регулирования предусматривает анализ возможного участия белковых компонентов, из которых собрана молекулярная машина освобождения медиатора. И тут мы подходим к проблеме наиболее трудной как для исследования, так и для непротиворечивого изложения. Дело в том, что существование такой машины и ее многокомпонентность очевидны. И хотя эту задачу пытаются решить представители самых разных направлений современной нейробиологии, пока видны лишь только контуры общей схемы. Основы подхода предложили нейрохимики. Они детально исследовали белки, которые можно обнаружить только в нервных окончаниях, справедливо полагая, что молекулярная машина освобождения медиаторов построена из них. Таких белков набралось более десятка. Затем к делу подключились иммунохимики. Вводя выделенные индивидуальные белки в кровь животных (кроликов, мышей), вызывали выработку у них защитных антител, способных избирательно взаимодействовать с определенным белком или только с его участком. Такие антитела могут служить точным и высокочувствительным инструментом исследования.

Специалисты по электронной микроскопии использовали антитела для картирования пресинаптических белков, т. е. выявления их расположения в нервном окончании в разных стадиях функционирования. Сейчас большие надежды возлагаются на искусство генетиков. Обнаружив участки генома, ответственные за воспроизведение того или иного белка, можно вывести линию мышей-мутантов, лишенных этого белка. А далее дело физиологов определить, в чем и насколько изменилась работа молекулярной машины, какую роль играла в ней удаленная деталь. Это долгая и кропотливая работа, дающая подчас самые неожиданные результаты. Нобелевский лауреат, биохимик А. Сент-Дьерди когда-то сравнивал исследователя с ребенком, который стремится разобрать подаренную игрушку на составные части, чтобы понять, как она устроена, хотя лучше бы научиться ее собирать. Пожалуй, сегодня исследователи механизмов освобождения только приступают к этому этапу познания. Полученные нами данные о том, что влияние пресинаптических рецепторов может быть адресовано непосредственно внутриклеточным компонентам, открывают новую перспективу в изучении механизмов как освобождения медиатора, так и регулирования функциональных связей между нейронами. Действительно, если, лишив животное определенного пресинаптического белка, удастся устранить регулирования, то будет найдена искомая конечная мишень. У нас уже накопились косвенные улики, позволяющие подозревать один из таких белков. Проверка этой гипотезы - предмет наших будущих исследований.

Ионные каналы - пути прохождения ионов через мембрану клетки. Изменение их состояния (открыто-закрыто) используется для регулирования работы нейронов.

Медиатор - низкомолекулярное вещество, освобождаемое пресинаптическим нервным окончанием и обеспечивающее перенос сигнала в синапсе.

Постсинаптическая мембрана - участок мембраны управляемой клетки, входящий в состав синапса.

Пресинаптическая мембрана - участок мембраны нервного окончания, входящий в состав синапса.

Рецепторы - белковые молекулы, содержащиеся в пост- и пресинаптических мембранах и воспринимающие химические сигналы медиаторов.

Синапс - структура, обеспечивающая функциональный контакт между нейронами, а также между нейронами и управляемыми клетками.

Синаптическая щель - пространство разделяющее пре- и постсинаптическую мембраны.

Синаптические пузырьки - структурные образования, накапливающие и хранящие медиатор вплоть до момента его освобождения в синаптическую щель. Мембрана синаптических пузырьков содержит разнообразные белки, предположительно участвующие в освобождении медиатора.

3. Материальная основа высшей нервной деятельности.

Нервная система - совокупность структур в организме животных и чело­века, объединяющая  деятельность всех органов и систем и обеспечивающая функ­ционирование организма как единого це­лого в его постоянном взаимодействии с внешней  средой.  Нервная система воспринимает внешние и внутренние раздражения, ана­лизирует  эту информацию,  отбирает и перерабатывает её  и  в соответствии с этим регулирует и  координирует функ­ции организма.   Нервная система образована главным образом нервной тка­нью, основной элемент которой — нервная клет­ка с  отростками, обладающая  высокой возбудимостью и способностью к быстро­му проведению возбуждения.   Эволюция  нервной системы претерпеваемая ею в ходе  филогенеза,  отличается большой сложностью.  У  простейших —  однокле­точных организмов — нервная система отсутствует, но у   некоторых   инфузорий  имеется внутриклеточная сеточка, выполняющая функцию  проведения возбуждения к др. элементам  клетки. В процес­се дальнейшей эволюции строение нервная система усложняется. У свободно живущих   кшечнополостных происходит образование и  погружение в глубь  тела скоплений нервных  клеток — нервных узлов  (ган­глиев), — связи между которыми устанав­ливаются преим. при  помощи  длинных отростков (нервных  волокон, нервов). Появление  такого диффузно-уз-лового     типа строения   сопровождается развитием специализиро­ванных воспринимающих  нервных струк­тур  (рецепторов), дифференцирующих­ся  в соответствии с  воспринимаемым ими  видом энергии. Проведение возбуж­дения  становится направленным.    У позвоночных животных тип строения нервной системы резко отличается от узлового типа, обычно присущего беспозвоночным. Цент­ральная нервная система  (ЦНС)   пред­ставлена нервной  трубкой, расположен­ной  на спинной стороне тела, и состоит из спинного и головного мозга. В эмбрио­нальном  развитии  позвоночных  нервная система образуется из  наружного зародышевого листка — эктодермы (сперва в виде нерв­ной  пластинки, сворачивающейся  в же­лобок, а затем превращающейся в  нервную  трубку). Зачаточные экто-дермальные  клетки  дифференцируются на нейробласты (клетки, дающие начало нейронам) и спонгиобласты (образующие клетки нейроглии). Из эктодермальных клеток, путём их миграции, формируют­ся и периферические  узлы, а совокуп­ность отростков некоторых нейробластов образует черепномозговые и спинномоз­говые нервы,  относимые к  периферич.

Как спинной, так и головной мозг позвоночных  покрыт  рядом оболочек и заключён в  костные покровы — череп и позвоночник.   В процессе эволюции происходит даль­нейшее усложнение  структуры  нервной системы и усовершенствование всех форм  её взаи­модействия с внешней средой; при этом всё большее значение приобретают про­грессирующие в своём развитии передние отделы головного мозга. У рыб передний мозг почти не  дифференцирован, но  у них  хорошо  развиты задний, а  также средний мозг; наибольшего развития  у рыб достигает мозжечок. У земноводных и  пресмыкающихся   задний мозг зани­мает относительно меньший  объём, чем у рыб, мозжечок же уступает в развитии среднему мозгу, который делится на 2 ча­сти, образуя  двухолмие.  Усложняется структурно и  функционально  передний мозговой пузырь, он дифференцируется на промежуточный  мозг и 2 полушария с развитой нервной  тканью, образующей т. н. первичную кору мозга.  Передний мозг, первоначально связанный лишь  с обонянием, затем  приобретает и более сложные функции.  Несколько обособлен­ное место в эволюционном ряду занимают птицы, у которых  доминируют  структуры т. н. мозгового ствола, т. е. средний мозг и только те части переднего мозга, которые расположены в глубине полушарий (базальные   ганглии,  промежуточный мозг); сильно развит у птиц и мозжечок; кора головного  мозга дифференцирова­на слабо.   Высшего  развития нервная система достигает у млекопитающих.  Головной  конец нервной трубки  в эмбриогенезе делится у  них на 5 пузырей:  передний — даёт начало большим полушариям  и промежу­точному мозгу, средний — среднему мозгу, задний — делится на  собственно задний (варолиев мост и мозжечок) и продолгова­тый мозг. Кора больших полушарий голов­ного мозга образует многочисленные борозды и извилины. Первичная полость нервной трубки превращается в желудочки  мозга и спинномозговой канал. Нейронная орга­низация мозга крайне усложняется. Раз­витие и дифференциация  структур нервной системы у высокоорганизованных животных  обус­ловили  её разделение на соматиче­скую    и вегетативную нервную систе­му.  Особенность строения вегетативной нервной системы та, что её волокна, отходящие от ЦНС,  не доходят непосредственно до эф-фектора, а сначала вступают в периферич. ганглии, где оканчиваются на клетках, от­дающих  аксоны уже  непосредственно на иннервируемый  орган. В зависимости от того, где расположены ганглии вегетатив­ной нервной системы и некоторых её функциональных особенностей вегетативную нервную систему делят на 2 части: парасимпатическую и  симпати­ческую.   Кроме нервных  клеток, в структуру нервной системы входят глиальные клетки. Нейроны   являются в известной мере самостоятельными, единицами — их  протоплазма не переходит из одного нейрона  в другой. Взаимодействие между  нейронами осуществляется   благодаря   контактам между   ними. В  области  контакта   между   оконча­нием  одного  нейрона  и поверхностью другого  в  большинстве   случаев  со­храняется  особое пространство — синап-тич. щель —  шириной  в  несколько сот аксон. Основные  функции   нейронов:  восприятие раздражении,  их переработка, передача этой информации   и формирование  от­ветной реакции. В зависимости от типа и хода нервных  отростков (волокон), а также  их функций   нейроны подразде­ляют на: а) рецепторные (афферентные), волокна которых проводят нервные импуль­сы от рецепторов в ЦНС; тела их нахо­дятся в спинальных  ганглиях или ганг­лиях черепно-мозговых нервов; б) двига­тельные  (эфферентные),  связывающие ЦНС  с  эффекторами; тела и  дендриты их находятся в ЦНС,  а аксоны выходят за её пределы (за исключением эфферент­ных  нейронов вегетативной нервной системы, тела которых расположены  в периферич. гангли­ях); в) вставочные (ассоциативные) ней­роны, служащие   связующими  звеньями между  афферентными   и эфферентными нейронами; тыла и  отростки их распо­ложены  в ЦНС.   Деятельность нервной систем основывается на двух процессах: возбуждении и  тормо­жении, Возбуждение может  быть распро­страняющимся   или  местным — не распространяющимся, стационарным (последнее   открыто Н. Е. Введенским в 1901) Торможение — процесс, тесно связанный  с возбужде­нием и внешне выражающийся   в сниже­нии возбудимости клеток. Одна  из ха­рактерных  черт тормозного процесса — отсутствие способности к активному рас­пространению  по  нервным  структурам (явление торможения в нервных центрах впервые было  установлено И. М. Сече­новым  в  1863).   Клеточные механизмы   возбуждения и торможения  подробно  изучены. Тело и отростки нервной клетки покрыты мемб­раной, постоянно несущей  на себе раз­ность потенциалов  (т. н. мембранный потенциал). Раздражение расположенных на  периферии чувствит. окончаний аф­ферентного нейрона преобразуется в из­менение этой разности потенциалов. Возни­кающий  вследствие этого нервный  им­пульс распространяется по нервному во­локну и достигает его пресинаптического окончания, где вызывает  выделение  в синаптическую щель высокоактивного химического вещества — медиатора. Под влияни­ем последнего в постсинаптической мемб­ране, чувствительной к действию медиато­ра, происходит молекулярная реорганиза­ция поверхности. В результате постсинап-тическая мембрана  начинает пропускать ионы и  деполяризуется, вследствие чего на ней  возникает электрич. реакция в виде местного возбуждающего постсинап-тич. потенциала (ВПСП), вновь генериру­ющего   распространяющийся   импульс. Нервные   импульсы,  возникающие  при возбуждении  особых тормозящих нейро­нов, вызывают  гиперполяризацию  пост-синаптич. мембраны   и, соответственно, тормозящий   постсинаптич.  потенциал (ТПСГТ). Помимо этого, установлен и др. вид торможения, формирующийся   в пре-синаптич. структуре,— пресинаптич. тор­можение,  обусловливающее  длительное снижение  эффективности   синаптич. пе­редачи . В основе деятельности нервной системы лежит реф­лекс, т. е. реакция организма на раздра­жения  рецепторов, осуществляемая при посредстве нервной систем . Термин «рефлекс» был впервые введён в зарождавшуюся физио­логию  Р. Декартом  в  1649, хотя конк­ретных представлений  о том, как осуще­ствляется рефлекторная деятельность, в то время  ещё  не было. Все рефлекторные процессы связаны с распространением возбуждения по определённым нервным структурам — рефлекторным   дугам.  Осн.  элементы рефлекторной дуги:  рецепторы, центро­стремительный  (афферентный) нервный путь, внутрицентральные структуры раз­личной  сложности, центробежный   (эф­ферентный)  нервный  путь  и исполни­тельный  орган (эффектор).  Различные группы  рецепторов возбуждаются   раз­дражителями  разной модальности (т. е. качественной  специфичности)  и   вос­принимают  раздражения, исходящие как из  внешней  среды  (экстерорецепторы — органы зрения, слуха, обоняния и др.), так и из внутренней  среды организма (инте-рорецепторы, возбуждающиеся   при механических,. химических, температурных  и др. раздражениях   внутри органов,  мышц и др.). Нервные сигналы, несущие в ЦНС информацию   от рецепторов по нервным волокнам, лишены модальности, и обычно передаются в виде серии однородных им­пульсов. Информация   о различных ха­рактеристиках раздражении  кодируется изменениями частоты импульсов, а также приуроченностью нервной импульсации к определённым волокнам  (т. н. простран­ственно-временное кодирование).   Совокупность рецепторов данной обла­сти тела животного или человека, раздра­жение которых вызывает определённый тип рефлекторной  реакции,  называют рецептив­ным  полем  рефлекса. Такие поля могут накладываться друг  на друга. Совокуп­ность нервных образований, сосредоточен­ных  в ЦНС  и ответственных за осущест­вление данного рефлекторного акта, обо­значают  термином нервный  центр.  На отдельном нейроне в нервной системе может сходить­ся  огромное число окончаний волокон, несущих  импульсы  от др. нервных кле­ток. В каждый  данный момент в резуль­тате сложной синаптич. переработки этого потока импульсов  обеспечивается даль­нейшее проведение лишь  одного, опреде­лённого сигнала — принцип конвергенции, лежащий  в основе деятельности всех уров­ней нервной системы («принцип конечного общего пу­ти»  Шеррингтона, получивший развитие в трудах Ухтомского и др.).   Пространственно-временная суммация синаптич. процессов служит основой для различных  форм  избирательного функ­ционального  объединения нервных  кле­ток, лежащего в основе анализа поступаю­щей  в нервной системы информации и выработки за­тем  команд для выполнения  различных ответных реакций  организма. Такие ко­манды,   как и  афферентные  сигналы, передаются от одной клетки к другой и от ЦНС  к исполнит, органам в виде после­довательностей нервных импульсов, воз­никающих   в клетке в том случае, когда суммирующиеся  возбуждающие  и  тормо­зящие   синаптич. процессы  достигают определённого (критического для данной клетки)  уровня — порога возбуждения.

  Несмотря на наследственно закреплён­ный  характер связей в основных рефлектор­ных  дугах, характер рефлекторной реак­ции может  в значит, степени изменяться в зависимости от состояния центр, обра­зований, через которые они осуществляют­ся. Так, резкое повышение или пониже­ние возбудимости центр, структур реф­лекторной дуги может не только количе­ственно изменить реакцию, но и привести к  определённым   качественным  изме­нениям в характере рефлекса. Примером такого изменения может служить явление доминанты.   Важное значение для нормального про­текания рефлекторной деятельности имеет механизм  т. н.  обратной  афферента-ции — информации   о  результате  вы­полнения   данной рефлекторной  реак­ции, поступающей  по афферентным  пу­тям  от исполнит, органов. На основа­нии этих сведений в случае, если резуль­тат неудовлетворителен, в сформировав­шейся  функциональной   системе могут происходить  перестройки  деятельности отд. элементов до тех пор, пока результат не станет соответствовать уровню, необхо­димому для  организма (П. К.  Анохин, 1935).   Всю совокупность рефлекторных реак­ций организма делят на две основные группы: безусловные  рефлексы  —  врождённые, осуществляемые  по  наследственно за­креплённым   нервным  путям, и услов­ные  рефлексы,  приобретённые в  тече­ние  индивидуальной  жизни  организма путём  образования в ЦНС   временных связей. Способность образования таких связей присуща лишь  высшему для дан­ного вида  животных отделу нервной системы (для млекопитающих  и человека — это кора го­ловного мозга). Образование условнореф-лекторных  связей позволяет организму наиболее совершенно и тонко приспосаб­ливаться  к  постоянно  изменяющимся условиям  существования. Условные ре­флексы    были  открыты    и  изучены И.  П. Павловым в кон. 19 — нач. 20 вв. Исследование условно-рефлекторной  дея­тельности животных и человека привело его к созданию учения о высшей нервной деятельности  (ВНД)   и анализаторах. Каждый   анализатор состоит из воспри­нимающей   части — рецептора, проводя­щих  путей и анализирующих   структур ЦНС,   обязательно включающих её выс­ший  отдел. Кора головного мозга у выс­ших  животных — совокупность корковых концов  анализаторов; она осуществляет высшие  формы анализаторной и интегра-тивной деятельности, обеспечивая совер­шеннейшие  и тончайшие  формы взаимо­действия организма с внешней средой. Нервная система обладает способностью не только немедленно перерабатывать поступающую в неё информацию  при помощи механиз­ма  взаимодействующих синаптич. процес­сов, но и хранить следы прошлой актив­ности  (механизмы памяти).  Клеточные механизмы  сохранения в высших   отде­лах  нервной системы длительных  следов нервных процессов, лежащие   в основе памяти, интенсивно изучаются.   Наряду  с перечисленными выше функ­циями  нервной системы осуществляет также регули­рующие  влияния  на обменные процессы в  тканях — адаптационно-трофическую функцию   (И. П. Павлов, Л. А. Орбели, А.  В. Тонких и др.). При перерезке или повреждении  нервных  волокон свойства иннервируемых   ими клеток изменяются (это касается как физико-химич. свойств поверхностной мембраны, так и биохимических процессов  в  протоплазме), что,  в свою очередь,  сопровождается  глубокими   на­рушениями   в состоянии органов  и тканей (напр., трофич.   язвами). Если  иннерва­ция восстанавливается (в связи с регенера­цией  нервных   волокон),  то  указанные нарушения   могут  исчезнуть.   Изучением   строения, функций   и  раз­вития нервной  системы  у человека  зани­мается  неврология.

4.Физиология восприятия.

Восприятие сложная  система  про­цессов приёма и преобразования инфор­мации, обеспечивающая организму  отра­жение объективной реальности и ориенти­ровку в  окружающем   мире. Восприятия  вместе с ощущением   выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему  исходный  чувственный  материал. Будучи необходимым  условием  процесса познания,  восприятия в  этом процессе  всегда так или  иначе опосредуется деятельно­стью мышления   и проверяется практи­кой. Вне такого опосредования и провер­ки восприятия может  выступать источником как истинного знания, так и  заблуждения, иллюзии.   К числу процессов восприятия относятся: обна­ружение  объекта в воспринимаемом  по­ле; различение отд. признаков в объек­те; выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия; ознакомление  с выделенным    содержа­нием и формирование  образа (или «опе­ративной единицы» восприятия).   Большой  вклад в развитие науки о восприятия внесли  философы,  астрономы,   физи­ки, художники — Аристотель, Демокрит, И.   Кеплер,  Леонардо    да   Винчи, М.  В. Ломоносов, и мн. др. Внимание  психологов и физиологов долгое время было сосредоточено на изу­чении сенсорных  (чувственных) эффек­тов, возникающих под влиянием  тех или иных объективных воздействий, в то вре­мя как самый  процесс восприятия оставался за пределами  исследования. Методология такого подхода опиралась на сенсуализм в теории  познания, особенно развитый Дж.  Локком  и франц. материалистами (П. Кабанис и Э. Кондильяк).  В психо­логии этот подход получил наиболее ясное выражение  в  концепции  восприятия согласно которой сенсорный образ возникает  в ре­зультате воздействия  внешних  агентов на воспринимающие  органы  чувств пас­сивно созерцающего  субъекта.  Ограни­ченность такого подхода —  игнорирова­ние деятельности субъекта, исследование лишь результатов процесса восприятия представ­ление о  корковом  звене анализаторов как  о субстрате сенсорных  процессов, месте, где якобы происходит преобразо­вание нервных  процессов в  идеальные психические образы,— практически затрудня­ла разработку способов управления про­цессами восприятия в целях его совершенствова­ния и развития, а теоретически вела либо к различным субъективно-идеалистическим те­ориям, либо  к отказу от естеств.-науч. объяснения восприятия.   Решающий  шаг в преодолении  пассив­ной «рецепторной» концепции  был  сде­лан  советскими психологами,  которые, исходя из методологии диалектического мате­риализма и сеченовского понимания реф­лекторной природы   сенсорных  процес­сов, рассматривают восприятия как своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. В 60х гг. 20 в. исследования восприятия ведутся представителя­ми различных специальностей на различ­ных уровнях процессов приёма и перера­ботки  информации.  На  уровне  входа воспринимающих   систем (сетчатка гла­за, кортиев орган уха и т. д.) исследуются анатомо-морфологич., биофиз., электро-физиол.  особенности деятельности  ре­цепторов. Восприятие изучается также на нейрон­ном, психофизиол., психологич., социаль-но-психологич. уровнях. В кибернетике и бионике ведутся многочисленые исследова­ния по созданию технических устройств, ими­тирующих  работу органов чувств. Резу­льтаты разнообразных  исследований  восприятия публикуются в десятках журналов, посвя­щённых  преимущественно проблемам   восприятия. Следует, однако,  подчеркнуть, что  до наст. времени не удалось построить еди­ную теорию   восприятия, которая интегрировала бы результаты многочисленых исследований. С большими  трудностями сталкиваются по­пытки  моделирования таких свойств восприятия, как осмысленность,  предметность, кон­стантность и др.   Согласно современным представлениям, сово­купность процессов восприятия обеспечивает субъ­ективное, пристрастное и вместе с  тем адекватное отражение  объективной  ре­альности. Адекватность образа  восприятия (его соответствие действительности) достигает­ся благодаря тому,  что при  его фор­мировании    происходит   уподобление (А. Н. Леонтьев), т. е. подстраивание вос­принимающих    систем к свойствам воз­действия: в движении   руки, ощупыва­ющей  предмет, в движении глаза, просле­живающего  видимый   контур, в  движе­ниях  гортани, воспроизводящих слыши­мый звук, и т. д.— во всех этих случаях создаётся копия, сопоставимая с ориги­налом; сигналы  рассогласования, посту­пая в нервную  систему, выполняют кор­ректирующую   функцию  по отношению  к формирующемуся   образу и соответствен­но к практическим действиям, реализующимся на основе этого образа. Следовательно, восприятия представляет собой своеобразный само­регулирующийся   процесс, обладающий механизмом  обратной связи и подчиняю­щийся  особенностям  отражаемого  объ­екта.   Важное  свойство восприятия — возможность пе­рестройки чувств, моделей воздействую­щего на субъект  внешнего мира, смены способов их построения и  опознавания. Один  и  тот же объект может   служить прототипом  многих   перцептивных  (от лат.  perceptio — восприятие) моделей. В  процессе их формирования  они уточ­няются, из объекта извлекаются инвари­антные свойства и признаки, что приво­дит в итоге к тому, что мир воспринимает­ся таким, каким он существует на самом деле.  Целенаправленные   процессы  восприятия (перцептивные  действия)  выступают  в своей развёрнутой, внешней форме лишь на ранних ступенях онтогенеза, где наи­более отчётливо обнаруживаются их струк­тура и их роль в формировании  образов восприятия. В  дальнейшем  они претерпевают ряд последоват. изменений  и  сокращений, пока не облекаются  в  форму  мгновен­ного акта «усмотрения»  объекта, который был  описан представителями гештальт-психологии и ошибочно  принимался  ими за исходную генетически первичную фор­му  восприятия.

Любая  живая система обладает выра­ботанным  алфавитом,  т. е. определён­ной совокупностью образов или перцептив­ных  моделей. Если на  фазе построения образа  объекта  происходит  уподобле­ние  воспринимающих   систем свойствам воздействия, то на фазе опознания или оперирования  сложившимися   образами характеристики и направленность процес­са уподобления существенно изменяются (А.  В. Запорожец):  с одной  стороны, субъект воссоздаёт с помощью собств. дви­жений  и действий некоторое подобие, образ воспринимаемого  объекта; с др. стороны, происходит перекодирование, перевод по­лучаемой  информации  на «язык» опера­тивных  единиц   восприятия или перцептивных моделей, уже  освоенных субъектом. Эта вторая  сторона выражает тот факт, что одновременно  с уподоблением восприни­мающей  системы  субъекта объекту про­исходит уподобление  объекта субъекту, и  только  это двустороннее  преобразо­вание  приводит  к формированию   пол­ноценного, адекватного и вместе с  тем субъективного образа объективной реаль­ности.   В развитых процессах восприятия имеются спец. перцептивные действия; на их основе про­изводится выделение информативного со­держания,  по которому субъект может сли­чать предъявленный   объект с накоплен­ными  им  перцептивными моделями, осу­ществлять  собственно процесс сличения и, наконец, опознание  и отнесение объ­ектов к тому или иному  классу, т. е. их категоризацию. Процессы опознания тре­буют  значительно меньше  времени, чем процессы  формирования образа; для сли­чения  и  идентификации  нужно  только извлечь   из   предъявленного  объекта некоторые инвариантные свойства и призна­ки.  Воспринимающие  системы  (особенно ярко это проявляется в зрении) обладают некоторой «манипулятивной» способностью: субъект в короткое время имитирует про­цессы формирования  образа, как бы с раз­ных  сторон рассматривая объект и находя такую  позицию,  при которой максимально облегчаются процессы сличения и иденти­фикации.   В  целостном акте поведения существует ещё  одна своеобразная форма уподобле­ния:  процессы переструктурирования  и трансформации  образа с целью привести информацию    к  виду, пригодному  для принятия   решения.  В  таком процессе уподобления  решается задача изменения реальности, адекватного планам и  зада­чам  поведения. Такому изменению реаль­ности  предшествует преобразование обра­за  ситуации, как правило, не осознава­емое субъектом,  но тем не менее внося­щее  существ, вклад  в решение стоящих перед   ним  жизненных  задач. Восприятия —  не пассивное копирование действительности, а активный  творческий процесс познания.   Изучение   восприятия имеет  важное значение и свои специфич. стороны в области эсте­тики, педагогики, спорта и т. д.

5. Физиологические механизмы памяти.

 Память способность к воспроизведе­нию  прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в  способности длительно  хранить ин­формацию  о  событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вво­дить её в сферу сознания и поведения.   Память в нейрофизиологии. Память свойст­венна человеку и животным, имеющим до­статочно развитую центральную нервную систему (ЦНС). Объём  памяти длительность и  надёжность  хранения  информации, как и способность к восприятию сложных сигналов среды и выработке адекватных реакций,  возрастают  в ходе эволюции по мере увеличения числа нервных клеток (нейронов) мозга и усложнения его струк­туры. Физиологические исследования памяти обнару­живают  2 основных этапа её формирования, которым соответствуют два вида памяти: кратко­временная  и долговременная.  Крат­ковременная        память характеризуется временем хранения информации от секунд до десятков минут и разрушается воздей­ствиями, влияющими   на согласованную работу нейронов  (электроток, наркоз, гипотермия и др.). Долговремен­ная   память, время  хранения информации в которой сравнимо с продолжительностью жизни  организма, устойчива к воздейст­виям, нарушающим  кратковременную  память. Переход от первого вида памяти ко второму постепенен. Нейрофизиологи  полагают, что  кратковременная память основана  на активных механизмах, поддерживающих возбуждение  определённых  нейронных систем. При переходе к долговременной памяти связи между  нейронами, входящими в  состав таких  систем,  фиксируются  структурными  изменениями в отд. клет­ках. Опыты  с иссечением участков коры  больших   полушарий   головного  мозга  и  электрофизиологические исследования по­казывают, что -«запись»- каждого события  распределена  по б. или м.  обширным  зонам мозга. Это позволяет думать, что  информация   о разных  событиях  отра­жается не в возбуждении разных  нейро­нов, а в различных комбинациях  со возбужденных   участков  и клеток  мозга.  Нервные   клетки не  делятся в течение  жизни, и новые реакции могут вырабаты­ваться и запоминаться нервной системой  только на основе создания новых связей  между  имеющимися  в  мозге нейронами.  Новые  нейронные системы  фиксируются  за счёт изменений в межнейронных кон­ тактах — синапсах, в  которых  нервный  импульс  вызывает выделение спец.  химические вещества — медиатора,  способного  облегчить или  затормозить  генерацию  импульса  следующим  нейроном.  Долго­ временные изменения эффективности  си­напсов могут быть обусловлены измене­ниями  в  биосинтезе белков, от которых  зависит чувствительность синоптической  мембраны  к   медиатору. Установлено,  что биосинтез белков активируется при  возбуждении нейронов  на разных  уров­нях организации ЦНС, а блокада синтеза  нуклеиновых кислот  или белков затруд­няет или исключает формирование  дол­говременной памятью. Очевидно,  что одна из  функций  активации синтеза при возбуж­дении — структурная фиксация  нейрон­ных систем, что и лежит в основе долго­ временной памяти.  Имеющиеся   эксперимен­тальные  данные  не   позволяют  пока  решить, происходит ли проторение путей  распространения возбуждения  за  счёт  увеличения проводимости имеющихся си­напсов или в результате возникновения  дополнит, межнейронных   связей. Оба  возможных механизма  нуждаются  в ин­тенсификации  белкового синтеза. Пер­вый — сводится к  частично изученным  явлениям клеточной адаптации и хорошо  согласуется с представлением об универ­сальности основная биохимическая систем клетки.  Второй — требует направленного  роста  отростков нейронов и, в конце концов,  кодирования поведенческой информации  в структуре химических агентов, управляю­щих таким ростом и заложенных в генетическом аппарате клетки.   Для исследования памяти  применяют мето­ды клинич. и экспериментальной психо­физиологии, физиологии поведения, мор­фологии и гистохимии, электрофизиоло­гии мозга и отдельных нейронов, фармакологические  методы, а также методы аналитической биохимии. В зависимости от задач,  подлежащих решению,  исследование ме­ханизмов памяти осуществляется на разных  объектах — от человека  до  культуры  нервных клеток.

Литература:

1.    Анохин    П. К., Биология и ней­рофизиология условного рефлекса, М., 1968;

2.    2Бериташвили      И.  С., Память позво­ночных животных, ее характеристика и про­исхождение, 2 изд., М., 1974;

3.    Агранов Б.,  Память и синтез белка, в кн.: Молекулы и клетки, пер. с англ., в. 4, М., 1969;

4.    Волков    Н.Н., Восприятие пред­мета   и  рисунка,  М.,  1950;

5.    Соко­лов   Е. Н., Восприятие и условный рефлекс, М.,  1958;

6.    Ананьев     Б. Г., Психология чувственного познания, М., 1960;

7.    Леон­тьев   А. Н., Проблемы развития психики, 2 изд., М., 1965;

8.    Розенблатт  Ф., Прин­ципы  нейродинамики, пер. с англ., М., 1965;

9.    Ярбус А. Л., Роль движений глаз в про­цессе зрения, М., 1965;

10.  Шехтер  М. С., Психологические проблемы узнавания, М., 1967;

11.  Восприятие и действие, М., 1967;

12.  Большая советская энциклопедия.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.