Реферат: Концепция естествознания
Реферат: Концепция естествознания
1. Роль естествознания в развитие общества. Наука, техника, гуманизация
Современная наука возникла в Европе в период 15-17 вв. в период становления капиталистического способа производства. Наука — это форма духовной деятельности человека по получению нового знания о природе, обществе и самом знании. Наука разделена на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности.
По предмету и методу познания можно выделить науки о природе — естествознание, и обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познание, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, биология и др., каждая из которых подразделяется на научные дисциплины — физическая химия, молекулярная химия и т.д. Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные — непосредственно решающие практические задачи.
Наука представляет собой продукт развития мысли древних греков. Наука в древнегреческой культуре представляла собой целостную науку. Зачатки мышления, идущие в плане частных наук, появились под влиянием Аристотеля и его школы, таких великих врачей, как Гиппократ, Гален. Но это не нарушало целостность науки и картины мира. В эпоху христианского средневековья наука так же разрабатывалась как гармоническое целое. Только в конце средних веков произошла подмена понятия «наука» понятием «естествознание» Эта новая наука начала свое триумфальное шествие с эпохи Возрождения, когда была признана возможность математического описания результатов, полученных экспериментальным путем. Эта новая форма приобрела столь большое значение, что Кант оценивал частные науки в зависимости от степени применения в них математики. Под влиянием экспериментально-математической науки коренным образом изменилось мировоззрение европейца и усилилось его влияние на духовную жизнь остального мира. В особенности оно возросло благодаря подведению строгого строго научного фундамента под возникшую из медицины технику, которая базировалась до этого исключительно на ремесленном опыте.
С развитием новой науки возникла необходимость более глубокого разделения ее на специальные дисциплины, для более тщательного и глубокого изучения отдельных явлений и процессов определенной области действительности. Естественные науки, получившие свое гражданство с 18 в., — это совокупность всех наук, занимающихся исследованием природы. Главные сферы естественных наук — материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная.
Взаимодействие естествознания и общества всегда было непростым. Сначала науку рассматривали как средство покорения природы. Использование достижений науки меняло само общество и его жизнь, прежде всего его экономику. Но начиная со второй половины 20 в. в связи с угрозой ядерной и биологической войны появилось негативное отношение к науке.
Наука, и в том числе естествознание становиться для общества основой для практической деятельности. Со временем она становится производительной силой общества. От развития науки зависит развитие техники — орудий труда, мастерства, умения. Для современного общества характерна все более крепнущая связь науки, техники и производства.
В настоящее время все большее значение приобретает гуманистический аспект науки, складывается особая дисциплина — этика науки. В условиях научно-технического прогресса особенно актуальны нравственные оценки научных открытий — можно ли вмешиваться в генное строение человека, совершенствовать биотехнологию и даже конструировать новые формы жизни?
2. Основные этапы развития естествознания. Революция в науке
Наука представляет собой продукт развития мысли древних греков. Наука в древнегреческой культуре представляла собой целостную науку. Зачатки мышления, идущие в плане частных наук, появились под влиянием Аристотеля и его школы, таких великих врачей, как Гиппократ, Гален. Но это не нарушало целостность науки и картины мира. В эпоху христианского средневековья наука так же разрабатывалась как гармоническое целое. Только в конце средних веков произошла подмена понятия «наука» понятием «естествознание» Эта новая наука начала свое триумфальное шествие с эпохи Возрождения, когда была признана возможность математического описания результатов, полученных экспериментальным путем. Эта новая форма приобрела столь большое значение, что Кант оценивал частные науки в зависимости от степени применения в них математики. Под влиянием экспериментально-математической науки коренным образом изменилось мировоззрение европейца и усилилось его влияние на духовную жизнь остального мира. В особенности оно возросло благодаря подведению строгого строго научного фундамента под возникшую из медицины технику, которая базировалась до этого исключительно на ремесленном опыте.
С развитием новой науки возникла необходимость более глубокого разделения ее на специальные дисциплины, для более тщательного и глубокого изучения отдельных явлений и процессов определенной области действительности. Естественные науки, получившие свое гражданство с 18 в., — это совокупность всех наук, занимающихся исследованием природы. Главные сферы естественных наук — материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная — позволили сгруппировать их следующим образом:
1. физика, химия, физическая химия
2. биология, ботаника, зоология
3. анатомия, физиология, учение о происхождении и развитии, учение о наследственности
4. геология, минералогия, палеонтология, метеорология, география
5. астрономия вместе с астрофизикой и астрохимией.
Математика, по мнению ряда натурфилософов, не относится к естественным наукам, но является решающим инструментом их мышления.
Дифференциация научного знания была необходимым этапом в развитии науки. Частные науки классифицировались с точки зрения их предмета или метода. В результате, в какой-то степени, утрачивалось понимание истинной цели науки о мире в целом, а действительности — как единого целого.
Революция в науке — это переворот. Развитие науки долго шло постепенного, непрерывного накопления знаний, но развитие не сводится только к простому накоплению знаний. Наиболее радикальные изменения в науке связаны с научными революциями, которые сопровождаются пересмотром, уточнением и критикой прежних идей, программ и методов, т.е. всего, что называется парадигмой науки. В последние десятилетия началась кардинальная революция, принципиально изменяющая отношение мира человека и мира природы. В марксистской терминологии — это «научно-техническая революция», по цивилизационной типологии Тоффлера — это «социо-техническая революция». Иногда ее называют информационно-компьютерной революцией. Основой этой революции является создание и развертывание электронно-компьютерной и биотехнологической технологий. Ее результатом может стать новая информационная цивилизация.
3. Фундаментальное единство естественных наук. Наблюдение, эксперимент, теория
Если окружающий нас мир един и образует единое и целостное образование, то и знание о нем имеет фундаментальное единство. И хотя наука разделена на дисциплины, но существуют фундаментальные законы отображающие единство и целостность природы, законы составляющие фундаментальное единство естественных наук.
Наблюдение — это первоначальный источник информации, но в основе наблюдений лежит теория, идея.
Эксперимент — важнейший метод эмпирического исследования, для наблюдения процессов в условиях, меньше всего подверженных воздействию посторонних факторов. Измерения являются дополнением любого эксперимента.
На теоретической стадии строят гипотезы и теории, открывают законы науки. Затем гипотезу проверяют экспериментом. Если результаты эксперимента не совпадают с гипотезой, то опровергается сама гипотеза. Но это возможно поспешный вывод, проводятся разнообразные эксперименты и их достоверность зависит от уровня развития науки и техники.
Единство естественных наук подтверждает и междисциплинарные методы исследования, например системный метод. Хотя системы, встречающиеся в природе имеют разное строение и разные признаки, но все они самоорганизующиеся системы, и нельзя противопоставлять живые и неживые системы, новые результаты проливают свет на проблему возникновения живого из неживого.
4. Разделение естествознания на научные дисциплины. Структурные уровни организации материи. Микро, макро, мега мир. Их основные характеристики
В конце средних веков возникло понятия «естествознание» Эта новая наука начала свое триумфальное шествие с эпохи Возрождения, когда была признана возможность математического описания результатов, полученных экспериментальным путем.
С развитием новой науки возникла необходимость более глубокого разделения ее на специальные дисциплины, для более тщательного и глубокого изучения отдельных явлений и процессов определенной области действительности. Естественные науки, получившие свое гражданство с 18 в., — это совокупность всех наук, занимающихся исследованием природы. Главные сферы естественных наук — материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная — позволили сгруппировать их следующим образом:
1. физика, химия, физическая химия
2. биология, ботаника, зоология
3. анатомия, физиология, учение о происхождении и развитии, учение о наследственности
4. геология, минералогия, палеонтология, метеорология, география
5. астрономия вместе с астрофизикой и астрохимией.
Математика, по мнению ряда натурфилософов, не относится к естественным наукам, но является решающим инструментом их мышления.
Дифференциация научного знания была необходимым этапом в развитии науки. Частные науки классифицировались с точки зрения их предмета или метода.
В философии существует категория материи, которая обозначает объективную реальность, независимую от восприятия. В физике под понятием материи понимается любое вещество. Вещество может находиться в твердом, жидком, газообразном и плазменном агрегатных состояниях. Принципиально отличное от обычного «вещества» состояние материи в виде поля.
Материальный мир делиться на три сферы: неживая природа, живая природа, социум. Структурность — внутренняя расчлененность реального мира. Неживая природа представлена уровнями: субмикроэлементарном, микроэлементарном, ядерном, атомном, молекулярном, макротел, планет, систем планет, галактик, систем галактик, метагалактик, Вселенной или мира в целом. Живая природа имеет свои уровни: доклеточный (ДНК, РНК, белки), клетки, многоклеточные организмы, виды и популяции, биоценозы, биосфера. Социум представлен уровнями: индивид, семья, коллективы, социальные группы, этносы и нации, государство, союзы государств, человечество.
Материя имеет сложное строение, которое можно рассматривать на нескольких структурных уровнях: на мега уровне материя рассматривается в виде галактик, на макро уровне материя может представлять собой определенное тело, например, стол, на микро уровне — этот стол уже рассматривается как сложная система частиц (молекул, затем — атомов, затем — элементарных частиц). Таким образом весь материальный мир можно рассматривать как мега мир — мир галактик, звезд, комет и др. небесных тел, макро мир — мир окружающих нас вещей, и микро мир — невидимый мир молекул, атомов и элементарных частиц. При этом мега мир включает в себя микро мир (галактики состоят из более мелких тел), макро мир включает в себя микро мир (любое тело состоит из элементарных частиц). Какова структура материи на уровне меньше чем макро уровень (с размерами меньше 10-16 см) пока не ясно. В масштабах, превышающих тысячи мегапарсек, Вселенная бесструктурна. В таких масштабах материя однородна и изотропна, т.е. св-ва везде одинаковы. С развитием науки познания о материи расширяются и горизонты ее изучения раздвигаются.
Для описания макро и мега мира используются уравнения и законы классической физики, которые позволяют определить их положение, скорость, траекторию и т.д. Но эти уравнения бессильны описать микро мир, для этого необходима квантовая физика и статистическая физика, описывающая параметры элементарных частиц вероятностными характеристиками с учетом их волновых свойств. Распределение и структуру материи на мега уровне изучает астрофизика, на микро уровне — атомная физика, ядерная, физика элементарных частиц. Изучает материю на макро уровне физика твердого тела, физика жидкостей и газов.
5. Развитие взглядов на физическую картину мира. Классическая физика, электродинамика, квантовая и статистическая физика
Под картиной мира понимается система важнейших принципов и законов, лежащих в основе окружающего мира. С развитием науки появляются новые теории, открываются новые законы. Естественно те теории, которые господствуют в определенный исторический период, формируют физическую картину мира.
До 19 в. существовала физическая картина мира основанная на классической физике. В основе ее лежали законы движения, которым подчинялись и физические тела вокруг и небесные тела. Известно, что Ньютон создал свой вариант дифференциального и интегрального исчисления для решения этих задач: мгновенная скорость определялась как первая производная пути по времени, ускорение — как первая производная от скорости по времени или вторая производная пути по времени. Благодаря этому были сформулированы законы динамики и закон всемирного тяготения. Эти законы проверялись экспериментально. Таким образом в тот период в основе изучения природы лежали основные законы механики сформулированные Ньютоном:
1. Закон инерции (всякое тело продолжает оставаться в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока под воздействие внешних сил не изменит его).
2. Изменение количества движения пропорционально действующей силе и происходит по прямой по которой действует эта сила.
3. Всякому действию есть равное и противоположно направленное противодействие.
Такая картина мира давала представление о действующих на тела силах, но не уточняло причину. Например, — «сила притяжения пропорциональна массам тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния», но причины тяготения этим законом не устанавливались.
Электродинамика дополнила существующую картину мира, установив зависимость между электрическими и магнитными явлениями. Ученые 19 в. обнаружили, что магнитная стрелка отклоняется над проводником с током, во вращающемся в магнитном поле замкнутом контуре возникает ток. Было показано, что существуют не только тела, но и поля (гравитационные, электромагнитные). После того как объектом изучения стали не только тела, но и поля картина мира приобрела более сложный характер.
В конце 19-20 вв. были сделаны крупные открытия, коренным образом изменившие физическую картину мира. Прежде всего это открытия строения вещества, взаимодействия поля и вещества и законов микромира. Оказалось, что атом состоит из элементарных частиц, которые подчиняются законам не классической физики, а квантовой механики и статистической физики. Кроме того было обнаружено, что элементарные частицы обладают не только корпускулярными свойствами, но и волновыми. Так было установлено, что между веществом и полем нет непроходимой границы. Для объяснения процессов микромира была создана квантовая механика. Квантовая механика не дает однозначных ответов, а определяет лишь вероятность того или иного результата. Ее главное открытие — вероятностный характер предсказаний. Например вероятность нахождения электрона в определенном месте равняется квадрату модуля волновой функции, которая описывает волновые свойства частиц. Статистическая физика изучает свойства сложных систем и связь со свойствами отдельных частиц. В ней используются методы рассматривающие распределение частиц по скоростям с помощью функций распределения, которая определяет вероятность определенной скорости для частицы. Таким образом с развитием науки физическая картина мира становится все сложнее и приобретает вероятностный характер.
6. Пространство и время. Понятие состояния. Принципы симметрии. Законы сохранения
Пространство и время это формы существования материи. Представления об этих понятиях изменялось по мере достижений науки. До появления теории относительности их считали независимыми (ньютоновские представления), потом поняли, что они органически связаны друг с другом. Согласно Ньютону пространство и время абсолютны, т.е. св-ва не меняются со временем и не зависят от распределения в-ва, время во всех точках течет равномерно и одинаково. Распределение в-ва в таком пространстве и его движение описывается законом всемирного тяготения. Это пространство называется евклидовым или линейным. Положение тела в пространстве определяется тремя координатами x, у, z, но для описания движения необходимо ввести четвертую координату — время, координаты пространства и время рассматриваются независимо. Процессы рассматриваются обратимые, т.е. знак этого параметра (времени) может меняться на обратный. Для классической механики характерна симметрия процессов во времени, которая выражается в обратимости времени. Т.е. выходит, что время не влияет на процессы, что не соответствует действительности (с течением времени неизбежно протекают различные необратимые физические процессы).