Сегодня хочу Вам рассказать про традиции и обычаи празднования рождения и именин в Старой Руси. Как и сегодня, пышно и размахом всей нашей широкой славянской души, праздновали эти события человеки из высшего общества, потому как людям простым не хватало звона в своих мешочках, смутно напоминающих древний кошелек, да и некогда было.
Рождение ребенка во все времена было большим праздником. Если учесть, что жадность — не порок, а средство накопления, то люди, преуспевшие в этом навыке ставили "родильные столы" (со всякими вкусностями), а крестьяне приготовляли особое пивцо (говорил же Вам, покупайте свою пивоварню), может доходило и до специального 40-градусного, кто ж сейчас правду скажет.
Новоиспеченные мамаши получали от гостей подарки по обыкновению монетками. Не было у них тогда ни ходунков, ни колясок, ни Интернета, где все это можно найти, так и обходились деньгами. Это соблюдалось и у знатных, но только для исполнения обычаев, ибо родильнице в доме боярском давали по золотому.
Русские спешили крестить младенца, и чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда и в сороковой, так как эти числа напоминали в младенческой жизни Иисуса Христа события обрезания и сретения. Имя давали чаще всего случайно, по названию святого, память которого отмечалась в день крещения.
Крещение происходило у всех сословий в церквях и в домах допускалось только по болезни или крайней слабости новорожденного и непременно не в той комнате, где он рожден, так как та комната долгое время считалась оскверненной.
Выбор крестного папы падал чаще всего на духовного отца или родственника. При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался на всю жизнь. Крестному священник возлагал на шею белый платок и связывал его обоими концами, а по окончании обряда платок этот снимался и оставался в церкви.
После обряда в тот же день учреждался крестинный стол, и при этом, кроме гостей, кормили и нищих. Царь в день крещения делал торжественный стол для патриарха, духовных властей и светских сановников. По окончании обеда духовные благословляли новорожденного, а прочие гости подносили ему дары. В царском быту это был единственный раз, когда царское дитя показывали до совершеннолетия. С тех пор оно долго оставалось в глубине царских хором.
Крещение царского младенца не ограничивалось одним обычным крестинным столом. По городам и монастырям ездили жильцы с грамотами, возвещавшими о рождении царского детища, и все монастыри спешили везти новорожденному подарки. Тем, которые мало давали, замечалось, что они мало желают добра новорожденному из царского дома. Казнить, может и не казнили, но авторитет их значительно подрывался. А может — просто на кол и дело с концом!!!
Духовное рождение считалось значительнее телесного, и от того день рождения оставался незаметным, а день ангела или именины во всю жизнь праздновался каждым, кому позволяла тяжесть мешочка на поясе.
С утра именинник или именинница рассылали гостям именинные пироги (помните: "как на наши именины испекли мы каравай…"?). Знатность лица, которому посылались пироги, измерялась величиной посылаемого пирога. Крестьянам, видимо, посылались французские булочки. Гости по приглашению сходились на именинный стол и приносили именинникам подарки, духовные благословляли именинников образами, а светские подносили материи, кубки или деньги.
В царском быту царь в день своих именин по выходе из храма от обедни, раздавал из своих рук именинные пироги. То же делала царица у себя в свои именины. Совершеннолетние царевичи от себя раздавали именинные пироги, а в день именин царевны или малолетнего царевича раздавал пироги от именинника царь. Но все-таки почиталось необходимым, чтобы от именинника были розданы пироги. Если боярин или окольничий был именинник, то являлся с пирогами к царю, царь принимал пирог и спрашивал именинника о здоровье, потом именинник представлялся царице и также подносил ей пироги. Короче, на Руси пироги поглощали в огромных количествах каждый день.
С другой стороны, царю, как и частным лицам, на именины подносили подарки, как и подносимые царю в других случаях, они уже обратились в закон. Все торговые люди должны были поднести царю подарки, которые отсылались на казенный двор и с казенного двора продавались. Нередко случалось, что купец покупал на казенном дворе ту самую вещь, которую когда-то подарил царю, и теперь подносил ее государю в другой раз. Здесь, наверное, и имеет начало поговорка — никогда не разворачивай подарок при гостях, иначе ты его потом никому из них не сможешь подарить.
За именинными столами приглашенные гости пели многолетие, а после стола именинник со своей стороны иногда одаривал гостей, по крайней мере, так водилось у царей.
У русских долго было в обычае кроме христианского имени иметь еще другое прозвище, или некрещеное имя. Обычай этот водился в удельные времена между князьями, которые кроме крещеного имени всегда имели еще княжье, старославянское, и более были известны под последним.
В XVI и XVII веках мы встречаем множество имен и прозвищ, которые существовали вместе с крещеным именем и употреблялись чаще последнего, так что и в деловых бумагах назывался человек не христианским именем, а прозвищем, например: Смирный, Первый, Злодей, Нехорошко, Дулай, Смерть-машина… ээээ… нет, это уже не то… Даже священники носили такие имена. Иногда было три имени: прозвище и два крещеных имени — одно явное, другое тайное, известное только тому, кто его носил, духовнику, да самым близким. Это все делалось для того, чтоб запутать демонов, всяких там злых духов и людей всяких нехороших, способных на сглазы, смолвы и сослухи.
Случалось, что человека, которого знали за какого-нибудь Ивана, после кончины на погребении называли Павлом и тут узнавали его имя.
Вот так вот — повсюду выпивка да закуска, короче, получается, что мы, славяне, чтим наши обычаи и традиции.
Думаю, если пост Вам понравится, мы можем и дальше продолжить тему старых обрядов и традиций. Одним словом, все в Ваших руках! Не болейте и будьте счастливы!
Отправить комментарий