скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Восточная философия

Истинная вера – почтительное отношение к истине. У одних эта вера может быть врожденной и самопроизвольной, у других она приобретается путем обучения, повышения культуры.

Истинные знания – если вера сначала основывается на познании сущности учения джайнизма, то истинное знание, заключается в «детальном познании реальной природы я и не-я, свободном от сомнения, ошибок и неопределенности.

Правильное поведение – воздержание от того, что пагубно, и выполнение того, что благотворно. Словом, это все то, что помогает освободиться от карм, являющихся причиной зависимости и страданий.

Правильное поведение основывается на 5 обетах:

Не насилия (Ахимса – воздержание от нанесения всякого вреда жизни)

Правдивость (Сатья – нужно говорить только ту правду, которая не причиняет вреда)

Не воровства (Астейя – воздержание от воровства. Этот обет предписывает не присваивать то, что тебе не принадлежит. Собственность других, как и их жизнь, признается джайнистами священной)

Целомудрие (Брахмачарья – отказ от чувственных удовольствий. Воздержание от потворства своим слабостям. Обычно этот обет понимают как воздержание от брака)

Не привязанность, не обладание (Апариграха – отказ от мирских связей и богатства)

Только при соблюдении этих правил виделся путь к освобождению.

9. Теория познания Джайнизма. Виды опосредованного (парокша) и неопосредованного (апарокша) познания (общая характеристика). Теория суждения

Согласно учению джайнизма, сознание является неотъемлемой сущностью каждой души. сознание рассматривается ими как нечто подобное солнечному свету, который обнаруживает не только сам себя, но и все другие предметы, при условии устранения преград, мешающих проникновению его к этим предметам. Если бы не было препятствий, душа стала бы всеведущей. Всеведение потенциально присуще каждой душе. Однако мы знаем, что все простые души более или менее невежественны, а их знание ограничено. Джайнисты считают, что эта ограниченность обусловлена преградами, поставленными различными кармами, которые в той или иной степени препятствуют естественному сознанию души и, таким образом, лишают ее присущего ей всеведения. Джайнисты подразделяют познание на два вида: непосредственное и опосредствованное (апарокша и парокша). Но они указывают на то, что познание, обычно рассматриваемое как непосредственное, является непосредственным только относительно. По сравнению с выводом восприятие внешних и внутренних объектов посредством чувств и ума может считаться непосредственным познанием. Но всё же нельзя сказать, что такое познание абсолютно непосредственно, ибо даже в этом случае душа познает объекты посредством чего-то другого: посредством чувств и ума. Кроме такого обычного, эмпирически понимаемого, непосредственного познания, имеется также действительно абсолютно непосредственное познание, получаемое душой после устранения преград ее кармы. При таком познании сознание души непосредственно связывается с объектами, без посредничества наших чувств и т. д., просто путем устранения карм, мешавших ей проникнуть к этим объектам. Кроме эмпирического познания, существует абсолютное познание – когда душа связывается с вещами, познавая их, без помощи наших чувств и ума. Различают 3 вида познания: 1) Мати-Джняна (память, узнавание, индукция, дедуктивное мышление); 2) Шрути-Джняна (знаки, символы, слова); 3) Авадхи-Джняна (непосредственный вид познания объектов + субъектов отдалённых во времени); Манах-Парьяя-Джняна (умение читать мысли других людей); Кевала-Джняна (всеведение, абсолютное знание). Первые два являются опосредованным познанием, а последние непосредственным.

Философы джайнизма указывают, что разные виды непосредственного и опосредствованного знания, касающиеся тех или иных предметов, показывают наличие бесчисленного множества характеристик у всякого предмета. Каждое суждение о той или иной вещи, суждение, которым мы пользуемся в повседневной жизни, справедливо только с нашей точки зрения и только в том аспекте, в котором мы рассматриваем данный объект. Джайнисты настаивают на том, чтобы каждое суждение было ограничено каким-нибудь выражением, таким, как «некоторым образом», так что они открыто признают ограниченность данного суждения и возможность признания других альтернативных суждений, высказанных с иной точки зрения. Например, вместо того, чтобы высказать суждение вроде «слон похож на столб», во избежание путаницы следует сказать «слон некоторым образом (то есть в отношении его ног) похож на столб». Общая формула всех утвердительных суждений символически может быть выражена в следующем виде: «Некоторым образом S есть P». Далее, отрицательное суждение об объекте может быть выражено так: «Некоторым образом кувшин не находится за пределами комнаты». Общая формула для всех отрицательных суждений должна быть выражена так: «.Некоторым образом S есть не Р».

10. Материалистическая философия Чарвака-Локаята (теория познания, гедонизм, отношение к религии и т.д.)

Термин «Чарвака» можно считать синонимом термина «материалист». Достоверным источником познания является только непосредственное чувственное восприятие, все опосредованные источники познания ненадежны и часто приводят к заблуждениям. Наш опыт, основанный на чувственном восприятии, говорит о существовании только одного мира — материального и телесного. Бога (или богов) нельзя воспринять с помощью органов чувств, поэтому у нас нет никаких оснований говорить о его существовании. Все материальные объекты состоят из четырех элементов: воздух, огонь, вода и земля. Все объекты, существующие в мире (как живые, так и не живые), представляют собой различные комбинации этих элементов. Нет ничего нематериального, в том числе души. Нематериальную душу невозможно воспринять. То, что люди ошибочно называют душой, на самом деле есть тело, наделенное сознанием. Основание для таких утверждений мы находим в нашей повседневной жизни, где мы часто говорим: «Я худой», «Я слепой» и т.п. Если бы наше «я» принципиально отличалось от тела, такого рода высказывания были бы бессмысленными. Сознание способно отражать окружающую реальность в чувственно-понятийных образах. Нет никакой души отличной от тела. Единственный источник знания – восприятие. Разумный человек должен стремиться к тому, чтобы получать от земной жизни максимум удовольствий и минимум страданий. Поэтому хорошими поступками считаются те, которые приводят к обретению удовольствий, а плохими – те, которые ведут к страданию. Важным средством для получения удовольствий является богатство, поэтому к нему стоит стремиться. Но при этом не надо забывать, что богатство является только средством, а не целью. Отвергли Веды и отказались от авторитета Вед, ориентируясь на собственное познание. Они считали, что всё, за исключением восприятия, в качестве познания, является не достоверным и заблуждением. Мы не можем делать вывод, пока не знаем всеобщей связи. Нельзя полностью доверять свидетельствам авторитетов. Ведь свидетельство состоит из слов так – как мы их слышим. С точки зрения Чарвака-Локаята – Веды были трудами жрецов, которые исходя из материальных целей, обманывали не разумных людей. Если восприятие есть единственный источник познания, то мы можем признать реальность только тех вещей, которые поддаются нашему восприятию, а всё остальное не существует. Именно поэтому, они считали, что Бога нет, души нет, реанкарнации и Небесного Царства тоже нет, а это уже приводит к вседозволенности. Материя – есть единственная реальность. Они считают, что освобождение может быть достигнуто только в результате смерти. Но кто из живущих будет стремиться к этому?! Цель жизни – богатство и наслаждение (вершина человеческих желаний). Выступали против религии. Считают несправедливым, что один человек должен подчиняться или подчинять, т.к. все равны перед друг другом с рождения. Моральные правила – это людские условности и стереотипы. Когда мы соблюдаем пост, мы забываем о наслаждении. Не следует из-за боязни страдания отказываться от наслаждения.

11. Основные идеи (понятия, положения) философских школ хинаяны (вайбхашики, саунтрантки)

Школа хинаяна считают, что существует независимая Вселенная, где разум наряду с другими объектами является конечным.

Школа Вайбхашика следовала «Вибхаше»[5]. Отвергала авторитет сутр и следовала точке зрения Вибхаше. Опиралась на опыт, т.е. знание, полученное в результате непосредственного контакта с объектом. Опыт основывается на восприятии органов чувств. Любое суждение невозможно, вне чувственного познания. Опыт основывается на чувстве. Объекты разделяли на: 1) воспринимаемые и выводимые; 2) чувственные и мысленные. Постоянными являются элементы, лежащие в основе субстанции. Причина и следствие относятся к двум сторонам одной и той же вещи. Вода – будет являться общей субстанцией для льда и капли. Считали, что причина не исчезает, а всего лишь изменяет своё название. По положению школы допускается реальное существование элементов. Признают реальность внешнего мира. Объекты разделяют на внешние (принадлежащие к элементу) и внутренние (внутренний интеллект/читта). Первичные субстанции состоят из первичных атомов, т.е. материальных объектов воспринимаемых органами чувств – комбинацией 4-х элементов: цвет, запах, вкус, осязание – что в свою очередь делится на первичные атомы. Инструмент познания – восприятие (целостное видение объектов) и их ощущение. Восприятие + ощущение = ориентировку в окружающем мире. Восприятие – даёт истину, свободную от всякого измышления (выдумывания). Понятие – илюзованно. Необходимо умозаключение – некое умственное действие, связывающее в ряд мысли. Будда является человеком, достигшим ограниченной нирваны, и после смерти – окончательной нирваны. Считают, что божественное качество Будды – это интуиционная истина.

Школа Саунтратика считала, что внешний мир не возникает по воле индивида. Только его наличие является основой его восприятия (нет мира нечего познавать). Мир является внешним по отношению к сознанию. Считают, что внешние объекты мгновенны; что познающий объект получает иллюзорное понятие. Отрицают непосредственное познание мира, но признают его реальность. Разделяют точку зрения атомизма, но с тем условием, что атом – это эфир. Отвергали Бога, как творца. Считали, что творения не создаются ни Богом, ни духом, ни материей. Саутрантики признают реальность не только ума, но и внешних объектов. Они утверждают, что без признания внешних объектов невозможно объяснить даже их иллюзорную видимость. Если бы мы никогда не воспринимали ни одного внешнего объекта, то не могли бы сказать, как это делают субъективные идеалисты, что благодаря иллюзии сознание становится подобным внешнему объекту. Всякий раз при восприятии какого-либо предмета (например, горшка) этот предмет воспринимается как внешний объект, а осознание его – как объект внутренний, то есть заключенный в уме. Объект с самого начала познается как отличный от сознания, а нетождественный с ним. Если бы воспринимаемый горшок был тождественен субъекту, то мы могли бы сказать: «Я — горшок». Кроме того, если бы не было внешних объектов, то разница между «представлением горшка» и «представлением платья» не могла бы быть объяснена, потому что как моменты сознания они тождественны и различаются только как предметы. Следовательно, мы должны признать существование различных внешних объектов вне сознания.

12. Основные идеи (понятия, положения) философских школ махаяны (йогачары/виджнянавадины и мадхьямики/шуньявадины)

Школа Йогачара считает, что абсолютная истина постижима только тем, кто практикует йогу. Считают, что материя – есть идея, а объекты комбинация идей. Считали, что ничего не существует, всё есть результат и продукт мысли. Являются законченными идеалистами. На первое место они ставят ум (читту), а не материю. Ум – первоисточник всех объектов. Ум имеет 2 качества феноменальность (объекты чувственного созерцания) и ноуменальность (умственное созерцание). Цикл перерождения является заблуждением. Разум содержит потенции нашим прошлым поведением. Все последствия кармы – есть лишь внешние проявление нашего ума. Нирвану определяют, как очищение ума, восстановление его в первоначальной девственной чистоте. При этом сознание не способно ощущать сво существование. Ум, состоящий из потока различных идей,— вот единственная реальность. Нам только кажется, что вещи, тела и другие объекты существуют вне нашего ума,— это просто идеи ума. Так же как видимые нами во сне и при галлюцинациях вещи на самом деле не существуют, так и объекты, кажущиеся нам существующими, в действительности являются лишь идеями ума. Существование какого-либо внешнего объекта не может быть доказано, так как не может быть показано отличие объекта от осознания этого объекта. Взгляды йогачаров называются «виджняна-вада», то есть идеализмом, ибо они признают существование лишь одной разновидности реальности — нашего сознания, а объекты, кажущиеся нам материальными и внешними по отношению к сознанию, считаются нереальными, а лишь идеями, или состояниями сознания. Эта теория может быть точнее названа субъективным идеализмом, потому что, согласно ей, существование воспринимаемого объекта не отличается от субъекта, то есть от воспринимающего ума.

Основателем школы мадхьямиков — шунья-вады — считают Нагарджуну. Эта школа рассматривает вселенную как абсолютно лишенную реальности, как шунью, то есть пустоту. По их мнению, за этим миром явлений находится реальность, которую нельзя описать, ибо она не имеет воспринимаемых нами ни духовных, ни недуховных свойств. Ввиду того что реальность лишена воспринимаемых свойств, она называется шунья. Но это лишь отрицательная сторона первичной реальности; она показывает только то, чего у неё нет. Признание мадхьямиками обусловленного характера вещей, из-за которого невозможно установить их собственную природу — их реальность или нереальность,— можно также рассматривать как разновидность релятивизма. Каждое свойство вещи обусловлено чем-то другим, поэтому ее существование связано с этим условием. Следовательно, шунья-ваду можно истолковать в духе релятивизма, который гласит: ни одна вещь, ни одно явление, данное в опыте, не имеет своего неизменного, абсолютного, независимого свойства и поэтому невозможно сказать, что описание какого-либо феномена (явления) должно быть безусловно правильным. Истина низшего порядка это только средство для достижения высшей истины. Опыт человека, находящегося в состоянии нирваны, не может быть описан, ибо он выходит за рамки обычного опыта. Его можно представить лишь отрицательно, изображая с помощью слов, относящихся к обычному опыту. Нагарджуна поэтому описывает нирвану рядом отрицаний: «То, что непознаваемо обычным способом, не приобретается вновь, не разрушается, не вечно, не подавлено, не порождено,— называется нирваной».

13. Санкхья, учение о материи (пракрити) и душах (пуруша). Мировая эволюция её этапы и особенности. Теория познания, метафизика, психология, этика, сотерология

Основатель – мудрец Капила. Не располагает письменными, оригинальными текстами. Основная сутра принадлежит к средним векам, но приписывается Капиле. Капила устно передавал Ассуре (его ученик) своё учение. Его тексты можно встретить в Махабхарате, Бхагавадгите. Метафизика Санкхьи связанна с теорией причинности. Следствие и причина – два состояния одной субстанции (выявленное и не выявленное состояние). Считали, что следствие существует в материальной причине. Например, глиняный горшок находится в глине (где глина – причина, а глиняный горшок – следствие). Считали, что реальны только следствия. Первопричина мира объектов – некое «не Я». «Я» - не может быть ни причиной, ни следствием. Тонкие продукты природы, такие как ум, интеллект и «Я» – не образованы атомами, а созданы пракрити. Санкхья принимает пракрити как то, что порождает все объекты материального мира. Оно вечно и вездесуще; являясь основой для тонкой природы, оно становится тонкой силой способной разрушить мир. Пракрити – веревка, скрученная из трёх нитей; гунны (сатва-гунна, раджаз-гунна, тамас-гунна) основные компоненты первичной субстанции пракрити. Нити связывают духовое и материальное – пракрити и пурушу. Пракрити – единство трёх гунн. При смешивании гунн происходит толчок эволюции. «Я» или Пуруша – второе проявление первичной реальности. Существование «Я» очевидно. «Я» – отличается от тела, ума, чувств. «Я» – есть дух, обладающий сознанием. «Я» – чистое сознание (это его сущность). «Я» – вечное, всепроникающая, вездесущая реальность. «Я» – внешняя сила и становится причиной пракрити. Причина и следствие трактовались ими как явное и неявное состояние одной и той же субстанции, а следствие рассматривалось как результат реального превращения одного объекта (причины) в другой (следствие). Так, например, творог появляется в результате превращения молока, но это превращение возможно только в силу того, что потенциально творог уже содержался в молоке. Если бы такой взаимосвязи между творогом и молоком не было, то молоко могло бы превратиться в мед или глину, или тот же творог мог бы возникнуть из меда, глины и т.п. Признание причинно-следственных зависимостей в мире ведет нас к признанию существования материальной первопричины всех существующих предметов. Такой первопричиной они считают пракрити (материю). В философии Санкхья утверждается существование двух исходных видов реальности, т.е. первоначал: пракрити и пуруши. Пуруша – это идеальное начало, дух, чистое сознание, высшее «Я», он вечен (не сотворим и не уничтожим) и пассивен. Пракрити – это «не-Я», материальная субстанция, она вечна (не сотворима и не уничтожима), активна, состоит из трех гунн: саттва, раджас и тамас. Человеческое «я» само по себе свободно и бессмертно. Но под влиянием невежества и незнания оно смешивает себя с телом, чувствами и умом (манасом). Поэтому, когда страдает, например, тело, нашему «я» кажется, что это страдает оно само. Как только наше «я» осознает свое отличие от «не-я» (т.е. тела, чувств и ума-манаса), оно достигает состояния освобождения, становясь бесстрастным наблюдателем событий мира. Но для этого еще недостаточно просто понять эту истину, необходимо пройти долгий путь воспитания и постоянных размышлений о сути бытия и сущности нашего «я». Освобождения мы может достичь или оставаясь в этом мире – при жизни, или после смерти тела – в другом мире. Философия Санкхья отвергает веру в Бога, выдвигая при этом следующие аргументы. Во-первых, существование Бога не может быть доказано. Во-вторых, мы можем объяснить возникновение и существование мира, не прибегая к понятию Бога, т.е. оно нам не нужно. Некоторые представители санкхьи все-таки допускали существование Бога, но только как бесстрастного наблюдателя, а не создателя мира. Выделяются 3 компонента, которые приводят к познанию: 1) Восприятие; 2) Логическое умозаключение; 3) Свидетельство авторитетов. Восприятие – основной источник познания пяти органов чувств. Интеллект, эго, ум перерабатывают данные внешних органов чувств в умозаключение. Ум (синтезирует) передаёт данные – эго, которое, в свою очередь, передаёт данные интеллекту. Логическое умозаключение строится: 1) на основе следствий вытекающих из причин (дождь – тучи); 2) о причине по её следствию (лужи свойство прошедшего дождя); 3) по аналогии (различное положение луны – значит, луна движется). Существовало 2 вида свидетельства авторитетов: 1) обыкновенные, но внушающие доверие лица; 2) свидетельства Вед, дающие истинное познание. Освобождение – является конечной целью. Полное устранение страданий + понимание: что мы и есть «Я» и отдельны от этого мира, – ведёт к освобождению.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.