скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Подходы к управлению с экологическим риском

Целью оценки «доза отклик » является определение взаимосвязи между степенью воздействия опасности и размером и вероятностью негативных последствий. В характеристике риска, результаты оценки воздействия и зависимости «доза – отклик » объединяются, давая возможность провести количественные оценки риска, а также связанные с ними неопределенности.

Данный шаг является «мостом » между оценкой риска и управлением риском. В анализе безопасности конечные результаты хорошо определены : Примерами таких результатов являются: смертность, число пострадавших и экономические потери.

Для анализа кратковременных воздействий причинно - следственные зависимости совершенно четкие, как в катастрофических авариях в Бхопале и Чернобыле. Напротив, значительная неопределенность присуща анализу оценки риска здоровью из - за множественной причинности, видов заболеваний среди населения, длительного периода развития (латентности ), где причинно - следственные зависимости выражены не столь явно .

Наиболее важной является вторая фаза, которая представляет собой собственно управление риском. Она делится на принятие решения о внедрении, внедрение, осуществление мониторинга и оценки хода реализации программы и организацию наблюдения за состоянием системы.

Обеспечение безопасного жизненного цикла управления предприятием

Большинство крупных аварий связано с одним или несколькими из следующих явлений:

-     Выбросом токсичных веществ;

-     Выбросом или сбросом горючих веществ, их разлитию, пожару или взрыву.

-     Неуправляемой химической реакцией.

Опасность хранения химические вещества возрастает при хранении их 

-     в значительных количествах,

-     под давлением;

-     при температуре выше точки кипения.

Поэтому предотвращение аварий требует значительных усилий и финансовых затрат на всех этапах управленческого цикла. Средства, затраченные на обеспечение безопасности, уменьшают прибыль предприятия в краткосрочной перспективе и снижают конкурентоспособность его продукции. Направление деятельности по предотвращению аварий может осуществляться эффективно лишь на основе включения его в стратегию развития.

В худшем случае компания может потерять бизнес или будет вынуждена закрыть предприятие под давлением со стороны общественного мнения.  Может быть подорвана репутация компании. Может потребоваться перепрофилирование предприятия, что повлечет потерю выпуска продукции в течение переходного периода (может быть до нескольких лет), что в свою очередь, может привести к потере компанией своей доли на рынке.

В большинстве случаев, компании, где возникли крупные аварии, несут огромные финансовые потери и теряют репутацию. Для иллюстрации приведем ряд примеров:

В 1974 г. после аварии в Фликсборо, промышленная площадка перешла к конкуренту фирмы Нипро. Предприятие было переоборудовано для использования другой технологии, однако вскоре было закрыто совсем.

В 1976 г. репутации швейцарского фармацевтического гиганта компании «Хоффманн- ЛяРош» был нанесен серьезный удар после аварии в Севезо.

В 1984 г. компания «Юнион Карбайд» была вынуждена прекратить свою производственную деятельность в Индии и покинуть страну в результате газовой трагедии в Бхопале. Репутация компании была подорвана и она была вынуждена выплатить огромные суммы страховки.

В 1988 г. компания «Оксидентал Петролеум» вынуждена была закрыть свою производственную деятельность в Англии и покинуть страну вследствие аварии на нефтяной платформе «Пайпер Альфа».

Трагедия другого рода, когда в 1988 г террористы взорвали бомбу на борту самолета «ПанАм», пролетавшего в тот момент над местечком Локерби, Шотландия. Авиакомпания «ПанАм», одна из крупнейших и наиболее престижных авиакомпаний в мире, вскоре после этого случая разорилась. Несмотря на то, что авиакомпания не имела отношения к установке бомбы на борту самолета, ее плохая система обеспечения безопасности считалась одним из важных факторов, помешавшим вовремя обнаружить бомбу.

Есть и иные соображения, повышающие важность разработки стратегии снижения риска аварийности. Персонал компании будет работать с большей заинтересованностью и продуктивностью, если будет видеть озабоченность администрации компании их безопасностью.

Соседи и местные жители будут более доброжелательно настроены к компании, если увидят, что она серьезно относится к вопросам обеспечения безопасности.

Технология и оборудование, предназначенные для предотвращения крупных аварий, так  же будут способствовать снижению числа мелких аварий и травм (приводящих к потере времени), и, тем самым, росту производства.

Таким образом, долгосрочные результаты разработки и внедрения стратегии предприятия по снижению риска аварий в конечном счете экономически состоятельны: они могут обеспечить как повышение устойчивости организации или ее наиболее уязвимых частей, так и долгосрочные экономические выгоды.

Лекция 4. Федеральное и региональное законодательство в области промышленной и экологической безопасности

4.1.        Правовое обеспечение экологической безопасности.

Широкий круг вопросов обеспечения экологической безопасности с начала девяностых годов нашел отражение российском законодательстве в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей природной среды. Интенсивно развивающееся законодательство в период с 1993 по 1996 г., привело к появлению новых законов, регулирующих отношения по безопасности на предприятиях. Это касается вопросов охраны труда, пожарной безопасности, чрезвычайных ситуаций и ряда других. К этой группе законов относятся «Основы законодательства по охране труда», федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", "Об экологической экспертизе" и другие. В результате отношения по безопасности для предприятий, аварии на которых могут произойти с ничтожно малой вероятностью и последствия этих аварий практически не представляют опасности для населения и окружающей среды, в достаточной степени регулируются действующим законодательством. Среди относящихся к этой группе законов регулирование отношений по экологическому страхованию представлено Федеральным законом "Об охране окружающей среды" и Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Первый из них рассматривает экологическое страхование как один из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды (глава IV, ст. 18): "Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование". Причем следует отметить, что государственное страхование осуществляется страховыми организациями любой формы собственности, но за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета (статья 927 ГК Российская Федерация).

Закон РФ "Об организации страхового дела в РФ" в большей части оказался поглощенным Гражданским кодексом и реально регулирует лишь организационные аспекты страхования.

Правовое обеспечение предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе федерального закона и. подзаконных актов главным образом МЧС РФ.

Основные документы перечислены ниже.

Федеральный закон РФ от 21.12.1994 “О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”;

Постановления Правительства РФ:

“О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” № 1113 от 05.11.1995;

“О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” № 1094 от 13.09.1996;

“О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” №334 от 24.03.1997.

Развитие принципов обеспечения экологической безопасности находит отражение в региональном законодательстве, например в законе Нижегородской области «Об экологической безопасности». Этот закон констатирует недопущение на территории Нижегородской области деятельности, последствием которой является ухудшение экологической ситуации. Перечень экологически опасных видов деятельности и источников опасности устанавливается решением органов власти Нижегородской области. Установлены также порядок и нормы включения вопросов обеспечения экологической безопасности в программы социального и социально-экономического развития. Дополнительные по сравнению с федеральным законодательством ерами являются:

-                        Возможность ужесточения отдельных требований к экологической безопасности по сравнению с федеральным законодательством;

-                        Установление требований к социальной политике, в первую очередь к экологическому воспит

-                        анию и образованию;

-                        Установление требований к расселению населения и градостроительной политике, включая введение экологического зонирования территорий;

-                        Повышение эффективности управления экологической безопасностью на основе координации деятельности всех организаций, обеспечивающих экологическую безопасность, исходя из приоритета территориальных интересов над отраслевыми;

-                        Обязательность включения вопросов экологической безопасности в программы социально-экономического развития.

С принятием нового Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» законодательство  в области обеспечения экологической безопасности приведено в соответствие с российским законодательством начала 21 века. Для объектов, не являющихся источниками повышенного риска, законодательство представляется довольно целостным и сбалансированным.

Лекция 5. Федеральное и региональное законодательство в области промышленной и экологической безопасности

5.1.        Правовое регулирование безопасности опасных производств. Российское законодательство в области промышленной безопасности.

Иная картина складывается для потенциально опасных объектов. Снижение риска возникновения аварий на них требует применения специальных правовых механизмов, которые и установлены федеральными законами "0 промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Об использовании атомной энергии" и "0 безопасности гидротехнических сооружений".

Правовой основой обеспечения в Российской федерации промышленной безопасности является Федеральный Закон РФ № 116-ФЗ от 21.07.97 г "О промышленной безопасности опасных производственных объектов».)., в котором описываются основные процедуры, используемые для регулирования промышленной безопасности лицензирование, декларирование безопасности. В основу Федерального закона России "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" положены принципы «Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий», принятой OOH в 1992 г. Эту Конвенцию подписали 72 страны, в том числе Россия. Конвенция направлена на предотвращение промышленных аварий, обеспечение готовности к ним и ликвидации последствий аварий, которые могут привести к трансграничному воздействию. Практически все принципы, содержащиеся в Конвенции, нашли отражение в Российском законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом РФ "0 промышленной безопасности опасных производственных объектов", «для осуществления государственной политики в области промышленной безопасности, Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, и возлагает на него осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области промышленной безопасности. Другие федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют отдельные функции нормативно-правового регулирования, разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности, должны координировать свою деятельность с назначенным специально уполномоченным органом.

Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" направлен на предупреждение аварий на производственных объектах, которые по определенным в нем критериям относятся к категории опасных. В законодательной практике развитых стран аналогичные законы появились намного лет раньше после ряда крупных промышленных аварий. К наиболее известным относятся Директива 82/501/ЕЭС "0 предотвращении крупных промышленных аварий" (Директива Севезо), Закон о чрезвычайном планировании и праве населения на информацию (США), Закон об аварийных ситуациях (ФРГ), система актов CIMAH по безопасности в промышленности (1985 г., Великобритания) и другие.

Одним из наиболее сложных вопросов как при разработке, так и при реализации закона стал вопрос определения сферы действия закона. Сфера применения тесно связано с понятием "опасный производственный объект". В международном праве также отсутствует определение данного понятия, а законодательно установлены различные критерии, по которым объекты относятся к категории опасных. Поэтому в законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" использованы критерии, предложенные в Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий. Опасные производственные объекты определяются по наличию на них опасных веществ. При количествах веществ равных и больших, чем предложено в Конвенции, к объекту применяются дополнительные меры правового регулирования. Федеральным законом "0 промышленной безопасности опасных производственных объектов" введен еще один критерий для определения опасных производственных объектов - к ним относятся объекты, на которых используются сложные технические устройства и ведутся горные работы и работы в подземных условиях. Критерии отнесения объектов к опасным представлены в приложениях к закону. Объекты, на которых используются радиоактивные опасные вещества, регулируются Федеральными законами "Об использовании атомной энергии" и "О радиационной безопасности населения".

Одним из основных элементов регулирования промышленной безопасности в законе является лицензирование деятельности в области промышленной безопасности. Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, и являются официальным разрешительным документом, удостоверяющим право владельца на проведение определенного вида деятельности. При рассмотрении вопроса о выдаче лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта заявитель представляет акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, а также договор страхования ответственности за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте.

Статьей 15 "Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта" впервые в страховую практику России введен специальный вид страхования - обязательное страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасный производственный объект, на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте.

В соответствии с законом Российской Федерации "О страховании" (статья 3) обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации. Статьей 939 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется, что объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм устанавливаются законом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.