Учебное пособие: Планирование численности персонала
ТЕМА 9. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование финансовой деятельности предприятия тесно связано с конечными результатами производства, важнейшим из которых в условиях рыночных отношений является общая прибыль или совокупный доход, что требует усиления роли финансов в достижении этих показателей.
В финансовом отношении каждое предприятие выполняет две основные функции: потребляет экономические ресурсы и делает возможным потребление готовой продукции.
Финансовые отношения в условиях рынка предполагают осуществление следующих денежных обменных процессов:
- обмен денег на труд наемных работников;
- обмен денег на товар и услуги поставщиков;
- обмен товаров и услуг на деньги потребителей;
- обмен денег, выплачиваемых позже, на деньги, получаемые сейчас от инвесторов и арендаторов;
- обмен денег, выплачиваемых сейчас, на деньги, которые будут получены позднее от должников;
- обмен денег на товары и услуги и государственные требования правительства.
Доход предприятия или прибыль, является в условиях рынка основой самофинансирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности и социально-трудовых отношений персонала. Поэтому максимизация прибыли или доходов является определяющей конечной целью всех видов планирования на предприятии.
Прибыль или доход возникает лишь при условии взаимодействия труда и капитала и сохранения основными факторами производства и капитала их первоначальной стоимости, что предполагает четкое различие между валовой и чистой прибылью.
Валовая прибыль определяет величину общего совокупного дохода предприятия без учета обесцененного капитала.
Чистая прибыль представляет собой валовой доход за вычетом затраченных средств, в том числе отложенных на восстановление израсходованных средств производства.
Валовой доход при любом уровне продаж определяется путем умножения цены на соответствующее количество продукции, запланированной к реализации.
Предельный доход есть дополнительный или добавочный доход, который является результатом продажи продукции сверх плана.
При фиксированной рыночной цене перед каждым конкурентным производством стоят три взаимосвязанных планово-управленческих вопроса:
1) следует ли планировать производство данного товара на предстоящий период?
2)какое количество продукции необходимо планировать к выпуску?
3)какая прибыль или убыток будут получены при выполнении плановых работ?
В процессе планирования прибыли на каждом предприятии должны быть найдены экономически обоснованные ответы на все вышепоставленные вопросы.
Разработанные правила в рыночной экономике при планировании прибыли от реализации продукции следующие:
1. Предприятие получает прибыль до тех пор, пока цена превышает средние валовые издержки;
2. Максимальная прибыль достигается, если цена больше минимума средних валовых издержек предприятия;
3. Нулевая прибыль соответствует точке равновесия цены продукции предельным издержкам на ее производство;
4. Предприятие будет иметь убыток, если средние валовые издержки становится выше цены продукции;
5. Наименьшие убытки возникают на предприятии, если цена меньше минимума средних валовых издержек, но больше минимума средних переменных издержек;
6. Производство продукции прекращается, если цена стала ниже минимума средних переменных издержек.
Планируемая годовая прибыль предприятия представляет собой конечный результат производственно-хозяйственной деятельности, включающей доходы от реализации продукции, работ и услуг, основных средств и иного имущества, а также доходы от внереализационных операций, уменьшению на сумму соответствующих по ним расходов.
Прибыль (убыток) от реализации продукции рассчитывается как разница между выручкой в действующих рыночных ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и ее себестоимостью с учетом объема продаж по формуле
, (9.1)
где - прибыль от реализации продукции, руб.;
n – номенклатура выпускаемой продукции;
- рыночная цена изделия;
- себестоимость изделия;
- объем реализованной продукции.
Выручка от реализации продукции рассчитывается по мере ее оплаты либо по мере отгрузок товаров.
К планируемым финансовым результатам, кроме прибыли от реализации, относятся следующие доходы:
1) доходы, полученные предприятием за счет долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам;
2) доходы от сдачи имущества в аренду;
3) доходы от дооценки производственных запасов и готовой продукции;
4) присуждение или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков;
5) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
6) положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также операции по иностранной валюте;
7) другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.
Разработанный на предприятии годовой план доходов, должен обеспечивать получение такой совокупной прибыли, величина которой покрывает все годовые расходы на производственную и социальную деятельность.
9.1 Формирование и распределение прибыли на предприятии
Разработка финансового плана предприятия предусматривает определение основных доходов и расходов, приходящихся на предстоящий период.
Доходами предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением уставных вкладов участников или акционеров.
Расходы предприятия это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества и т.д.) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этого предприятия, за исключением уменьшения уставных вкладов по решению участников, акционеров.
Доходы и расходы предприятия делятся (табл. 9.1):
- на доходы и расходы от обычных видов деятельности;
- операционные доходы и расходы;
- внереализационные доходы и расходы;
- чрезвычайные доходы и расходы.
Таблица 9.1
Классификация доходов и расходов предприятия
Доходы и расходы от обычных видов деятельности |
Операционные доходы и расходы | Внереализационные доходы и расходы | Чрезвычайные доходы и расходы | ||||
Доходы | Расходы | Доходы | Расходы | Доходы | Расходы | Доходы | Расходы |
Выручка от продажи продукции, (работ, услуг) за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей |
Себестоимость продаж |
Поступления, связанные со сдачей во временное пользование активов организации |
Расходы, связанные со сдачей во временное пользование активов организации |
Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, присужденные или признанные должником |
Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, присужденные или признанные предприятием |
Поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.д.) |
Расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами |
Коммерческие расходы |
Поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности |
Расходы, связанные с оплатой прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности |
Поступления в возмещение причиненных предприятию убытков |
Возмещение причиненных предприятием убытков | |||
Управленческие расходы |
Доходы от участия в уставном капитале других организаций и прибыль от совместной деятельности |
Расходы от участий в уставном капитале других организаций и убытки от совместной деятельности |
Активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения |
Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году |
|||
Поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции |
Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов (кроме иностранной валюты), продукции |
Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году |
Суммы дебиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания |
Конечным результатом деятельности предприятия является прибыль. По величине прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы – о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики – о платежеспособности предприятия.
Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений, выполняет следующие функции:
1) как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период;
2) стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования. Содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
3) как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней. Налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета.
Механизм формирования прибыли содержится в «Отчете о прибылях и убытках».
При планировании общей или балансовой прибыли на предстоящий период производственно-финансовой деятельности в ее состав включаются все предусмотренные доходы со знаком «плюс», а также возможные расходы или убытки со знаком «минус» (рис. 9.1).
Таким образом, балансовая прибыль предприятия включает: 1) прибыль от продаж; 2) результат от операций с имуществом и финансовой деятельности; 3) результат от внереализационных операций. При этом прибыль от продаж определяется в два этапа. Вначале рассчитывается валовая прибыль как разница между выручкой от продажи, продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров без периодических расходов (коммерческих и управленческих). Затем после вычитания коммерческих и управленческих расходов определяется показатель прибыли от продаж. В случае если в учетной политике организации не принят порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно на уменьшение выручки от реализации, то они отдельно в качестве управленческих расходов не выделяются, а включаются в себестоимость реализованных товаров. В организациях торговли, снабжения, сбыта и общественного питания по статье себестоимость отражают покупную стоимость реализованных товаров.
Прибыль от продаж является основной составляющей балансовой прибыли предприятия, поскольку отражает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации изделий (оказанию услуг), являющейся целью создания предприятия. На ее размер влияют уровень отпускных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции. Прибыль от продаж растет, если в составе реализованной продукции повышается удельный вес высокорентабельных изделий.
Рис. 9.1. Планирование и распределение прибыли на предприятии
Рентабельность продаж – это показатель, характеризующий величину прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль проданной продукций, определяется по формуле:
(9.2)
где П – прибыль от продаж; ВР – выручка от реализации продукции.
Выгодность производства отдельных видов продукции можно оценивать с помощью показателя рентабельности продукции, рассчитанного как
(9.3)
где Пед прибыль на единицу продукции; Сед - себестоимость единицы продукции.
Второй составляющей балансовой прибыли является результат от операций с имуществом и финансовой деятельности предприятия, рассчитываемый как
Поп=Доп - Роп , (9.4)
где Доп операционные доходы; Роп - операционные расходы.
Результат от данной деятельности возникает в связи со сдачей в аренду временно неиспользуемого имущества и прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и т.д. в виде дивидендов по ценным бумагам других организаций, в виде прибыли от совместной деятельности и т.п.
Третья составляющая балансовой прибыли – это результат от внереализационных операций, определяется как
Пвн = Двн – Рвн, (9.5)
где Двн внереализационные доходы; Рвн – внереализационные расходы.
Данный результат представляет собой разницу между полученными и уплаченными штрафами, пенями, неустойками, возмещением убытков, суммами задолженности, по которой истек срок исковой давности; другими внереализационными доходами и расходами.
Чистая прибыль предприятия определяется путем вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных, санкций, пеней и других платежей, которые ранее уплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям:
• на формирование резервных фондов;
• выплату доходов учредителям (участникам);
• создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы).
При этом существуют два подхода к распределению чистой прибыли. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть: фонд накопления, который объединяет средства, зарезервированные для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества; фонд социальной сферы, который учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу; фонд потребления, который аккумулирует средства на развитие социальной сферы, кроме капитальных вложений, материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т. п. Первый подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ресурсов предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13