скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Основы экологии

Во–первых, ресурсы нефти и газа (можно вывести), так же как и угля, распространены по всей земной коре неравномерно. Во–вторых регионы, которые сейчас являются главными производителями газа и нефти, обладают и наибольшим потенциалом для новых открытий. В–третьих, при сохранении существующей скорости роста потребления все ресурсы нефти и газа могут иссякнуть через несколько десятилетий.

Запасы чистой воды

Чистая вода становится критическим ресурсом и в ближайшем будущем может определить верхний предел экономического и социально – экологического развития ряда стран и человечества в целом.

Для нормальной жизнедеятельности организма человека требуется, по крайней мере, 1,4 л воды в день. Наше тело почти на 70% состоит из воды. Почвам необходима вода для поддержания жизни растений. Без гидросферы не было бы жизни на Земле.

Вода быстро была бы израсходована, если бы ни циклический круговорот ее в природе.

Итак, атмосферные осадки, речные потоки и подземные воды относятся к категории запасов, а океаны и полярные ледники – к потенциальным ресурсам, но использование как тех, так и других весьма проблематично. Морская вода должна быть обессолена , а полярный лед, хотя и представляет собой пресную воду, должен быть каким то образом доставлен к местам потребления. Уже действуют многие заводы по обессоливанию морской воды, работающие на принципах дистилляции, однако затраты на их строительство и необходимые энергетические мощности делают обессоленную воду очень дорогой, по меньшей мере в 10 раз дороже стоимости воды из самых дорогих резервуарных систем. Использование же полярного льда пока еще не испытано.


Потенциальные ресурсы горючих ископаемых

Горючие ископаемые

Количество

в недрах

Дж

Количество, которое

может быть извлечено

Дж

Уголь

Нефть и газ(подвижные)

Запечатанная нефть(непод.)

Тяжелая нефть(битуминозные пески)

Нетрадиционный природный газ

Горючие сланцы:

(более 40 л нефтепродуктов из 1 т)

(менее 40 л нефтепродуктов из 1 т)

42

2,6

2,5

5,0

10

200

10000

21

2,6

?

0,5–2,5

0,07

1,0

?

2.3 Экология человеческого общества. Три стадии взаимодействия общества и природы

С появлением людей на Земле началось влияние их деятельности на круговорот веществ и энергетический обмен в биосфере. Вместе с развитием человеческого общества возрастает антропогенное давление на окружающую среду.

В процессе развития отношений между человеческим обществом и природой целесообразно различать три стадии, которые являются разными этапами развития на нашей планете глобальной социоэкосистемы.

Первая стадия взаимодействия общества и природы длилась от появления на Земле людей первобытного вида до возникновения около 40 тыс. лет тому назад разумного человека. В этот период взаимодействие человека с природой ограничивалось биологическим обменом веществ, при этом не нарушалось динамическое равновесие экосистемы. Можно считать, что на этой стадии человеческое сообщество и биосфера в совокупности представляли собой функционально открытую глобальную социоэкосистему.

На второй стадии взаимодействия общества и природы, которая длилась около 40 тис. лет до конца Второй мировой войны, человечество уже ощутимо влияло на окружающую среду, причем антропогенное давление на природу постоянно возрастало с развитием человеческого общества, с усовершенствованием производственных отношений и орудий труда. Человеческая деятельность привела к вымиранию многих видов животных и растений, но не нарушила природного круговорота веществ и энергетических потоков на нашей планете, т.е динамического равновесия биосферы.

Начиная с XVI ст. развитие капиталистических отношений в обществе и интенсивное развитие промышленности определили начало нового машинно–индустриального этапа второй стадии взаимодействия человеческого общества и природы. Молодой капитализм развивал мощную индустрию, подчинял природные ресурсы узкому практицизму. Таким образом, можно считать, что на данной стадии глобальная социоэкосистема стала только частично функционально прикрываться.

Третья стадия взаимодействия человеческого общества и природы началось в середине XX ст. после окончания Второй мировой войны, которая стимулировала резкий скачек в развитии науки и техники. Человеческая деятельность начала превышать масштабы самых мощных стихийных явлений. Нерациональная производственная деятельность, многократно усиленная научно-техническим прогрессом, привела к разрушению регенеративных механизмов биосферы, деформации сложившегося в течение многих миллионов лет природного круговорота веществ и энергетических потоков на планете, разрушению динамического равновесия глобальной земной социоэкосистемы. В результате этого началось прогрессирующее разрушение биосферы Земли, что угрожает стать невозвратным и привести в ближайшем будущем до такой степени деградации окружающей среды, что она станет непригодной для дальнейшего существования людей.

Сходство человека и животных определяется во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры, и функции такие же, как и у животных.

Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция живого.

Мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятным, логичным. Именно благодаря способности к понятийному мышлению, человек сознает, что он делает и понимает мир.

Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью.

В естествознании известна гипотеза происхождения речи из звуков, произносимых при работе, которые потом становились общими в процессе совместного труда.

Но только человек способен изготовлять и творить орудие труда. С этим связаны утверждения, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что в конечном счете труд создал человека.

Главные отличия человека от животных – понятийное мышление, речь и труд – явились теми путями, по которым шла обособление человека от природы. Понятийное мышление противостояло человека и природу на идеальном уровне, а труд – на уровне практики. В эпоху научно технической революции оба пути соединились, и противоречия между человеком и природой достигли высшей точки обострения.

Три стадии взаимодействия общества и природы

Первая стадия взаимодействия общества и природы длилась от появления на Земле людей первобытного вида до возникновения около 40 тыс. лет тому назад разумного человека. Немногочисленные первобытные стада людей не нарушали своей деятельностью динамического равновесия экосистемы.

На второй стадии взаимодействия общества и природы, которая длилась около 40 тыс. лет до конца второй мировой войны, человечество уже ощутимо влияло на окружающую среду, причем антропогенные давления на природу постоянно росло с развитием человеческого общества совершенствованием производственных отношений и орудий труда.

Третья стадия взаимодействия человеческого общества и природы началось в середине 20-го столетия после окончания Второй мировой войны, которая стимулировала резкий скачок в развитии науки и техники. Человеческая деятельность начала превышать масштабы самых стихийных явлений.

2.4 Социоэкологическое состояние и глобальные экологические проблемы человеческого общества в 21 веке. Что необходимо сделать и возможности человечества в решении глобальной проблемы века

В настоящее время проблемы экологической безопасности становятся первоочередными проблемами человечества, а зонами экологического поражения становятся практически все регионы планеты Земля.

Загрязненность окружающей среды в значительной степени определяют показания состояния здоровья людей. На величине заболеваемости влияет множество социальных экономических, гигиенических и экологических факторов.

Кратко опишем возможные действия человека на пути к собственной безопасности.

1. Воздействие на масштабы экономики в части ее воздействия на биоту биосферы – самый главный путь ослабления экологического кризиса.

2. Торможение потока отрицательных воздействий экономики на экологическую среду за счет уменьшения потока техногенного загрязнения.

3. Снижение неблагоприятных влияний окружающей среды на человека возможно также за счет изоляции.

4. Приспособление, или адаптация человека к неблагоприятным воздействиям среды, имеет довольно широкий диапазон по отношению к природным факторам.

5. Самовлияние людей на свою численность, уменьшение ее де популяции. Это один из самых главных факторов, которые могут повлиять на количественные параметры экологической среды.

6. Переключение экономических факторов с преимущественно демографических влияний на социально культурные влияния, которые одновременно способствовали бы стабилизации и сокращению числеености населения.

7. Сокращения потребностей людей, которое ведет к сокращению объемов материального производства, а, следовательно к снижению объема производства на душу населения.

Предполагаемые важные свершения в 21 веке

К самым большим сведеньям, которые будут определять наступивший 21 век , японские ученые отнесли:

1. Полную компьютеризацию в системе образования и просвещения.

2. Введение в начальных классах школ предмета Компьютеры.

3. Внедрение компьютерных систем, которые позволят служащим работать дома.

4. Замена нефти альтернативными источниками энергии.

5. роботизация всех видов тяжелых физических работ.

6. Индустриализация космоса и океана.

В 21 веке необходимо перейти от принципа реагировать и исправлять к принципу «предвидеть и предотвращать». А это означает, что забота об окружающей среде и ее охрана должна стать обязательным требованием международного, национального и регионального экономического развития во всех областях земного шара. Необходимо культурное экономическое, экологическое и техническое единение народов. Следует особо помнить, что победа добра в мире и в человеческой душе зависят в первую очередь от самого человека.

Кроме экологизации экономики у человечества нет путей для выживания.

В соответствии с программой ООН по проблемам окружающей среды было выделено 12 глобальных экологических проблем человечества:

1.  Изменение атмосферы, гидросферы, литосферы и климата.

2.  Проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых, а также с использованием земной поверхности.

3.  Изменение биоты (живого и растительного мира).

4.  Изменение в сельском хозяйстве.

5.  Демографические проблемы, в том числе проблемы производства продуктов питания.

6.  Урбанизация.

7.  Влияние окружающей среды и ее изменений на здоровье населения.

8.  Проблемы развития промышленного производства.

9.  Проблемы производства и использования энергии.

10.      Проблемы развития транспорта.

11.      Развитие просветительской природоохранной деятельности и понимания всей общественностью проблем окружающей среды.

12.      Проблемы, связанные с влиянием войн на окружающую среду и экологическое будущее планеты Земля.

Основные стратегические цели по вопросам в решении главных экологических проблем:

1.         Конфронтация и любое военное противостояние опасно для всех стран и народов, разорительно для них и является преступлением перед всем миром. Ядерная война – это конец человеческой цивилизации.

2.         Консолидация человечества под знаменем объективного знания; расширение экологического воспитания, просвещения, образования; экологизация бытия – снижение давления до уровня полного соответствия максимуму естественных потребностей человека и имеющемуся природно-ресурсному потенциалу.

3.         Объективные закономерности развития природы и общества запрещает коренное преобразование природы сверх допустимых масштабов. Необходима разработка всеобъемлющей сверх долговременной стратегии природопользования, направленной на оздоровление человека и условий его жизни.

4.         Порог энергетического насыщения на планете зависит не от возможностей получения энергии, а от допустимых лимитов ее использования – потока тепла, который может выдержать тропосфера Земли. Энергетический лимит составляет примерно 10кВт установленной мощности на человека и уже сегодня превышается в США,

5.         Осознание закона оптимальности: крайности в размерах хозяйственных единиц опасны экологически и нерациональны экономически. Гигантизм – начало конца. Необходимо постоянно стремится к максимальной миниатюризации изделий, ресурсо–энергоэкономичности производства, снижению его воздействия на среду жизни.

6.         Отказаться от чисто технологического мышления. Подвергать строгой экспертизе любую технику и технологию потенциально опасно для природы, жизни и здоровья людей.

7.         Человечество нуждается в единой информационной системе. Информированность сегодня имеет наибольшую ценность – она определяет успехи общественного развития. Необходимо развить энергоэкономные средства «живой» связи – мобильная видеосвязь вместо автомобиля и самолета. Коренным образом изменить способы накопления и передачи информации, заменив книги и газеты миниатюрными носителями, и тем самым сохранив леса. В максимальной степени использовать коммуникации и средства массовой информации во благо людей, для сохранения человеческой цивилизации.


3. Дополнительные вопросы

3.1 Основы фотосинтеза

Фотосинтез - это превращение зелеными растениями и фотосинтезирующими микроорганизмами (при участии энергии света и поглащаюших свет пигментов – хлорофилл и др.) простейших соединений (воды, СО и минеральных элементов) в сложные органические вещества, необходимые для жизнедеятельности всех организмов.

Реакция фотосинтеза в общем виде с использованием СО и НО выражается следующей формулой:

6 СО+12 НО+2821,9кДж СНО+ 6НО+О

Вся жизнь на земле основана на фотосинтезе растений!

В1941 году американские ученые с использованием изотопа кислорода (О) установили, что в атмосферу при фотосинтезе углеводов выделяется кислород из воды.

Фотосинтез – это уникальный процесс, благодаря которому на Земле возникли условия для биологической эволюции. Теперь известно, что зеленые листья растений – это природная фабрика, вырабатывающая пищу и кислород для всего сущего на Земле. Рассматривая с той и другой точки зрения, - это процесс, от которого в конечной инстанции зависят все проявления жизни на нашей планете. Невозможно найти какие либо природные явления, в той или иной мере не состоящие с фотосинтезом в родстве.

Разрушение Всемирной экосистемы, незаметное в первые десятилетия техногенного прогресса, с какого–то момента стало все ускоряющимся и драматичным.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.