скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Личность и политика. Политическая культура и проблемы политической социализации

Учебное пособие: Личность и политика. Политическая культура и проблемы политической социализации

Семинар 9.

Тема. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ


1.Политическое поведение. 1

1.1. Понятие политического поведения и его активностьи.. 1

1.2. Политическое лидерство как специфический тип политического поведения  2

1.3. Функции политического лидерства и его типология. 4

1.4. Массовое политическое поведение. 5

1.5. Мотивация политического поведения. 6

2. Политическая социализация. 8

3. Политическая культура. 9

3.1. Политическая психология. 10

3.2. Политическое сознание. 14


Политическое поведение

 

1.1. Понятие политического поведения и его активности

Личностный фактор политического процесса является одним из наиболее сложных для научного анализа и, одновременно, значимых для развития политической системы. Интерес к проблеме личности в политике многократно усиливается в переломные периоды истории общества, когда его институциональная структура претерпевает ломку, а многие факты и тенденции общественной жизни не могут быть объяснены сложившимися ранее структурными и институциональными взаимозависимостями. Но само по себе влияние личностного фактора на политический процесс не носит экстремального характера. Это предельно вариативный, изменчивый, сложный по природе и внутренней структуре, но неизменно присутствующий компонент политического процесса. Реальное действие многих устойчивых и формализованных политических институтов, таких как избирательная система, система разделения властей, партийная модель, напрямую зависит от субъективных аспектов человеческого политического поведения.

Понятие политического поведения помогает более точно установить структуру политической системы, механизм ее действия, доминирующие способы достижения общественных и групповых целей в политической жизни. Политическое поведение человека может приобретать разнообразные формы и определяется исключительно многими факторами. Оно может быть активистским и пассивным, носить характер лидерства или являться массовым, сводиться к политическому участию или политической деятельности.

Важнейшим критерием политического поведения человека является степень его активности. Внешне политическая активность индивида или группы определяется сугубо психологическими особенностями - реактивными порогами, волевыми установками, эмоциональностью, импульсивностью, темпераментом. Но в то же время политическая активность характеризует устойчивые линии взаимодействия человека с политическими институтами, основными компонентами политической системы. Модели этих взаимодействий сами по себе превращаются в важные структурные характеристики политического процесса.

Активистское поведение можно охарактеризовать как состояние перманентной приобщенности человека к политике, выражающееся в стремлении решать те или иные жизненно важные для него и его группы проблемы через воздействие на систему политической власти. Пассивное поведение, напротив, связано с отчуждением индивида от политической жизни, сосредоточением усилий на реализации частных интересов в рамках гражданского общества.

Преобладание в обществе той или иной формы политической активности может быть связано с самыми различными особенностями общественного развития. Безусловное, массовое преобладание активистского типа характерно для общественных систем переходного типа, с высокой внутренней конфликтностью, находящихся в состоянии коренной ломки властных институтов, социальной структуры, ценностных установок и поведенческих стереотипов. С другой стороны, активистское поведение может быть связано и с высокой степенью гражданской идентичности, прочностью общепринятых идеологических установок и социальных норм. Политическая активность носит в таком случае конструктивный характер, а ее мотивация отражает высокий уровень гражданской ответственности. Пассивное поведение может быть вызвано, как объективной невозможностью влиять на политические решения, так и неспособностью, добровольным нежеланием принимать в них участие. В основе его может лежать гражданский конформизм, пассивное принятие существующего общественного порядка, так и полное несогласие с ним, выраженное в самоизоляции.

Особая форма политической активности складывается в тоталитарном обществе, когда наступает полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребностям и ритму изменения, растворение индивидуальной жизни в жизни политической. Пассивное в своей основе положение индивида может быть интегрировано в этом случае с формально активистскими формами поведения, предписанными и стимулируемыми государственной системой.

1.2. Политическое лидерство как специфический тип политического поведения

Специфическим типом политического поведения является лидерство. Политический лидер - это человек, оказывающий приоритетное влияние на развитие политического процесса, способный мобилизовать общество, стать инициатором политических новаций, организатором политических объединений, движений. Лидерство, как социально-психологическое явление, может присутствовать в самых различных областях общественной жизни. В политике лидерство обладает определенной спецификой:

-     политическое лидерство носит многофункциональный, многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, вынужден учитывать влияние политических решений на все стороны общественной жизни;

-     политическое лидерство носит целенаправленный, целесообразный характер, оно ориентировано на более или менее последовательную реализую определенных программ, идеологических установок; стохастичность (вероятностность, случайность) поведения политического лидера минимальна;

-     политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений;

-     между общенациональным политическим лидером и обществом, как правило, не существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, средствами массовой информации;

-     политическое лидерство является одновременно персонифицированным и корпоративным: политический лидер единолично олицетворяет существующий режим, саму государственную власть или характерные особенности возглавляемого им политического движения, но его лидерство корпоративно по сути - за решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера.

К лидерству, как типу политического поведения, близки и некоторые другие участники политического процесса. Это т.н. " активисты " - посредники между лидерами и их последователями. Активисты организуют участников движения, обеспечивают информированность лидеров, выполняют роль "политического штаба" лидера, оказывают существенное влияние на политическую тактику, методы текущей работы с массами. Специфический тип лидерского поведения присущ лицам, оказывающим сугубо интеллектуальное влияние на политический процесс. Это " лидеры мнения ", которые не имеют и не стремятся к прямому участию в принятии политических решений, но влияют на поведение участников политического процесса своей интеллектуальной деятельностью (прежде всего в СМИ, образовании, науке), создают "поля" эмоционального и интеллектуального напряжения вокруг тех или иных проблем, делают их объектом всеобщего внимания, консультируют политиков.

1.3. Функции политического лидерства и его типология

Политическое лидерство во всех его разнообразных проявлениях выполняет ряд важнейших функций:

Аналитическая функция - всесторонний анализ причин сложившегося в обществе положения, изучение факторов общественного развития, моделирование его перспектив.

Программная функция - определение и формулирование интересов определенных социальных групп и всего гражданского сообщества, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей.

Управленческая функция - процесс выработки и принятия политических решений, формирование политических кадров, организация их деятельности по достижению поставленных целей, регулирование и контроль над политическим процессом.

Мобилизационная функция - мобилизация масс на достижение политических целей, распределение социальных ролей и функций в обществе, инициирование социальных инноваций.

Коммуникативная функция - коммуникация власти и масс, т.е. организация связи между обществом и властью, убеждение общества в целесообразное правильности принимаемых властных решений.

Функция легитимации - легитимация власти, обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы.

Интегративная функция - интеграция общества, объединение масс, социальных групп, обеспечение национального единства в масштабах государства или сообщества.

Типология политического лидерства может основываться на различных критериях. Наиболее распространенными системами типологии являются:

-     По специфике поставленных политических целей - консерваторы (стабилизация существующего порядка, сохранение статус-кво), реформаторы (преобразование общества в ходе реформ), революционеры (радикальная ломка существующего общественного порядка).

-     По основаниям лидерства - традиционные лидеры (лидерство, основанное на традиции, непосредственно связанное не личностью лидера, а его формальной принадлежностью к династии, системе вероисповедания, этнической группе, семейному клану и т.п.), харизматические лидеры (лидерство, основанное на особенностях личности лидера), легальные, "законные" лидеры (лидерство, основанное на приобретении формально-юридического статуса, например, в результате выборов).

-     По преобладающим методам управления - демократические и авторитарные лидеры.

1.4. Массовое политическое поведение

От лидерства принципиально отличается массовое политическое поведение. Его важнейшими признаками являются:

1. Статистичность, инерционность (массы не обладают свойством самоорганизации, они пассивны и инерционны в выборе методов своих действий).

2. Стохастичностъ, вероятность (в массовом поведении велика случайность, неупорядоченность отношений между людьми).

3. Ситуативность (характер действий масс часто определяется местом, временем, поводом; долговременные, рациональные интересы соседствуют с эмоциональными проявлениями).

4. Анонимность (членам масс не интересны индивидуальные свойства, личностные качества друг друга).

5. Отказ от личной ответственности.

В отличие от лидерства, которое основано на активисткой форме политического поведения, массовое поведение характеризуется разной степенью активности и участия в политическом процессе. Основное его отличие - это не пассивность, а ведомость, поддержка целей, выдвинутых лидерами, зависимость от внешних стимулов политической активности. Индивиды и группы, обладающие массовым политическим поведением, могут быть объединены в организованные группы (классы, нации, профессиональные общности, общественные организации и т.п.), либо участвовать в случайных, временных образованиях.

Ярким примером такого временного образования является толпа - общность, возникающая на основе физического и эмоционального взаимодействия людей (например, на митинге, собрании, шествии). Толпа не имеет устойчивых факторов общности, что практически блокирует способность отклика на связанную, логическую аргументацию, она ее просто выводит из зыбкого эмоционального равновесия и, наоборот, открывает возможность быстрого ответа на импульсивное, эмоциональное воздействие.

Массовым политическим поведением обладает также публика - особая социальная общность, формирующаяся на основе интеллектуального взаимодействия. Ее составляют, например, читатели одной газеты, слушатели определенной передачи, люди, увлеченные тем или иным занятием, видом досуга. Тип связи, складывающийся здесь, в достаточной степени случаен, но он постоянен, более или менее устойчив. У публики отсутствует специальная организация, она разнородна, состоит из представителей различных социальных групп, повод ее образования достаточно случаен, но практически всегда она формируется на более или менее устойчивой, рациональной основе, ею, как правило, является или общая информация, или общий интерес.

Еще одним распространенным основанием для типологии политического поведения является различие политической деятельности и политического участия. Политическая деятельность - это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп. Ее характерными чертами являются концентрация усилий на общих для данной группы проблемах, потребностях; восприятие государства, политических институтов в качестве основного средства решения этих проблем; использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей; постоянный, зачастую профессиональный участия в политическом процессе; принципиальная важность политической деятельности для всех остальных сторон личной жизни индивида. Формами политической деятельности являются профессиональная занятость в системе органов государственной власти, работа в органах местного самоуправления, работа в аппарате политических партий и общественных организаций.

Политическое участие характеризует действия индивидов и групп, предпринимаемые для оказания какого-либо влияния на политический процесс, на формулировку или принятия определенных политических решений. По степени интенсивности политическое участие может систематическим или эпизодическим, по мотивации - автономное (сознательно избранные формы поведения) или мобилизованное (основанное на внешних импульсах, внеличностных стимулах), по отношению к существующему общественному порядку - конвенциональные (легальные) и неконвенциональные (нелегальные, противозаконные). Политическое участие является лишь одним из проявлений социальной активности личности и не занимает, как правило, доминирующего положения среди других форм поведения. Его основными формами являются участие в политических собраниях, акциях, шествиях, единичные контакты с политическими деятелями, участие в выборах, членство в общественных организациях, участие в политических дискуссиях или иных формах выражения личного мнения, в акциях гражданского неповиновения и т.п.). Политическое участие не может являться сферой профессиональной занятости человека.

1.5. Мотивация политического поведения

В основе каждой из форм политического поведения (типичной или индивидуальной) лежит определенная мотивация. Мотив (от лат. moveo - двигаю) - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив существует в виде специфических переживаний (положительных эмоций от ожидания достижения данного предмета ли отрицательных, связанными с неполнотой настоящего положения), рациональных, осознанных потребностей или иррациональных, сугубо психологических проявлений. Мотивация политической деятельности редко бывает связана только со сферой политики. Она имеет чрезвычайно глубокую социальную природу и обусловливается многочисленными, разнообразными факторами.

Глубинным уровнем образования политической мотивации можно считать биопсихологические особенности каждого индивида. К наиболее важных можно отнести следующие:

-     волевые установки (воля - способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий),

-     степень эмоциональности,

-     импульсивности поведения,

-     соотношение рациональных и иррациональных факторов мотивации,

-     темперамент (темперамент - индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств),

-     реактивные пороги (порог - это величина раздражителя, при достижении которой возникает реакция на него индивида),

-     наличие или отсутствие агрессивности как особой формы самоутверждения,

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.