Учебное пособие: JavaScript
Очевидно, что размещать в заголовке документа генерацию текста страницы бессмысленно - он не будет отображен браузером. Поэтому в заголовок помещают декларации общих переменных и функций, которые будут затем использоваться в теле документа. При этом браузер Netscape Navigator более требовательный, чем Internet Explorer. Если не разместить описание функции в заголовке, то при ее вызове в теле документа можно получить сообщение о том, что данная функция не определена. Приведем пример размещения и использования функции:
<HTML>
<HEAD>
<SCRIPT>
function time_scroll()
{
var d = new Date();
window.status = d.getHours() +":"+d.getMinutes() +":"+
d.getSeconds();
setTimeout('time_scroll();',500);
}
</SCRIPT>
</HEAD>
<BODY onLoad=time_scroll()>
<CENTER>
<H1>Часы в строке статуса</H1>
В Internet Explorer 4.0 подстановки не поддерживаются, поэтому пользоваться ими следует аккуратно. Прежде чем выдать браузеру страницу с подстановками, нужно проверить тип этого браузера.
В случае подстановки интерпретатор получает управление в момент разбора браузером (компонент парсер) HTML-документа. Как только парсер встречает конструкцию &{..} у атрибута контейнера, он передает управление интерпретатору JavaScript, который, в свою очередь, после исполнения кода это управление возвращает парсеру. Таким образом данная операция аналогична подкачке графики на HTML-страницу.
1.7 Вставка (контейнер SCRIPT - принудительный вызов интерпретатора)
Контейнер SCRIPT - это развитие подстановок до возможности генерации текста документа JavaScript-кодом. В этом смысле применение SCRIPT аналогично Server Side Includes, т.е. генерации страниц документов на стороне сервера. Однако здесь мы забежали чуть вперед. При разборе документа HTML-парсер передает управление интерпретатору после того, как встретит тег начала контейнера SCRIPT. Интерпретатор получает на исполнение весь фрагмент кода внутри контейнера SCRIPT и возвращает управление HTML-парсеру для обработки текста страницы после тега конца контейнера SCRIPT.
Контейнер SCRIPT выполняет две основные функции:
· размещение кода внутри HTML-документа;
· условная генерация HTML-разметки на стороне браузера.
Первая функция аналогична декларированию переменных и функций, которые потом можно будет использовать в качестве программ переходов, обработчиков событий и подстановок. Вторая - это подстановка результатов исполнения JavaScript-кода в момент загрузки или перезагрузки документа.
1.7.1 Размещение кода внутри HTML-документа
Собственно, особенного разнообразия здесь нет. Код можно разместить либо в заголовке документа, внутри контейнера HEAD, либо внутри BODY. Последний способ и его особенности будут рассмотрены в разделе "Условная генерация HTML-разметки на стороне браузера". Поэтому обратимся к заголовку документа.
Код в заголовке размещается внутри контейнера SCRIPT:
<HTML>
<HEAD>
<SCRIPT>
function time_scroll()
{
d = new Date();
window.status = d.getHours() +":"+d.getMinutes() +":"
+d.getSeconds();
setTimeout('time_scroll();',500);
}
</SCRIPT>
</HEAD>
<BODY onLoad=time_scroll()>
<CENTER>
<H1>Часы в строке статуса</H1>
<FORM>
<INPUT TYPE=button VALUE="Закрыть окно" onClick=window.close()>
</FORM>
</CENTER>
</BODY>
</HTML>
В этом примере мы декларировали функцию time_scroll() в заголовке документа, а потом вызвали ее как обработчик события load в теге начала контейнера BODY (onLoad=time_scroll()) .
В качестве примера декларации переменной рассмотрим изменение статуса окна-потомка из окна-предка: cоздадим дочернее окно с помощью следующей функции, продекларировав ее, а затем и вызвав:
function sel()
{
id = window.open("","example","width=500,height=200,status,menu");
id.focus();
id.document.open();
id.document.write("<HTML><HEAD>");
id.document.write("<BODY>");
id.document.write("<CENTER>");
id.document.write("<H1>Change text into child window.</H1>");
id.document.write("<FORM NAME=f>");
id.document.write("<INPUT TYPE=text NAME=t SIZE=20
MAXLENGTH=20 VALUE='This is the test'>");
id.document.write("<INPUT TYPE=button VALUE='Close the window'
onClick=window.close()></FORM>");
id.document.write("</CENTER>");
id.document.write("</BODY></HTML>");
id.document.close();
}
<INPUT TYPE=button VALUE="Изменить поле статуса в окне примера"
onClick="id.defaultStatus='Привет'; id.focus();">
Открывая окно-потомок, мы поместили в переменную id указатель на объект окно id=window.open(). Теперь мы можем использовать ее как идентификатор объекта класса Window. Использование id.focus() в нашем случае обязательно. При нажатии на кнопку "Изменить поле статуса в окне примера" происходит передача фокуса в родительское окно. Оно может иметь размер экрана. При этом изменения будут происходить в окне-потомке, которое будет скрыто родительским окном. Для того чтобы увидеть изменения, надо передать фокус. Переменная id должна быть определена за пределами каких-либо функций, что и сделано. В этом случае она становится свойством окна. Если мы поместим ее внутри функции открытия дочернего окна, то не сможем к ней обратиться из обработчика события click.
1.7.2 Условная генерация HTML-разметки на стороне браузера
Всегда приятно получать с сервера страницу, подстроенную под возможности нашего браузера или, более того, под пользователя. Существует только две возможности генерации таких страниц: на стороне сервера или непосредственно у клиента. JavaScript-код исполняется на стороне клиента (на самом деле, серверы компании Netscape способны исполнять JavaScript-код и на стороне сервера, только в этом случае он носит название LiveWire-код; не путать с LiveConnect), поэтому рассмотрим только генерацию на стороне клиента.
Для генерации HTML-разметки контейнер SCRIPT размещают в теле документа. Простой пример - встраивание в страницу локального времени:
<BODY>
...
<SCRIPT>
d = new Date();
document.write("<BR>");
document.write("Момент загрузки страницы:
"+d.getHours()+":"+d.getMinutes()+":"+d.getSeconds());
document.write("<BR>");
</SCRIPT>
...
</BODY>
1.8 Иерархия классов
Объектно-ориентированный язык программирования предполагает наличие иерархии классов объектов. В JavaScript такая иерархия начинается с класса объектов Window, т.е. каждый объект приписан к тому или иному окну. Для обращения к любому объекту или его свойству указывают полное или частичное имя этого объекта или свойства объекта, начиная с имени объекта старшего в иерархии, в который входит данный объект:
Рис. 1.2.
Сразу оговоримся, что приведенная нами схема объектной модели верна для Netscape Navigator версии 4 и выше, а также для Microsoft Internet Explorer версии 4 и выше. Еще раз отметим, что объектные модели у Internet Explorer и Netscape Navigator совершенно разные, а приведенная схема составлена на основе их общей части.
Вообще говоря, JavaScript не является классическим объектным языком (его еще называют облегченным объектным языком). В нем нет наследования и полиморфизма. Программист может определить собственный класс объектов через оператор function, но чаще пользуется стандартными объектами, их конструкторами и вообще не применяет деструкторы классов. Это объясняется тем, что область действия JavaScript-программы обычно не распространяется за пределы текущего окна.
Иногда у разных объектов JavaScript бывают определены свойства с одинаковыми именами. В этом случае нужно четко указывать, свойство какого объекта программист хочет использовать. Например, Window и Document имеют свойство location. Только для Window это место - Location, а для Document - строковый литерал, который принимает в качестве значения URL загруженного документа.
Следует также учитывать, что для многих объектов существуют стандартные методы преобразования значений свойств объектов в обычные переменные. Например, для всех объектов по умолчанию определен метод преобразования в строку символов: toString(). В примере с location, если обратиться к window.location в строковом контексте, будет выполнено преобразование по умолчанию, и программист этого не заметит:
<SCRIPT>
document.write(window.location);
document.write("<BR>");
document.write(document.location);
</SCRIPT>
Однако разница все-таки есть, и довольно существенная. В том же примере получим длины строковых констант:
<SCRIPT>
w=toString(window.location);
d=toString(document.location);
h=window.location.href;
document.write(w.length);
document.write(d.length);
document.write(h.length);
</SCRIPT>
Результат исполнения получите сами.
Как легко убедиться, при обращении к свойству объекта типа URL, а свойство location как раз является объектом данного типа, длина строки символов после преобразования будет другой.
2. Программируем свойства окна браузера
Класс объектов Window — это самый старший класс в иерархии объектов JavaScript. К нему относятся объект Window и объект Frame. Объект Window ассоциируется с окном программы-браузера, а объект Frame — с окнами внутри окна браузера, которые порождаются последним при использовании автором HTML-страниц контейнеров FRAMESET и FRAME.
При программировании на JavaScript чаще всего используют следующие свойства и методы объектов типа Window:
Таблица 2.1.
Свойства |
Методы |
События |
status |
open( ) |
Событий нет |
location |
close( ) |
|
history |
focus( ) |
|
navigator |
|
Объект Window создается только в момент открытия окна. Все остальные объекты, которые порождаются при загрузке страницы в окно, есть свойства объекта Window. Таким образом, у Window могут быть разные свойства при загрузке разных страниц.
2.1 Поле статуса
Поле статуса — это первое, что начали использовать авторы HTML-страниц из арсенала JavaScript. Калькуляторы, игры, математические вычисления и другие элементы выглядели слишком искусственно. На их фоне бегущая строка в поле статуса была изюминкой, которая могла действительно привлечь внимание пользователей к Web-узлу. Постепенно ее популярность сошла на нет. Бегущие строки стали редкостью, но программирование поля статуса встречается на многих Web-узлах.
Рис. 2.1. Поле статуса
Полем статуса (status bar) называют среднее поле нижней части окна браузера сразу под областью отображения HTML-страницы. В поле статуса отображается информация о состоянии браузера (загрузка документа, загрузка графики, завершение загрузки, запуск апплета и т.п.). Программа на JavaScript имеет возможность работать с этим полем как с изменяемым свойством окна. При этом фактически с ним связаны два разных свойства:
· window.status;
· window.defaultStatus.
Разница между ними заключается в том, что браузер на самом деле имеет несколько состояний, связанных с некоторыми событиями. Состояние браузера отражается в сообщении в поле статуса. По большому счету, существует только два состояния: нет никаких событий (defaultStatus) и происходят какие-то события (status).
2.2 Программируем status
Свойство status связано с отображением сообщений о событиях, отличных от простой загрузки страницы. Например, когда курсор мыши проходит над гипертекстовой ссылкой, URL, указанный в атрибуте HREF, отображается в поле статуса. При попадании курсора мыши на поле, свободное от ссылок, в поле статуса восстанавливается сообщение по умолчанию (Document:Done). Эта техника реализована на данной странице при переходе на описание свойств status и defaultStatus:
<A HREF = #status onMouseover =
"window.status='Jump to status description'; return true;"
onMouseout="window.status = 'Status bar programming';return true;">
window.status </A>
В документации по JavaScript указано, что обработчик событий mouseover и mouseout должен возвращать значение true. Это нужно для того, чтобы браузер не выполнял действий, заданных по умолчанию. Практика показывает, что Netscape Navigator 4.0 прекрасно обходится и без возврата значения true.
2.3 Программируем defaultStatus
Свойство defaultStatus определяет текст, отображаемый в поле статуса, когда никаких событий не происходит. В нашем документе мы определили его при загрузке документа:
<BODY onLoad="window.defaultStatus='Status bar programming';">
Это сообщение появляется в тот момент, когда загружены все компоненты страницы (текст, графика, апплеты и т.п.). Оно восстанавливается в строке статуса после возврата из любого события, которое может произойти при просмотре документа. Любопытно, что движение мыши по свободному от гипертекстовых ссылок полю страницы приводит к постоянному отображению defaultStatus.
2.4 Поле location
В поле location отображается URL загруженного документа. Если пользователь хочет вручную перейти к какой-либо странице (набрать ее URL), он делает это в поле location. Поле располагается в верхней части окна браузера ниже панели инструментов, но выше панели личных предпочтений.
Рис. 2.2 Поле Location
Вообще говоря, Location — это объект. Из-за изменений в версиях JavaScript класс Location входит как подкласс и в класс Window, и в класс Document. Мы будем рассматривать Location только как window.location. Кроме того, Location — это еще и подкласс класса URL, к которому относятся также объекты классов Area и Link. Location наследует все свойства URL, что позволяет получить доступ к любой части схемы URL.