Учебное пособие: Бизнес-планирование
Выбор организационно-правовой формы предпринимательства зависит от масштабов и характера предпринимательской деятельности, наличия собственного капитала, сроков реализации предпринимательского проекта и др.
В настоящее время предпринимательская деятельность на территории РФ может осуществляться в следующих организационно-правовых формах:
Коммерческие организации:
без образования юридического лица;
корпоративные (производственные кооперативы, хозяйственные
товарищества, хозяйственные общества, филиалы,
представительства, зависимые и дочерние общества);
унитарные (государственные, муниципальные, казённые).
Объединения:
союзы;
ассоциации.
Некоммерческие организации:
общественные или религиозные организации;
фонды;
учреждения;
потребительские кооперативы.
Предприниматель, обладающий ресурсами, достаточными для реализации проекта, готовый нести полную юридическую и материальную ответственность за коммерческую деятельность, предпочтёт индивидуальное частное предпринимательство. Преимуществами такой формы заключаются в мобильности, материальной заинтересованности, независимости предпринимателя.
Однако необходимость иметь большой объём финансовых ресурсов и снизить риск и личную ответственность ведут к тому, что для реализации масштабных проектов более предпочтительными организационно-правовыми формами являются хозяйственные товарищества и хозяйственные общества.
Вопрос 3. Любой предпринимательский проект начинается с формирования идеи товара или услуги. Это может быть новая, оригинальная, а может быть уже реализованная кем-то идея. Идеальным для коммерческой деятельности является продукт, позволяющий избежать конкуренции.
При разработке и описании товара или услуги в бизнес-плане предприниматель должен иметь представление о них как о предметах продажи. Свойства товара удовлетворять потребности человека составляют не более 50% содержания товара. Другую половину расходов по изготовлению товаров составляют условия его реализации и потребления, к которым относятся гарантии качества, техническое обслуживание, снабжение запасными частями, упаковка, наличие товарного знака и т.д.
Важным обстоятельством, влияющим на разработку стратегии производства и реализации продукции, является определение жизненного цикла предлагаемого товара. Заранее определённое и просчитанное движение товара по стадиям жизненного цикла позволит предпринимателю своевременно принять меры соответствующие данной стадии.
Полезным является также определение места разрабатываемого товара в классификации товаров.
Тема 8. Выбор месторасположения экономической организации
План:
Критерии и факторы выбора месторасположения предприятия.
Методы принятия решения о местоположении экономической организации.
Основные положения.
Вопрос 1. Местоположение оказывает существенное влияние на конечные результаты деятельности организации. В бизнес-плане обоснованию местоположения должно быть уделено достаточно внимания.
Объективную основу размещения составляет неоднородность природных и экономических условий. Задача состоит в том, чтобы согласовать требования к размещению данной организации с реально существующими или прогнозируемыми условиями её расположения.
Решение о местоположении сложно принять в случае создания нового предприятия из-за значительной неопределённости исходной информации.
Выбор наиболее эффективного местоположения осуществляется последовательной разработкой альтернативных вариантов размещения организации. Качество местоположения бизнеса определяется соответствием выбранного участка типу землепользования и близостью к экономической среде. Вместе эти две характеристики составляют ситус или экономическое местоположение организации.
Главным экономическим критерием при выборе местоположения организации является получение максимальной прибыли. В зависимости от обстоятельств он может быть дополнен другими, например, критерием увеличения объёмов оборота капитала и доли на рынке, неэкономическими критериями стабильного роста организации, сохранения самостоятельности. Основная и дополнительные цели в конечном счёте должны иметь количественное выражение.
Местоположение определяется целой совокупностью факторов: транспортными расходами, обеспеченностью трудовыми ресурсами и ценой труда, условиями землепользования, наличием сырья и материалов, возможностями сферы услуг, расстоянием до рынков сбыта и рыночными ценами, государственной политикой и экологическими условиями, социально-экономической средой бизнеса.
Вопрос 2. Принятие решения о местоположении экономической организации производится путём оценки альтернативных вариантов размещения и степени достижения поставленных целей на основе выбранных критериев.
Применяются частичные и общие модели. Частичные включают один или два фактора местоположения. Общие объединяют определённую комбинацию одновременно действующих факторов.
Наиболее распространённой частичной моделью принятия решений о местоположении частного бизнеса является модель транспортных издержек Вебера, в которой затраты на перевозку принимаются пропорциональными удалённости предприятия от пунктов заготовок и поставок.
Тема 9. Анализ рынка
План:
Рыночные исследования.
Методы прогнозирования спроса.
Прогноз общего объёма спроса.
Основные положения
Вопрос 1. Рынок - это любое взаимодействие, в которое вступают покупатели и продавцы для торговли друг с другом.
Исследования рынка включают следующие необходимые элементы:
исходную информацию для проведения исследования рыночного спроса;
описание методов оценки спроса;
определение объёмов рыночного спроса;
описание способов продвижения товаров на рынок;
прогнозные оценки объёмов продаж товаров и услуг;
обоснование выбора политики в области сбыта;
оценку доходов от реализации товаров и услуг.
Анализ рынка в целях предсказания спроса на конкретные товары охватывает:
Анализ планов производства и развития соответствующей сферы бизнеса, осуществляемый путём анкетирования персонала организаций.
Анализ потребления товаров и услуг на основе выборочного опроса основных групп потребителей.
Анализ торговли, проводимый среди владельцев торговых предприятий.
Точность и достоверность исследований зависят от представительности опроса, деловых качеств участников опроса, качества анкеты, качества обработки данных.
Вопрос 2. Прогнозирование спроса является неотъемлемой частью краткосрочного прогноза рынка, а также одним из трёх важнейших элементов (наряду с предложением и ценой) в средне - и долгосрочном планировании предпринимательской деятельности. Общая модель прогнозирования спроса изображена на рис.4.
ПРОГНОЗ СПРОСА
Анализ источников прогнозной информации
Прогноз предпочтений потребителей
Прогноз объёма потребления
Прогноз закупок в государственные запасы
Прогноз динамики запасов у потребителей
Прогноз создания товаров-конкурентов
и товаров-заменителей
АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ И ДОСТОВЕРНОСТИ
ПРОГНОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ
СИНТЕЗ ПОЛУЧЕННЫХ ПРОГНОЗНЫХ ОЦЕНОК
Рис.4. Модель прогнозирования спроса.
Для прогнозирования спроса могут применяться различные методы:
а) метод экстраполирования;
б) нормативный;
в) метод уровня потребления;
г) метод конечного использования;
д) экономико-математические;
е) метод ведущего показателя;
ж) выборочный;
з) анкетные опросы и др.
После определения объёма текущего спроса для всего рынка следует провести его сегментацию с целью составления прогнозов спроса и определения товарной номенклатуры. Разбивка рынка на сегменты облегчает планирование сбыта для конкретного проекта.
Вопрос 3. Прогнозирование спроса на товары и услуги включает изучение ёмкости внутреннего и внешнего рынков. Для составления прогнозов спроса на внутреннем рынке прежде всего необходимо:
выявить и проанализировать данные о текущем потреблении и темпах изменения конъюнктуры рынка за определённый период;
классифицировать данные о потреблении по сегментам рынка;
выявить главные факторы спроса в прошлом и их влияние на этот спрос;
составить прогноз изменения факторов в будущем и их влияния на спрос;
дать оценку спроса каким-либо методом.
Оценки и прогнозы могут оказаться неточными из-за:
ошибок в исходных данных;
непредвиденных экономических и политических изменений;
недостатков применяемых статистических методов;
технических и технологических изменений.
Общие требования к выполнению контрольной работы
Контрольная работа по дисциплине "Внутрифирменное планирование" является одной из форм контроля знаний студентов, самостоятельной работой студентов на завершающем этапе изучения данной дисциплины и является подготовительным этапом к сдаче экзамена.
Цель контрольной работы - закрепление теоретических знаний по курсу, получение практических навыков в исследовании экономических категорий и процессов, формирование экономического мышления.
Задачи контрольной работы:
1. Научить применять полученные теоретические знания в процессе анализа фактического состояния исследуемой проблемы и в решении задач планирования развития конкретного предприятия.
2. Научить самостоятельно подбирать и систематизировать материал по исследуемой проблеме, производить практические расчёты в процессе экономического анализа, делать на его основе соответствующие выводы.
3. Закрепить навыки самостоятельной работы с литературными источниками, статистической и нормативной документацией.
Выбор темы.
Тема для контрольной работы выбирается на основании "Примерной тематики контрольных работ" в соответствии со следующими правилами: номер варианта зависит от первой буквы фамилии студента, например, Антонов - №1, Ясин - №33. Если интересующая студента тема не включена в список, её следует согласовать с руководителем работы.
Структура контрольной работы.
Общий объём контрольной работы должен составлять 24 односторонних рукописных страницы при выполнении работы в ученических тетрадях и 10-15 страниц формата А-4 (14 шрифт, полуторный интервал) при оформлении контрольной работы в компьютерном варианте.
Содержание контрольной работы должно быть изложено в следующей структуре:
Введение
Основная часть, состоящая из нескольких (3-7) параграфов
Заключение
Список литературы
Студент самостоятельно разрабатывает подробный план контрольной работы, который согласовывается с преподавателем.
Студент обязан сдать контрольную работу не позднее назначенного преподавателем срока. При наличии положительной рецензии студент допускается к экзамену по дисциплине, в противном случае студент исправляет работу и возвращает на повторное рецензирование.
Тематика контрольных работ по дисциплине "Бизнес-планирование"
1. Позиционные игры в решении задачи выбора стратегии выхода на рынок.
2. Методы прогнозирования спроса.
3. Методы планирования местоположения экономической организации.
4. Анализ безубыточности в планировании деятельности экономической организации.
5. Анализ чувствительности проекта.
6. Демографические прогнозы: методы разработки и прикладное значение.
7. Механизм реализации стратегического выбора города.
8. Методические основы стратегического выбора города (на примере г. Тольятти).
9. Сравнительная характеристика американской и европейской моделей развития планирования национальной экономики
10. Методы прогноза продаж экономической организации.
11. Прогнозирование хозяйственного риска.
12. Балансовые методы планирования.
13. Опытно-статистические методы планирования.
14. Нормативные методы в планировании и прогнозировании.
15. Планирование персонала фирмы.
16. Содержание индикативного планирования развития экономики.
17. Метод составления сценариев и его прикладное значение.
18. Методы экстраполяции трендов и их применение в планировании деятельности фирмы.
19. Технологическое прогнозирование.
20. Метод Дельфи в планировании и прогнозировании.
21. Метод "мозговых атак" и его прикладное значение
22. Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего.
23. Регрессионный анализ и его применение в деловом планировании
24. Стратегия выживания для российских предприятий.
25. Общие конкурентные стратегии предприятий.
26. Портфельные модели анализа внутрифирменных стратегий.
27. Российский и зарубежный опыт бизнес-планирования.
28. ------
29. ------
30. ------
31. Особенности анализа внешней среды в планировании внешнеэкономической деятельности фирмы.
32. Планирование инноваций в экономической организации.
33. Составление бизнес-плана (на примере конкретного предприятия).
Вопросы к экзамену (зачету) по дисциплине "Бизнес-планирование"
1. Сущность планирования в микроэкономике.
2. Необходимость и выгоды планирования в экономической организации.
3. Принципы планирования в экономической организации.
4. Типы планирования в экономической организации.
5. Процесс планирования в организации.
6. Организация внутрифирменного планирования.
7. Общие цели экономической организации.
8. Анализ внешней и внутренней среды организации.
9. Стратегический анализ в организации.
10. Стратегия выживания для российских предприятий.
11. Конкурентный анализ.
12. Значение и этапы финансового планирования.
13. Долгосрочное финансовое планирование.
14. Краткосрочное финансовое планирование.
15. Этапы составления финансового раздела бизнес-плана.
16. Формы внешнеэкономической деятельности.
17. Планирование сферы внешнеэкономической деятельности.
18. Содержание и последовательность действий по планированию внешнеэкономической деятельности.
19. Понятие культуры экономической организации.
20. Объекты планирования организационной культуры.
21. Процесс планирования культуры экономической организации.
22. Прогнозирование и его роль в деятельности фирмы.
23. Методы прогнозирования деловой среды.
24. Технологическое прогнозирование.
25. Назначение бизнес-плана.
26. Этапы разработки бизнес-плана.
27. Оформление и стиль бизнес-плана.
28. Анализ инвестиционной привлекательности отрасли.
29. Выбор организационно-правовой формы предпринимательства.
30. Выбор товаров и услуг.
31. Критерии и факторы выбора месторасположения предприятия.
32. Методы принятия решения о местоположении экономической организации.
33. Рыночные исследования.
34. Методы прогнозирования спроса.
35. Прогноз общего объёма спроса.
36. Производственная программа.
37. Определение мощности и расчёт потребности в материальных ресурсах.
38. Выбор технологии, оборудования и потребность в помещениях.
39. Стратегия ценообразования.
40. Планирование рекламной деятельности.
41. Содержание плана маркетинга.
42. Основные параметры уровня технического развития организации.
43. Структура плана повышения технического уровня и улучшения организации производства.
Список рекомендуемой литературы
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997.
2. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению/ Под ред. Г.П. Иванова, М.: ЮНИТИ, 1995.
3. Бэнгз Д.Г. Руководство по составлению бизнес-плана. - М.: изд-во Финпресс, 1998.
4. Бизнес-план. Зарубежный и отечественный опыт. Новая практика разработки и документация. Чебоксары, 1994.
5. Бизнес-план. Рабочая книга. М., 1992.
6. Бизнес-план / Под ред. Р. Маниловского. М.: Финансы и статистика, 1995.
7. Владимирова Л.П. Планирование и прогнозирование в условиях рынка: Учебное пособие. М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2000.
8. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
9. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование - планирование. Теория проектирования экспериментов. - ТОО НПЦ "Крылья", 1997.
10. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М., Дело, 1995.
11. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: "Финпресс", 1998.
12. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. Методическое пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997.
13. Замков О.О. и др. Математические методы в экономике: Учебник. - М.: МГУ, "ДИС", 1997.
14. Ковалёв В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. - М.: Финансы и статистика, 1996.
15. Ф. Котлер. Основы маркетинга. С-Пб., 1994.
16. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. - ИНФРА-М, 1997.
17. Корнаи Я. Путь к свободной экономике. - М.: Экономика, 1990.
18. Липсиц И. Бизнес-план - основа успеха: Практическое пособие. М.: Машиностроение, 1992.
19. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: "Дело", 1993.
20. Попов В.М. и др. Деловое планирование (Методы, организация, современная практика): Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997.
21. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред.В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993.
22. Прогнозные ориентиры на 1999г. и на период до 2001г. (по материалам Минэкономики РФ) // Экономист. - 1998. - №3.
23. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Российский экономический журнал. - 1997. - №4.
24. Сетдиков Р.А. Методы определения социально-экономических целей развития региона и крупного города/ - СПб.: ИСЭП РАН, 1997.
25. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. - М.: Ассоциация "ТАНДЕМ". Изд-во ЭКМОС, 1998.
26. Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации / Под ред. В.Е. Рохчина. - СПб.: ИСЭП РАН, 1999.
27. Тихомиров Н.П., Попов В.А. Методы социально-экономического прогнозирования. М., 1993.
28. Тодаро М.П. Экономическое развитие: Учебник \ Пер. с англ., М.: МГУ, ЮНИТИ, 1997.
29. Финансы и управление предприятием/ Под ред.А.М. Ковалёвой. - М.: Финансы и статистика. 1995.
30. Федоренко Н.П. Проблемы программно-целевого планирования и управления // Экономика и математические методы. - 1978г.
31. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. - М.: Прогресс, 1992.
32. Чепурных Н.В., Новосёлов А.Л. Планирование и прогнозирование природопользования: Учебное пособие. - М.: Интерпракс, 1995.
33. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование: Учебное пособие. - М.: изд-во ПРИОР, 1999.