скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Бизнес-планирование

Выбор организационно-правовой формы предпринимательства зависит от масштабов и характера предпринимательской деятельности, наличия собственного капитала, сроков реализации предпринимательского проекта и др.

В настоящее время предпринимательская деятельность на территории РФ может осуществляться в следующих организационно-правовых формах:

Коммерческие организации:

без образования юридического лица;

корпоративные (производственные кооперативы, хозяйственные

товарищества, хозяйственные общества, филиалы,

представительства, зависимые и дочерние общества);

унитарные (государственные, муниципальные, казённые).

Объединения:

союзы;

ассоциации.

Некоммерческие организации:

общественные или религиозные организации;

фонды;

учреждения;

потребительские кооперативы.

Предприниматель, обладающий ресурсами, достаточными для реализации проекта, готовый нести полную юридическую и материальную ответственность за коммерческую деятельность, предпочтёт индивидуальное частное предпринимательство. Преимуществами такой формы заключаются в мобильности, материальной заинтересованности, независимости предпринимателя.

Однако необходимость иметь большой объём финансовых ресурсов и снизить риск и личную ответственность ведут к тому, что для реализации масштабных проектов более предпочтительными организационно-правовыми формами являются хозяйственные товарищества и хозяйственные общества.

Вопрос 3. Любой предпринимательский проект начинается с формирования идеи товара или услуги. Это может быть новая, оригинальная, а может быть уже реализованная кем-то идея. Идеальным для коммерческой деятельности является продукт, позволяющий избежать конкуренции.

При разработке и описании товара или услуги в бизнес-плане предприниматель должен иметь представление о них как о предметах продажи. Свойства товара удовлетворять потребности человека составляют не более 50% содержания товара. Другую половину расходов по изготовлению товаров составляют условия его реализации и потребления, к которым относятся гарантии качества, техническое обслуживание, снабжение запасными частями, упаковка, наличие товарного знака и т.д.

Важным обстоятельством, влияющим на разработку стратегии производства и реализации продукции, является определение жизненного цикла предлагаемого товара. Заранее определённое и просчитанное движение товара по стадиям жизненного цикла позволит предпринимателю своевременно принять меры соответствующие данной стадии.

Полезным является также определение места разрабатываемого товара в классификации товаров.

Тема 8. Выбор месторасположения экономической организации

План:

Критерии и факторы выбора месторасположения предприятия.

Методы принятия решения о местоположении экономической организации.

Основные положения.

Вопрос 1. Местоположение оказывает существенное влияние на конечные результаты деятельности организации. В бизнес-плане обоснованию местоположения должно быть уделено достаточно внимания.

Объективную основу размещения составляет неоднородность природных и экономических условий. Задача состоит в том, чтобы согласовать требования к размещению данной организации с реально существующими или прогнозируемыми условиями её расположения.

Решение о местоположении сложно принять в случае создания нового предприятия из-за значительной неопределённости исходной информации.

Выбор наиболее эффективного местоположения осуществляется последовательной разработкой альтернативных вариантов размещения организации. Качество местоположения бизнеса определяется соответствием выбранного участка типу землепользования и близостью к экономической среде. Вместе эти две характеристики составляют ситус или экономическое местоположение организации.

Главным экономическим критерием при выборе местоположения организации является получение максимальной прибыли. В зависимости от обстоятельств он может быть дополнен другими, например, критерием увеличения объёмов оборота капитала и доли на рынке, неэкономическими критериями стабильного роста организации, сохранения самостоятельности. Основная и дополнительные цели в конечном счёте должны иметь количественное выражение.

Местоположение определяется целой совокупностью факторов: транспортными расходами, обеспеченностью трудовыми ресурсами и ценой труда, условиями землепользования, наличием сырья и материалов, возможностями сферы услуг, расстоянием до рынков сбыта и рыночными ценами, государственной политикой и экологическими условиями, социально-экономической средой бизнеса.

Вопрос 2. Принятие решения о местоположении экономической организации производится путём оценки альтернативных вариантов размещения и степени достижения поставленных целей на основе выбранных критериев.

Применяются частичные и общие модели. Частичные включают один или два фактора местоположения. Общие объединяют определённую комбинацию одновременно действующих факторов.

Наиболее распространённой частичной моделью принятия решений о местоположении частного бизнеса является модель транспортных издержек Вебера, в которой затраты на перевозку принимаются пропорциональными удалённости предприятия от пунктов заготовок и поставок.

Тема 9. Анализ рынка

План:

Рыночные исследования.

Методы прогнозирования спроса.

Прогноз общего объёма спроса.

Основные положения

Вопрос 1. Рынок - это любое взаимодействие, в которое вступают покупатели и продавцы для торговли друг с другом.

Исследования рынка включают следующие необходимые элементы:

исходную информацию для проведения исследования рыночного спроса;

описание методов оценки спроса;

определение объёмов рыночного спроса;

описание способов продвижения товаров на рынок;

прогнозные оценки объёмов продаж товаров и услуг;

обоснование выбора политики в области сбыта;

оценку доходов от реализации товаров и услуг.

Анализ рынка в целях предсказания спроса на конкретные товары охватывает:

Анализ планов производства и развития соответствующей сферы бизнеса, осуществляемый путём анкетирования персонала организаций.

Анализ потребления товаров и услуг на основе выборочного опроса основных групп потребителей.

Анализ торговли, проводимый среди владельцев торговых предприятий.

Точность и достоверность исследований зависят от представительности опроса, деловых качеств участников опроса, качества анкеты, качества обработки данных.

Вопрос 2. Прогнозирование спроса является неотъемлемой частью краткосрочного прогноза рынка, а также одним из трёх важнейших элементов (наряду с предложением и ценой) в средне - и долгосрочном планировании предпринимательской деятельности. Общая модель прогнозирования спроса изображена на рис.4.


                ПРОГНОЗ СПРОСА

                                  Анализ источников прогнозной информации

                                  Прогноз предпочтений потребителей

                                  Прогноз объёма потребления

                                  Прогноз закупок в государственные запасы

                                  Прогноз динамики запасов у потребителей

                                  Прогноз создания товаров-конкурентов

                                  и товаров-заменителей

                       АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ И ДОСТОВЕРНОСТИ

                        ПРОГНОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ

                 

                       СИНТЕЗ ПОЛУЧЕННЫХ ПРОГНОЗНЫХ ОЦЕНОК

Рис.4. Модель прогнозирования спроса.

Для прогнозирования спроса могут применяться различные методы:

а) метод экстраполирования;

б) нормативный;

в) метод уровня потребления;

г) метод конечного использования;

д) экономико-математические;

е) метод ведущего показателя;

ж) выборочный;

з) анкетные опросы и др.

После определения объёма текущего спроса для всего рынка следует провести его сегментацию с целью составления прогнозов спроса и определения товарной номенклатуры. Разбивка рынка на сегменты облегчает планирование сбыта для конкретного проекта.

Вопрос 3. Прогнозирование спроса на товары и услуги включает изучение ёмкости внутреннего и внешнего рынков. Для составления прогнозов спроса на внутреннем рынке прежде всего необходимо:

выявить и проанализировать данные о текущем потреблении и темпах изменения конъюнктуры рынка за определённый период;

классифицировать данные о потреблении по сегментам рынка;

выявить главные факторы спроса в прошлом и их влияние на этот спрос;

составить прогноз изменения факторов в будущем и их влияния на спрос;

дать оценку спроса каким-либо методом.

Оценки и прогнозы могут оказаться неточными из-за:

ошибок в исходных данных;

непредвиденных экономических и политических изменений;

недостатков применяемых статистических методов;

технических и технологических изменений.

Общие требования к выполнению контрольной работы

Контрольная работа по дисциплине "Внутрифирменное планирование" является одной из форм контроля знаний студентов, самостоятельной работой студентов на завершающем этапе изучения данной дисциплины и является подготовительным этапом к сдаче экзамена.

Цель контрольной работы - закрепление теоретических знаний по курсу, получение практических навыков в исследовании экономических категорий и процессов, формирование экономического мышления.

Задачи контрольной работы:

1. Научить применять полученные теоретические знания в процессе анализа фактического состояния исследуемой проблемы и в решении задач планирования развития конкретного предприятия.

2. Научить самостоятельно подбирать и систематизировать материал по исследуемой проблеме, производить практические расчёты в процессе экономического анализа, делать на его основе соответствующие выводы.

3. Закрепить навыки самостоятельной работы с литературными источниками, статистической и нормативной документацией.

Выбор темы.

Тема для контрольной работы выбирается на основании "Примерной тематики контрольных работ" в соответствии со следующими правилами: номер варианта зависит от первой буквы фамилии студента, например, Антонов - №1, Ясин - №33. Если интересующая студента тема не включена в список, её следует согласовать с руководителем работы.

Структура контрольной работы.

Общий объём контрольной работы должен составлять 24 односторонних рукописных страницы при выполнении работы в ученических тетрадях и 10-15 страниц формата А-4 (14 шрифт, полуторный интервал) при оформлении контрольной работы в компьютерном варианте.

Содержание контрольной работы должно быть изложено в следующей структуре:

Введение

Основная часть, состоящая из нескольких (3-7) параграфов

Заключение

Список литературы

Студент самостоятельно разрабатывает подробный план контрольной работы, который согласовывается с преподавателем.

Студент обязан сдать контрольную работу не позднее назначенного преподавателем срока. При наличии положительной рецензии студент допускается к экзамену по дисциплине, в противном случае студент исправляет работу и возвращает на повторное рецензирование.

Тематика контрольных работ по дисциплине "Бизнес-планирование"

1.         Позиционные игры в решении задачи выбора стратегии выхода на рынок.

2.         Методы прогнозирования спроса.

3.         Методы планирования местоположения экономической организации.

4.         Анализ безубыточности в планировании деятельности экономической организации.

5.         Анализ чувствительности проекта.

6.         Демографические прогнозы: методы разработки и прикладное значение.

7.         Механизм реализации стратегического выбора города.

8.         Методические основы стратегического выбора города (на примере г. Тольятти).

9.         Сравнительная характеристика американской и европейской моделей развития планирования национальной экономики

10.       Методы прогноза продаж экономической организации.

11.       Прогнозирование хозяйственного риска.

12.       Балансовые методы планирования.

13.       Опытно-статистические методы планирования.

14.       Нормативные методы в планировании и прогнозировании.

15.       Планирование персонала фирмы.

16.       Содержание индикативного планирования развития экономики.

17.       Метод составления сценариев и его прикладное значение.

18.       Методы экстраполяции трендов и их применение в планировании деятельности фирмы.

19.       Технологическое прогнозирование.

20.       Метод Дельфи в планировании и прогнозировании.

21.       Метод "мозговых атак" и его прикладное значение

22.       Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего.

23.       Регрессионный анализ и его применение в деловом планировании

24.       Стратегия выживания для российских предприятий.

25.       Общие конкурентные стратегии предприятий.

26.       Портфельные модели анализа внутрифирменных стратегий.

27.       Российский и зарубежный опыт бизнес-планирования.

28.       ------

29.       ------

30.       ------

31.       Особенности анализа внешней среды в планировании внешнеэкономической деятельности фирмы.

32.       Планирование инноваций в экономической организации.

33.       Составление бизнес-плана (на примере конкретного предприятия).

Вопросы к экзамену (зачету) по дисциплине "Бизнес-планирование"

1.         Сущность планирования в микроэкономике.

2.         Необходимость и выгоды планирования в экономической организации.

3.         Принципы планирования в экономической организации.

4.         Типы планирования в экономической организации.

5.         Процесс планирования в организации.

6.         Организация внутрифирменного планирования.

7.         Общие цели экономической организации.

8.         Анализ внешней и внутренней среды организации.

9.         Стратегический анализ в организации.

10.       Стратегия выживания для российских предприятий.

11.       Конкурентный анализ.

12.       Значение и этапы финансового планирования.

13.       Долгосрочное финансовое планирование.

14.       Краткосрочное финансовое планирование.

15.       Этапы составления финансового раздела бизнес-плана.

16.       Формы внешнеэкономической деятельности.

17.       Планирование сферы внешнеэкономической деятельности.

18.       Содержание и последовательность действий по планированию внешнеэкономической деятельности.

19.       Понятие культуры экономической организации.

20.       Объекты планирования организационной культуры.

21.       Процесс планирования культуры экономической организации.

22.       Прогнозирование и его роль в деятельности фирмы.

23.       Методы прогнозирования деловой среды.

24.       Технологическое прогнозирование.

25.       Назначение бизнес-плана.

26.       Этапы разработки бизнес-плана.

27.       Оформление и стиль бизнес-плана.

28.       Анализ инвестиционной привлекательности отрасли.

29.       Выбор организационно-правовой формы предпринимательства.

30.       Выбор товаров и услуг.

31.       Критерии и факторы выбора месторасположения предприятия.

32.       Методы принятия решения о местоположении экономической организации.

33.       Рыночные исследования.

34.       Методы прогнозирования спроса.

35.       Прогноз общего объёма спроса.

36.       Производственная программа.

37.       Определение мощности и расчёт потребности в материальных ресурсах.

38.       Выбор технологии, оборудования и потребность в помещениях.

39.       Стратегия ценообразования.

40.       Планирование рекламной деятельности.

41.       Содержание плана маркетинга.

42.       Основные параметры уровня технического развития организации.

43.       Структура плана повышения технического уровня и улучшения организации производства.


Список рекомендуемой литературы

1.    Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997.

2.    Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению/ Под ред. Г.П. Иванова, М.: ЮНИТИ, 1995.

3.    Бэнгз Д.Г. Руководство по составлению бизнес-плана. - М.: изд-во Финпресс, 1998.

4.    Бизнес-план. Зарубежный и отечественный опыт. Новая практика разработки и документация. Чебоксары, 1994.

5.    Бизнес-план. Рабочая книга. М., 1992.

6.    Бизнес-план / Под ред. Р. Маниловского. М.: Финансы и статистика, 1995.

7.    Владимирова Л.П. Планирование и прогнозирование в условиях рынка: Учебное пособие. М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2000.

8.    Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

9.    Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование - планирование. Теория проектирования экспериментов. - ТОО НПЦ "Крылья", 1997.

10.  Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М., Дело, 1995.

11.  Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: "Финпресс", 1998.

12.  Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. Методическое пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997.

13.  Замков О.О. и др. Математические методы в экономике: Учебник. - М.: МГУ, "ДИС", 1997.

14.  Ковалёв В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. - М.: Финансы и статистика, 1996.

15.  Ф. Котлер. Основы маркетинга. С-Пб., 1994.

16.  Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. - ИНФРА-М, 1997.

17.  Корнаи Я. Путь к свободной экономике. - М.: Экономика, 1990.

18.  Липсиц И. Бизнес-план - основа успеха: Практическое пособие. М.: Машиностроение, 1992.

19.  Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: "Дело", 1993.

20.  Попов В.М. и др. Деловое планирование (Методы, организация, современная практика): Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997.

21.  Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред.В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993.

22.  Прогнозные ориентиры на 1999г. и на период до 2001г. (по материалам Минэкономики РФ) // Экономист. - 1998. - №3.

23.  Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Российский экономический журнал. - 1997. - №4.

24.  Сетдиков Р.А. Методы определения социально-экономических целей развития региона и крупного города/ - СПб.: ИСЭП РАН, 1997.

25.  Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. - М.: Ассоциация "ТАНДЕМ". Изд-во ЭКМОС, 1998.

26.  Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации / Под ред. В.Е. Рохчина. - СПб.: ИСЭП РАН, 1999.

27.  Тихомиров Н.П., Попов В.А. Методы социально-экономического прогнозирования. М., 1993.

28.  Тодаро М.П. Экономическое развитие: Учебник \ Пер. с англ., М.: МГУ, ЮНИТИ, 1997.

29.  Финансы и управление предприятием/ Под ред.А.М. Ковалёвой. - М.: Финансы и статистика. 1995.

30.  Федоренко Н.П. Проблемы программно-целевого планирования и управления // Экономика и математические методы. - 1978г.

31.  Хойер В. Как делать бизнес в Европе. - М.: Прогресс, 1992.

32.  Чепурных Н.В., Новосёлов А.Л. Планирование и прогнозирование природопользования: Учебное пособие. - М.: Интерпракс, 1995.

33.  Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование: Учебное пособие. - М.: изд-во ПРИОР, 1999.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.