скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Теория государства и права (1)

4. Право выражает общую волю граждан и государства.

Следовательно, право выступает как специфический государственный регулятор общественных отношений, который служит как интересам отдельной личности, так и интересам всего общества в целом.

16. Понятие социальных и технических норм. Социально-технические нормы

Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях.

Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей; решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

Социальные нормы характеризуются рядом признаков: 1. Социальные нормы являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение. 2. Социальные нормы – это правила поведения общего характера ( в отличие от индивидуальных правил ). 3. Социальные нормы – это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе.

Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях. Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям: 1. по способу их установления (создания); 2. по средствам охраны их от нарушений.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм: 1. Нормы права правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. 2. Нормы морали (нравственности) – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями- людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением. 3. Нормы общественных организаций представляют собой правила :поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций. 4. Нормы обычаев – это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в ста привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. 5. Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции). 6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия.

Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие. Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.

Технические нормы – это правила наиболее целесообразного обращения людей с предметами природы, орудиями труда, различными техническими средствами. Назначение технических норм в правильном использовании сил природы, техники наиболее экономичным и экологически безвредным способом. К техническим нормам относятся правила выполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов, нормы расхода сырья, топлива , электроэнергии. Технические нормы имеют социальный характер. Но в отличие от социальных норм, которые регулируют отношения непосредственно между людьми (человек – человек), технические нормы регулируют поведение людей в связи с использованием техники (человек – техника человек). Экономическая теория доказала, что отношения, возникающие в процессе производства, всегда выступают в конечном как социальные отношения. Специфика технических норм выражается в том, что они выступают в качестве социальных норм с техническим содержанием.

Содержание технических норм обусловлено объективными закономерностями развития природы, законами естествознания. Поэтому многие технические нормы являются требованиями объективной необходимости. В их содержании непосредственно не проявляется политический характер . Политическую направленность они могут приобретать в процессе реализации, использования.

Технические нормы – это не какой-то особый вид норм, а совокупность различных видов социальных норм с техническим содержанием. Эти нормы могут приобретать разные формы: правовую, моральную, форму обычаев и другие. Примером технических норм, вырабатываемых общественными организациями, могут служить нормы, устанавливающие размеры спортивных снарядов, правила соревнований и т. д. К техническим нормам, принявшим форму обычаев, можно отнести правила выполнения команды “на караул” с оружием, правила развода караулов в вооруженных силах.

Наиболее важные для общества технические нормы облегаются в правовую форму. Закрепление технических правил в правовых нормах придает им юридическое значение. В силу этого они становятся не только целесообразными, но и обязательными правилами, которые охраняются государством от нарушений. Не соблюдение этих норм влечет за собой юридическую ответственность. Так, уголовное законодательство многих стран предусматривает ответственность за нарушение давил вождения и эксплуатации транспорта, за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ и т. д.

17. Право и мораль

Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношено к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей души”, дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.

Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютно социальном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора.

Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически угождают, что нормы нравственности это требования, обращенные к человеку извне. Видимо, нет оснований проводить раздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.

Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Вместе с тем нормы права и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:

1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.

2. По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Правовые же нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях).

З. По способу охраны от нарушений. Нормы морали и нормы права в правовом гражданском обществе в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения же правовых норм применяются еще и мы государственного принуждения.

4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных давил поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые же нормы представляют собой детализированные, по сравнению с моральными нормами, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.

Нормы права и нормы морали органически взаимодействуют между собой. Они взаимообуславливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

Точная реализация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь требований морали. В свою очередь, нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими государственными органами при создании правовых норм. Особо важную роль моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными органами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.

Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Нарушение правовой нормы вызывает естественное моральное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества. Обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.

Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.

18. Право и корпоративные нормы

Корпоративные нормы - это свободы или возможности поведения, основанные на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединений, организаций, партий (право избирать и быть избранным, право руководящих органов налагать дисциплинарные взыскания на нарушителей).

19. Право и религиозные нормы. Право и обычай

Право и религиозные нормы. Светский характер определения права (правил), — казалось бы, четко различает регулятивные свойства права и религии. Но дело усложняет то обстоятельство, что на определенных этапах истории и в ряде стран право получало выражение именно в религиозных догмах.

Яркий пример переплетения права и религии заключается не только в сакрализации многих правовых правил в раннеклассовых обществах, но и в появлении на рубеже Х1-Х111 веков такого феномена, как каноническое право. Более того, в XIII веке в Европе вообще была предпринята кодификация канонического права — был создан Corpus Juris Canonica. Семейно-брачные отношения, наследование, так называемая «десятина» (отчуждение в пользу церкви 1/10 от наследственной массы), иные правила имели религиозно-мирские формы в том смысле, что некоторые декреты вселенских соборов, декреталии пап регулировали вполне светские отношения, а иные — получали даже государственную поддержку.

Все же развитие канонического права пошло в двух направлениях: светское начало все более уходило под «крышу» государства, а церковное право сосредоточивалось на регулирование тонких внутрицерковных отношений. Закрепление светского характера государства во многих конституциях, отделение церкви от государства, школы от церкви, иные положения — все в большей степени превращают общественные церковно-государственные отношения в объект регулирования светским правом. И предложенное выше определение права учитывает эту основную тенденцию.

Иные тенденции, например, предложение некоторых религиозных деятелей в России превратить православие в единую государственную идеологию и на этой основе строить государственно-правовую систему. а в ряде других мусульманских стран усилить начала шариата, в том числе ввести своеобразные наказания, идущие из глубины веков и обычаев (удары палкой, отсечение руки у вора) заслуживают, разумеется, обсуждения, но все же лежат в стороне от процесса, который в XX веке может быть обозначен как «этатизация» права. Словом, определение права и определение религии позволяют провести между ними четкую грань и также свидетельствуют о правильной формулировке определения права.

Право и обычай. Обычай складывается спонтанно, стихийно. Он закрепляет наиболее полезное поведение в быту, в решении споров, В средние века (V-XI века в Европе) именно обычаи регулировали наследственные, семейно-брачные отношения, взаимозависимость людей, их безопасность военные конфликты, территориальные споры, имущественные владения (наряду с таким своеобразным механизмом регулирования, как генеалогия) и т. д. И все же обычаи приобрели правовую характеристику лишь тогда когда были, во-первых, записаны в разных сборниках-кодексах, причем эти сборники были стабильны, признаны, на них ссылались при решении споров.

Их исполнение начали обеспечивать церковные суды, королевские суды. Именно эти суды — новый институт формирующейся европейской государственности в средние века — придавали обычаям правовой характер, превращали обычаи в одну из форм права — правовой обычай. Государство — то или иное европейское королевство — с помощью специального государственного органа — королевского суда — признавало за обычаем общеобязательность, формальную определенность, возможность обеспечивать его государственным принуждением. Тем самым обычай превращался в правовой обычай, а совокупность этих правовых обычаев — в обычное право. В феодальной Франции, например, было известно до 300 систем местного обычного права (куттомов). Это право постепенно заменяло денежными штрафами, иными имущественными возмещениями «кровную месть», поединки, снижало агрессивность, укрепляло стабильность. В этом своем качестве — правовом — обычай действительно подпадает под определение права, как, впрочем, и другие формы, в которых право находит свое выражение — нормативно-правовой акт, судебный прецедент, некоторые корпоративные нормы, доктрины (в ряде стран) и т. д. Эти формы выражения права дают нам возможность и знать, и ощущать действие права как социального института, в том числе и действие правового обычая. Но ведь так и должно быть, если предложенное определение права является верным.

20. Понятие и основные признаки нормы права

Первичным элементом права является норма права. Из нормы права складываются административно-правовые акты. Норма права - это модель поведения людей, устанавливаемая государством и определяющая меру свободы в конкретных правоотношениях. Участник конкретного правоотношения располагает возможностью действовать свободно, а именно сознательно избирать для себя тот или иной вариант поведения и свободно действовать при достижении определенных целей посредством правоотношения с другим субъектом права.

Правовая норма, также, как и само право в целом, имеет свои отличительные признаки, которые отличают ее от других социальных норм. Такими признаками правовой нормы являются:

1. Правовая норма устанавливается или санкционируется государством и закрепляется в официальных правовых актах государства.

2. Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны она предоставляет свободу действий, направленных на реализацию законных прав субъекта, а с другой стороны норма права обязывает либо совершить действие, либо воздерживаться от совершения действий. Следовательно, предоставляя свободу отдельному лицу, правовая норма одновременно ограничивает эту свободу.

3. Обеспечение исполнения правовой нормы с помощью мер государственного принуждения и применение в случае необходимости при неисполнении или ненадлежащем исполнении юридической ответственности к правонарушителю.

4. Норма права является государственным регулятором типовых общественных отношений.

21. Структура правовой нормы и формы ее изложения в нормативном акте

Правовая норма имеет свою внутреннюю структуру, которая насчитывает 3 элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза (предположение) указывает на такие жизненные обстоятельства, при которых субъекты должны исполнять установленные правила. Ими могут быть: достижение определенного возраста для получения пенсии или период, на который введено чрезвычайное положение в определенной местности страны и т. д.

Диспозиция (распоряжение) - это такая часть нормы, которая формулирует само правило поведения, определяя права и обязанности субъектов правоотношения. Например, право на получение пенсии, обязанность являться по повестке в суд, воздержаться от каких-либо поступков и т. д.

Санкция (взыскание) - это такая часть нормы, которая указывает на принудительные меры воздействия, которые должны быть применены к нарушителям данного правила поведения. Смысл санкции - предупредить возможные нарушения установленного правила поведения или восстановить справедливость, когда нарушение уже совершилось.

22. Виды норм права

Правовые нормы принято делить на определенные виды по различным основаниям. Например, они делятся:

1. По отраслям права, как , например, государственно-правовые нормы, нормы административного права, нормы гражданского права.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы - это регулятивные и охранительные.

3. По характеру закрепляемых ими правил поведения - это обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в нормативно-правовых актах - это абсолютно определенные (закрепление в норме фиксированной суммы штрафа), относительно определенные (установление высшего и низшего пределов наказания за конкретное правонарушение) и альтернативные, которые устанавливают несколько вариантов поведения сторон или несколько вариантов санкций за нарушение правовых норм (2 года лишения свободы или штраф в крупном размере).

5. По кругу лиц, кому они адресованы - это военные, пенсионеры, студенты или люди, проживающие в определенной местности.

23. Понятие источников (форм) права

Право - это система правил (норм), установленных и санкционированных государством и охраняемых принудительной силой государства.

Одной из важнейших задач при изучении права является осмысление его сущности. Это означает, что право следует изучать применительно к конкретным историческим условиям и конкретному типу общества. Сущность права заключается в конкретных условиях жизни конкретного человеческого общества. Содержанием сущности права является историческое бытие, которое обусловливает его возникновение, существование, развитие и отмирание. При характеристике права следует принимать во внимание, к какому историческому типу государства принадлежит данный тип права. Право является социально-политическим регулятором общественных отношений конкретного исторического типа государства.

Сама суть права обусловлена экономическим строем общества, правовые отношения берут начало из тех жизненных условий, в которых осуществляется государственная власть. Право самым тесным образом связано с экономической и политической системами общества, а также с тем типом производственных отношений, который порождает различные формы социального неравенства людей.

В процессе развития человеческого общества вследствие изменения экономических условий жизни людей и разложения родоплеменного строя постепенно возникла потребность в новых нормах поведения в обществе, которые отвечали бы интересам господствовавших в нем социальных слоев и классов. В этих нормах, в отличие от обычаев первобытного общества, были выражены интересы не всего общества, а главным образом - господствующего класса или социального слоя. Данные нормы на заре развития государственности закрепляли имущественное, социальное, а иногда и политическое неравенство. В отличие от норм первобытного общества, обычаев, нормы права не могли выполняться членами общества добровольно. А, следовательно, государство было вынуждено применять принуждение для обеспечения повсеместного исполнения норм права.

Науке известны такие источники права, как:

- правовой обычай

- прецедент

- нормативный акт

- нормативный договор

Применение правового обычая как нормы поведения людей уходит в глубины веков развития человечества. Правовой обычай - это правила поведения людей, сложившиеся в жизни и регулярно используемые людьми в их взаимоотношениях и в результате санкционированные государством в качестве общеобязательных и охраняемых государством. Такое право называется обычным. Оно было характерно для ранних рабовладельческих и ранних феодальных государств.

Прецедент имеет широкое распространение в странах с англосаксонской правовой системой. В таких странах судебные постановления по конкретным делам служат ориентиром для решения аналогичных дел другими судами в будущем. А следовательно, это решение приобретает нормативный характер.

В современных государствах на первом месте в качестве источника права выступает нормативный акт. Он представляет собой документ, издаваемый специально на то уполномоченным (компетентным) органом государства. Нормативный акт содержит общеобязательные правила поведения, т. е. нормы права. К нормативным актам относятся: конституции. конституционные законы, обычные законы, указы и распоряжения Президента, указы министров.

Договор с нормативным содержанием имеет место в основном в международном праве. Так, в 1992 году в России был заключен Федеративный Договор, состоящий из 3-х договоров. В нем содержаться правовые нормы о взаимоотношениях Федерации и субъектов Федерации и о разграничении полномочий между ними.

25. Понятие нормативно-правового акта и его отличие от других источников права. Виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в цепом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:

1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов которые источниками права не являются.

3. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).

Итак, нормативно-правовой акт – это официальный акт правотворчества, в котором содержаться нормы права.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.

По объему в характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: - на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории; – на акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; – на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.