скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Системный подход в менеджменте

Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще - это учение и практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о добре и в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.

Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Право нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры. Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Только неполное перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного, компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному, незаконному, некомпетентному бизнесу.

17. Организация информационных потоков на предприятии

Проблемы своевременного обеспечения руководителей предприятия оперативной информацией в значительной степени определяются несовершенством системы информационных потоков предприятия. Информационные потоки — это физическое перемещение информации от одного сотрудника предприятия к другому или от одного подразделения к другому. Преобразование информации (бухгалтерская проводка) не рассматривается в качестве информационных потоков. Система информационных потоков — совокупность физических перемещений информации, дающая возможность осуществить какой-либо процесс, реализовать какое-либо решение. Наиболее общая система информационных потоков — это сумма потоков информации, которая позволяет вести предприятию финансово- хозяйственную деятельность. Информационные потоки обеспечивают нормальную работу организации. Цель работы с информационными потоками — оптимизация работы предприятия. Для создания системы информационных потоков необходимо:

определить структуру информации, которую необходимо предоставлять;

проанализировать существующий на предприятии документооборот;

разработать новую систему документооборота.

18. Жизненный цикл организации: понятие и основные этапы

Организация - социальная общность, состоящая из групп людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. (Это фирмы, корпорации, банки, ассоциации, партии, биржи и т.д.). Группа людей может называться организацией, если она отвечает следующим требованиям: 1).Группа людей, отвеч. опред. требован. 2).Наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члена данной группы. 3).Наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимую для всех цель. Определение организации справедливо лишь к таким социальным обществам, которые являются формальными т.е., которые создаются по воле соответствующих субъектов управления. Такими организациями являются частные и гос. фирмы, гос. и общ. учреждения. Они имеют форму общественной ячейки и выступают в виде гос. институтов. Все организации независимо от сфер деятельности имеют свою структуру, придающую им целостность и способность выполнять свою миссию. Структура организации логические взаимоотношения уровней управления и функциональных общностей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей. Структурные элементы в зависимости от ее типов получили название отделов, управлений, департаментов. Каждый из структурных элементов выполняет специфические задачи, достигая определенных целей. Структурные подразделения являются органич. состояниями элементов, деятельность которых координируется для достижения общей цели.

Любая организация точно также как и человек, оборудование, предмет труда имеет жизненный цикл. Согласно концепции жизненного цикла организации вся ее деятельность проходит ряд фаз, начиная от рождения и кончая прекращением ее существования. Каждая фаза имеет определенные цели, признаки, стиль руководства с точки зрения организации труда.

1)."Рождение" - определение главной цели или миссии. Руководство, как правило, одно лицо. Основная задача - выход на рынок. Организация труда - максимизация прибыли. 2). "Детство и юность" – кратковременная прибыль и ускоренный рост. Выживание за счет жесткого руководства. Основная задача - укрепление и захват рынка. 3). "Зрелость"-систематический сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа. Основная задача -рост по разным направлениям. Завоевание рынка. Учет разнообразных интересов. Организация труда - премирование за индивидуальный результат. 4). "Старение" - высшая ступень зрелости организации. Главная цель - обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях. 5)."Возрождение или исчезновение". Главная цель - обеспечение омоложения по всем функциям осуществляется за счет сплочения персонала (коллективизма).

19. Внешняя и внутренняя среда организации: понятие, факторы и компоненты

Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации, являющиеся результатом управленческих решений.

К основным элементам внутренней среды организации относятся структура, цели, задачи, технология и люди.

Цель - это желаемое и достижимое состояние объекта управления, прогнозируемый результат его деятельности. Цель всегда имеет количественную характеристику. Цели являются важным средством координации работы между специализированными группами.

Структура (во всех организациях, за исключением самых мелких, есть горизонтальное разделение труда по специализированным линиям (функциональные области) и вертикальные уровни управления. Структура организации логически отображает взаимосвязи функциональных зон и уровней управления, которые участвуют в достижении целей организации).

3. Задача (это работа или ее часть, выполненная определенным способом в определенное время. Задачи классифицируются как работа с предметами, людьми, информацией. Взаимозависимости между задачей и технологией обусловливают делать все задачи как можно более специализированными).

4. Технология (выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе. Технология представлена машинами, механизмами, инструментами, навыками, знаниями).

5. Люди (руководители анализируют поведение людей как отдельных личностей, отдельных групп и как лидеров. Среди аспектов поведения руководители большое значение придают способностям, одаренности, отношениям, потребностям, ценностям, ожиданиям и восприятию. На пведение работника сильное влияние оказывает среда, атмосфера, созданная на фирме. Следовательно руководители должны сделать эту среду способствующей достижению целей организации).

Все элементы внутренней среды фирмы взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Хар-ка внешней среды

Микросреда - среда, оказывающая прямое непосредственное воздействие на организацию.

Макросреда - оказывает опосредованное воздействие на организацию.

Эл-ты микросреды: поставщики - фирма и ее кон­куренты  посредники  потребители.

Поставщики - деловые фирмы, обеспечивающие компанию и ее конкурентов необходимыми ресурсами (энергетическими, мат., инф-ми, чел-ми, сырьевыми) для производства товаров и услуг.

Посредники - деловые фирмы, помогающие компании в продвижении сбыта и распространении ее товаров среди потребителей. К ним относятся: торговые, кредитно-фин-ые, маркетинг-е агентства.

Торговые посредники - деловые фирмы и лица подыскивающие клиентов и (или) продающие им товары и услуги. Они делятся на оптовых и розничных.

Торговые посредники: 1) оптовые: а) зависимые (сбытовые агенты, промышленные агенты) б) независимые (дилеры, дистрибьюторы, маклеры, брокеры) 2) розничные а) магазинная торговля б) немагазинная торговля (почта, и-нет и т.д.).

Независимые торговцы - деловые торговые фирмы, закупающие за собственный счет и на свое имя и реализующие его по своему усмотрению.

Брокеры получают за свою посредническую деят-ть (сведение покупателя с продавцом), получают комиссионное вознаграждение в размере от 3 до 6% от сделки. Брокер заинтересован в нахождении выгодного покупателя для выгодного продавца.

Зависимые оптовые продавцы - осуществляют сделки от имени производителя и за его счет, но не получают зарплату, а получают комиссионные (до 13%). М/д производителем и агентом заключается агентское соглашение где оговариваются все права и обязанности сторон.

Фирмы спец-ы по организации товародвижения: 1. транспортные организации 2. базы и склады. Они помогают производителям создать запасы своих изделий и продвигать их от места производства до места назначения. Базы и склады - предприятия обеспечивающие накопление и сохранность грузов. Транспортные организации: железнодорожный, воздушный, авто, водный, трубопровод.

Кредитно фин-е учреждения - помогают кампаниям финансировать сделки и страховать грузы в связи с транспортировкой.

Агентства по оказанию маркетинговых услуг - рекламные агентства, консалтинговые агентства.

20. Методы исследования систем управления

Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.

Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы:

1. МАИС - методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов (творческой деятельности)

МПФС - методы формального представления систем комплексные методы - используют элементы и МАИС и МПФС

Первая группа — методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: 1 .метод «Мозговой атаки», 2.морфологический анализ 3 .метод типа «сценариев»,

4.метод экспертных оценок (включая SWОТ-анализ),

5.метод типа «Дельфи»,

6.метод структуризации («дерево целей», графические методы, сетевые модели) 6.морфологические методы . Вторая группа — методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических   методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы: аналитические (включают методы классической математики — интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);

статистические (включают теоретические разделы математики — математическую статистику, теорию вероятностей — и направления прикладной математики, ис­пользующие стохастические представления — теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);

теоретико - множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);

графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).

21. Этапы инновационного процесса и их характеристика

Инновационный процесс протекает в несколько этапов. В большинстве случаев инновация - это комбинация множества факторов, которые вводятся частично одновременно, частично последовательно. Следовательно, инновация - это не изолированное событие, а скорее траектория, состоящая из многих небольших событий. Поэтому при анализе инновации трудно указать точный момент, когда она возникла, или указать е единственную причину. Для понимания сущности процесса разработки и внедрения инновации нельзя изучать различные основы, участвующие организации и заинтересованных лиц отдельно, а необходимо анализировать ситуацию во всей полноте. Таким образом, все элементы, составляющие содержание инновационной деятельности, не просто вытекают друг из друга, а тесно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга. В результате изменения одного из элементов происходит изменение остальных, а в конечном итоге во всей организации. Это требует комплексного решения любых её проблем: больших и малых, простых и сложных, текущих и перспективных. Следовательно, здесь необходим системный подход. Первый этап

формулировка задач с указанием конечной цели, условий;

установка уровня разработанности проблемы;

определение перспективности;

разработка иерархии целей;

стратегии их достижения;

проектирование способов оптимизации выполнения операций для достижения поставленных целей

Второй этап

-        выдвижение, уточнение и корректировка основных гипотетических положений о реализации инновации

Третий этап

обоснование инноваций;

разработка технологии их реализации;

разработка комплексно-целевой программы научно-методической и опытно-экспериментальной работы;

создание проектно-методического центра Четвертый этап

сопоставление полученных результатов с положениями гипотезы, оценка их соответствия цели и задачам

Пятый этап

-        обобщение собранного материала и реализация инновационного процесса

22. Основные задачи стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей,  осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию внешней среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в конечном итоге способствует выживанию организации и достижению своих целей в долгосрочной перспективе. Стратегический менеджмент обычно рассматривает как совокупность пяти взаимосвязанных процессов: определение миссии и целей; анализ внешней и внутренней среды; анализ и выбор стратегии; реализация стратегии; оценка и контроль выполнения стратегии. Стратегическое управление основывается на стратегических целях компании, а именно на будущей структуре хозяйственной деятельности, на создаваемом научном, производственном, сбытовом потенциале фирмы, под который целевым направлением выделяются ресурсы. Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся возможности.

Всё многообразие стратегий, которые используют фирмы, представляет собой различные модификации нескольких базовых стратегий:

1.Ограниченный рост выбирает большинство фирм со стабильной технологией. Цели развития - «от достигнутого». Наименее рискованный способ действия.

Рост - обычно применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Придерживаются фирмы, стремящиеся к диверсификации для того, чтобы покинуть рынки в состоянии стагнации. Может иметь место внешний рост (приобретение другой фирмы), внутренний рост (расширение ассортимента выпускаемой продукции).

Сокращение - используется реже всего: обычно показатели деятельности фирмы приобретают тенденцию к ухудшению. Цели ниже достигнутого раньше уровня.

Комбинированная стратегия - сочетание рассмотренных выше стратегий. Используется обычно крупными организациями, функционирующими в нескольких отраслях. Каждая из стратегий эффективна при определённых условиях и состояния среды.

23. Анализ сильных и слабы сторон организации, возможностей и угроз (SWОТ-анализ)

SWОТ-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Под сильными и слабыми сторонами могут скрываться самые разнообразные аспекты деятельности компании. Ниже приводятся категории, наиболее часто включаемые в анализ. Каждый SWОТ уникален и может включать одну или две из них, а то и все сразу. Каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью.

Маркетинг. Инжиниринг и разработка новых продуктов. Чем теснее становится связь маркетинга и технического отдела, тем важнее будут данные элементы. Например, прочная взаимосвязь между командой разработки нового продукта и отделом маркетинга позволяет напрямую использовать обратную связь от покупателей в проектировании новых изделий.

Оперативная деятельность.

Персонал. Сюда входят навыки, заработная плата и премии, обучение и развитие, мотивация, условия труда людей, текучесть кадров. Все эти элементы имеют центральное значение для успешного внедрения ориентированной на покупателя философии маркетинга и маркетинговой стратегии. Менеджмент. Чувствительные и зачастую спорные, но иногда требующие изменений структуры управления напрямую определяют успех внедрения маркетинговой стратегии. Подобные аспекты должны быть отражены в анализе. Ресурсы компании. Ресурсы определяют наличие людей и финансов, и тем самым сказываются на способности компании извлечь выгоду из конкретных возможностей

Возможности и угрозы находятся вне зоны контроля организации. Таким образом, они могут рассматриваться как внешние, относящиеся к элементам рыночной среды. Анализ среды, который к данному моменту уже должен быть проведен (см. анализ 2), может послужить отличной отправной точкой для этой части SWОТ-анализа. Основные элементы, которые нужно рассмотреть, включают в себя:

1. законодательные/регулирующие/политические силы. Действия властей в виде исполнения политики, а также требования законодательного и регулирующего характера, которым должны подчиняться компании;

2. общественные силы (культура). Напрямую затрагивают компанию, когда недовольные покупатели оказывают давление на организации, чья деятельность воспринимается как недопустимая;

3. технологические силы. Технологические способности, помогающие компании достигать своих целей, влияют на продукты, которые предлагаются покупателям, и на их ответную реакцию;

4.экономическая ситуация. Влияние общего состояния экономики, под воздействием которого формируются покупательский спрос и манеры тратить деньги;

5. конкуренция. Природа и масштаб конкурентной угрозы.

24. Современный менеджмент предпринимательской деятельности

Современный менеджмент на основе системного подхода занимается проблемами интеграции всего комплекса процессов, обеспечивающих преобразование ресурсов, которыми располагает человечество, для удовлетворения экономических потребностей людей и общества.

Интеграция происходит в совокупности различных взаимодействующих областей:

взаимодействия личности, персон, коллектива с организацией или несколькими организациями;

процессов, протекающих в отдельной организации, в нескольких хозяйствующих субъектах (поставщики - потребители, заказчики - подрядчики, холдинги), во всём социуме;

при интеграции подсистем и элементов организации;

в процессах взаимодействия организации с потребителями;

в области процессов взаимодейсвия организации с обществом;

при взаимодействия организации с природой;

- в ходе интеграции функций менеджмента и функциональных аспектов деятельности;

в процессах интеграции уровней управления;

- в области интеграции систем менеджмента (менеджмент качества, экологический менеджмент, промышленная безопасность, охрана здоровья, в соответствии с международными стандартами 180);

Не забудем, что интеграционный метод реализуется на основе ситуационного подхода, то есть учитывает текущее синергетическое взаимодействие всех факторов внешней и внутренней среды организации. Оттого современный менеджмент и следует рассматривать как интегрированный менеджмент.

25. Проектирование систем профессионального развития в современной организации

В условиях нестабильности экономики, инфляции, снижения платежеспособного спроса населения, дефицита финансовых ресурсов предприятиям необходимо предпринимать конкретные действенные шаги, чтобы удержаться на плаву в этих трудных условиях. Реструктуризация в данном контексте может рассматриваться как один из возможных вариантов выхода из кризисного состояния. Очевидной является главная цель реструктуризации - высвобождение собственных ресурсов компаний, особенно это относится к человеческим ресурсам.

Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. В советский период работа с кадрами заключалась исключительно в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Идея заключалась в том, что если вам удалось найти нужных людей, то они смогут выполнить нужную работу. Современные организации, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом. В то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага служащих своей организации, руководство должно постоянно работать над повышением потенциала кадров. Некоторые из основных причин возрастающего значения развития человеческих ресурсов заключаются в следующем:

быстрое устаревание профессиональных знаний, что приводит к снижению профессиональной квалификации;

технологические изменения, которые требуют овладения новыми знаниями;

давление со стороны конкурентов, требующие сокращения затрат и, соответственно, более эффективного использования труда.

Качественные изменения в процессе производства требуют формирования работника нового типа, обладающего такими качествами, как высокая квалификация, способность к сложному интеллектуальному труду, восприимчивость к быстро меняющимся условиям производства, инициативность, ответственность за выполняемую работу, способность быстро овладевать новой техникой или новой профессией, коммуникабельность.

Развитие персонала должно быть направлено на долгосрочную перспективу, позволяя работникам не просто квалифицированно выполнять соответствующие функции, но постоянно совершенствовать свое мастерство, продвигаться по служебной лестнице, успешно решать стоящие перед ними задачи в будущем. Профессиональное развитие становится одной из главных функций управления персоналом, а затраты в этой области инвестициями в человеческий капитал. Как результат постоянного повышения квалификации сотрудников, повышается качество оказываемых услуг. Все это положительно влияет на репутацию фирмы и повышает успешность ее деятельности. Кроме того, следует отметить, что профессиональное обучение должно носить также обязательный развивающий характер. В результате готовится не просто профессионал, а, прежде всего, человек, член коллектива, обладающий эрудицией, широким кругозором, умением отстаивать свою точку зрения, владеющий навыками межличностного общения.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.