скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Основные понятия экономической теории

Сфера международных финансов отображает обменные и перераспределительные отношения на мировом рынке и включает три направления: международные расчеты; финансы международных политических, экономических, гуманитарных организаций, международные финансовые институты.

Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.

Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые инструменты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают деньги и ценные бумаги.

Финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых pесуpсов. Принято выделять несколько основных видов финансового рынка:

- валютный рынок;

-рынок золота;

- рынок капиталов.

На валютном рынке совершаются валютные сделки через банки и другие кредитно-финансовые учреждения.

На рынке золота совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом.

На рынке капиталов аккумулируются и образуются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Он является основным видом финансового рынка в условиях рыночной экономики, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности. Рынок капиталов иногда подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг, в свою очередь, подразделяется на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.

Первичный рынок ценных бумаг - выпуск и первичное размещение ценных бумаг. На этом рынке компании получают необходимые финансовые ресурсы путем продажи своих ценных бумаг.

Вторичный рынок предназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг. На вторичном рынке компании не получают финансовых pесуpсов непосредственно, однако этот рынок является исключительно важным, поскольку дает возможность инвесторам при необходимости получить обратно денежные средства, вложенные в ценные бумаги, а также получить доход от операций с ними.

Биржевой рынок представляет собой рынок ценных бумаг, осуществляемый фондовыми биржами. Порядок участия в торгах для эмитентов, инвесторов и посредников определяется биржами. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную pоль здесь играют финансовые инструменты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают деньги и ценные бумаги.

Внебиржевой рынок предназначен для обращения ценных бумаг, не получивших допуска на фондовые биржи.

Определение финансовой политики определяется ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Некоторые экономисты выделяют также и другие цели проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции, сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Экономисты разделяют ф.п. на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

— рост государственных расходов;

— снижение налогового бремени.

Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации.

Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:

1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Другие типы пособий — такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования, — по характеру своего автоматического антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.

2. Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике.

3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например, повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стабилизации ситуации.

4. Инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

Реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

3. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

Известно, что существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

— общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

— социальные программы;

— правительственные закупки;

— государственные инвестиции;

— изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

— управление налоговым гнетом.

Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих финансовую политику:

1) Политика в области государственных расходов - к нему можно отнести все программы, связанные с государственными расходами (общественные работы; государственные программы расходов на социальные нужды; правительственные закупки и инвестиции).

2) Фискальная политика. Сущность ее заключается в искусном изменении налогового бремени в течение всего экономического цикла (1 - налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль фирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы и на рабочую силу (социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж.2 - налоги на товары и услуги; налог с оборота или налог на добавленную стоимость; акцизы (прямо включаются в цену товаров и услуг); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие).

Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.

23. Госбюджет, его сущность и структура. Проблема бюджетного дефицита и госдолга

Госбюджет это годовой план гос-ых расходов и источников их финансового покрытия, компромисс между основными группами носителей различных соц-эк-их интересов в стране.

Бюджетная система РФ включает три звена: Фед бюджет, бюджеты нац.-гос-х и адм-х образований, местные бюджеты. Все они функционируют автономно, каждый имеет зак-но определенный источник доходов и расходов.

Структура (эк-ки разв-х стран):

Расходы: Затраты на социальные услуги, здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели (40 – 50%); Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ (10–20%) Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранному государству (10–20%) Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и пр. (5–10%) Платежи по государственному долгу (7–8%).

Доходы: Налоги (в том числе акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор) (75–85%); Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, торговли (5–8%) Взносы в государственный фонды: социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы (10–12%)

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами (внутренними и внешними).

Они осуществляются в виде продажи гос. ЦБ, займов у внебюджетных фондов и получения кредитов у банков или путем дополнительной эмиссии денег (часто исп-ся в критических ситуациях – во время войны, длительного кризиса) Последствия: развивается неконтролируемая инфляция, подрывая стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены – заработная плата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в госдолг + % по нему. Госдолг растет в разных странах разными темпами. Превышение госдолга ВВП более в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения. Госдолг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), средн­есрочный (от 1 до 5) и долгосрочный (свыше 5). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним скорее приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, то есть превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, т.к. для его погашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги.

Внутренний долг государства - долг своему населению - приводит, прежде всего, к перераспределнию доходов внутри страны. Утечки товаров или услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.

24.Валютный рынок. Механизм функционирования валютного рынка

Валютный рынок представляет собой ту часть системы экономических отношений, кот. возникают в процессе валютных сделок между их субъектами. Определяющими субъектами в осуществлении валютных сделок выступают коммерческие банки и др. фин. учреждения, включая валютные биржи. Подавляющая часть валютных операций осуществляется по текущим и срочным банковским счетам, когда одни банки выступают в качестве продавцов, а другие – в качестве покупателей. Эта форма торговли называется межбанковским валютным рынком. На валютном рынке, как и на других рынках, действуют законы спроса и предложения. Валютный рынок может функционировать при плавающем валютном курсе (свободное установление соотношения курсов валют) и фиксированном валютном курсе (когда центральный банк путем валютных интервенций поддерживает курс в фиксированном, неизменном положении). При действии системы плавающих валютных курсов повышение цены равновесия называется удорожанием валюты, а понижение – обесцениванием. В условиях системы фиксированных курсов в первом случае речь идет о ревальвации валюты, а во втором – девальвации.

Курс иностранной валюты зависит от ряда факторов. Он повысится в том случае, если в данной стране будут происходить: рост ден. массы и ВВП, ухудшение платежного баланса, понижение процентных ставок, развертывание инфляции.

Обобщающим аспектом, в кот. находит свое проявление валютный курс, представляется установлением внутреннего и внешнего равновесия. Внешнее равновесие предполагает достижение сбалансированности внешних платежей как средства поддержания относительно стабильного валютного курса. Внутреннее равновесие сориентировано на обеспечение совокупного спроса, соответствующего полной занятости. Внутреннее и внешнее равновесие нередко вступают в противоречие.

При системе гибкого (плавающего) курса валюты внимание концентрируется прежде всего на внешнем равновесие, кот. дополняется стимулированием внутреннего совокупного спроса с помощью ден. – кредитной и финансовой политики, что ведет к повышению конкурентоспособности валюты по сравнению с иностранной. Поэтому при гибких валютных курсах ден. политика оказывает более значительное воздействие на национальное производство, национальный доход страны, чем при фиксированных курсах.

Бюджетная политика (рост государственных расходов, снижение уровня налогов) тоже ведет к расширению совокупного спроса, но одновременно вызывает рост процентных ставок и приток иностранного капитала, что содействует укреплению национальной валюты.

Итогом всех внешнеэкономических операций страны выступает ее платежный баланс, отражающий соотношение поступлений и платежей за определенный период времени. Главной составной частью платежного баланса явл. торговый баланс как выражение соотношения между экспортом и импортом товаров и услуг.

В отношении сложившейся ситуации в России, когда налицо политическая и экономическая нестабильность, резкое ухудшение положения на внешних рынках в результате колебаний на них спроса и цен на экспортируемые товары, практически сложно однозначно определить предпочтительность фиксированного или плавающего (гибкого) валютного курса.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.