скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: История развития философии

7. Сократ

Родился в Афинах в 470/469 и умер в 399 г. до н.э., казненный по обвинению в богохульстве, неверии и непочитании местных богов, в растлении молодежи. Был сыном каменотеса и повивальной бабки. Открывает новый этап в философии – антропологический. Выступает как оппонент софистов. Не явл. ничем приемником, создает свою концепцию. Принципиально ничего не писал, работал в жанре беседы и диалога. О Сократе мы узнаем от Платона – самого одаренного ученика Сократа. Но все идеек. как многие свои, так и прешпешников он приписывает Сократу, поэтому сложно понять где исторический Сократ, а где его ученики. Исторические сочинения: Воспоминаяния о Сократе, Пир, Домострой, Апология, Даймонион", и т.д. Сократ сконцентрировался на проблематике человека, но углубив проблематику, на человеке познающем. Сократа мучает проблема: "В чем природа и последняя реальность человека?", "Что есть сущность человека?" Человек - это его душа, с того момента, когда она становится в действительности таковой, т.е. специфически отличает его от какого бы то ни было другого существа. Под "душой" Сократ понимает разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Душа для Сократа - это "я сознающее", т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность. В особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души. Человек пользуется своим телом как инструментом, что означает: в нем различимы субъективность, которая есть человек, и инструментальность, средство, которым является телец. То, чему служит тело, есть душа (понимающая, интеллигибельная), "psyche". "Душа руководит в познании тем, кто следует призыву познать самого себя". Добродетель, по Сократу, не может быть ничем иным как тем, что делает душу благой и совершенной, т.е. тем, что она есть по природе. А это - знание и познание, в то время как порок - лишенность знаний, а значит, невежество. Истинные ценности не те, что связаны с вещами внешними, (богатство, сила, слава), еще менее с телесными, (жизнь, физическое здоровье, красота,), но лишь сокровища души суть ценности, которые вместе составляют "познание".1)Добродетель есть всегда знание, порок - это всегда невежество. 2) Никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Эти два положения получили название "сократовского интеллектуализма", который сводит моральное благо к факту сознания. Наиболее замечательным проявлением превосходства разума. Сократ называет "самообладание"т.е. в любых состояниях человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях. Это господство рациональности и есть свобода. Истинно свободный человек есть тот, кто знает, как управлять своими инстинктами. Счастье проистекает не из тела, или чего-то внешнего, но из души. Душа счастлива тогда, когда она упорядочена, виртуозна, добродетельна. "По мне, - говорит Сократ, - лишь добродетельный, женщина ли, мужчина ли, счастлив; неправедный и злонамеренный - несчастлив всегда". по Сократу, добродетельный человек не может страдать от зла, "ни в жизни, ни в смерти". В жизни потому, что другие могут нанести вред его телу, но никто не может разрушить внутреннюю гармонию его души. Бог Сократа - это разум, который понимает все без исключения, это упорядочивающая активность и Провидение. По целям метод Сократа фундаментальным образом имеет этическую природу (воспитание души), и лишь во вторую очередь он логический и гносеологический. Диалектика Сократа совпадает с диалогом, который состоит из двух существенных моментов: "опровержения" и "майевтики" (знанеи. кот. нельзя научить). Чтобы осуществить это, Сократ применяет маску "незнания" и иронию. К числу особенных характеристик сократовой диалектики принадлежит ирония, а точнее "симуляция". Т.е. игра, или шутка, или военная хитрость, среди множества функций которой было намерение со стороны Сократа вынудить собеседника обнаружить себя. После Сократа возникают сократические школы: Киники(циники) кинос - сова– Диагени Симонский, Антисфен, киренаики (Аристипп, г. Кирена). мигарики (Евклид, г Мегаре).

9. Аристотель о причинах, материи и форме

Аристотель родился в 384/383 гг. до н. э. в Стагире. Аристотель разделял науки на три больших раздела: 1) теоретические науки, т.е. те, которые ведут поиск знания ради него самого; 2) практические науки, которые добиваются знания ради достижения морального совершенствования; 3) науки продуктивные, цель которых - производство определенных объектов. По критерию ценности и достоинства выше других стоят науки теоретические, образованные из метафизики, физики (в т.ч. психологии) и математики. Метафизика, (певая философия) - то, что после физики, наука о реальности по ту сторону физической, исследование первых причин. Аристотель полагает, что, поскольку они относятся к миру становления, то могут быть сведены к четырем: 1) причина формальная, 2) причина материальная, 3) причина действующая, 4) причина финальная. Первые две причины есть ничто иное как форма (сущность) и материя, образующие все вещи. Материя и форма суть достаточные условия для объяснения реальности, если ее рассматривать статически. Еще две причины - двигательная (т.е. родители, давшие жизнь человеку) и финальная (т.е. цель, в направлении которой развивается человек). Материя (от греч. - лес как строительный материал) есть начало, образующее реальность чувственно воспринимаемую, в этом смысле, она - "субстрат формы" ( дерево - субстрат формы дома, глина - субстрат чаши). Теряя материю, мы теряем весь чувственный мир. Стать чем-то определенным и актуализироваться она может, лишь приняв форму. Форма же, напротив, поскольку она определяет, актуализирует, реализует материю, образует "естьность" всякой вещи, т.е. то, что есть ее сущность, а потому - это субстанция в полном смысле слова. Бытие же значении - это субстанция. Субстанция в несобственном смысле есть материя, во втором смысле - это отдельное, в третьем смысле - это форма по преимуществу. Бытие, следовательно, это материя; ступенью выше - отдельное, индивид; а еще выше - форма, которая обнимамает материю и фундирует, дает основание отдельному, т.е. индивиду. Аристотель понимал начальную материю как, то, из чего первого состоят вещи. Здесь две идеи: материя это то, из чего вещи состоят, и это - первоначало. Аристотель переосмысляет понятие материи и выдвигает три основополагающие идеи - о форме, о движущей причине и о первенстве разума перед материей. Аристотель предлагает не однозначное указание на первоначало, а также указание на то, из чего вещь состоит как из своего специфического ближайшего материала: "есть некоторая своя материя у каждой вещи». Материя, как начало, не объясняет не только гармонии, но и разнообразия вещей и его происхождения. Форма для Аристотеля является сущностью в смысле первоначала и сутью бытия сущности как отдельной вещи. Сущностью является то, что лежит в основе, а именно - материя и форма. Они не существуют в виде отдельностей (правда, форма может обособляться в мысли). Самостоятельным существованием обладает то, что состоит из материи и формы. Материя - не вещь, но возможность вещи; в форме же обнаруживается действительность вещи. Материя и форма не могут обособляться как таковые, они только в вещи как ее составляющие. Четыре характеристики формы являются главными: 1)форма есть первая сущность или первоначало (наряду с материей). У вещи нет собственной природы, если у нее "нет видовой формы";2) форма есть внешний образ вещи;3)форма обеспечивает действительность вещи. Возникновение вещи из другой вещи есть наделение материи новой формой. Этот процесс имеет цель:"последней целью является форма, а закончено то, что пришло к последней цели. 4)форма есть суть бытия (сущностное определение) вещи: "суть бытия дана всякий раз в форме и действительности". Форма не совпадает с вещью в ее полноте, а "обозначает такую-то качественность в вещи и не есть как такая эта вот определенная вещь". Важнейшая онтологическая идея Аристотеля заключается в утверждении первенствующей роли формы, в ее активности в определении вещи. Аристотель наделяет материю явственной функцией формы. Отмечая очевидный факт, что из одной и той же (специфической) материи могут быть созданы разные вещи, например, из древа ящик и кровать

8. Платон

Платон родился в Афинах в 428-427 гг. до н.э. Его настоящее имя - Аристокл, Платон - псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; или широкому лбу ("платос" по-гречески означает полноту, широту, просторность). Отец его имел среди предков царя Кодра, мать гордилась своим родством с Солоном. Сначала обучался у софистов а затем сжигает свои рукописи и учиться о Сократа, много путешествует. В Афинах Платон основывает Академию (в гимнасии, расположенной в парке, посаженном в честь героя Академа), о чем впервые заявлено в диалоге "Менон". Академия утвердилась очень быстро и стала собирать множество молодых и не очень молодых талантливых людей. Сочинения Платона дошли до нас в своей полноте, упорядоченные грамматиком Трасиллом, и поделенные на девять тетралогий. Платон восстанавливает миф, реактивируя некоторые тезисы орфизма и религиозные компоненты. Для него миф есть нечто большее, чем фантазия, миф - выражение веры и доверия. "вторая навигация" Первая навигация, по существу, закончилась неудачей, ибо досократикам не удалось до конца объяснить чувственно воспринимаемое посредством чувственного же. Через эту брешь философия вышла в новое измерение бытия сверхчувственного, умопостигаемого. "Вторая навигация" Платона предприняла решительное отстранение от чувств и чувственного, произошло смещение центра философской оси на чисто рациональное, на то, что может быть схвачено лишь интеллектуально. "Вторая навигация" привела к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафеноменального, улавливаемого исключительно интеллектом. Идеи - не мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от чувственного, это подлинное бытие, бытие в превосходной степени. Идеи - сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Платон употребляет термин "парадигма", указывая, что идеи образуют перманентную модель каждой вещи (чем она должна быть). "Гиперурания" - Это место над небесами, "поверх физического космоса", и, стало быть, есть мифическое представление, образ, указывающий, в точном смысле, место, которое не есть место. Гиперурания,есть образ непространственного, умопостигаемого, надфизического мира. Платон подчеркивает, что Идеи "доступны лишь наиболее возвышенной части души", т.е. открыты понимающему уму и только ему. Платон понимает свой мир идей как иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким, и дальше, и выше, вплоть до Идеи на вершине иерархии, которая есть условие всех остальных и не обусловлена никакой другой (необусловлена, значит, абсолютна). Высшим началом Платон называет Благо, о нем он говорит не только как об основании, делающем идеи познаваемыми и ум познающим, но и как о том, что производит бытие и сущность. Благо - функциональный аспект Единого. Единому начало множественности. Этот принцип получил название Диады, или Дуализма, Дуальности большого-малого, в одно и то же время бесконечно великого и бесконечно малого, ничтожного. Из соединения этих двух начал вырастает тотальность всех идей. По Платону, Единое есть: а) принцип бытия б) принцип истинности и познаваемости, в) принцип ценности. Сразу после первоначал возникают "генеральные" идеи; пять высших это: Бытие, Покой, Движение, Тождественность, Различие. Подобно идеальному миру, физический мир происходит также из идей - принципа формального и принципа материального, но уже доступны чувства. Платон объясняет рождение космоса(чувственного мира): Существует Демиург, некий Бог-творец, Бог мыслящий и водящий (стало быть, личностный), который, взяв за образец мир идей, слепил "хору"(пространственность) и таким способом породил физический космос. Бог произвел мир для добра и из любви к благу. Мир Идей – вечен, мир чувственный, напротив, протяжен во времени. Сфера чувственного находиться между бытием и небытием. Ступени познания по Платону: 1) мнение, 2)наука. Мнение разделяется на простое воображение и на верование, наука же бывает родом опосредования и чистой мудростью. 3)диалектика, она бывает восходящая, которая, освободясь от чувств и чувственного, ведет от идеи к идее, вплоть до высшей; диалектика нисходящая: от высшей идеи - к идеям общим, через разделение, она ведет к данной идее3)искусство и 4)риторика. Лживое, мистифицированное познание. 5)любовь. она оже различно классифицируется, но ведет к познию истины и Абсолюта. Любовь вызывает у души анамнез, т.е. некая форма "воспоминания. Душа. по Пониманию Платона находиться в теле, как в тюрьме или могиле. т.е. когда мы живы – мы мертвы. Смерть - всего лишь эпизод, онтологически имеющий отношение только к телу; она не только не вредит душе, напротив, дарует ей жизнь новую, праведную. надобно как можно быстрее покинуть этот мир ради другого. А это значит уподобиться Богу. "забота о душе" означает ее очищение. Последнее достижимо через разрыв с чувственным и соединение с родственным миром интеллигибельного (умопостигаемого) и духовного. Рождение Души имеет начало, но не подлежит смерти. Миф об Эре. Человек на земле - странник, а земная жизнь - некое испытание. Истинная жизнь начинается в невидимом - по ту сторону земного мира, где душа оказывается перед судом, совершаемом по справедливости и несправедливости, умеренности и разнузданности, добродетели и порока.


10. Этика Аристотеля

Аристотель родился в 384/383 гг. до н. э. в Стагире. Аристотель разделял науки на три больших раздела: 1) теоретические науки, т.е. те, которые ведут поиск знания ради него самого; 2) практические науки, которые добиваются знания ради достижения морального совершенствования; 3) науки продуктивные, цель которых - производство определенных объектов. По критерию ценности и достоинства выше других стоят науки теоретические, образованные из метафизики, физики (в т.ч. психологии) и математики. Науки практические, - относительно человека и его целей как индивида, и как члена общества. В первом смысле это этика, во втором - политика. Все поступки человека тяготеют к неким целям как к благу. Поступки и цели между собой субординированы и подчинены некой "последней цели", или "последнему благу", относительно которого все согласны, что это счастье. Высшее благо и счастье, доступное человеку, - в совершенствовании себя как человека. Активность разума - цель, достойная человека. «Рациональная душа, вот доминанта и драгоценнейшая часть, в которой всякий себя находит". Ясно, что человек есть прежде всего интеллект. Аристотель, впрочем, с чувством реализма оценивает материальные блага, их полезность и необходимость, присутствие которых хотя и не дает само по себе счастья, но отсутствие которых вполне способно его скомпрометировать. В душе "есть нечто, чуждое разуму, что ему противоречит и сопротивляется", но что, тем не менее, в нем участвует. "Вегетативная часть никак не участвует в разуме, в то время как способность желать, аппетиты, так или иначе в нем участвуют, заставляя его слушать себя и подчиняться". В господстве над этой частью души, в умении вписывать вожделения в контуры здравого смысла, и состоит "этическая добродетель", достоинство практического поведения Способом бытия", в котором мы сами создаем себя, является добродетель. Среди всех добродетелей есть одна, в которой соединены все прочие, - это справедливость. Аристотель различал добродетели воли (этические) и добродетели ума (дианоэтические). Совершенствование рациональной души - добродетель "дианоэтическая". Две дианоэтические добродетели - рассудительность, и. мудрость. Рассудительность, или практическая мудрость, заключается в корректном установлении того, что благо, и что зло для человека. Мудрость состоит в познании реальности, которая лежит по ту сторону человека, выше него, и это теоретическая наука, метафизика. Животные непричастны к понятию счастья, ибо они лишены этой способности. Боги в блаженной жизни счастливы постоянно. Лишь человек имеет счастье в той мере, в какой способен достичь подобной активности созерцания. Следовательно, насколько простирается созерцание, настолько простирается и счастье. Как реалист он хорошо понимал, что одно дело - "познавать благо", и другое дело - "действовать, актуализируя благо». В центре его внимания - акт выбора, который тесно связан с актом установления, принятия решения. Необходимо желать блага истинного, а не кажущегося. В свою очередь, истинное благо признает только добродетельного человека.

11. Эллинистическая философия

Великий поход Александра Великого (334-323 гг. до н.э.), привел к радикальному перевороту в греческом духовном мире, закрыв классическую эпоху. Наиболее важным политическим следствием было крушение полиса и рождение индивида. В эллинистических монархиях связи между человеком и государством ослабевали, ибо власть исходила от одного или немногих. Человек с обретением собственной персональности становился свободным. Но с открытием индивидуальности проступили эксцессы эгоизма и индивидуализма. С разъединением человека и гражданина появились отдельно этика и отдельно политика. Культурная жизнь общества получила широкий размах, невозможный раньше в маленьких отгороженных друг от друга полисах. В период эллинизма литература и наука получают свой центр в Александрийском музее. Здесь возникла филологическая наука, унаследованная последующими пополнениями. Огромное значение имело при этом возникновение общегреческого языка, постепенно вытеснившего из литературного языка местные диалекты. Резкие изменения произошли в чисто идеологической сфере философии и религии. Материалистическая философия достигла в начальный период эллинизма в учении Эпикура. 1) школа Эпикура, возникла в Афинах в конце IV в. до н.э. Эпикур родился на Самосе в 341 г. до н.э. Школа его находилась в предместье Афин, преобрела название «Сад». Основные положения: 1) реальность вполне проницаема для человеческого разума и поддается осмыслению; 2) в пространстве реального есть место для счастья; 3) счастье - это вытеснение страдания и беспокойства; 4) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме себя самого; 5) для этого также излишни государства, институты, знатность, богатство, и даже Боги; человек анархичен. Критерии истины:1)В отличие от Платона считает, что именно чувство схватывает бытие безошибочным образом. Ощущения - посланники истины. 2)А через чувства "наслаждения" и "страдания". возможно опознание блага и отделение его от зла, а, значит, это критерий выбора, т.е. правило действия. Физика: идея о самодвижении атома – вклад Эпикура в развитие материализма Последователь: Тит Лукреций Кар. В эллинизм занятие философией все более превращается в промысел. верующего. Этот период характеризуется религиозными поисками. Новые боги должны были больше говорить сердцу верующего, дать ему утешение, опору в создании возможности спасения если не на земле, то в ином мире. .2) Стиоцизм. В конце IV в. до н.э., уже после основания "Сада", в "Афинах родилась другая школа основателем которой был Зенон, родившийся на острове Крит около 333-332 гг. до н.э. Зенон решительно отверг две концептуальные идеи "Сада": сведение мира и человека к набору атомов и отождествление блага человека с удовольствием Представители: Хрисиппа, Панэций и Посидоний. Цель логики стоики, как и эпикурейцы, видели в отработке критерия истины; в ощущениях они также находили основу познания, которое мы получаем об объектах, воздействующих на наши органы чувств, после чего возникают представления. Истинное представление для стоика - это не только чувствование, но и со-чувствование, т.е. согласие, одобрение со стороны логоса тому, что есть уже в душе. Стоики исходят из двух принципов бытия, "пассивного" и "активного", отождествляя первый с материей, а второй с формой (или формирующим принципом), утверждая при этом неотделимость одного от другого. Более того, форма - это божественный разум, логос, Бог. 3)Кинизм основателем кинизма был Антисфен, но символом движения киников стал Диоген Синопский. "Ищу человека", в этой фразе можно вырвзить всю программу Диогена. Ищу человека, который живет в соответствии со своим предназначением. Ищу человека, который выше всего внешнего, выше всех общественных предубеждений, выше даже капризов судьбы, знает и умеет найти собственную и неповторимую природу, с которой он согласен, а, значит, он счастлив. Кинизм стал наиболее антикультурным явлением из всех философских течений Греции и запада вообще. Одним из наиболее крайних выводов был тот, согласно которому наиболее существенные потребности человека суть животные. Кратет был учеником Диогена и видным представителем этой школы. Киник должен быть аполитичным. Полис неприемлем, для мудреца нет и не должно быть никакого прибежища. В III веке до н.э. представители:, как Бион с Борисфена, Менипп из Гадеса, Телет, Менедем. Кинизм оказался менее жизненным, относительно других философских течений, в силу экстремизма и анархизма.4) Скептики. Еще до Эпикура и Зенона, начиная с 323 г. до н.э. Пиррон в своем городе Элиде основал движение "скептиков". Новизна Пиррона состояла в убеждении, что можно жить искусно и вполне счастливо, даже в отсутствии истины и ценностей, по крайней мере, таких как в прошлом. Последователи: Аркесилай, Карнеад, 5) Эклектики.(II в. до н.э.) от греч. эклектика - разобрать и соединить снова). Эклектицизм был введен в Академии Филоном из Ларисы. «Нет необходимости тотально отвергать истину, достаточно допустить отличимость истинного от ложного. Нет критерия, который приведет нас к истине, но есть видимость, дающая вероятность, а, значит, возможное наше приближение к истине на основе вероятной очевидности.» Последователи: Антиох, Цицерона Последней крупной и по-своему эпохальной философской системой западной античности является неоплатонизм. Основоположника неоплатонизма (в III н. э) - Плотин. Последователи: Порфирия, Прокла и Ямвлиха. Плотин обосновывает свое идеалистическое учение через учение о разных типах людей. Обыденный человек погружен в чувственно-практическое существование. Для такого человека вещи важнее идей, материальное важнее идеального. Для обыденного низменного человека тело важнее души, и он тешит свое тело, нисколько о душе не беспокоясь. Возвышенный человек поднимается от низшего состояния к существования к высшему его состоянию. Он развивает в себе способности к интеллектуальному сверхчувственному умосозерцанию, он обращается от внешнего мира в глубины своей души и находит там истину. Источником красоты является объективный мировой разум. Ведь красота -это гармония и форма. Наиболее значимым моментом в философии неоплатонизма является учение о потусторонности, сверхразумности и даже сверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. В неоплатонизме наблюдается возврат к мифологии или ремифологизация. Эллинистический период отмечен успехами науки, математики, механики (Евклид,Архимед), астрономии (Аристарх Самосский) медицины, географии (Эратосфен), филологии. Происходит изменение во всех сферах жизни: научной, политической,общественной и духовной. Эллинизм означал серьезные изменения в экономической, политической и социальной жизни общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.