скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: История философии

С точки зрения материалистов (Гольбах), природа вписана в общественную жизнь. Природные данные людей влияют на их социальное положение: неравенство. Природа дает людям жизнь, свободу и счастье. Каждый человек обладает естественным правом на них. Труд в силу способностей – отсюда неравенство. Природа человека есть то, что невозможно переделать, есть социальная пороблема. Вопрос социального воспитания.

Путем средств и орудий труда люди преобразуют дары природы в общественно полезные вещи. Берут энергию у природных ресурсов. Человек действует в производстве как Креатор – то есть подражает природе, использует ее свойства, ее силу. Креативная природа провоцирует человечество к креативности. «Гений творит как природа»

Есть и другие идеи – человек как гниение природного кода – отпадение. Стирание природной информации. Человек выделяется из природы и творит мир вокруг себя. Во имя целей и блага цивилизации, сообщества. Изменения в природную среду. Цель – не исправление природы, не жизнь природы, а жизнь общества, социально-экономические заботы. Есть ли это благо цивилизации?

Оборотная сторона ноосферы – как только мы поняли, что мы хозяева природы, мы поняли, как мы не правы. Мы боремся с земной природой и считаем, что она полностью изучена. Но космическая природа нам мстит. От античности - Главная установка Бэкона - понять природу из нее же самой, построить ее картину, не искаженную привнесениями человеческого духа. Поскольку природа есть физическая, чувствительная материальная сущность, понять ее можно лишь с помощью адекватных ей способов, то есть чувственными, физическими, материальными средствами – сегодняшняя позиция. Существенной чертой ренессансной натурфилософии было утверждение взаимодействия и даже тождества микро- и макрокосма, человеческого (и вообще животного) и природного организмов. Этот принцип также восходил к глубокой древности. Он выражал биоморфные аналогии, осмысливание природы как живой, органической целостности, в глубинах которой находится безличный деятельный бог. Гилозоистическое истолкование природы как всегда живой и даже ощущающей - одна из основ ренессансной натурфилософии.

Темпы и особенности его развития во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий. (Северные народы (эскимосы, эвенки, чукчи) - в местах их проживания суровые климатические условия, поэтому они занимаются оленеводством и охотой.) (Древние цивилизации Востока (древний Египет, цивилизация древнего Китая) возникают в долинах рек, климат засушливый, необходимы эригационные оросительные системы. Огромные трудозатраты и поэтому всегда сильное деспотическое начало.) Начало цивилизации зависит от природных условий.

Общество вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии (человек научился пользоваться огнем, строить дома, шить одежду, создал искусственные материалы, необходимые для жизнедеятельности общества). В процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития (последствия этого воздействия могут быть как разрушительными, так и благотворными). Крым - раньше более засушливый климат, занимались в основном рыболовством, после присоединения Крыма к России (1783), привезли экзотические деревья, изменился климат (климат стал мягче). В Голландии очень мало было плодородной земли, землю постоянно затапливало. Голландцы создали сеть плотин, осушительных каналов, за счет этих сооружений значительно увеличили площадь земель пригодных как для строительства так землепользования. Было создано искусственное Рыбинское водохранилище, затопили села, деревни и пойменные луга. Сейчас там плохая экология и гниет все то, что находится под водой - отрицательное воздействие на природу. Фейербах: человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня – человек.

УБИЙСТВО БИОЛОГИЧЕСКОГО: Начало социальности – необходимость утихомирить животные страсти в поселении. Табу на половые отношения между представителями рода. Общественное противоядие против инстинкта. Институт родственников. Первая социальная миссия. Затем – семья. Родственность ценится – культ предков, вендетта. Зарождение религии, семьи. Запрет на каннибализм среди целой группы родственников.

37. Специфика философского знания. философия, ее место в системе культуры

Все темы сформулировали философы античности – основные тем /это означает жизненность философии, невакультативность ее тем, вечноть вопросов/. Платон/ Аристотель – вечная борьба. Термин Пифагора или Гераклита.

Философоцентричность европейской культуры (ФАУСТ). Мировозренческая функция – подача мировоззрения эпохи.

Классическая философия ориентируется на системность, рационалиность, цельность постижения мира. Единство непреходящего бытия природы (единство космического целого). Мир как всеобщее единство. Для этого выработана категория субстанции=внутреннее единство вещей. Выделение материального субстрата (материал основы вещей): античная философия. Атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла, гомеомерии Анаксагора. Что есть истина? – вот вопрос.

Сознательное отношение к миру. Замена мировосприятия мировоззрением. Вытеснение мифологических наглядных образов абстрактными понятиями. Форма духовной деятельность, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов. Выработка целостного взгляда на мир и на место человека в нем. Теоретическая основа познания, дает категории, с помощью которых надо работать. Принципы бытия в мире ценностей. Ориентация индивидов на системы ценностей, приобщение к культуре, к ее богатству. Вообще оправдание жизни. Философия дает миру оценочные характеристики. Умение жить в обществе. Возделывание души. Выдвижение новых ценностей философией (Ницше, Платон, христиане).

Философия отличие развитых наций. Развитие философии – есть развитие общества. Высшая наука, лучшие люди – философоцентричность культуры. Научная мысль развивается в соответствии с философской мыслью. Начало в философии. Удовлетворение в самопознании. Отношение к жизни. Философ – власть над миром. «Философия не принесла мне доходов»

Всегда философия о самом себе – с позиций активного существа, осознающего самого себя и свое отношение к миру. Ориентация в мире – концепция жизни, как жить. Философское сознание – признак цивилизации. Отказ от мифологического сознания – человеческое сознание становится ценностью. Разум – предмет размышлений. Разум в мифологическом сознании не принадлежит человеку. Познание способности познания (Мамардашвили). Человек выделяется из природы, из жизни мифа. (ряд тупиков, тавтологий: сам себя осознал). «Я мыслю, значит я существую» (Декарт). Самоотделение от божественной мудрости. Приближение к божественной мудрости. Отказ от полного понимания истины и вообще абсолютного понимания мира – антипода агностицизма нет.Наука тренировки ума – всем рекомендуется заниматься.

Мышление и наука познают свое собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель приходит к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления - абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все разумное действительно. У МАМАРДАШВИЛИ не так.

Появление общества, государства и как следствие личности – появляется философия. Философия – рационально-теоретическая форма мышления (Ясперс – философия есть постижение разумом неразумности и доказательство иррациональности бытия, «Апология бессознательности»; Бэкон: История соответствует памяти, поэзия -воображению, философия – рассудку). Напряженность мысли. Универсум и универсальный макромир. Человек не столько как адекватная часть мира, а как бытие особого рода, общественное образование, активно держащийся по отношению к миру. Главный вопрос философии – отношение субъекта и объекта, рельефное ощущение человека в мире. Духовное и материальное, сознание и бытие, свобода и необходимость – все на примере человека. Единство противоположностей – это человеческая категория и включенность в мир, и выключенность. Материализм и идеализм – тоже категории человеческого сознания.

Различие с религией и мифологией – но и связь с ней. Претензия на целостность и всеохватность, целостность – боги превращаются в категории. Методологическая функция философии – изобретение методов научных и ненаучных знаний. Методологическая основа для любой науки. Альфа науки, ее прецедент и парадигма.

Философия основывается не на авторитет, традицию, веру, иррациональность, эмоциональность, абсолютность. Свободное разумное, критическое осмысление мира и человека. Философия противопоставила антропоморфизму мифологии представление о мире как о движении процессов, безличных и личных, разных. Идеи о абстрактных категориях, ввела понятийный теоретический аппарат. Религии - сознательную критичность, скепсис, недоверие, софистику /Сократ/ и логическую аргументацию.

Философское сознание всегда диалогично-критично /Сократ-Платон/.

Философия не отражает и не объясняет мир – а дает некую сопутствующую программу жизни человеческой. Теоретическое обоснование «должного».

ФИЛОСОФИЯ нравственна. Нравственность всегда подвергается критике – Ницше, Шопенгауэр. Критика морали. Сенека – философия – гражданская деятельность.

Философские теории основываются на различных формах общественного сознания – позитивизм/наука, экзистенциализм/«жизненная литература», романтическая философия/музыка, классика.

Философия также в различные эпохи бывает и интуитивной, и рациональной, и эмпирической и теоретической /Декарт, Бэкон, Аристотель/. Монизм и дуализм.

Есть философоцентрические культуры и нет /Россия/. Отражение философских идей в формах общественного сознания – везде. Философские идеи доходят до «дна», до бытового сознания когда-либо. Не говоря о науке, политике, искусстве. КРОВЬ ИДЕЙ. Главная главенствующая наука – рабыни – все другие науки (Аристотель).

Философия систематика, наукообразность, методология. Исследование методов познания. МЕТОД – то есть осмысление с помощью понятий, категорий, абстрактного материала (первые: мир, космос, Бог). Космогония. Даже Бог уже понимается как логос, разум природы – путь к монотеизму.

Занятие философией – профессия (Греция, Платон) – привязана к практически-экономическому способу бытия, философия нет.

Философия осуществляет интеграцию всех форм общ сознания и идей – так как имеет дело с кардинальными гиперсмыслами. ФИЛОСОФИЯ – САМОСОЗНАНИЕ ЭПОХИ. Ответственность перед лицом глобальных проблем, выживание человечества. Приоритетные взгляды. Философия пророчества.

Сочетание живой мысли и книжной истории философии

МЫСЛЬ. ПОЗНАНИЕ ПОЗНАНИЯ. МИР, ЧЕЛОВЕК и ОТНОШЕНИЕ К МИРУ (общество) – микрокосм и макрокосм.

38. Миф и философия

В самом деле - уже в мифах, как известно, были предприняты попытки ответить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы), человека и человеческого общества (антропогонические мифы), культурно-историческом прогрессе (мифы о культурном герое). – осталось в философии. Знаменита концепция Гесиода о "пяти веках" человеческой истории: золотом, серебряном, медном веках, веке героев, железном веке. Каждый из пяти веков - результат творения богов, которые и определяют и их смену.

Миф не знает отличия между обществом и природой, не выделяет общество из природы - философия исходит из специфики общественной жизни, общества,

Миф выражает свои взгляды в форме конкретных, живых героев или символов - философия формулирует свои наблюдения в строго определенных понятиях.

Миф не стремится к доказательству, проверке истинности содержащихся в нем положений - философия исходит из необходимости доказательного, научного, последовательного изложения результатов анализа,

Миф живет в конкретном мире образов, символов, эмоций - философия мыслит умозаключениями и теоретически обоснованными положениями, Философия - абстракция

Миф исходит из веры в него - философия из уверенности в том, что полученное знание может быть осмыслено разумом, рационалистически.

Предмет философии - бог, природа, человек. Соответственно этому она делится на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке.

Искусство, религия и философия, по учению Гегеля - высшие формы самосознания "абсолютного духа": в них завершается всемирная история и мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Философию Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины, противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению Гегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, так сказать наивного, образного представления. Поэтому, хотя философия. по Гегелю. выше религии, содержание философии в конечном счете совпадает с содержанием религиозного учения, поскольку и там и тут предметом познания оказывается "абсолютная идея".1. Метафизика – онтология

2. Антропология

3. Ценности аксиология – идет от религиозной философии (истина, добро, красота, Бог, искусство, просвещение, справедливость) – законы разума, культура

4. Познавательность, познание. Скептицизм, агностицизм – мышление – гносеология

5. Натурфилософия

6. Социальная философия

7. Философия науки

8. Философия права

9. Философия религии

39. Эмпирический и теоретический уровни науки

Эмпирическое направленно напрямую на объект и опирается на наблюдение и эксперимент.

Теоретическое связано с понятийным аппаратом. Совершенствование. Направлено на всестороннее познание объекта. Использование всего аппарата науки. Поиск связей и закономерностей. Проверка гипотез. Разработка методологии науки. Надо расшифровывать тайный язык природы из документов самой же природы, из фактов опыта. Самое главное - это найти правильный метод анализа и обобщения опытных данных, позволяющий постепенно проникнуть в сущность исследуемых явлений.

Исследование то одно опережает, то другое. Пересекает. Взаимосвязь – целостная структура научного познания.

Эмпирическое наблюдение дает массу знаний для теоретических обобщений и к тому же оно насыщает теорию новыми данными и формулирует новую терминологию чтобы снова не обращаться к опытам. Обогащение науки. Наращивает знания.

Теоретическое исследование открывает новые границы для эмпирических исследований, новые точки зрения. Предвидения фактов. Ориентация – целенаправленность экспериментов. Конкретизация целей эксперимента.

БЭКОН ОЖИВЛЕНИЕ НАУКИ. Оригинальный метод познания – соединение опыта и разума это его идея своеобразие интеллектуального ига схоластики сказывалось не только в регламентации свободы научной мысли религиозными догматами и предписаниями авторитетов, но и в отсутствии каких-либо строгих критериев для обличения истины от вымысла. Схоластика была "книжной" наукой, то есть пользовалась сведениями, полученными из книг. Ощущался не недостаток не столько в идеях, сколько в методе для получения новых открытий, в том твердом основании, на котором только и могло быть воздвигнуто здание критически выверенного и вместе с тем позитивного научного знания - в организации эффективного экспериментального исследования. Научное знание проистекает из опыта, не просто из непосредственных чувствительных данных, а именно из целенаправленного организованного опыта, эксперимента. Его идеи - Изменение эксперимента - это такая операция, когда какой-либо имеющийся опыт осуществляется с другими объектами подобного же рода или с теми же объектами, но при других условиях. Следующая операция - распространение эксперимента связана с повторением и расшифрованием эксперимента или постановкой его в более утонченной форме. Перенос эксперимента бывает троякий: из природы в искусство, из одного технического искусства или вида практики в другой, из одной части искусства в другую часть того же искусства. Инверсия эксперимента имеет место тогда, когда доказывается противоположное тому, что уже известно из опыта. Под усилением эксперимента понимается доведение его до потери исследуемого свойства. Соединение эксперимента - это объединение в единое целое нескольких экспериментов "связь и сцепление их применений". Оно используется там, где отдельные опыты не приносят желаемого результата, но в соединении с другими дают нужный эффект.

Ученые обречены на бесконечные эксперименты.

Метод редуцирования – перенесение больших форм на малые.

АКВИНАТ: Опыт (empeiria), как первая ступень науки, основан на сохранении в памяти отдельных единичных фактов и импульсов, получаемых из материальной действительности, которые создают "опытный" материал. Хотя опыт, или совокупность удержанных в памяти чувственных данных, является основой всякого знания, но он недостаточен, ибо доставляет нам сведения лишь об единичных фактах и явлениях, что не представляет еще знания. Роль понимаемого таким образом опыта заключается в том, что он является основой дальнейших обобщений.

Следовательно, на нем нельзя останавливаться, необходимо подняться на следующую, более высокую ступень познания, к tecnhй - искусству, или умению. В него включается прежде всего всякое ремесло, всякая имитация. Tecnhй - это результат определенных начальных обобщений, сделанных на основе наличия и повторения некоторых явлений в сходных ситуациях.

На tecnhй основывается третий этап познания - epistemй, или подлинное знание. Epistemй невозможно без предыдущего этапа, т.е. tecnhй, а тем самым и без empeiria. Человек, обладающий epistemй, не только знает, почему происходит так, а не иначе, но вместе с тем умеет передать это другим, а следовательно способен обучать.

Высшим уровнем познания является sophia, т.e. мудрость или "первая философия". Она обобщает знания трех предыдущих этапов и имеет своим предметом причины, высшие основы бытия, существования и деятельности. Она изучает проблемы движения, материи, субстанции, целесообразности, а так же их проявление в единичных вещах.

Декарт: метод превращает научное познание из кустарного промысла в промышленность, из спорадического и случайного обнаружения истин - в систематическое и планомерное их производство. Метод позволяет науке ориентироваться не на отдельные открытия, а идти, так сказать, "сплошным фронтом", не оставляя лакун или пропущенных звеньев. Научное знание, как его предвидит Декарт, это не отдельные открытия, соединяемые постепенно в некоторую общую картину природы, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой уже не представляет никакого труда заполнить отдельные ячейки, то есть обнаружить отдельные истины. Процесс познания превращается в своего рода поточную линию, а в последней, как известно, главное - непрерывность.

Структура человеческой деятельности в своей первооснове становится математической. В теоретическом отображении этой деятельности происходили аналогичные процессы, приведшие к потребности нового метода как метода математического и определившие логику формирования и развития новой теории, новой науки. "Математизация" деятельности, а вместе с тем и "математизация" (алгоритмизация) метода.

Интуиция - центральное положение картезианского рационалистического метода, требующего ясности и отчетливости как высшего и решающего критерия истинности. Поэтому учение Декарта об интуиции совпадает с учением об "естественном свете разума".

Интуиция находится в теснейшей связи с дедукцией. Посредством дедукции мы познаем все, что необходимо выводится из чего-либо достоверно известного. Дедукция необходима в силу того, что "есть много вещей, которые хотя и не являются самоочевидными, но доступны достоверному познанию, если только они выводятся из верных и понятных принципов путем последовательного и нигде не прерывающегося движения мысли при зоркой интуиции каждого отдельного положения". То есть под дедукцией подразумевается "именно движение или последовательность, чего нет в интуиции".

Индукция форма доказательства, которая считается с данными чувств и настигает природу, устремляется к практике, почти ровняясь с ней. От частностей к общим выводам. Наука требует, чтобы в наборе частностей, полученных от чувств, мы делали отбор и исключение, выводы. Индукция должна разделять природу исключениями и разграничениями.

БЭКОН: Новое понимание науки: эмпирики подобно муравьям собирали знание и им довольствовались. Рационалисты, подобно пауку, изобретали знание из самих себя. Мы же, подобно пчеле, извлекаем материал из природы и организуем его по собственному умению и надобности. Есть истинная философия – такой подход к изучению бытия. Философский подход. Союз опыта и рассудка. Философия уже имеет дело с готовыми абстракциями, в которых уже учтен опыт, практика и плоды чувств. Запрет на не отобранные факты.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.