скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Инновационная деятельность

Фирмы – Патиенты (хитрые лисы) могут быть разнообразных размеров. Патиентная стратегия – стратегия дифференциации продукции и занятие свободной ниши, узкого сегмента рынка. В нишевой стратегии четко прослеживаются 2-е составляющие: ставка на дифференциацию продукта, необходимость максимального сосредоточения усилий на узком сегменте рынка.

Дифференциация продукции - шаг на встречу тому потребителю, которого не нужна массовая стандартизированная продукция. При этом патиент исп-ет различия в качестве товаров, сервисе и рекламе.

При специализированном производстве запас конкурентоспособности товаров возникает в основном благодаря высокой потребительской ценности товара. Патиету приходится точно определять и обеспечивать ее.

Прежде всего для фирмы патиента необходимо:

1. найти и создать собственную нишу – достаточно сложно т.к. не каждый сегмент для этого подходит. Пути нахождения узкого сегмента:

- участие в модификации серийной продукции

- исп-е специфических заказов

- участие в ярмарках, выставках

- способы экспертного анализа и заключения.

Фирма накапливает опыт и концентрирует ресурсы на данном узком сегменте, все более обособляя нишу и отсекая конкурентов. Обороты растут, растет популярность товаров, фирма становится высокодоходной, оставаясь небольшой по размеру.

Наступает этап зрелости патиента. Проблемы: ценность патентов, технологий спец. сбытовые сети существуют до тех пор пока есть особая рыночная потребность патиент вложивший много в нишу обладает преимуществами только пока существует ниша. Он становится ее заложником: изменение производственного профиля почти невозможно, научно-производственная гибкость потеряна, переход на какой-либо другой вид продукции невозможен. Успех патиента на рынке превращает его в объект поглощения со стороны виолента. Для виолентов такой захват может быть единственным способом получения доступа к патентам, ноу-хау. А прямое вторжение на рынок, контролируемое патиентом может привести к непоправимым потерям. Крупная фирма, поглощая патиента, приобретает организацию оптимально приспособленную к удовлетворению запросов определенного круга потребителей. Ее нельзя кардинально реструктуризировать: потеряется способность к самообучению и накоплению опыта. Как правило, бывший патиент становится дочерней компанией с высокой степенью автономности. Патиенты избежавшие поглощения развиваются в двух направления:

1) стагнация ( умеренный рост вместе с занимаемой нишей). Этот путь типичен для большинства патиентов. Качественно фирма не меняется, если ниша растет, то и патиент может увеличеваться в своих размерах.

2) смена стратегии и превращение в крупного виолента.


19. Эксплерентная стратегия конкурентного поведения фирмы

Инновационные, исследовательские организации - фирмы эксплеренты. Небольшие организации, их главная роль - инновационная составляющая, т.е. создание радикальных нововведений во всех отраслях народного хозяйства. Эсплерентов часто называют первыми ласточками, фирма – эксплерент одержима идеей инновации, представляет из себя целеустремленную организацию с высоким уровнем профессионализма сотрудников, наличием лидера в организации. Наличие больших расходов на НИОКР.

Фирма-эксплерент в своем развитии сначала создается или существует как компания-пионер, которая ничем, кроме одержимости идеей, не отличается от множества других мелких и средних фирм. Однако она ведет настойчивый поиск принципиально новых технических решений. Все средства, по большей части привлеченные, тратятся на ОКР. На рынок первоначально ничего не поставляется. Деятельность фирмы подчинена главной задаче - подготовке конкурентоспособного нового товара.

На первом этапе фирмы-пионеры, берущиеся за трудное и рискованное дело внедрения или коммерциализации открытия и изобретения, бедны и слабы, нуждаются в поддержке. В последние десятилетия, когда появились технологические центры и парки, венчурный капитал, ситуация изменилась к лучшему. Поддержка фирм-эксплерентов приняла организованный характер. Неизбежный при финансировании эксплерентов инновационный риск снижается с помощью различных способов.

Для большинства эксплерентов поиск нового товара оканчивается неудачей. Те же, кто удачно воплотил идею, вступают во второй этап развития - период бурного подъема.

Стремительный рост эксплерентов на этапе вывода нового товара на рынок связан с потребительской ценностью данного товара. Инновации позволяют решить старые, ранее казавшиеся неразрешимыми, проблемы потребителей или открывают перед ними новые возможности. При этом потребительская ценность нового товара оказывается очень велика, так как формируется путем сравнения с суммой затрат на старые товары, которые пришлось бы понести, чтобы достичь того же результата, какой обеспечивает новый товар. Это общее свойство так называемых прорывных инноваций. Поэтому относительно высокая цена нового товара обычно много ниже потребительской ценности. Новинка обретает очень высокую конкурентоспособность.

У производителя появляется возможность быстро наращивать объемы продаж и получать высокую прибыль.

У компаний-первооткрывателей после очевидного рыночного успеха становится все больше последователей. Рынок нового товара растет. На новые возможности наконец обращают внимание ведущие корпорации. Значит, наступил этап массового производства естественно, фирму первооткрьтвателя вытесняют с рынка закаленные в конкурентной борьбе виоленты - « слоны».

Прямую конкуренцию гигантов выдерживают лишь очень немногие эксплеренты. Истощение ресурсов еще долгое время сказывается на состоянии фирмы и делает его неустойчивым. Уступив же лидерство, эксплеренты превращаются во второстепенных производителей массовой продукции и занимают на рынке позицию вице-лидера, также опасную.

В настоящее время немногие компании-эксллеренты проходят все испытания конкурентной борьбы и становятся крупными специализированными фирмами или новыми лидерами. При все более узком круге радикально обновляющихся отраслей шансов выжить у эксплерентов немного. Чтобы успешно действовать на рынке, после того как новый товар стал массовым, эксплерент должен переродиться, т.е. сменить стратегию. Он должен либо сформировать четкую специализацию (патиентная стратегия), либо осуществить масштабные инвестиции в производство, управление и сбытовую сеть (виолентная стратегия).


20. Коммутантная стратегия конкурентного поведения фирмы

В современной экономике платежеспособный спрос далеко не автоматически рождает предложение. Производство избирательно, поскольку экономически оправдано при достаточном уровне рентабельности и соблюдении определенных условий. Многие потенциальные потребители остаются неудовлетворенными и тогда мелкие фирмы занимаются удовлетворением локального, узкогруппового или даже индивидуального спроса. Тем самым обеспечивают целостность экономической системы. Фирмы коммутанты (серые мыши) берутся за все, что не вызывает интереса у виолентов, патиентов и эксплерентов.

Мелкие фирмы активно содействуют продвижению новых продуктов и технологий, в массовом порядке создавая на их основе новые услуги. Это ускоряет процесс диффузии нововведений.

Коммутанты также активно участвуют в процессе рутинизации нововведений за счет склонности к имитационной деятельности.

Этап 1. Становление. Создание мелкой фирмы не вызывает особых трудностей. В соответствии с интересами и возможностями основателей выбирается направление деятельности: сфера и вид обслуживания и объект имитации. Появившись, коммутанты сразу же включаются в конкурентную борьбу.

Этап 2. Зрелость. Коммутанты традиционного типа, определившись в сфере обслуживания, используют свои конкурентные преимущества, находят свой стиль и ценностные ориентации, чтобы закрепиться на рынке. Обычно это исполнение индивидуальных заказов по приемлемым ценам, качественно и в срок. При этом коммутанты традиционного типа остаются в своих небольших размерах. Однако у некоторых фирм размеры постепенно увеличиваются, что ведет к потере их гибкости и устойчивости, росту издержек и потере управляемости. Это «мыши-переростки». Тут требуется смена стратегии на патиентную. Данная стратегия предполагает снижение глубины переработки - концентрируют свою деятельность только на важнейших технологических операциях. Все остальные операции перепоручаются субпоставщикам - мелким коммутантам. Другой вариант – подражание. Во всем мире подражание является одной из самых распространенных сфер деятельности легального мелкого бизнеса. Здесь несколько причин. В целом ряде отраслей промышленности патентное право не в состоянии реально защитить дизайн от копирования. В других отраслях ( в фармацевтике) срок патентной защиты существенно короче жизненного цикла товара. Это дает возможность вполне законно колировать лучшие разработки известных фирм, тем самым участвуя в процессе их распространения.

Мелкий коммутант-подражатель получает значительные конкурентные преимущества по сравнению с фирмой, выведшей товар на рынок, поскольку имитировать дешевле, чем создавать новое самому. Издержки малы. Поэтому нет нужды в выпуске громадного числа стандартных товаров, чтобы распределить между ними расходы на НИОКР. Мелкое подражательное производство оказывается эффективней крупного, обеспечивая качество, примерно совпадающее с качеством соответствующих оригинальных товаров известных фирм. Коммутанты устанавливают существенно более низкие цены (в западной практике - в 1,5-2 раза, в российских условиях - еще ниже).

Этап 3. Спад и ликвидация. Падение спроса на услуги и товары коммутантов автоматически ведет к их ликвидации, но не банкротству. Они довольно легко переносят эти трудности и возрождаются вновь на новом сегменте рынка.

21. Специфика российских инновационных стратегий

1. Силовая стратегия массового и стандартного производства.

Отечественные виоленты - это конечные производители сложной системной, наукоемкой продукции, имеющие масштабные и стабильные рынки сбыта. Самые важные недостатки наших виолентов в соревновании с западными фирмами - узкий производственный фокус и чрезмерное количество однопрофильных предприятий.

Организациям виолентам присущи две зоны конкуренции: производство традиционной продукции и инновационная стратегия - производство новой продукции. Виоленты должны ориентироваться на рынки массового спроса, на которые поставляется стандартизованная продукция. Большое значение для обеспечения конкурентных преимуществ имеет снижение издержек за счет эффекта масштаба и посредством формирования спросовых предпочтений потребителей благодаря рекламным кампаниям. Наконец, фирме-виоленту нужно иметь прочную репутацию в финансово-банковских кругах, позволяющую вести агрессивную инвестиционную политику (непрерывные вложения в НИОКР, покупка компаний-конкурентов и субподрядчиков и т.д.).

2. Стратегия диверсификации продукции и рыночных сегментов (ниш). Зона сосредоточения компаний патиентов в оборонном комплексе России - это многочисленные предприятия, производящие готовые узлы и комплектующие для военных систем или вспомогательные управляющие устройства в области информатики, связи, навигации и т.д.

Производственная специфика данных отраслей предопределяет широкие возможности нишевой специализации производителей. Из трех факторов дифференциации продукта (качество, сервис, реклама) российские патиенты преуспевают только в первом. Именно обладание уникальными технологическими новинками при умелой коммерциализации позволяет оборонным компаниям занимать заметные конкурентные позиции на мировом рынке.

3. Стратегия мелких фирм. Коммутантная стратегия изначально неадекватна научно-производственному и маркетинговому потенциалу оборонных компаний, ибо они предназначены для работы на общенациональный и глобальный рынки. Им сложно приспособиться к локальным потребностям мелкого рынка. Готовность к быстрой смене деятельности у оборонных компаний не самая высокая, поскольку они отягощены крупными производственными фондами, солидными базовыми технологиями, весьма специализированной рабочей си- этой и т.д. Однако масштабные конверсионные преобразования на многих предприятиях оборонного комплекса и трансформация рынков под влиянием современного НТП открывают перед бывшими оборонщиками перспективы выживания именно на пути удовлетворения локального спроса.

Своеобразная форма коммутантной рыночной стратегии возникает тогда, когда оборонные предприятия адаптируют импортные технологии к конкретным местным или отраслевым потребностям. Здесь локальный рынок является региональным или отраслевым сегментом глобального рынка высокотехнологической продукции и услуг.

4. Комбинация стратегий. Основной особенностью российских инновационных стратегий является то, что российским инновационным организациям приходится проявлять большую активность на рынке, используя весь набор стратегий. По своей основной тематике они в основном патиенты, так как занимают узкоспециализированную нишу и не в состоянии массово тиражировать свои новые продукты в силу ограниченного спроса. По своим многочисленным уникальным разработкам они эксплеренты, так как в состоянии довести свои новинки лишь до стадии опытного и мелкосерийного изготовления. В силу того что для выживания приходится заниматься удовлетворением локальных региональных или муниципальных потребностей, а также оказанием различного рода услуг, оборонные организации осуществляют стратегию коммутантов.

22. Последовательность выбора и реализации инновационной стратегии

1. Разработка инновационной стратегии

1. Этап постановки цели:

1) Устанавливаются миссия-предназначение, миссия-ориентация и миссия-политика организации, в которых подчеркивается приверженность к инновационной деятельности и инновационным стратегиям.

2) Формулируется цель развития организации. Строится и рассчитывается дерево цели.

2. Этап стратегического анализа:

1) Анализируется внутренняя среда организации и оценивается инновационный потенциал.

2) Анализируется состояние внешней среды и дается оценка инновационного климата.

3) Определяется инновационная позиция организации.

3. Этап выбора инновационной стратегии:

1) Устанавливаются базовые стратегии развития и их инновационные составляющие.

2) Осуществляется подбор и оценка альтернативных инновационных стратегий.

3) Осуществляется выбор и формулируется предпочтительная инновационная
стратегия.

4. Этап реализации инновационной стратегии:

1)Разрабатываются стратегический проект (состав стратегических изменений и мероприятия по их осуществлению) и план реализации проекта. Особо учитывается инновационный характер преобразований.

2)Организуется стратегический контроль процесса реализации проекта.

3) Оценивается эффективность процесса реализации и проводится необходимая корректировка проекта, стратегий, цели, миссии

23. Инновационный проект и инновационная программа

Избранная инновационная стратегия развития предприятия должна быть реализована. Процесс реализации любой инновационной стратегии вызывает лавину последующих нововведений. Например, решение о переходе на новую технологию выдвигает требования по обновлению состава и использованию ресурсов (материально-технических, информационных, трудовых, финансовых), перепроектированию всех основных и вспомогательных деловых процессов по стадиям жизненного цикла изделия (НИОКР, производство, реализация продукции, обслуживание потребителей), приводит к нововведениям в системе и аппарате управления, организационной структуре.

Этот поток изменений коренным образом преобразует состояние организации, позволяет ей адаптироваться к внедряемой инновации.

Поток инновационных преобразований, вызываемых переходом на новую технологию, предусматривается в виде инновационного проекта и инновационной программы.

В инновационном проекте содержится перечень мероприятий локальных проектов, в совокупности обеспечивающих адаптацию к инновации.

Комплекс преобразований имеет следующее содержание.

I. Блок изменений результатов деятельности:

- конструктивно новая или обновленная продукция с новыми характеристиками, новые отрасли или подотрасли и новые рынки;

- новые услуги клиентам и потребителям новой продукции предприятия;

- новые экономические и социальные результаты деятельности организации.

II. Блок изменений в ресурсах:

- материально-техническая база: новое сырье, новые материалы и комплектующие, новое технологическое оборудование, новые рабочие места и производственные площади, новые поставщики и партнеры, новая логистика потоков материально-технических ресурсов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.