скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Экзаменационные ответы по философии

Пантеизм - концепция вечного вневременного порождения природы во всем ее многообразии бесконечным, невидимым и безличным богом, который полностью сливается с природой (16-17в., Лейбниц, Бруно, Спиноза).

Термин "плюрализм" введен Х. Вольфом (1712). Фил. учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Опирается на некс. условий: на многообразие и взаимодействие предметного мира; формы исторического познания и практической деятельности; на творч., репродуктивное воображение индивида и независимость мысли от предмета; на изменяющиеся системы идей и ценностей.

Исторически в ф. сложились след. онтол. начала: монизм - учение, утверждающее единое начало; дуализм - равнозначные два основания; плюрализм - признающее равнозначными некс. онтологических начал (природа, космос, бог) - характерно для средневоек. и совр. ф.

Плюрализм можно рассматривать и как свобода высказываний и наличие разных концепций и точек зрения.

Основания философского материализма

Фил. направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы.

Материализм - фил. теория, признающая за первичное материальное начало: стихии природы (в античности), инертная, пассивная материя, понятие единичной вещи (в номинализме средневековья), субстанция протяженная (новое время), понятие материи как объективной реальности, данной нам в ощущениях (с 17-18в.). Т.о. материализм исторически менялся.

Стихийный м-зм античности (наивный) - это учение, которое проявление части природы (огонь, вода…) принимает за всеобщее начало, из которого возникает мир и все его многообразие.

След. истор. форма м-зма - механистический (метафизический), который складывается в период возрождения н. времени (16-н.19 в.). Это система идей о природе, человеке, возникающая на научно-опытном основании. Идеи: мир - колич. превращение, развитие есть всегда одноуровневое движение как повторение формы. Механизм искл. двойственность бытия, внутр. противоречие. Началом движение всегда оказывалась внутренняя сила.

3 ист. форма - диалектический м-зм (30-40г. 19в.). Осн. положения: развитие - колич-качеств. преобразование; развитие объясняется как самодвижение в силу внутр. противоречивости; противоречие рассматривается как источник движения, развития и изменчивости; развитие не как повторение кругов, а как спиралевидность; диалектический м-зм в понятие развития вкл. и прогресс, и регресс.

Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; французский материализм 18 в. - Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический материализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Основания философского идеализма

Идеализм - фил. учение, признающее первоначалом идеальное: душа и идея (Платон), активная форма (Аристотель), всеобщие понятия ф. (средневековье), монада - психически активная субстанция (Лейбниц), активное сознание и мышление, акт. субъективность (Беркли, Фильтэ), мировой разум (Гегель), мир. воля (Шопенгауэр), своб. воля (Бердяев).

Объективный идеализм утверждает первичность универсальной идеи, которая ведет и человека, и историю (Платон, Гегель), утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания. Субъективный идеализм - фил. учение, признающее первичным активное чел. сознание и мышление; возможность благодаря сознанию воспринять мир (Беркли, Юм, Бердяев); либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью.

Опирается на: абстр. способность чел. мышления; творческую активность сознания; независимое существование идей в науке, истории, практике.

Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - Платон, Плотин, Прокл; в новое время - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.).

Функции философии

Онтологическая. Ф. объясняет мир, индивидуальность и специфику всех сфер бытия, это построение картины мира.

Гносеологическая. Ф. формулирует понятийно-логический аппарат; разрабатывает теорию методов познания; ориентирует на познание, цель которого - истина.

Методологическая. Ф. как знание о всеобщем служит методом для частных наук. Также ф. определяет способы достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. Например, исторический метод.

Прогностическая. Ф. в каждой конкретной идее открывает новое знание, лежащее за пределами повседневного опыта и ориентированное на понимание сущности, т.е. открытие внутреннего, надприродного.

Мировоззренческая. Ф. систематизирует для человека мир как единое образование. Открывает человеку его самого - гуманистическая ориентация. Абс. предметом признается человек и его бытие, что способствует становлению и совершенствованию личности, расширению кругозора, фил. знание формирует особую систему ценностей, позволяет видеть мир взглядом мыслителя.

Гуманистическая. Сопряжена с мировоззренческой. Ф. объясняет, исследует человека, влияет на образ мышления и на формы знания. Ф. свойственен не только научный подход, но и этический и эстетический.

Специфика философского знания

Заключена в том, что ф. - индивидуально-рефлексивный способ общения человека с др. миром. Ф. представляет собой развитый уровень и познания, и мышления; это метазнание, опирающееся на множество родов конкретно-научного знания. Синкретическое знание - знание, вбирающее в себя все другие знания.

Все наше знание из опыта. Но сам по себе опыт м. свидетельствовать только о единичном и случайном, опыт всегда ограничен и конечен. Кант предложил след. идеалистическое решение: резко отделил содержание знаний от его формы, содержание познанного он выводил из опыта, но это содержание только тогда м.б. признано всеобщим и достоверным, когда оно обретает для себя доопытную (априорную) форму, без которой невозможен сам мысленно организованный опыт.

Фил. вопросы - вопросы не об объектах, а об отношении к ним человека. Не мир сам по себе, а мир как обитель человека - вот исходная точка зрения фил. сознания. Еще древний философ Протагор (6 в. до н.э.) говорил, что человек - мера всех вещей.

Что я могу знать, что должен знать, на что могу надеяться - в этих вопросах, по мнению Канта, заключены высшие и вечные интересы чел. разума. Они не м.б. решены окончательно, т.к. каждая эпоха такие вопросы перед человеком ставит заново. Фил. решения всегда гипотетичны (предположительны). Фил. знание - знание о месте и роли человека в мире.

Психологические источники фил. знания. Один из них назвал Аристотель, другой Сократ. Все наше знание, считал Аристотель, а фил. зн. в особенности, обязано своим происхождением такой счастливой способности человека как способность удивляться. Сократ: человеческое отношение к миру (и к самому себе) есть переживание, и самым глубоким и сильным является переживание времени, т.е. конечности собственного бытия, неизбежности смерти. Именно смерть - вдохновляющий гений ф. Это знание заставляет думать человека о смысле жизни, а это и есть философствование.

Главная специфика в том, что в ней объединены два человеческих способа жизнедеятельности - научно-теоретический и ценностный, духовно-практический.

Основные философские категории

Все, что человек знает об окружающем его мире, он знает в форме понятий, категорий. Категории - наиболее общие, фундаментальный понятия той или иной науки; это связь предметов, форма мысли. При помощи категорий мы структурируем хаос внешних впечатлений (Аристотель). Каждая область знания имеет свои особые категории. Категории - формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира. Основные к.: материя, движение, пространство, время, конечное, бесконечное и др. Категориальная структура мышления очень устойчива, но вместе с тем изменчива, исторична. Особенно подвижным оказывается содержание к. К. становятся средством познания действительности с целью более широкого и глубокого преобразования. Исходная к. ф. - к. бытия. Движение - способ существования сущего, пространство и время - формы его существования. К. взаимосвязаны и в опр. случаях переходят др. в др.

Связь - зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. Формы связи: пространственные, временные, генетические, существенные и др. Связи живой природы сложнее, чем неорганической, а общественные связи еще сложнее. Для реализации связи необходимы условия. Одна из сторон взаимодействия м.б. ведущей, а другая - производной, определяемой.

Развитие. Определенный тип связей и взаимодействия образует направление, тенденцию - откуда и куда. Нет ничего окончательно завершенного. Р. - это определенно направленное, необратимое изменение объекта; и кач., и кол-ое, это изменение сущности, появление принципиально новых качеств. Р. необратимо. Уничтожается старое и появляется новое. Деградация - переход от высшего к низшему, понижение уровня организации системы. Регресс - целое разлагается, но отд. элементы м. прогрессировать.

Закон всегда выражает связь между предметами, элементами внутри предмета, между свойствами предметов. Закон - это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей, указывающие на опр. порядок, тенденцию развития явлений. Он универсален - действует везде.

Единичное - объект во всей совокупности присущих ему свойств, отличающих его от всех др. объектов и составляющих его индивид., качеств. и количеств. определенность.

Общее - единое во многом.

Особенное - единство общего и единичного.

Сущность - главное, скрытое от внешнего взора, идея внутреннего. Носит умозрительный характер, мы не м. потенциально ее воспринять органами чувств. Сущность - то, что делает предмет самим собой.

Внешнее - как предмет взаимодействует с др. предметами. Внутренне - предмет, взятый вне отношения к другим.

Целесообразность - движение изменений, направленное на опр. результат, это направленное движение.

Качество - выражает относит. устойчивость предметов и явлений. Это такая внутр. определенность, благодаря которой она является именно данным предметом. Качество обнаруживается через свойство. Свойство - сторона предмета, проявляющаяся в его способности определенным образом взаимодействовать с др. предметами.

Мера - выражает целостное единство кач. и кол. определенностей предмета. Интервал, внутри которого колич. изм. не вызовут кач-х. Проблема бытия в истории ф.

Среди универсальных предпосылок самой первой является уверенность людей в том, что при всех видимых изменениях, происходящих в природе и мире в целом, существуют какие-то гарантии сохранения как стабильного целого. Так, в дофилософский, мифологический период греки видели гарантии стабильности мира в традиционной религии, связанной с богами Олимпа. Ф. же ввергала в пучину сомнения относительно возможности видеть в богах гарант стабильности мира. Античные греки потеряли жизненную опору. Ф. начала поиски новых оснований мира и человека, введя проблематику бытия. Парменид - отец этого понятия, однако учение о бытии - онтология - вводится в употребление лишь в 1646 г. немецким ученым. Бытие, по Пармениду, - то, что постигается умом, открывается рационально, поскольку бытие означает то, что лежит за пределами видимого мира. Категория бытия означает единое для всех вещей, единое во многом; она понимается как абсолютное, вечное, неизменное.

Если существует мысль о чем-то, то существует это что-то. Онтологический принцип - один из универсальных способов чел. познания, когда субъект моделирует идею о данном явлении, а потом исследует, насколько реальность ей соответствует.

Качественно другая ступень возникает в Средневековье, в частности в традиции номинализма. Бытие предстают не как универс. начало, а как акт творческой воли, результат творч. духа.

В ф. Нового времени утверждается идея, что разум творит и историю, и действительность. Человек оказывается творцом реальности. В гегелевской ф. структура бытия предстает как стройная, единая, универсальная система; одной из первичных категорий является единство.

Бытие как философская категория

Категория бытия одна из наиболее сложных и всеобщих, она не определяется, а описывается через ряд других понятий. Парменид (предельное основание мира - абс. мысль - Логос, космический разум; истина открывается человеку) - отец этого понятия (становление кат-ии начинается еще с милетской школы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их природные стихии в качестве первоначала), однако учение о бытии - онтология - вводится в употребление лишь в 1646 г. немецким ученым. Бытие, по Пармениду, - то, что постигается умом, открывается рационально, поскольку бытие означает то, что лежит за пределами видимого мира. Категория бытия означает единое для всех вещей, единое во многом; она понимается как абсолютное, вечное, неизменное, пребывает везде и во всем. Обращение к единому основанию мира и природа есть начало космополитизма: стала формироваться возможность рассматривать историю людей как всеобщую, а не локально-национальную. Декарт сделал мысль бытием, но творцом мысли объявил человека, в отличие от Праменида. С 17-18 в. (материализм) бытие отождествляется с природой, с миром чувственно-воспринимаемых вещей и явлений; природа является гарантом самой себя.

Различают бытие идеальное (воплощается в кат-ии сущности) и реальное (воплощается в кат-ии существования). Реальное бытие опиывается феноменами пространства и времени, субстанцией материи и несет в себе такие черты, как специфичность, неповторимость, индивидуальность; мир представлен многообразием единичных начал. Идеальное бытие - сущностная идея реального бытия. Это образы, установки и ценности. Парменид: ид. бытие неизменно, = само себе, бесконечно и абс.

Проблема единства в философии

Эта категория несет в себе два начала: основу единое во много и особенность единичного. Категория единства: в античности - это проблема соответствия идеи и множественности бытия (элиаты, пифагорейцы, Платон); в Средневековье - соотношение бога как абс. единства и тварного бытия как универс. множества; в Новое время - отношение протяженной субстанции и мыслящей.

Еще в 6 в. до н.э. милетская школа (Фалес, Анаксимен) впервые начали критику мифологической картины мира и вместо богов предложили в качестве оснований мира и космоса стихии, которые сами мыслились как божество. Фалес представил воду как начало всех начал, как нечто чисто общее, но одновременно остающееся особенным.

Кант: един - мир априорно трансцендентальный. Гегель: единство - всеобщее развитие чистой абс. идеи, историч. духа. Шопенгауэр: единство - мировая воля. В совр. традиции единство предстает как матер. единство (в энергии, в матер. структурах вселенной); как мышление, рационализирующее, объединяющее мир в идеях.

Философское учение о материи

В милетской натурфилософии это прир. стихии. У Аристотеля матер. начало представлено пасс. материей, развивающейся через воздействие формой. В Новое время - активная природа, протяженная субстанция. Диалектический материализм искл. всякое духовно-божественное содержание и материя не сводится к единому вещественному субстрату. Ленин: метария есть фил. кат-ия для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его и независима от них. Единственное свойство м. - быть объективной реальностью, первоначал нет. Она существует только в многообразии конкр. объектов.

Материя на уровне неживой (элементарные частицы, поля, вакуум, атомы…) и живой (биологический - ДНК, РНК, белки, клетки - и социальный уровни - семья, расы, нации) природы. Признается принципиальная познаваемость мира. Все связанное с нематериальным (мышление, сознание) объявляется вторичным. Необходимо объяснить причины всех явлений, в т.ч. и нематериальных, исходя из первичности м. Субстанция - фил. кат-ия для обозначения внутр. единства многообразия конкр. вещей, посредством которых она существует. Это нечто, что само себя определяет и способно к самоорганизации и самодвижению. Учения, объясняющие единство мира из одной субстанции - монистические. Дуализм - в основе мироздания лежат две субстанции (материальная и духовная).

Пространство и время

Это наиболее абстр. формы бытия универс. мира; это формы субъективно-личностного опыта людей. Возникают как априорные формы чувственности, упорядочивающие бытие субъекта в конкр. течении времени и в конкр. соотн. предметов.

Субстанциональная концепция пр. и вр. Пр. и вр. - свойство бытия вне сознания. Пространство рассматривается как протяженное (не уничтожаемая величина), однородное (одинаковость пр. во всех его формах), трехмерное (хар-ка, фиксирующая вещественные величины единичных вещей), изотропное (одинак. пр-ва во всех направлениях). Время хар-ся длительностью (интервал бытия каждой дискретной формы), одномерностью (одинак. времени как процесса следования событий), необратимость (из прошлого в будущее, спиралевидное движение). Пр. фиксирует рядоположенность вещей, время - отношение событий др. к др. как одно после др. Доказано, что устойчивые системы, состоящие их 2 тел, могут образовываться и существовать только в мире с трехмерным пр-вом, только в нем могут сущ-ть атомы. Пр. и время изменяется под действием скорости движения и силами тяготения (теория Эйнштейна: при скорости близкой к световой пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются), поэтому они изменчивы.

Вне пр. и вр. материя не существует и наоборот. В природе единое пр. и время, которые разделены только в чел. мышлении. Насколько увеличивается простр. интервал, настолько же сокращается временной и наоборот.

Августин Блаженный: времени как физической реальности нет. Совр. ученые поддерживают в том смысле, что физически существует лишь настоящее, ибо прошлого уже нет, а будущего еще нет.

Асимметрия обеспечивает возможность организмов приспосабливаться к окружающей среде. В живых организмах сформировались механизмы опережающего отражения будущих внешних изменений (растения и насекомые чувствуют дождь).

Человек создает пространственные социальные структуры: орошаемые земли, пастбища. Они наделяются особым смыслом. Специфика социального времени - характеризует изменчивость общественных процессов и явлений (индустриализация в СССР гораздо быстрее, чем в др. странах - опыт). Скорость протекания соц. времени определяется его насыщенностью социально значимыми историческими событиями (нет часов, часы, минуты, секунды).

Фил. учение о развитии

Развитие - состояние изменения, в котором есть необратимость, поступательность движения, в котором фиксируется появление новых свойств. Это качественное изменение. Прогресс - вещь совершенствуется. Регресс - возможности по сравн. с др. системами понижается. Одноуровневое развитие - циклические изменения при сохранения основных характеристик; это способ адаптации.

Модели развития: рационалистическая (возможность развития систем); эволюционизм (развитие - всеобщее свойство бытия, постепенная эволюция; поступательное движение к усложнению систем); энерджентная (это скачкообразные изменения; скачок - результат творческой активности, присущей самой системе); диалектическая (это разрешение внутр. противоречий).

Движение - изменение как таковое - признавали все философы. Гераклит: мир - вечно воспламеняющийся и угасающий огонь, т.о. вечная повторяемость, цикличность всех изменений. Это не позволяло поставить проблему возникновения принципиально нового; не могла родиться идея необратимости течения событий, условием для чего было представление о времени как линейном (появилось в эпоху христианства). Кант сформулировал проблему исторического развития человеческой нравственности. Гегель создал диалектику, предмет которой - развитие.

Познание как философская проблема

Гносеология начинается с античности, уже тогда противопоставляли чувства и разум. Платон предложил теорию истинности рационального познания. С 19 в. уже признается и роль интуиции, утверждается идея вненаучных, внерациональных форм познания.

Объект - то, что выделяется из ряду др. вещей вниманием субъекта.

Познание рассматривается как универс. способ деятельности, в процессе которого развивается личность. Основывается на идее целей как ориентации на конкретно-предметный объект познания, что придает направленность и системность.

Историзм познавательного акта заключается в необходимости обращения к предшествующему опыту.

В структуре знания выделяют: эмоционально-психологическое (иррацион.), эмоционально-чувственное (эмпирическое), теоретическое (идеальное представление о сущности вещей).

Осн. гносеологические концепции. Сенсуализм (с Аристотеля). Опирается на: принцип познаваемости мира и на чувственный опыт субъекта. Объективистский сенсуализм: познавательная роль чувственности в единстве с объективно существующей вещью. Субъективистский: чувств. критерий - единств. критерий истинности вещи, знание вещи достоверно только в процессе ощущения. Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли). Познаваемость мира, универс. ценность опыта (без знания факта, единичного явления разум не м. создать понятия о многом). Рационализм (Платон, Парменид, Декарт, Спиноза, Гегель, Лейбниц). Сенсуализм дает знание о временном, внешнем, а разум открывает устойчивое, вечное. Чувств. зн. говорит о субъекте, а не вещах. Чувства удостоверяют, а разум ведет, направляет. Скептицизм. Признавали принц. возможность познания, но выражали сомнение в достоверности знаний. И разум, и чувства м. вести к заблуждению. Человек воспринимает мир согласно своей природе, поэтому знание вещи - раскрытие собств. природы. Вещи изменчивы, а познание фрагментарно, мы знаем о том, чтобы было, но не то, что есть. Разум, будучи субъект. феноменом, наделяет вещь своей идеей. Агностицизм (Кант). Полная или частичная непознаваемость. То, что вещь представляет для нас, и что она есть на самом деле, различно (Кант). Человек м. сравнивать лишь то, что он знает, с тем, что он как-то знает; мы вращаемся в мире нашего познания и никогда не соприкасаемся с самими предметами. Оптимизм. Утверждает принципиальную познаваемость мира. Релятивизм. У истины есть срок годности. Все относительно.

Основные виды и методы познания

Тип знания тесно связан с особенностями познающего субъекта. Житейское познание - нерефлексивное, неосознанное, несистемное; основывается на наблюдении и смекалке, носит эмпирич. характер; базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Развивается по мере обогащения научного и художеств. познания. Научное. Предполагают объяснения и док-ва. Отвечает на вопрос не только "как", но и "почему". Уразумение сущности объекта, постижение истины, установление связей, отношений и закономерностей. Практическое. Основано на научно, прикладное, связано с применением научных теорий. Гл. фигурой научного познания явл. ученый, практич. - инженер. Цель ученого - открытие закономерностей, инженера - создание новой вещи на основе известных принципов. Ученые хотят понять, что не понято; практики - создать, что не создано. Художественное. Не все выделяют. Худ. произведение строится на образе, а не понятии. Искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими др. способами. Черты: самоочевидность, самодоказанность. Требование оригинальности.

Наблюдение представляет собой преднамеренное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства и отношения объекта познания; это активная форма деятельности с пассивным субъектом (невмешательство в процесс). Фиксирует то, что предлагает сама природа. Эксперимент - метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно (моделирование), или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования. Здесь активный субъект; целесообразное, организованное наблюдение. Особая форма - мысленный эксперимент. Некоторые выделяют такой метод познания, как гипотеза. Абстрагирование - для изучения предмета в целом или его свойств без определенных или всех связей.

Проблема истины

Это соответствие знания объекту. Это адекватная инф-ия об объекте, характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истинные знания позволяют людям быть организованнее и предвидеть грядущее. Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Относ. и. есть ограниченно верное знание о чем-л. Говоря об относ. характере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абс. достоверных фактов. Абс. истина есть тождество понятия и объекта в мышлении (сумма углов треугольника; ничто в мире не создается из ничего, и ничто не исчезает бесследно). Абс. истина - исчерпывающее, предельное знание об объекте; это гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут. Абс. истина не м.б. опровергнута в будущем.

Критерии истинности. Ясность и отчетливость (Декарт, Спиноза). Уверенность в достоверности. Общезначимость. Принцип прагматизма (то, что является выгодным, полезным).

Проверка научных положений - верификация и фальсификация. Верификация - установление истинности путем эмпирической проверки (с помощью наблюдения, измерения, эксперимента - прямая в.). Косвенная в. - теоретическая, с использованием уже доказанных, истинных положений. Фальсификация - процедура, устанавливающая ложность гипотезы. Теория научна, когда она подтверждена экспериментом и определены (сфальсифицированы) границы ее применимости.

Проблема соотношения теоретического и эмпирического в познании

Чувственное зн. - это зн. в виде ощущений и восприятий свойств вещей непосредственно органами чувств. Эмпирич. зн. м.б. отражением данного не непосредственно, а опосредованно (показания прибора). Ощущение - отражение в сознании отдельных сторон, свойств предмета (в виде слуховых, вкусовых, зрительных, осязательных, обонятельных). Восприятие - целостный образ объекта, данный в совокупности всех своих свойств, синтез отдельных ощущений. Восприятие зависит от субъекта и его прежнего опыта. Представление - образ тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям; непосредственная связь с объектом отсутствует. Познание невозможно без воображения.

Теоретическое - разум, методы познания и т.п.

Проблема субъекта и объекта в познании

Объект - фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли и вступающий в субъектно-объектное отношение. В познании объект не существует без субъекта и наоборот. Предмет познания - конкр. аспекты, которые являются целью субъекта; формируется исследовательской задачей.

Идеалом 18-19в. было полное устранение познающего субъекта из научной картины мира. Естествознание 20в. показало неотрывность субъекта от объекта; картина объективного мира определяется не только свойствами самого мира, но и характеристиками субъекта. Научное исследование не монолог, а диалог с природой.

Проблема человека в философии

В античности природа неизмеримо превосходит человека, который должен стремиться жить в согласии с ней. В христианстве человек, понятий как сотворенный и одухотворенный богом, возвышается над природой; не природный, а трансцендентный мир выступает символом совершенства и смыслом упорядоченности. В эпоху Возрождения происходит частичный возврат к античности - возникает культ природы. В Новое время в секуляризованной форме возрождается христианская идея превосходства человека над природой. Цивилизационный поворот, трансформация индустр. цивилизации в информационное общество резко повышает роль человека; тенденция перехода к социально ориентированному, демократическому и правовому обществу.

Достоевский: человек есть тайна. Кант: что такое человек? Фрейд: человек - существо эротическое; глубинная сущность его в секс. влечении - либидо.

Человек - органическая часть универсума.

Антиномичность (двойственность) чел. бытия. Человек заключает в себе уровни бытия: природный (биол. основания жизнедеятельности человека), рациональный (осознано познавательная ориентация человека), культурно-духовный (отношение к универс. ценностям). Эти три начала по-разному определялись (Фрейд: я, оно, супер я и др.). В каждый историч. период доминирует один из уровней. Проблема: как соотнести, что важнее. Античность превозносила тело; Средневековье его презирало; Просвещение - культ разума.

Проблема взаимодействия человека и общества

Соц. связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности. В материалистич. трактовке общества они делятся на первичные (материальные) и вторичные (идеологические). Идеалистическое понимание социальных связей исходит из примата духовного начала как объединяющего принципа. Отношение между людьми опосредуется миром вещей и наоборот. Человек в той или иной степени усваивает выработанные стереотипы.

Исторически первой появилась система личной зависимости, что потребовало объединения в общую технологическую цепь многих людей (системы орошения и т.п.). Так создались предпосылки для образования государства. Второй этап - система вещных зависимостей, когда человек уже сам превращается в товар опред. рода.

Подготовлены Вадимом Колосовым

Использованная литература:

Конспекты лекций по философии Райковой Л.М.

Основы философии. Канке В.А.

Философия. Редактор Кохановская Т.И.

Философия. Спиркин А.Г.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lawfac.bip.ru/


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.