скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Экономическая теория

Инвестиции – это вложения материальных или финансовых ресурсов в реализацию определенного экономического проекта. Поскольку владельцам денежного капитала все равно куда вкладывать средства, рынок обеспечивает выравнивание доходности капиталовложений и единую ставку %.

Принятие любого инвестиционного решения включает в себя сравнение издержек и ожидаемой прибыли, рассматриваемые в течение определенного временного интервала. Сложность анализа инвестиций заключается в необходимости сопоставления двух потоков затрат и будущих доходов. Полезность доходов получаемых в будущем считается меньшей, чем сегодняшняя на текущие доходы к будущему можно получить %, поэтому нужно специальным образом пересчитывать будущие поступления путем дисконтирования.

Дисконтирование – исчисление дохода будущих периодов или определение расчетной величины чистой производительности капитала.

 

Vр=Vt/(1+r)t.

Vр - некая сумма, кот. будучи вложенной на t лет под норму процента r, вырастает до значения Vt. Vp в данном случае — это сегодняшний аналог суммы Vt, кот. будет выплачена через t лет с учетом нормы процента, равной r годовых.

Ставка дисконта - % который можно получить на рынке за предоставленный в кредит капитал (возможная норма прибыли на вложенный капитал). Ставка дисконта может быть учетной ставкой %, т.е. ставкой % под которую ЦБ выдает ссуды банкам.

11.    Особенности спроса и предложения на рынке ресурсов. Производственный характер возникновения спроса. Предельная доходность ресурсов (денежная форма предельного продукта). Правила наименьших издержек и максимизации прибыли

Экономические ресурсы – природные, людские и произведенные человеком – используются для производства товаров и услуг; в связи с таким характером применения эти ресурсы называют еще факторами производства.

Поскольку ресурсы продаются и покупаются, они, естественно, имеют цену. Будучи результатом взаимодействия спроса и предложения, она отражает все особенности рынка ресурсов – общие для всех их видов и специфические для каждого из них.

Особенности рынков ресурсов обобщенно выражаются, прежде всего, в том, что вследствие ограниченности последних неизбежно ограничен и сам объем производства (предложения). Общество не в состоянии произвести (а значит, и потребить) такой объем товаров и услуг, которым хотел бы располагать. В силу ограниченности экономических ресурсов спрос на них весьма устойчив; более того, для рынка ресурсов характерна конкуренция спроса, которая делает типичными явления монопсонии (единственный покупатель) и олигопсонии (небольшое число покупателей). Яркий образец – рынок труда в небольших городах.

Цена на ресурсы складывается, как на всяком рынке, в зависимости от спроса и предложения. Предложение ресурсов отражает прямую связь между ценой на них и реально имеющимся объемом; в интересах самих владельцев ресурсов поставлять последние по более высокой, а не по низкой цене. Так, выплата более высоких доходов работника определенных профессий стимулирует рост предложений соответствующих категорий рабочей силы. Спрос на ресурсы отражает обратную связь между ценой и объемом спроса на них. Если цена повышается, предприятия либо покупают их в меньшем количестве, либо заменяют другими, относительно более дешевыми ресурсами.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ДОХОДНОСТЬ РЕСУРСА - доходность, обеспечиваемая дополнительной единицей привлечения ресурса в условиях совершенной конкуренции, т.е. это прирост объёма дохода в результате использования дополнительной единицы ресурса. Если предельный доход равен фиксированной рыночной цене, его, как правило, называют предельной ценностью.

Правило наименьших издержек это условие, согласно которому издержки минимизируются в том случае, когда последний рубль, затраченный на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу (одинаковый предельный продукт):

где MRPi - предельный продукт i-того фактора в денежном выражении; Рi - цена i-того фактора.

Это правило обеспечивает равновесие положения производителя. Когда отдача всех факторов одинакова, задача их перераспределения отпадает, т.к. уже нет ресурсов, которые приносят больший доход по сравнению с другими.

Правило максимизации прибыли на конкурентных рынках означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам, или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен его цене:

MRPi = Рi.

 

12.    Основные макроэкономические показатели рыночного хозяйства: ВНП, ВВП и др. Расчет ВНП по доходам и расходам. Номинальные и реальные показатели. Индексы цен: потребительских и цен производителя; индекс Паше; индекс Ласпейреса

ВНП (валовой национальный продукт) = рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг произведенных в стране за определенный период времени;

ВВП (валовой внутренний продукт) = рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг произведенных на территории данной страны за определенный период времени;

ЧНП = ВНП – амортизация;

НД = ЧНП - косвенные налоги на бизнес;

ЛД = НД нераспределенная прибыль корпорации – налоги на прибыль корпорации – на взнос соц.страхования + трансфертные выплаты;

РД = доход, который остается после уплаты налогов (ЛД – налоги).

Существуют 2 метода измерения ВНП: либо по сумме расходов на созданную в стране продукцию («поток расходов»); либо по сумме доходов, полученных в результате производства продукции («поток доходов»).

Поток расходов. Используя его мы получим величину ВНП, если сложили все расходы. Расходы состоят из: расходов домашнего хоз-ва на приобретение товаров и услуг; инвестиций на приобретение оборудования, станков, зданий и т.д.; расходов гос-ва идущих на производство и услуг и трансфертные платежи (выплаты пенсий, пособий и т.д.); чистого экспорта, т.е. разницы между объемами экспорта и импорта. В национальный объем производства входит только то, что производится страной, то необходимо исключить расходы других стран.

Поток доходов. Используя его, мы получим ВНП, если сложим все доходы. Доходы состоят из: з/пл, ренты, %, прибыли. Исчисленный по доходам ВНП включает в себя з/пл, ренту, %, прибыль, косвенные налоги и амортизацию отчисления. Чтобы избежать повторного счета, в ВНП не включают: 1) промежуточные товары, т.е. те продукты, которые идут на дальнейшую переработку (сырье, топливо); 2) все непроизводственные сделки, т.е. сделки не способствующие росту количества произведенной продукции (трансфертные платежи, сделки по купле-продаже ценных бумаг и подержанных вещей).

Различают номинальный и реальный, а т.ж. фактический и потенциальный ВНП.

Номинальный – ВНП исчисленный в текущих ценах того года, когда он был произведен. Но цены могут меняться. Поэтому для сравнения ВНП за разные годы рассчитывается уровень цен, который выражается в виде индекса цен.

Индекс цен текущего года = (цена товаров в текущем году / цена таких же товаров в базовом году)*100.

Индекс цен, рассчитанный только по потребительским товарам (потребительской корзине), называется индексом потребительских цен.

Индекс цен, который характеризует изменение цен не только потребительских, но также инвестиционных и некоторых других товаров, называется дефлятором ВНП. Он используется для корреляции денежного (номинального) ВНП с целью измерения реального ВНП.

Реальный ВНП = (номинальный ВНП / дефлятор ВНП)*100.

Потенциальный ВНП – это объем производства при полной занятости.

Фактический ВНПэто объем производства в условиях циклической безработицы.

Индексы потребительских товаров:

1) по Ласпейресу Pi = (Σ Pi1*Qi0) / (Σ Pi0*Qi0),

где Pi0 – цена i-го товара в базовом периоде, Pi1 – цена i-го товара в текущем периоде, Qi0 количество i-го товара в базовом периоде.

Показывает, на сколько фиксированная товарная корзина становится дороже в текущем периоде. Данный индекс не учитывает сокращения потребления в результате удорожания товаров, тем самым как бы завышает уровень жизни.

2) по Пааше Pр = (Σ Pi1*Qi1) / (Σ Pi0*Qi1).

Показывает, на сколько фиксированная товарная корзина текущего периода дороже или дешевле, чем в базовом периоде. Данный индекс рассчитывается на основе потребительских корзин текущего года и как бы занижают потребление базового года не учитывая, что товары потреблялись в большем количестве при более низких ценах.

Данные индексы используются для измерения уровня инфляции.

3) индекс Фишера Pр= √Pi*Pp

Чтобы точнее отразить с помощью ценовый индексов динамику цен и соответственно динамику стоимости жизни (реальные затраты потребителей на приобретение определенных наборов товаров и услуг), используют индекс Фишера. Он позволяет исключить недостатки первых двух индексов.

13.    Макроэкономическое равновесие. Модель совокупного спроса и предложения (AD- AS). Эффект Храповика

Макроэкономическое равновесие — это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:

ресурсами и их использованием;

факторами производства и результатами их использования;

производством и потреблением;

предложением и спросом;

материально-вещественными и финансовыми потоками.

Совокупный спрос отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике. Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она даёт такие комбинации объёма выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии .

Совокупное предложение - это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального, или внутреннего продукта. Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Более высокие цены стимулируют производство товаров и их предложение. Более низкие цены, наоборот, сокращают производство и предложение товаров.

Модель AD-AS (модель совокупного спроса — совокупного предложения) макроэкономическая модель, рассматривающая макроэкономическое равновесие в условиях изменяющихся цен в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесие на товарном рынке наступает тогда, когда совокупный спрос равен совокупному предложению.

Эффект храповика — эффект в экономике, который проявляется в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары. Но сокращение совокупного спроса не обязательно приводит к снижению цен, особенно в краткосрочном периоде. Цены сохраняются стабильными.

Экономический смысл эффекта состоит в том, что изменения цен в сторону повышения происходят легче, чем в сторону понижения, то есть негибкость цен в сторону понижения. Например, в Российской Федерации в январе 2004 г. основная ставка НДС была снижена на 2 % (с 20 до 18 %). При этом, одновременно был отменён ещё один косвенный налог — с продаж, ранее установленный практически во всех регионах с максимально возможной ставкой 5 %. Несмотря на предполагавшееся Правительством в связи с предпринятым уменьшением косвенного налогообложения снижение розничных цен, последние не только не снизились, но и продолжили свой рост, подтвердив эффект храповика.

14.    Классическая модель макроэкономического равновесия

Классическая модель описывает поведение эк. в долгоср. периоде.

Анализ совокуп. предложения в класс. теории строится исходя из след. условий:

1) Объем выпуска зависит только от кол-ва факторов пр-ва (труда и капитала) и технологии и не зависит от уровня цен;

2) Изменения в факторах пр-ва и технологии происходят медленно;

3) Эк. функ-ет в условиях полной занятости факторов пр-ва, следовательно, объем выпуска = потенциальному;

4) Цены и номинал. з/пл гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках.

Кривая AS в этих условиях вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов. Объяснение формы кривой AS в класс. модели связано с анализом рынка труда, поскольку труд считается глав. фактором изм-ния к-рого м. влиять на уровень выпуска в краткоср. периоде. Рост общего уровня цен снижает реал. з/пл, следовательно спрос на труд превысит предложение на рынке труда – это вызовет рост номинал. з/пл. В рез-те реал. з/пл повысится до исходного уровня, что восстановит равновесие на рынке труда, прежний уровень занятости, а следовательно, объем выпуска практически не изм-ся. Корректировки номинал. з/пл происходят быстро, поэтому при любом изм-нии уровня цен AS остается неизменным на уровне потенциала (Y*). Сдвиги AS возможны лишь при изм-нии величины факторов пр-ва или технологии. Если такие изм-ния отсутствуют, то кривая AS в долгоср. периоде фиксирована на уровне потенциал. выпуска и любые колебания AD лишь на уровне цен.

Класс. эк. теория исходит из 2-х основ. положений:

1)утверждается что вряд ли возможна ситуация в к-рой уровень совокуп. расходов Y=C+I+G+Xn будет недостаточен для закупки пр-ции, пр-ной при полной занятости ресурсов;

2) даже если эта ситуация возникнет, то немедленно изм-ся з/пл, цена и рын. ставка % и вслед за спадом AD произойдет быстрый и крайне не значит спад пр-ва, что стабилизирует ситуацию.

Важно, что ден. рынок всегда гарантирует, что инвестиции = сбережениям, и следовательно полную занятость ресурсов. Возможно лишь «добровольная» безработица в пределах ее естествен. уровня. Это означает, что в точке равновесия AD и AS объем пр-ва всегда = потенциальному Y*.

15.    Основные постулаты кейнсианской концепции макроэкономического равновесия. Кейнсианская модель доходов и расходов. Взаимодействие рынков товаров и денег

Кейнсианская модель общего экономического равновесия построена на принципах, отличных от постулатов классической школы.

В кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т. д.) реальная гибкость цен отсутствует.

Особое значение имеет относительная жесткость номинальной зарплаты.

Однако основная особенность кейнсианской модели заключается в том, что реальный и денежный сектор экономики оказываются взаимосвязанными. Указанная взаимосвязь обусловливается спецификой кейнсианской трактовки денежного спроса, согласно которой деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, и выражается через трансмиссионный механизм ставки процента.

Кейнсианская модель ОЭР описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий ОЭР в целом.

При этом преодолевается классическая дихотомия (разделение экономики на два сектора: реальный и денежный рынки), исчезает строгое разделение переменных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним из параметров общего равновесия.

Модель "доходы-расходы" (или Кейнсианский крест) - кейнсианская модель равновесия национального дохода, в которой:

- планируемые расходы (совокупный спрос) и национальный продукт (совокупное предложение) являются функцией дохода и не зависят от цен, которые остаются фиксированными;

- национальный продукт равен национальному доходу, который, в свою очередь, равен располагаемому доходу вместе с чистыми налогами.

Кейнсианская модель взаимодействия рынков товаров и денег (модель AD – AS) — базовая для анализа процессов выпуска товаров и услуг и уровня цен в экономике. Она позволяет выявить факторы (причины) колебаний и последствия.


 

Кривая совокупного спроса AD — количество товаров и услуг, которое способны приобрести потребители при сложившемся уровне цен. Точки на кривой представляют собой комбинации выпуска (Y) и общего уровня цен (Р), при которых рынки товаров и денег находятся в равновесии. Совокупный спрос (AD) изменяется под влиянием динамики цен. Чем выше уровень цен, тем меньше запасы денег у потребителей и соответственно меньше количество товаров и услуг, на которое предъявляется платежеспособный спрос. Между размерами совокупного спроса и уровнем цен существует и обратная зависимость: рост спроса на деньги влечет за собой повышение процентной ставки.

 

Кривая совокупного предложения (AS) демонстрирует, какое количество товаров и услуг может быть произведено и выброшено на рынок производителями при разных уровнях средних цен. В краткосрочном периоде (два-три года) кривая совокупного предложения согласно кейнсианской модели будет иметь положительный наклон, близкий к горизонтальной кривой (AS1). В долгосрочном периоде при полной загрузке мощностей и занятости рабочей силы кривая совокупного предложения может быть представлена в виде вертикальной прямой (AS2). Выпуск примерно одинаков при различном уровне цен. Изменения размеров производства и совокупного предложения будут происходить под влиянием сдвигов производственных факторов, прогресса технологии.

 

Модель экономического равновесия. Пересечение кривых AD и AS в точке N отражает соответствие равновесной цены и равновесного объема производства. При нарушении равновесия рыночный механизм будет выравнивать совокупный спрос и совокупное предложение; сработает, прежде всего, ценовой механизм.

В данной модели возможны следующие варианты:

1) совокупное предложение превышает совокупный спрос. Сбыт товаров затруднен, запасы нарастают, рост производства тормозится, возможен его спад;

2) совокупный спрос обгоняет совокупное предложение. Картина на рынке иная: запасы сокращаются, неудовлетворенный спрос стимулирует рост производства.

Экономическое равновесие предполагает такое состояние хозяйства, когда используются все экономические ресурсы страны (при наличии резерва мощностей и «нормальном» уровне занятости). В равновесной экономике не должно быть ни изобилия простаивающих мощностей, ни избыточной продукции, ни чрезмерного перенапряжения в применении ресурсов. Равновесие означает, что общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления. Условием рыночного равновесия служит равновесие спроса и предложения на всех основных рынках.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.