скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Жизнь и творчество Бальзака

Линия Горио в романе тесно сопряжена с линией Растиньяка не только потому, что оба проживают в одном жалком пансионе, что Растиньяк встречается в гостиных с обеими дочерьми старика, изучает их и решает сделать младшую орудием своей карьеры. Важнее этой чисто фабульной связи Растиньяка и Горио их связь в плане нравственной проблематики романа: чудовищная неблагодарность дочерей, одиночество Горио и вся горечь его кончины служат наглядным уроком Растиньяку в процессе его перевоспитания — вот какова в высшем обществе награда бескорыстного чувства. Прав Вотрен, он хотя бы не лицемерит...

Беглый каторжник Жак Коллен, проживающий у той же госпожи Воке под именем Вотрена,— фигура большого масштаба, как 3 и Гобсек. Наделенный дьявольской энергией и проницательностью, он прекрасно видит и доказывает студенту с сокрушительным красноречием, что люди на верхушке общества политики, финансисты, светские красавицы — живут по тем же законам разбоя, что и мир каторги; в моральном отношении оба мира стоят друг друга.

Изящная родственница Эжена, виконтесса де Босссан, учит его исходя из горького опыта тому же, что и «этот смерч, именуемый Вотреном»: «Разите без пощады, и вас будут бояться... смотрите на мужчин и женщин как на перекладных лошадей, которым предоставляют издыхать на каждой станции...»

Таким образом, все в романе связано между собой. Картина общества, нарисованная глубоко волнующе, раскрывает его подноготную. «Отец Горио» не любовный роман (любовная линия Растиньяка и Дельфины не является основной сюжетообразующей); в нем есть тайны, неожиданности, хитро организованные преступления, но ясно, что это и не приключенческий роман. Все его элементы объединяются темой «воспитания» Растиньяка: поведение Горио и его дочерей, деятельность Вотрена, судьба Боссена, быт пансиона и быт гостиных. «Отец Горио»,— роман об обществе, перепаханном французской революцией, о главенстве в нем буржуазного духа, роман, полный горькой правды. Он проникнут негодованием и бесстрашием исследователя, открывающего изнанку вещей за их нарядной поверхностью. «Свет — трясина». «Я попал в ад и в нем останусь», заявляет Растиньяк, сделавший свой выбор.

Бальзак покорил читателей. И все же буржуазная пресса постоянно нападала на автора «Шагреневой кожи», «Евгении Гранде», «Отца Горио», этих «нетленных книг», как назвала их Жорж Санд. Охотнее всего ему ставили в вину неправдоподобие и безнравственность. Первое — потому, что он придавал типичным обстоятельствам современной жизни наиболее отчетливое, законченное и полное выражение. Он считал эстетическим законом укрупнение, сгущение действительности в искусстве. В романе «Утраченные иллюзии» писатель д'Артез выскажет мысль автора: «Что такое искусство? Сгусток природы». Другое излюбленное обвинение основывалось на безнравственности его героев, моральные качества персонажей приписывали самому автору.[6]

Бальзаку уже давно не хватало суток, не хватало жизни для воплощения задуманного. Из его писем к сестре Лоре, к другу, к Э. Ганской встает картина вечно возобновляющегося труда, часто по восемнадцать и более часов в сутки, ночью и днем при закрытых ставнях и свечах; труда, вытесняющего из жизни все другое, кроме «борьбы с лавиной» умножающихся планов. Он пишет одновременно несколько произведений и правит бесчисленные корректуры. Он называет себя «пленником идеи и дела, таких же неумолимых, как кредиторы». «Если бы знали, что значит обрабатывать идеи, придавать им формы и краски, как это изматывает!» «Пылающие ночи сменяются другими пылающими ночами, дни размышлений — новыми днями размышлений, от писания переходишь к замыслам, от замыслов к писанию». Он боится сойти с ума от перенапряжения. Его труд — битва, это сравнение многократно встречается в его переписке, как и сравнение себя с пахарем, каменщиком, литейщиком. И так же часто, как жалобы на непосильный груз работы, звучат в его переписке мужество, решимость не отступать, ноты надежды на победу. Он уподобляет себя республиканскому генералу, ведущему кампанию без хлеба и сапог (образ подсказан не столь давними событиями военной истории французской революции). В романе «Кузина Бетта», размышляя о труде как первом законе творчества, он обяжет художника работать, «как рудокоп, засыпанный обвалом».

Он разрешал себе, гораздо реже, чем хотелось, путешествия по Франции или за границу, в том числе в Россию. Бальзак мечтал иметь семью, домашний очаг. Однажды ему принесли письмо из России с подписью «Чужестранка» отклик на его произведения, привлекший его внимание, позже последовало знакомство. К женщине, написавшей письмо, польской графине Эвелине Ганской, с которой он желал связать свою судьбу, он ездил в Петербург и в ее имение в Киевской губернии. Она, богатая помещица, боялась его долгов и неустроенности. Брак с ней состоялся лишь через восемнадцать лет после ее письма, в год его смерти.[7] Бальзак считал «главным» своим жанром роман — большую и свободную литературную форму, возможности которой хорошо соответствовали его замыслам: рисовать сложные общественные связи между множеством героев, отразить ход истории... Вместе с тем он часто обращался к «малому жанру» — рассказу (новелле), повести с элементами новеллы; в жанровом разнообразии сказалась многогранность его дарования. В рассказе немного героев, линия действия обычно одна, но у малой формы есть свои преимущества. Как раз небольшой объем произведения, при умелом выборе содержания, может способствовать концентрации выразительности.

Рассказы и повести Бальзака всегда масштабны: за одним случаем или одной цепочкой событий чьей-то частной жизни, благодаря глубоко вскрытым их корням, обрисовывается важная сторона действительности, выходящая за рамки жизни одного этого человека (например, в «Гобсеке»). Бальзак в рассказах остается «доктором социальной медицины» и великим сердцеведом.

В повести «Полковник Шабёр» (1832) действие вырастает из необычайной ситуации: человек, которого считали убитым в бою и похоронили, оказался только тяжело раненным, чудом выбрался из братской могилы и долгих восемь лет добивался, чтобы его, нищего и неузнаваемого из-за ран и болезни, бюрократическая машина общества официально признала живым...

У Бальзака нет сюжетов, не связанных с анализом общества и эпохи. Отчаянная борьба страстей, жизненные пути героев, полные неожиданностей и перипетий, трагические душевные кризисы вырастают из строго правдивых исторических обстоятельств. В «Полковнике Шабере» на развитие действия прямо влияет сложная обстановка во Франции первых десятилетий века, смена политических режимов в стране. Шабер, воспитанник приюта для подкидышей, не имеющий ни богатства, ни привилегий, прямой и благородный по натуре, за личную храбрость получил от Наполеона графский титул и чин. Его сочли погибшим в сражении 1807 года, в пору, когда Наполеон был императором. Жена Шабера выгодно и счастливо для себя вышла замуж вторично за человека из старинного аристократического рода — политическая ситуация благоприятствовала такому смешанному союзу. Но Империя уступила место реставрации Бурбонов, и второй муж Розы Шабер стал втайне сожалеть о своем браке, который теперь уже препятствовал его карьере. Таким образом, весь исторический процесс в стране проходит перед нами в перипетиях судьбы одной супружеской четы. Цепляясь за свое счастье, бывшая жена Шабера, графиня, со звериным эгоизмом отказывалась его признать — толкала обратно в могилу. Но вот, вопреки ей, при поддержке талантливого адвоката (это Дервиль, знакомый нам по «Гобсеку») Шабер получил, наконец, все необходимые документы. Тогда жена его переменила тактику. Играя на чувствах мужа, еще сохранившего любовь к ней, действуя как искусная актриса, она склонила его добровольно отказаться — ради ее счастья — от всего, что он вернул себе ценой героических усилий в поединке с ней и с обществом.

Но случай открыл Шаберу всю ее низость: добившись своего, она для верности задумала лишить его и честного имени, готова была оклеветать, запереть в сумасшедший дом...

Потрясенный, он отказывается — уже не из любви, как хотел прежде, а из презрения и к ней, и к всеобщей фальши — не только от имущества, но и от своего места в обществе и самого своего имени. Безымянным бродягой он опускается на дно.

Неожиданная трагическая развязка этим не исчерпана (вот пример драматизма, присущего бальзаковскому повествованию). Целых двадцать лет спустя Дервиль обнаруживает Шабера, по видимости слабоумного, среди обитателей богадельни. Но оказывается, что жив и разум, и патриотические чувства старого воина. Он носит маску безумия, как шекспировский Гамлет, это его форма неприятия среды с ее звериными нравами. Он не в состоянии победить эту среду, но и она не победила его духа.

«Что за судьба! Провести детство в приюте для подкидышей, умереть в богадельне для престарелых, а в промежутке помогать Наполеону покорить Европу и Египет». В конце повести два многоопытных адвоката подтверждают, что история Шабера, при кажущейся необыкновенности, на самом деле типична: «Я уже достаточно нагляделся на все это, работая у Дероша...»

Духовная непреклонность Шабера, его следование нравственному чувству характерны для художественного мира «Человеческой комедии». Этот мир населен толпами ростовщиков, карьеристов, банкиров, каторжников, блестящих эгоисток с холодным сердцем. Но в нем полно представлен и другой полюс: Евгения Гранде, Шабер, Мишель Кретьен и все Содружество д'Артеза, адвокат Дервиль (о котором его великосветская клиентка говорит иронически: «Никогда вы ничего не достигнете, зато будете счастливейшим и лучшим из людей»). В романах Бальзака самозабвенно преследуют свою идею бескорыстные искатели: ученые, художники, изобретатели. В повести «Полковник Шабер» Дервиль высказывает гениально простое наблюдение: одно из свойств добродетели — не быть собственником. Мысль эта подтверждается у Бальзака вереницей образов людей из народа.


4. «Обедня безбожника» как продолжение сборника

Бальзак всегда широко видит участок действительности, который берется изображать, и для каждой его вещи характерны многотемье, многопроблемность. То же и в этом рассказе, где всего три действующих лица: знаменитый хирург Деплен, врач Бьяншон, встречавшийся в многих произведениях Бальзака, и рабочий Буржа из провинции Оверни. Набрасывая характеристику Деплена (у этого персонажа был живой прообраз, хирург Дюпюитрен), построенную на удивительно живом сочетании противоречивых черт, автор поставил вопрос об отличии гения от таланта, об универсальности знаний и широте кругозора, о значении философского ума для специалиста. Бальзак постоянно заботился об увлекательности своих фабул, и здесь действие строится на раскрытии тайны: зачем Деплен, убежденный атеист, посещает церковь? Но увлекательная фабула никогда не самоцель, она непременно служит правде характеров, раскрывает правду об обществе, в котором живут герои. Тайна разъясняется в рассказе Деплена о его прошлом.

У него были трудные годы учения; тема молодого таланта, гибнущего без поддержки в бедности и одиночестве, не раз затрагивалась в «Человеческой комедии», она была и лично близка Бальзаку. В «Обедне безбожника» она повторена и в биографии Бьяншона, который стал ассистентом и другом своего учителя. С присущей Бальзаку неотразимой силой чувства написаны скупые страницы об эгоизме богатых бездарностей, которые «на каждом шагу встречаются в высшем обществе», об «армии пигмеев», затаптывающих талант и самую жизнь бедняка. Единственным другом оказался простой водонос, который сердцем понял человеческую ценность нищего студента и, самоотверженно, деликатно помогая, дал ему возможность кончить курс и защитить диплом. И знаменитый хирург, как нельзя более далекий от сентиментальности, через десятилетия пронес страстную благодарность своему названому отцу, «как огонь, который жжет доныне!». В память о нем Деплен готов броситься на помощь любому другому рабочему кто хоть чем-то напоминает покойного Буржа.

Для суждения о ценностях Бальзака важен и образ Бьяншона «прямого, не способного ни на какие компромиссы в вопросах чести» (это он в «Отце Горио» отказался «убить мандарина»). Он прекрасный товарищ, человек мужественный и вместе с тем легкий духом, не чуждающийся удовольствий, но «замкнувший» свои вожделения и страсти «в пределы непрестанного труда». Так в небольшом рассказе полно воплотился заряд человечности, характерный для всего творчества его автора.

Бальзак глубоко размышлял о проблемах искусства и написал несколько рассказов о художниках. Будет справедливым назвать «Неведомый шедевр» жемчужиной всего цикла.

У этого рассказа своя удивительная история. Он был опубликован в 1831 году, потом основательно переделан и свою окончательную форму принял только в 1837 году, вобрав в себя творческий опыт Бальзака, к тому времени уже автора «Гобсека», «Полковника Шабера», «Евгении Гранде», «Отца Горио», «Поисков абсолюта». «Неведомый шедевр» — рассказ о путях искусства, предельно насыщенный мыслью (он отнесен автором к разделу «филосовских этюдов»); мысль воплотилась в живых, зримых образах и волнующей фабуле. Действие происходит в начале XVII века; как всякое значительное произведение из далекого прошлого, рассказ живо перекликается с современностью.

Таинственный живописец, постигший глубокие тайны мастерства, создал изображение прекрасной женщины, настолько совершенное, что оно как бы стирает грань между искусством и природой. И позже тот же художник, встав на ложный путь, погубил свою картину, незаметно для себя превратив ее в хаос линий и красок. Поняв это, он покончил с собой.

В чем была тайна его успеха? И в чем причина крушения?

В устах Френхофера, когда он поправляет картину Порбуса в поучение своим собратьям, мысли о большом искусстве вылились в крылатые словесные формулы. «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать! Ты не жалкий копиист, но поэт!». И далее эта мысль поясняется сравнением простого гипсового слепка с женской руки (слепок как будто не лжет) с изображением той же руки, сделанным художником: слепок — «рука трупа, и тебе придется обратиться к ваятелю, который, не давая точной копии, передаст движение и жизнь». Невозможно лучше представить сущность и правду искусства, его волшебную власть. Художник не ограничивается поверхностью вещей, как ремесленник, снимающий слепок. «Впечатления! Впечатления! Да ведь они только случайности жизни, а не сама жизнь!.. Ни художник, ни поэт, ни скульптор не должны отделять впечатление от причины, так как они нераздельны — одно в другом». Источники выражения лица — в прошлом целой жизни. Это, значит, что художник вдохновенно исследует свою модель. Френхофер тысячу раз прав: не жалкий копиист...

Художник Френхофер — вымышленное лицо. Художники Никола Пуссен (1594—1665) и Франс Порбус (1569—1622) —лица исторические, как и упоминаемый «учитель Френхофера» Мабузе (Ян Госсарт). Бальзак искусно находит опорные точки для своего вымысла в действительности. художник вдохновенно исследует свою модель. Он размышляет специально о роли воздуха и света в живописи - разбивает жесткий контур предметов, создавая «дымку светлых и теплых полутонов», пророчески предвосхищая открытия импрессионистов.

Что же произошло потом, что завело Френхофера в тупик? На этот вопрос не просто ответить, тем более, что причина не одна. Бальзак, по своему обыкновению, видит проблему «комплексно», включая множество ее корней и сторон.

Наиболее ясно звучит предостережение от обмана субъективных восприятий; творческая личность в увлечении своей идеей, в жажде абсолютного совершенства может незаметно для себя утратить верное суждение о своем произведении, о его ценности, его соответствии своему назначению. Автор проник в сложную область психологии творчества. Устами Порбуса Бальзак предостерегает художника еще и от теоретизирования в отрыве от непосредственной творческой работы: «Художники должны рассуждать только с кистью в руках». Конечно, содержание психологического этюда этим не исчерпывается. Можно не преувеличивая назвать его неисчерпаемым. В этом смысле он напоминает известную всему миру картину Леонардо да Винчи Джоконда», как и это полотно, он сохраняет в себе нечто загадочное. Но чтобы это понять, необходимо научиться разбираться в живописи и ее истории. Л пока ограничимся тем, что приведем еще другие свидетельства в пользу глубины и пророческой силы рассказа. В наше время Стефан Цвейг писал: «Именно художники чувствуют, что никогда еще интимнейшая тайна искусства, стремление к совершенству, не были с таким неистовством доведены до масштабов трагического»[8]. Прославленный живописец Поль Сезанн с огромным волнением узнавал себя в личности Френхофера. Пабло Пикассо, знаменитый художник XX века, сделал к небольшому рассказу восемьдесят иллюстраций.

Судьба этого рассказа беспримерна. О нем написаны, кроме бесчисленных статей, еще и специальные книги на французском и английском языках. Интерес к «Неведомому шедевру» возрастает с течением времени, по мере развития искусства.

В эту книгу включены избранные произведения Бальзака тридцатых годов. В последнее десятилетие жизни писателя «Человеческая комедия» продолжала разрастаться. Романы увеличивались в объеме, охватывая все новые стороны действительности, обосновывая все более многочисленные и сложные связи между персонажами. Назовем хотя бы самые главные: закончены «Утраченные иллюзии», «Темное дело», «Жизнь холостяка», «Кузина Бетта», «Кузен Понс».


Заключение

Бальзаку был пятьдесят один год, когда смерть прервала его труд. В его бумагах было обнаружено столько планов, фрагментов, новых названий, что один из исследователей по праву предположил: сколько бы ни прожил этот необычайно плодовитый писатель, «Человеческая комедия» все равно не была бы завершена, потому что по мере осуществления планов появлялись бы новые; ей не было бы конца, как нет конца жизни общества.

Бальзака не стало 19 августа 1850 года. Над его могилой Виктор Гюго, автор «Отверженных», сказал вещие слова: «...Хотел он этого или не хотел, согласился бы он с этим или нет, — творец этого огромного и небывалого произведения был из крепкой породы писателей революционных... Бальзак берет современное общество мертвой хваткой. Его скальпель проникает в душу, в сердце, в мозг... в пропасть, которую каждый носит в себе. И вот Бальзак, после этих страшных трудов, приводивших Мольера к меланхолии и к мизантропии — Руссо, выходит улыбающийся и светлый»[9].

Бальзака можно читать поверхностно, на уровне сменяющихся драматических событий. Он и в этом случае дает немало. И можно читать все более вдумчиво, одновременно стараясь понять и человековеда, надежного историка, «доктора социальной медицины». Тогда Бальзак — не легкое чтение. Но он вознаграждает самой полной мерой.


Список литературы

1. Бальзак О. Собр. Соч. в 24-х т. М.: Издательство ЛГУ, 1960.

2. Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю. Французская литература. – М.: Инфра-М, 2009. – 560 с.

3. Бальзак О. Гобсек. Отце Горио. Евгения Гранде. Неведомые шедевр. – М.: Дрофа, 2007. – 656 с.

4. Жирмунская Н.А. От барокко к романтизму: Статьи о французской и немецкой литературах. – М.: Филологический факультет СПбГУ. – Спб.: 2001. – 464 с.

5. Толстой Л.Н. Полн. Собр. Соч. в 30-ти т., 30 т. – М.: ГИХЛ. 1951.

6. Моруа А. Литературные портреты. М.: Прогресс, 1970. – 455 с.

7. Бальзак в воспоминаниях современников. – М.: Художественная литература, 1986. – 559 с.

8. Цвейг Ст. Бальзак. – М.: Молодая гвардия, 1961. – 768 с.

9. Гюго В. Собр. Соч. в 15-ти т. Т. 15 – М.: - 1956.


[1] Бальзак О. Собр. Соч. в 24-х т. – М.: Издательство ЛГУ, 1960.

[2] Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю. Французская литература. – М.: Инфра-М, 2009. 560 с.

[3] Бальзак О. Гобсек. Отце Горио. Евгения Гранде. Неведомые шедевр. – М.: Дрофа, 2007. 656 с.

[4] Жирмунская Н.А. От барокко к романтизму: Статьи о французской и немецкой литературах. – М.: Филологический факультет СПбГУ. – Спб.: 2001. – 464 с.

[5] Толстой Л.Н. Полн. Собр. Соч. в 30-ти т., 30 т. – М.: ГИХЛ. 1951.

[6] Моруа А. Литературные портреты. – М.: Прогресс, 1970. – 455 с.

[7] Бальзак в воспоминаниях современников. – М.: Художественная литература, 1986. 559 с.

[8] Цвейг Ст. Бальзак. – М.: Молодая гвардия, 1961. – 768 с.

[9] Гюго В. Собр. Соч. в 15-ти т. Т. 15 – М.: - 1956.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.