Реферат: Жизнь. Смерть. Бессмертие
Разумеется, «в чистом виде» эти подходы характеризуют полярные позиции, а в реальной жизни приходится считаться и с объективными условиями бытия, и с миром своих субъективных творческих потенций.
Для верующего тут всё ясно, а для не верующего возникает альтернатива возможных путей решения этой проблемы.
Определяя понятие смысла жизни, необходимо отметить как минимум три его «измерения». Первое связано с понятием «святости жизни» как таковой, что является ныне предметом такой дисциплины, как биоэтика. Всё живое (в том числе и во Вселенной) имеет право на жизнь в силу самого факта рождения. Эта витальность первична для человека. Необходимо принять мысль, которая подтверждается наукой и просто здравым рассудком, что в мире не возможно полное уничтожение даже элементарной частицы, а действуют законы сохранения. Сохраняется вещество, энергия и, как полагают, информация и организация сложных систем. Следовательно, частицы нашего «я» после смерти войдут в вечный кругооборот бытия и в этом смысле будут бессмертными. Правда, они не будут обладать сознанием, душой, с которой связывается наше «я». Более того, Этот вид бессмертия обретается человеком в течение всей жизни. Можно даже сказать в форме парадокса: мы живы только потому, что ежесекундно умираем. Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клетки эпителия на наших слизистых, выпадают волосы и т. д. Поэтому зафиксировать жизнь и смерть как абсолютные противоположности в принципе не возможно ни в действительности, ни в мысли. Это две стороны одной медали.
Также можно выделить биологическое измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия, ибо эти состояния являют по сути дела различные стороны одного феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих условиях. Известное определение Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу, в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел», акцентирует космический аспект жизни. Рождаются, живут и умирают звёзды, туманности, планеты, кометы и другие космические тела, и в этом смысле не исчезает никто и ничто. Данный аспект наиболее разработан в восточной философии и мистических учениях, исходящих из принципиальной невозможности только разумом понять смысл этого вселенного кругооборота. Материалистические концепции строятся на феномене самопорождения жизни и самопричинения, когда, по словам Энгельса, «с железной необходимостью» порождаются жизнь и мыслящий дух в одном месте Вселенной, если в другом он исчезает.
Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с её биосферой, равно как и потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение.
Эта идея святости жизни, права на жизнь для любого живого существа уже в силу самого факта рождения принадлежит к числу вечных идеалов человечества. В пределе, вся Вселенная и Земля рассматриваются как живые существа, а вмешательство в ещё плохо познанные законы их жизни чревато экологическим кризисом. Человек предстаёт как малая частица этой живой Вселенной, микрокосмос, вобравший в себя всё богатство макрокосмоса. Даже, если биологическая, телесная жизнь считается неподлинной, транзитной формой человеческого существования, то и в этих случаях (например, в христианстве) человеческая плоть может и должна обрести иное, цветущее состояние.
Второе измерение связано с уяснением специфики именно человеческой жизни, поскольку единственный реальный факт в жизни любого человека – предстоящая смерть. Известно, что Л.Н.Толстой мучительно вопрошал: «Есть ли в моей жизни тот смысл, который не уничтожается неизбежно предстоящей смертью? К чему воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком же критическом состоянии, как и их отец? Зачем же им жить? Зачем мне любить их, расти и блюсти их? Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я не могу скрывать от них истины, - всякий шаг ведёт их к познанию этой истины. А истина смерть». В рамках рационалистического подхода ответить на эти вопросы невозможно, и приходится искать ответ на путях интуитивного постижения смысла своего бытия и определения – что же для личности является высшей ценностью Бог, человечество, близкие и родные, дети, справедливость…
Третье измерение - идея обретения бессмертия, которая рано или поздно становится в центр внимания человека, особенно если он достиг зрелого возраста. Выделяют несколько видов бессмертия.
Первый – связан с бессмертием в потомках и осуществляется путём передачи генного аппарата родителей детям, внукам и т. д., близок большинству людей. Кроме принципиальных противников брака и семьи и женоненавистников, многие стремятся увековечить себя именно этим способом. Одним из мощных влечений человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках. С этим связывается наследование не только физических принципов, но и нравственных принципов семейного занятия или ремесла.
Второй – сохранение тела умершего, то есть мумификация или криогенизация. Опыт ещё египетских фараонов, практика современного бальзамирования говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым. Достижения техники конца 20-го века сделали возможной криогенизацию тел умерших с расчётом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.
Третий – вхождение частиц нашего распавшегося тела в кругооборот вещества, энергии и информации во Вселенной, своеобразное «слияние с природой», упование на «растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое «тело», в вечный круговорот материи. Это характерно для ряда восточных цивилизаций, особенно японской. К такому решению близка исламская модель отношения к жизни и смерти и разнообразные материалистические или точнее натуралистические концепции. Здесь речь идёт об утрате личностных качеств и сохранении частиц бывшего тела, способных войти в состав других организмов. Такой крайне абстрактный вид бессмертия неприемлем для большинства людей и эмоционально отвергается.
Четвёртый определяется итогами деятельности человека, в плодах материального и духовного производства, которые входят в копилку человечества. Для этого, прежде всего, нужна уверенность в том, что человечество бессмертно и идёт космическое предназначение в духе идей К.Э.Циолковского и других космистов. Если для человечества реально самоуничтожение в термоядерной экологической катастрофе, а также вследствие каких-то космических катаклизмов, то в этом случае вопрос остаётся открытым. Среди идеалов и движущих сил такого вида бессмертия чаще всего фигурируют борьба за освобождение человечества от классового и социального гнёта, борьба за национальную независимость и обретение государственности, борьба за мир и справедливость, и т.п. Это придаёт жизни таких борцов высший смысл, который смыкается с бессмертием. Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и святые, зодчие и изобретатели. Навечно сохраняются в памяти человечества и имена жесточайших тиранов и величайших преступников. Это ставит вопрос о неоднозначности оценки масштабов личности человека. Создаётся впечатление, что, чем большее количество человеческих жизней и сломанных человеческих судеб лежит на совести того или иного исторического персонажа, тем больше у него шансов попасть в историю и обрести там бессмертие. Способность влиять на жизнь сотен миллионов людей, «харизма» власти вызывает у многих состояние мистического ужаса, смешанного с почтением. О таких людях слагают легенды и предания, которые передаются от поколения к поколению.
Пятый путь связан с достижением различных состояний, которые наука называет «изменённые состояния сознания». В основном они являются продуктом системы психотренинга и медитации, принятой в восточных религиях и цивилизациях. Тут возможны: «прорыв» в иные измерения пространства и времени, путешествие в прошлое и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к Вечности.
Можно упомянуть и о других концепциях обретения бессмертия, направленных на изменение законов природы, достижение «жизни после смерти», а также многочисленные мистические течения, основанные на реальном наличии потустороннего мира и возможности общения с ушедшими. Более того, появляются сведения о наличии у каждого человека своеобразного энергетического фантома, который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает существовать в других измерениях. Это вообще ведёт к иному типу понимания проблемы бессмертия, что связано с необходимостью самоопределения в вечном мире информационно-энергетических сущностей.
Современная танатология (учение о смерти) представляет собой одну из «горячих» точек естественнонаучного и гуманитарного знания.
Заключение.
Но все же, поиск и обретение смысла жизни и деяний каждого человека носит сугубо индивидуальный личностный характер.
Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Очевидно, что эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей духовной установки той или иной цивилизации.
На решение проблем жизни, смерти бессмертия сильно влияет существующее экономико-политическое и социальное состояние общества. Рано или поздно человек задумывается над такими вечными проблемами, как жизнь, её смысл, смерть и возможные пути обретения бессмертия. Любой человек имеет некоторое понятие о жизни, смерти и бессмертии, которые накапливаются из различных источников. В данной работе произведена попытка систематизировать и обобщить основные критерии смысла жизни и попыток обретения бессмертия.
Если у человека есть нечто вроде инстинкта смерти, то каждый имеет естественное, врождённое право не только жить, каким он родился, но и умереть в человеческих условиях. Одной из особенностей 20-го века является то, что гуманизм и гуманные отношения между людьми являются основой и залогом выживания для человечества. Если раньше любые социальные и природные катаклизмы оставляли надежду на то, что большинство людей выживет и восстановит разрушенное, то сейчас витальность можно считать понятием, производным от гуманизма.
Словарь ключевых понятий
Жизнь – форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, но включающая их в «снятом» виде, реализуемая в индивидуальных биологических организмах и их совокупностях.
Смерть – необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого организма
Смысл жизни – регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.
Мировоззрение – система принципов, взглядов, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей.
Бессмертие – продолжение существования после смерти нашей духовной индивидуальности, одаренной сознанием и волей
Бог – в религиозных учениях и представлениях, сверхъестественное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им.
Буддизм – религия, проповедующая избавление от страданий путём отказа от желаний и достижение «высшего просветления» нирваны.
Ислам или мусульманство – одна из трёх так называемых мировых религий, распространённых главным образом в странах Ближнего и Среднего Востока, в Северной Африке.
Христианство – одна из трёх так называемых мировых религий, возникшая в I в. в восточных провинциях Римской империи.
Тесты
1. Что такое «биологическая витальность»
Ø свойство бессмертной души человека
Ø сущность, управляющая миром
ü жизненная сила, которая по словам Ортега-и-Гассета, поддерживает жизнь
Ø экзистенциальное понимание мира
Ø Бог, Дух, Космический разум
Ø Смысл жизни
Ø Способность воспринимать смерть как продолжение жизни
Ø Философская концепция выживания
2. С именем каких философов связан объективистский подход понимания жизни
ü Спиноза
Ø Кант
Ø Аристофан
Ø Платон
ü Гегель
ü Гольбах
Ø Прокл
ü Лафарг
3. Как отвечает буддизм на вопрос о бессмертии
Ø бессмертен познавший истину
Ø бессмертия не существует
Ø никак
ü признаётся только один вид «дивного бессмертия» – нирвана
Ø бессмертны только боги
Ø смерть – логическое продолжение жизни
Ø смерти не существует
Ø смерть и жизнь – две стороны одной медали, без смерти не может существовать жизнь
4. основной принцип биоэтики
Ø бессмертия не существует, есть только жизнь и смерть
Ø всё живое бессмертно
ü всё живое имеет право на жизнь в силу факта своего рождения
Ø жизнь – высшая ценность
Ø главная цель в жизни каждого человека – достойно встретить смерть
Ø поиск путей для обретения бессмертия
Ø в мире нет ничего, принципиально познаваемого
Ø относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе
5. Какие существуют пути обретения бессмертия
Ø бессмертие в потомках
Ø сохранение тела умершего
Ø своеобразное «слияние с природой»
Ø определение итогов деятельности человека
Ø достижением различных состояний
ü правильно всё вышеперечисленное
Ø бессмертия не существует, поэтому обрести его невозможно
Ø заморозка тела
6.Каким образом по мнению Демокрита, на Земле появилась жизнь
Ø Жизнь была занесена на Землю из космоса
Ø создал Бог
ü атомы, сплетаясь, образуют различные вещества, а также растения и животных не беспричинно, а “на каком-нибудь основании и в силу необходимости
Ø эволюционная теория
Ø теория панспермии
Ø занесена инопланетянами
Ø произошла из хаоса
7.Как христианство повлияло на развитие представлений о возникновении жизни
Ø способствовало
Ø никак не влияло
Ø церковь старалась развивать различные теории появления жизни
ü отрезало всякие пути исследованию действительных причин
Ø такого вопроса вообще не возникало
Ø свой вариант ответа
Ø появилась новая концепция миропонимания
Ø доказывало единственный возможный путь происхождения жизни, создания жизни Богом
8. Благодаря чему, по мнению Блаженного Августина, существует жизнь
Ø Жизнь была занесена на землю из космоса
ü бог вложил в материю действенную силу
Ø Ни один вид не был кем-то сотворен
Ø В силу действия космических сил
Ø Для каждого живого организма наступает период смерти
Ø Правильно всё вышеперечисленное
Ø Свой вариант ответа
Ø Благодаря перерождению души
Список использованной литературы
1. Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова.– 6-е изд., перераб. и доп.– М.: Политиздат, 1991.–560 с
2. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991.– 624с.
3. Античная философия религии (Из цикла «Зарубежная философия религии в прошлом и настоящем».) – М.: Знание, 1989. – 64с.
4. http://filosofia.ru/
5. http://www.philosophy.ru/