скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Значение и роль искусства в жизни раннеобщинного общества, взаимосвязь с ранними формами религии

Натуральное творчество - композиция из туш, костей, натуральный макет.

Искусственно-изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур.

Верхнепалеолитическое изобразительное творчество - росписи пещер, гравировки на кости.

Натуральное творчество включает следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появилась лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Натуральный макет, в свою очередь, проходит несколько стадий. Сначала использовался естественный фигурный объём - природный холмик. Затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооружённый постамент. Позднее производилась грубая лепка зверя, но без головы. Это сооружение накрывалось шкурой зверя, к которому прикреплялась голова.

Следующий второй этап - искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление творческого опыта, которое выразилось в начале полнообъемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объёмном изображении. Наиболее характерные образцы живописи этого периода представлены пещерными росписями. Древнейшие памятники искусства найдены в Западной Европе. Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа. Памятники первобытной живописи, как уже отмечалось, открыты более 100 лет назад. Палитры каменного века бедны, в ней четыре основные краски: чёрная, белая, красная, жёлтая. Две первые употреблялись довольно редко.

Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики.

В одном из домов Мезинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков.

При изучении жилища Мезинской стоянки позднего палеолита (в районе Чернигова) были обнаружены расписанные орнаментом кости, молоток из рога северного оленя и колотушки из бивней мамонта. «Возраст» этого набора музыкальных инструментов 20 тыс. лет.

Особая область первобытного искусства - орнамент. Он применялся очень широко уже в палеолите. Ещё в XIX в. На Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены вместе с каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками костяные изделия с искусно нанесённым на них геометрическим орнаментом. Геометрический орнамент - основной элемент Мезинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы.

Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент новые комбинации и элементы.

Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм. Самые ранние из них относятся к палеолиту.

В России палеолитические скульптуры обнаружены в центре Русской равнины и в бассейне Ангары. В Сибири и на Урале мелкая пластика процветала и в железном веке. Её находят при раскопках на палеолитических стоянках.

Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древние памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством. Они имели религиозно-магическое значение, ориентировали человека в природе.

Более поздние этапы первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретённый человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, - камень, дерево, кость.

В эпоху неолита появились изображения, предающие более сложные  и отвлечённые понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства - керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные, - литьё появилось гораздо позднее. На Урале около 5 тыс. лет назад уже делали из меди шилья, ножи, крючки, а около 4 тыс. лет назад - и первые художественные отливки.

Начиная с бронзового века, яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы.

Культура населения Северного Кавказа в III тыс. до н. э., в эпоху ранней бронзы, получила название Майкопской по знаменитому памятнику, е представляющему, - Майкопскому кургану. Майкопская культура была распространена от Таманского полуострова на северо-западе до Дагестана на юго-востоке.

В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.

В поздний период первобытного общества развивались художественные ремёсла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра.

К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений - крепости. Чаще всего это сооружения из огромных грубоотесанных камней, которые сохранились во многих местах Европы и Кавказа. В Европе со второй половины I тыс. до н. э. распространились поселения и погребения.

Поселения делят на неукреплённые (стоянки, селища) и укреплённые (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники бронзового и железного веков. Под стоянками подразумеваются поселения каменного и бронзового веков. Особое место занимают мезолитические поселения - «кухонные кули» - они выглядят как длинные кули отбросов устричных раковин. В Дании были впервые обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей.

Особый вид поселений - укреплённые поселения на сваях. Строительный материал этих поселений - мергень (вид ракушечника). В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов.

Погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких либо надмогильных сооружений. В основании многих курганов находили пояс из каменных блоков или плит, поставленных на ребро. Плиты такого пояса покрывал резной геометрический узор. На этот каменный орнаментальный фриз опирался деревянный шатёр, а земляная и дерновая  основа всей конструкции была спрятана в глубине. Размеры ямных курганов очень внушительны.

Курганами отмечены все погребения, но над некоторыми из них возвышались ещё каменные надгробья, надмогильные статуи, каменные бабы - каменные изваяния человека (воинов, женщин). Каменные бабы простояли на курганах 4000 лет. Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и создавалась с расчётом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех сторон с самых отдалённых точек.

В III тыс. до н. э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы человек занимает в искусстве первобытного общества большее место. Если в каменном веке зверей изображали гораздо чаще, чем людей, то в бронзовом - соотношение обратное. Так в III-II тыс. до н. э. в искусстве наступил решающий перелом. В центре внимания оказался человек.

Пусть каменные бабы Яльной культуры не представляют эстетической ценности. Грубые истуканы пришли на смену безупречным линиям гравировок и умелой лепке форм в росписях ледниковой эпохи. Это памятники более высокого этапа развития мышления и общества.

Период, когда люди приспосабливались к природе, а всё искусство сводилось, по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве.

Наиболее сложные сооружения - мегалитические погребения, т.е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольмены. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены.  Некогда на северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями. Больше всего их было в Прикубанье.

Самые ранние из них возведены более 4000 лет назад племенами. Строители дольменов ещё не знали железа, ещё не приручили лошадь и не отвыкли от орудий из камня. Строительной техникой эти люди были оснащены крайне слабо. Нужно было перепробовать немало вариантов сооружений, прежде чем пришли к классической конструкции - четыре поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую - плоское перекрытие. У станицы Новосвободной, под насыпями курганов обнаружены необычные дольменообразные гробницы конца III тыс. до н. э. Среди них особенно интересна одна Крупная в плане, со стенами из 11 высоких плит и с кровлей в виде шатра. Это башня неминуемо развалилась бы, если бы её целиком не засыпали землей. Нормального распределения функции опор и свода здесь ещё не было. Скорее всего, настоящие дольмены тогда строить ещё не умели.

Почти везде боковые плиты и кровля несколько выступают над передней стенкой. Задняя стена обычно ниже передней, и крыша лежит наклонно. Всё это позволило выделить в постройке элементы конструкции - несущие свод опоры - и выразить ощущение прочности, незыблемости дольмена. Внутри некоторых дольменов были комнаты до 7,7 м 2. В Западной Европе известны мегалитические гробницы с гравировкой. В Крыму открыты погребения бронзового века в расписанных изнутри ящиках. Исследователи Западной Европы пришли к выводу, что резьба в усыпальницах изображает ковры. На одном фризе, помимо их геометрического узора, показаны как бы повешенные на стену лук и колчан со стрелами.

Памятником первобытной эпохи являются и мегалитические гробницы с гравировкой.

Анализ первобытного искусства показывает, что ранней стадии соответствует относительно однородная художественная структура: в пещерном и наскальном искусстве региональные, этнические, индивидуальные особенности размыты, зато стадиальная общность прослеживается повсеместно.


Взаимосвязь искусства и религии

В целом, тесная взаимосвязь искусства и религии определяется рядом общих моментов. Главное, они выражают ценностное отношение человека к действительности, к миру бытия, к смыслу собственной жизни и будущего своей земли.

Искусство и религия были тесно переплетены в структуре древнего синкретического сознания. Культура существовала в концентрировании своих ценностей, образов и значений вокруг мифологии как ядра, синтеза общей идеи и конкретного образа. Религиозный культ и ритуальные действия строились на художественно-эстетической основе, где художественные элементы ритуала воздействовали на сознание человека. Древние обряды представляли собой целостное сакрально-художественное действо, в которое включались и окружающая природа (земля, пещеры, горы, источники), и художественные предметы культа, и песни, музыка, и слово жреца.

Эдуард Тейлор, известный английский исследователь первобытной культуры, задавался вопросом: существуют ли на земле или существовали когда-нибудь прежде племена людей, у которых совсем не было бы никаких религиозных понятий? В своей книге «Первобытная культура», в которой собрано огромное количество мифов самых различных народов мира, автор сделал вывод: нет, наука не знает таких племён.

У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30 – 40 тыс. лет, т. е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в распоряжении только два инструмента. Первый – это археологические находки, и среди них – немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки, а также наскальные рисунки, связанные с религиозными древнейшими культами. Второй – это мифы, легенды, поверья племён, по той или иной причине оказавшихся в стороне от так называемых цивилизованных народов и живущих, видимо, так, как жили их предки тысячи и десятки тысяч лет назад. Хотя иногда их называют «дикими», но человек конца ХХ столетия, окружённый могучими техническими приспособлениями, порой завидует «дикарю», беззаботно пляшущему вокруг костра и даже не подозревающему об экологической катастрофе, генетических болезнях, энергетических кризисах или угрозе атомной войны – всех этих «прелестях» цивилизации.

Во всяком случае, именно у народов по сей день сохраняющих в целом примитивный уклад жизни логично искать ответ на вопрос о религиозных представлениях наших пращуров. Сопоставляя мифы с археологическими находками, неизбежно придётся сделать вывод о том, что с самых первых своих шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь.

В глубокой древности человек и не думал отдалять себя от природы, но это не значит, что он не стремился понять объяснить мир, в котором жил.  Видимо, одним из первых способов подобного объяснения стало перенесением человеком своих собственных свойств и ощущений на окружающий его мир. Так родилась вера в то, что природа – живая. Камни, деревья, реки, облака – всё это живые существа, только не похожие на человека, как не похожи на него тигр, слон, медведь. И те, которые отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и не доступными людям свойствами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит так, как не под силу крикнуть ни одному человеку.

 Люди наблюдали, как из земли появляются ростки, крепли, становились деревьями, - значит, кто-то заботился о том, чтобы вырастить для них съедобные плоды, кто-то населил земли, воды и небеса животными рыбами и птицами. Кто-то, наконец, произвёл на свет самого человека. Чуткий, настороженный, внимательный человек древнейших времён, просто не мог не ощутить не зримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь и смерть. Часто, изучая первобытные верования, учёные встречают почитание этой силы в лице Богини – Матери.

Зарождение одного из религиозных древнейших культов отделяют от нас десятки тысяч лет. Неудивительно, что известно о нём немногое, а то, чем располагают учёные, может послужить основой лишь более или менее достоверных гипотез.

У народов, сохранивших пережитки отдалённых неолитических времён, практически повсеместно встречается культ всеобщей Матери.

Все женские божественные лики – разновидность единой богини, и эта богиня – женское начало мира, один пол, возведённый в абсолют.

Богиня-Мать – всеобщая прародительница. Из её лона вышли растения, животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живёт чувство родства, которое связывает все живые существа. Для охотников каменного века зубры и медведи, орлы и бобры – это такие же дети природы, как и они сами. Даже опасные звери, даже объекты промысла  представлялись им таковыми. Следы этого чувства мы находим у многих примитивных народов. 

До наших дней дошло множество фетишей амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был оберегать своего владельца.

Фетишем иногда становилось часть чего-то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного. Фетиш мог быть просто рисунком или татуировкой на теле.

Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов культом предков. Их изображения становятся фетишами, которым поклоняются. Иногда это идолы – человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а иногда предка изображает специальный знак, как это было принято, например в Китае.

Ярким примером фетиша, связанного с культом предков, являются алелы енисейских кетов. Алел деревянная кукла с большой головой, руками, ногами, глазами из бусин или пуговиц, одетая в традиционную кетскую одежду из сукна и оленьих шкур. Обычно куклы изображают старух, которые призваны помогать семье во всех её делах. Они охраняют дом, следят за детьми и скотиной – оленями, собаками. Алелы переходят от родителей к детям. При перекочёвках их возят в специальном берестяном туеске. По представлениям кетов, человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с ними обращаться. В противном случае членам семьи грозит гибель.

Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом.

Тотемизм – это система религиозных представлений о родстве между группой людей и тотемом – мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей – своих родственников – от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считалось только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог изображаться любым символом, словом или звуком.

Каждый род носил имя своего тотема, но могли быть более «специализированные» тотемы. Например, все мужчины одного рода считали своим предком одно животное или растение, а у женщин был другой тотем.

Выбор тотемов часто связан с физико-географическим характером местности. Так, например, у многих племён Австралии в качестве тотемов выступают обычные здесь кенгуру, страус эму, опоссум, дикая собак, ящерица, ворон, летучая мышь.

Важно отметить, что тотем не обожествляется, его не наделяют свойствами и качествами бога, люди просто верят в своё родство и ним.

Тотемизм – это религия раннеродового общества, где кровнородственные связи являются самыми важными среди людей. Подобные же связи, человек усматривает и в окружающем мире, он наделяет всю природу родственными отношениями. Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и собирателя, становятся предметом его религиозных чувств.

Тотемизм послужил одним из главных источников возникновения зоолатрии –  культа животных, широко распространённого у многих народов мира. Формы зоолатрии разнообразны: прямое поклонение животным, страх перед ними, вера в оборотней, посвящение животных божествам, вера в их особую связь с миром духов и богов.

Одним из проявлений зоолатрии является, например, уподобление животных людям. При этом считается, что животные слышат и понимают человеческую речь, могут превращаться в людей или когда-то были людьми.

Именно культ животных  проявляется в запрете убивать определённых зверей и есть их мясо или, наоборот, в ритуальном заклании зверя, мясо которого съедают во время обряда умилостивления духа животного. О культе животных у того или иного народа свидетельствуют предания об умирающем и воскрешающем звере, о браках людей с животными и рождении детей от них, вера в духов – хозяев животных и обряды, посвящённые им.

Кроме тотемизма и фетишизма к наиболее ранним формам религии можно отнести и анимизм. Вера в существование души и духов присуща всем культурам человечества. Среди этнографов и религиоведов распространено мнение, что анимизму предшествовала более ранняя ступень религиозного сознания – аниматизм, когда существовала вера не в отдельных духов, а во всеобщую одушевлённость природы.

Эстетическое чувство первобытного мастера с древнейших времен воспитывалось на создании орудий труда. Они были первыми произведениями прикладного пластического искусства; совершенные формы многих первобытных орудий восхищают и нас. Совершенствуясь в практической целесообразности и приобретая вместе с тем эстетическую ценность, орудия труда заложили основы искусства скульптуры. Как и в других произведениях первобытного человека, в орудиях труда воплощены не только его техническая мысль, но и эстетический идеал. Совершенство этих изделий – результат не только технических, но и эстетических требований. В то же время совершенные – в техническом и эстетическом отношениях – изделия утверждают авторитет и общественное положение мастеров. Благодаря своему совершенству приобретают магические свойства и, подобно многим другим произведениям творческой мысли первобытного человека, играют важную роль в религиозной жизни первобытного общества.

Погружаясь в глубины истории, те же фундаментальные представления о циклизме жизни и смерти, уничтожении и восстановлении природного и человеческого мы читаем в археологических памятниках среднего и позднего палеолита с их расчлененными погребениями животных и людей, со следами продуцирующих обрядов в глубинах пещер. Мы читаем их в пещерах, где цикл смерти и возрождения символически воспроизводился и в инициациях подростков, и в преднамеренном уничтожении предметов искусства, связанных с ритуалом. Та же идея творения через уничтожение проходит, сквозь всю этнографически засвидетельствованную религиозную обрядность.


Список литературы:

  1. Акулинин В.Н. “Философия всеединства”. Новосибирск, 1990
  2. Алексеева В. В. "Что такое искусство?" , М., "Совет­ский художник", 1991

3.   Виппер Р. Ю. "История древнего мира", М., "Рес­публика", 1994

4.   Мириамов В. Б."Первобытное и традиционное искусство",  1973

5.   Серия "Малая история искусств", М., "Искусство"

6.   Столяр А. Д. “Происхождение изобразительного искусства”, М., 1985 

7.   Тяжелев Е. В., Сапоцинский О. "Искусство средних веков", 1975

                                                                  


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.