скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Возрождение

Величайший представитель венецианской школы Тициан Вечеллио. При жизни он получил признание в Европе.

К периоду Высокого Возрождения относится творчество крупнейшего итальянского поэта Лудовико Аристо, продолжившего литературные традиции Данте, Петрарки, Боккаччо.

Период Позднего Возрождения был отмечен наступлением католической реакции. Церковь небезуспешно пыталась восстановить частично утраченную безраздельную власть над умами, поощряя деятелей культуры, с одной стороны, и используя репрессивные меры в отношении непокорных – с другой. Так, многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику (так называемый маньеризм) великих мастеров Возрождения.

Однако маньеризм, несмотря на мощное покровительство церкви, не стал ведущим направлением в период Позднего Возрождения. Это время было отмечено реалистическим, гуманистическим творчеством живописцев, относящихся к венецианской школе: Паоло Веронезе. Якопо Тинторетто, Микеланджело да Караваджо и др.

Караваджо является основоположником реалистического направления в европейской живописи в. Полотна мастера отличаются простотой композиции, эмоциональным напряжением, выраженным через контрасты света и тени, демократизм. Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи реалистические сюжеты народного быта караваджизм.

Последним из наиболее крупных скульпторов и ювелиров Италии был Бенвенуто Челлини, в творчестве которого отчетливо проявились реалистические каноны Возрождения. Челлини остался в истории культуры не только как ювелир, давший свое имя целому периоду в развитии прикладного искусства, но и как незаурядный мемуарист, талантливо воссоздавший портреты своих современников в книге “Жизнь Бенвенуто Челлини”, не раз издававшейся и на русском языке.

В 40-е годы XVI в. церковь в Италии начала широко применять репрессии к инакомыслящим. В 1542 г. была реорганизована инквизиция и создан ее трибунал в Риме. Многие передовые ученые и мыслители, продолжавшие придерживаться традиций Ренессанса, были репрессированы, погибли на кострах инквизиции. В 1559 г. Папа IV впервые издает “Список запрещенных книг”. В числе подлежащих уничтожению книг было немало произведений гуманистической литературы Возрождения (например, сочинения Боккаччо). Таким образом, эпоха Возрождения к началу 40-х годов XVII в. в Италии закончилась.

Однако гуманистическое движение еще в XV в. вышло за пределы Италии и оказало мощное воздействие на культурный процесс в странах, расположенных к северу Ренессанса. Поэтому представляется правомерным использовать термин Северное Возрождение, подразумевая под ним не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Италии, Нидерландов, Испании, Швейцарии, Франции. Весьма важными особенностями Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии.

Самобытный характер Северного Возрождения провился, в первую очередь, в культуре Нидерландов и Германии. В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности.

Традиционный фактор влияния античной культуры незначитилен, он в ней воспринимается опосредованно. Век Северного Возрождения был недолог, но его влияние на европейскую культуру ощущается и сегодня.

Подлинным началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык. Лютеровская Библия создает эпоху, во-первых, в немецком языке: она становится основой немецкого единого литературного языка; во-вторых, она создает прецендент перевода Библии на современный литературный язык, и вскоре последуют переводы на английский, французский и др.

Идея лютеранства объеденяют наиболее прогрессивные круги Германии. Формирование лютеранства шло несколько десятилетий и включало весьма разнообразные философские, религиозные, мистические, утопические и этичиские идеи.

Возрожденческая литература в Германии опиралась на средневековые традиции майстерзинеров. Наиболее совершенные образцы поэзии того времени представил продолжатель этих народных традиций Ханс Сакс. Наряду с Лютерем он может считаться создателем современного немецкого языка.

Лидировала среди видов художественной деятельности – как и в итальянском Ренессансе – живопись. Первым среди великих этого периода должен быть назван нидерландец Хиеронимус Босх. В его картинах большей частью написанных еще на религиозные сюжеты, поражает соединение мрачных средневековых фантазий и элементов фольклора, мистической символистики и точности реалистических деталей. Никто из последующих мастеров живописи уже не будет рисовать столь фантастические, граничащие с безумием, образцы, но влияние Хиеронимуса Босха ХХ в. ощутит в творчестве сюрреалистов.

Безусловно, крупнейшим мастером Северного Возрождения в изобретательных искусствах был Альберт Дюрер. Он оставил колоссальное наследие: картины, графические работы, статьи, переписку.

На творчество Дюрера оказало большое влияние путешествие по Италии в 1495 г. Не случайно манера письма этого мастера особенно близка к итальянской. Однако специфика видения мира Альберта Дюрера состоит в поисках возможности как можно объективнее отразить мир, он хотел добиться от живописи и рисунка полной достоверности.

Вершиной его творчества явилось грандиозное изображение четырех апостолов, подлинный гимн человеку, одно из самых ярких выражений возрожденческого гуманизма.

Неотъемлемо от достижений этой эпохи творчество Лукаса Кранаха Старшего. В его живописи особенно отчетливо прослеживаются готические мотивы. Множество деталей, некоторая манерность заслонялись удивительной красотой колорита, поражающего, особенно на женских изображениях, и сегодня.

Возможно, лучшей и самой новаторской его работой остается “Распятие”. Резко асимметричная композиция, необычные ракурсы традиционных фигур, насыщенность колорита производят впечатление смятенности, предчувствия общественных потрясений.

В его творчестве Матиса Нитхардта отразились все противоречия эпохи, а его картины поражают богатством религиозной фантазии. Нитхардт неоднократно возвращался к теме распятия, всякий раз рисуя Христа подчеркнуто натуралистично, в виде простолюдина, много ходившего босиком, изможденного страданиями. В этом образе, несомненно, показан участник Крестьянской войны, в которой воевал и сам художник в 1524-1526 гг. Как живописец Нитхардт увлекает прежде всего эмоционально насыщенным, экстатическим колоритом, фантазией, умелым включением полных смысла пейзажей и натюрмортов в большие картины.

Несомненно, что творчество Нитхардта оказало влияние и на голландских живописцев XVII-ХVIII вв. и на немецкий экспрессионизм в ХХ столетии.

Оно из самых революционных достижений в живописи этого времени принадлежит дунайской школе. К ней относился в раннем периоде своего творчества Л.Кранах, а также Л.Хубер, Х.Лаутензак, признанным же ее главой был Альберхт Альтдорфер. Ему принадлежит приоритет в формировании пейзажного жанра. Именно художники дунайской школы первыми начали рисовать природу, найдя ее поэтичной саму по себе.

Одним из лучших портретистов этого периода был Ханс Хольбейн Младший. Он работал как иллюстратор, создав очень разные, но в обоих случаях убедительные иллюстрации к Библии и к “Похвале глупости”.

В области архитектуры собственно возрожденческие планировочные и пластические принципы начинают проявляться в Аугсбурге, Нюрнберге, галле. Они сливаются с традициями готики, что придает германской возрожденческой архитектуре изощренность и вычурность. Сюда может быть отнесен самый грандиозный собор католического мира в Кельне, а также целый ряд замковых и дворцовых сооружений. В целом же достижения архитектуры Северного Возрождения менее самобытны, чем достижения живописи. То же можно сказать и о скульптуре.

Интересна и музыка, которая звучала в Германии повсеместно: на гуляниях, в церкви, на светских мероприятиях и в военном лагере. Есть немало выразительных лютеранских гимнов, авторство которых неизвестно. Хоровое пение стало неотъемлемой формой лютеранского богослужения. Протестантский хорал оказал влияние на позднейшее развитие всей европейской музыки. Но в первую очередь на музыкальность самих немцев, которые и сегодня музыкальное образование считают не менее важным, чем естественнонаучное.

Век Северного Возрождения был не долог, начавшаяся Тридцатилетняя война надолго задержала развитие немецкой культуры. Но в истории культуры эта эпоха осталась как поразительно цельное явление, как клуб гениев, мастеров слова и живописи, которые общаются между собой, участвуют в общей борьбе, путешествуют, пишут поразительные портреты друг друга, взаимно вдохновляются идеями.

Начиная с XV в. Нидерланды становятся крупным центром европейской культуры. Быстрое экономическое развитие страны, однако в рамках Бургундского государства, наложило отпечаток на характер нидерландской культуры. Развитие гуманистических идей происходило под влиянием достаточно тесных связей с Италией и рядом других европейских стран и, что представляет весьма важным, под воздействием борьбы за национальную независимость. Крупнейшим представителем культуры Возрождения Нидерландов был Эразм Роттердамский. Произведения мыслителя вышли далеко за пределы Нидерландов. Идеи Эразма не носили резкого радикального характера, мыслитель ск5орее искал компромиссные решения достаточно острых религиозно-философских, социальных и политических идей.

В условии революционных десятилетий в Нидерландах гуманистическая литература по вполне понятным причинам приобрела более радикальный характер, о чем свидетельствует, к примеру, произведение Филиппа Альдехонде “Улей святой римской церкви”.

Однако в большей степени традиции итальянского Возрождения получили развитие в художественном творчестве Нидерландов. Эта небольшая страна подарила мировой культуре живописцев Яна Ван Эйка, с которым связывают новую технику живописи маслом, Хиеронимуса, Питера Брейгеля, Франса Халса.

Нидерланды стали родиной двух самостоятельных жанров живописи – натюрморта и пейзажа, расцвет которых был вызван тем, что Реформация запретила художникам писать картины на религиозные темы, и им пришлось искать новые направления.

Наиболее замечательными художниками Европы XVII в. были нидерландцы Питер Пауэл Рубенс и Хармес ван Рейн Рембрандт.

В творчестве Рубенса приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы от чувственной к5расоты образов, точных наблюдений действительности. Рубенс писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, а также полные жизни и обаяния портреты.    

Творчество Рембрандта характеризуется глубоким психологизмом и исключительным мастерством живописи, основанным на эффектах светотени. Рембрандт создал около 60 автопортретов, около 300 офортов и более 1000 рисунков.

Идеи гуманизма проникают в Германию в середине XV в. Особенности же собственно гуманистического движения в Германии определялись развитием оппозиционных настроений бюргерства на фоне сильного влияния католической церкви и политической раздробленности страны. В результате гуманистическое движение в Германии было раздробленным и охватывало в основном университетские круги и часть малочисленной в то время интеллигенции.

Огромным авторитетом и влиянием в среде гуманистов пользовался Эразм Роттердамский. Его сатира подражали немецкие гуманисты. Весьма умеренных взглядов придерживался выдающий гуманист, филолог и философ Иоган Рейхлин (1455-1522) , но его стремление обнаружить божественное в самом человеке, критическое отношение к невежеству и схоластике стали идейным аргументом в борьбе с засильем официальной церкви.

Успех Реформации в Германии способствовал быстрому росту национальной гуманестической культуры. Особенного расцвета достигло изобразительное искусство. Одним из выдающихся его представителей, творчество которого в известной мере определяло направленность немецкого искусства и культуры в течении длительного времени, был живописец и мастер гравюры Альбрехт Дюрер. В напряженно-экспресивных формах, фантастичных образах он воплотил ожидания всемирно-исторических перемен, выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства.

Его современниками были крупный мастер реалистического портрета Ганс Гольбейн Младший, художники-гуманисты Грюневальд и Лукас Кранах Старший.

Немецкая литература получила дальнейшее развитие в творчестве поэта Ганса Сакса, автора большого количества (4275) басен, песен, драматических произведений, и сатирика Иоганна Фишарта.

В весьма схожих обстоятельствах реформационного движения развивалась гуманистическая культура Швейцарии.

Победа в 40-е годы Реформации в Швейцарии также облегчила развитие гуманистической культуры в стране, оказала огромное влияние на реформационный процесс далеко за пределами швейцарских кантонов. 

Гуманистическое движение захватывает Францию лишь в начале XVI в. В то время Франция была абсолютной монархией, что накладывало в целом отпечаток на ее культуру. Не менее важной чертой гуманистического движения во Франции был его ярко выраженный национальный характер.

Наиболее выдающимся представителем французского гуманизма был автор сатирического романа “Гаргантюа и Пантагрюэль Франсуа Рабле. В основу этого по существу глубоко народного произведения легли весьма распространенные в XVI в. народные книги о великанах. Автор беспощадно бичует католическую церковь за пороки ее служителей, высмеивает невежество, ханжество, раболепие и т. п.

Значительных высот достигает общественная мысль, философия, этика. В эти годы творил выдающийся мыслитель-гуманист Франции Мишель де Монтень, родоначальник литературной формы – эссе. Крупное произведение Монтеня – эссе “

“Опыты”, утверждавшее идеи рационализма, оказало воздействие на развитие западноевропейской мысли. Один из афоризмов Монтеня:

Если потребуется объяснить, за что  же все-таки я люблю его, смогу только повторить: Потому что он таков, потому что я таков”.

Развитие Ренессанса в Англии носило длительный характер. При этом весьма отчетливо видно  первоначальное влияние идей итальянского Возрождения на творчество гуманистов Англии. Центром гуманистических идей был старейший Оксфордский университет. Крупнейшим представителем Возрождения считается Томас Мор, автор социально-философского произведения “Утопия”, положившего начало направлению утопического социализма. Гуманистическую поэзию Англии представляют Томас Уайет, он ввел в английскую поэзию жанр сонета, Филипп Сидней и наиболее одаренный поэт Лестер Эдмунд Спенсер, которого называли “поэт поэтов”.

Расцвет Ренессанса в Англии пришелся на конец XVI – начало XVII вв., достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира. Перу титана английского Ренессанса принадлежит 37 пьес, среди которых не сходящие и поныне со сцен многих театров в мире “Гамлет”, “Король Лир”, “Отелло”, а также многочисленные стихотворения, циклы, поэмы и непревзойденные сонеты. Благодаря творчеству Шекспира получает развитие театральное искусство Англии, которое играло значительную просветительскую роль. Его пьесы написаны белым стихом с вкраплениями прозы.

В отличие от Англии, где победила Реформации, культура Испании развивалась в рамках господства католической идеологии, опиравшейся на репрессивный аппарат инквизиции. Поэтому гуманистическое движение не носило ярко выраженного антиклерикального характера. И тем не менее XVI – первая половина XVII вв. отмечены взлетом испанской культуры, прежде всего вследствие завершения процесса реконкисты и объединения Кастилии и Арагона.

В области литературного творчества получают широкое распространение рыцарские и плутовские романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был великий Мигель де Сервантес, автр романа Дон-Кихот”,

Являющегося высоким образцом гуманистической литературы и оказавшего большое влияние на мировую культуру.

Основоположником испанской национальной драмы был Лопе де Вега, автор огромного количества литературных произведений.

Живопись Испании эпохи Возрождения достигала значительных успехов в творчестве Эль Греко и Диего Веласкеса.

Творения Эль Греко отличаются повышенной одухотворенностью, резкими ракурсами, мерцающим колоритом.

Живопись Веласкеса отличается смелостью романтических наблюдений, умением проникнуть в характер персонажа. Обостренным чувством гармонии.

На искусство эпохи Возрождения нельзя смотреть, как на результат счастливой случайностью, причина такого чудного процветания искусства крылась в общем расположении к нему умов, в изумительной к нему способности, расположенной во всех споях народа. Способность эта была мгновенна, и само искусство было таково же.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.