скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Вологодская картинная галерея

Повинуясь воле художника, с улыбкой смотрим мы на героя полотна Н.Е. Сверчкова - незадачливого охотника, возвращающегося в сумерках домой ("Возвращение с охоты" 1870). Прекрасный анималист, тонкий рассказчик и колорист - все это сделало Сверчкова необычайно популярным у современников. Картина поступила в галерею от вологжанина М.С. Горталова и была связана с историей его семьи. Предок владельца - Кирилл Дружинин, служивший в лейб-гвардии, по всей видимости, хорошо знал художника и, именно ему заказал свой парадный портрет верхом на коне. Обе работы Н.Е. Сверчкова, а также оригинальный групповой портрет, выполненный М.А. Зичи в акварели ("Гусарская пирушка" 1873), принадлежат теперь галерее. С Вологодской землей связано и имя талантливого, малоизвестного живописца Савватия Михайловича Жильцова. Уроженец Вельска, входившего тогда в состав нашей губернии, предположительно в 1876 году он закончил Петербургскую АХ по классу баталиста Б.П. Виллевальде, работал как портретист. К началу 20 века имя его затерялось в бурлящей событиями и переменами истории России. Но как память о светлом, лиричном даре художника, остался "Портрет девушки" (1883), вобравший в себя и очарование молодости, и оптимизм самого автора.

Талант психологического портретиста, каковым без сомнения был наш земляк В.В. Верещагин, демонстрирует зрителю его работа изображающая "Старушку-вологжанку" (около 1895). Кисти этого мастера принадлежит и ряд пейзажных этюдов выполненных на родине, которую он посещал в 1890-е годы.

Прославленные русские пейзажисты: А.К. Саврасов и А.И. Куинджи, И.И. Левитан и В.Д. Поленов - представлены в коллекции галереи редкими, работами. Рядом с молодым крепким деревом увядает соседнее, сломанное ли бурей, пораженное ли болезнью. Так через рассказ, молодой Алексей Кондратьевич Саврасов делает первые попытки насытить пейзаж эмоциональными переживаниями ("Дубки" 1860-е). Среди лучших работ собрания выделяются и произведения В.Д. Поленова, обладающие высокими живописными достоинствами. Несколько этюдов написано им во время путешествия по Востоку, живыми натурными впечатлениями пронизан пейзаж "Франция. Биарриц. Берег Атлантического океана" (1911). Эта работа, как и полотно Саврасова, поступила в галерею по дарственному завещанию, профессора химии А.Ф. Протопопова. В исторической картине 1900-х годов - "За кого меня почитают люди" (произведение входит в большой цикл "Из жизни Христа"), пленэрный принцип помогает художнику трактовать евангельский сюжет, как реальное событие - беседу наставника с учениками. Среди произведений коллекции необходимо отметить работы художников, чей творческий путь был связан с Вологодским краем начала XX столетия. Имена А.А. Борисова и Ф.М. Вахрушова, А.Н. Каринской и Д.Э. Мартена возможно и не получили широкой известности у российской публики, но дороги вологжанам - уже тем, что каждый из живописцев был в числе открывателей особой поэзии природы Севера. Богатырски сказочной видит ее Александр Борисов, мягкую трепетность подмечают Феодосий Вахрушов и Анна Каринская, седой стариной затерянных деревянных скитов поражает она Дмитрия Мартена. Они были среди активных членов "Северного кружка любителей изящных искусств", существовавшего в Вологде с 1905 по 1920 годы, и повлиявшего на развитие культуры Вологодского края всего XX века.

Экспонаты рубежа XIX и XX веков, собранные в галерее, пусть и не в полном объеме, дают представление об одной из ярчайших страниц в истории отечественной культуры. Смена столетий - старого и нового, образно выразилась в искусстве языком пластики, ритмики, цвета. Ностальгия по безвозвратно ушедшим временам звучит в каждой детали осеннего пейзажа С.Ю. Жуковского "Под вечер", датированного 1910 годом, временем наивысшего расцвета дарования живописца. Новое, будоражащее воображение "завтра" кружит и влечет за собой в картине А.А. Экстер "Город" (1914). Человек, замкнутый в пространстве своих переживаний - такова характеристика современника, данная А.В. Лентуловым в "Портрет Неты Сведомской" (1915) и, напротив, человек, как часть прекрасного цветущего мира - таким видит его К.А. Коровин в "Девушке с гитарой" (1916). Как живо и непосредственно удается Н.П. Богданову-Бельскому характеристика деревенских мальчишек, застигнутых врасплох кем-то из взрослых ("Крестьянские мальчики" 1910-е). Хитро блестят глаза у одного, готов расплакаться другой, застыл от изумления третий. Лишь меткий наблюдатель и знаток детской психологии мог столь точно показать эту забавную сценку.

Размышления о вечном и желание запечатлеть неповторимость сиюминутного спорят на холстах художников и, одновременно, согласуются в цельную, гармоничную картину ушедшей эпохи, которую рассматривают и оценивают уже с позиции людей, стоящих на пороге двадцать первого века. Коллекция современного искусства XX века, составляет самую значительную и постоянно растущую часть в собрании картинной галереи Вологды. Ее экспозиции располагаются в здании бывшего Воскресенского собора, построенного в 1775-1777 годах по проекту губернского архитектора Златицкого и относящегося к образцам провинциального барокко 2-й половины XVIII столетия. Верхний храм зального типа, соседствует с нижним - столпным помещением, характерным для архитектуры более раннего периода. С Воскресенским собором связано имя Игнатия Брянчанинова, уроженца вологодской земли, известного церковного деятеля, писателя и духовного наставника многих выдающихся представителей русской культуры середины XIX века.

Формирование коллекции современного искусства началось с первых лет работы галереи и связано, прежде всего, с ее активной выставочной деятельностью.

История Вологодской картинной галереи ещё далеко не закончена. Сегодня она переживает самый долгожданный и деятельный период своей реконструкции и расширения. К традиционно известному зданию галереи в Воскресенском соборе добавился комплекс сооружений бывшего банка на Кремлёвской площади. После завершения реставрационных работ там разместится постоянная экспозиция современного искусства, включающая большой раздел творчества вологодских художников, новое фондохранилище галереи, реставрационные мастерские и театрально-лекционный зал.


И. Кант и Калининград

Иммануила Канта (1724-1804) можно смело назвать самой загадочной и самой знаковой личностью Кенигсберга. ОН родился 22 апреля 1724 в Кенигсберге (Восточная Пруссия) в семье шорника Иоганна Георга Канта. Родители Канта были протестантами (исповедовали пиетизм), что не могло не сказаться на становлении взглядов философа. Несмотря на то что вся его жизнь связана только с этим городом и прошла на виду у земляков, и первый вариант биографии философа был написан еще при его жизни, имя Канта до сих пор овеяно невероятными легендами и мифами. Великий пересмешник всегда гордился своим кенигсбергским происхождением и даже не подозревал, что после смерти его трактаты станут объектом нешуточных притязаний и споров между Западом и Востоком. В Европе уверяли, что в основу трудов Канта легли открытия Ньютона. В Азии до сих пор существует мнение, что базисом работ ученого послужили рассуждения имама Газали и аль-Араби. Бытует даже утверждение, что на склоне жизни на одном из вариантов собственной биографии Кант начертал арабской вязью: "Во имя Аллаха милостивого и милосердного!" Это лишь легенда, но, согласитесь, легенда красивая.

Жизнь вряд ли могла сулить сыну бедного шорника большие перспективы, если б не его неутолимая жажда познаний. Рано потеряв мать и отца, Кант влачил в юности нищенское существование. Бедность преследовала великого мыслителя почти до самой смерти: только на склоне лет он мог позволить себе купить небольшой домик. Поступив в Кенигсбергский университет, молодой Кант не смог его закончить: все по той же - финансовой - причине. Зарабатывал на жизнь чем только мог - от репетиторства до игр на бильярде и в карты. Нередко случалось: чтобы выйти в город, будущий почетный гражданин Кенигсберга брал взаймы обувь у своих друзей.

Сложилось мнение, что Кант был великим педантом. Но в юности он вовсе не был обязательным и весьма вольно трактовал само понятие "пунктуальность". К скрупулезной точности во всем будущего мыслителя чуть ли не силой приучил его друг - английский купец Грин. Британец не прощал Канту малейших опозданий и устраивал по каждому поводу разнообразные демарши и откровенные выволочки. С возрастом педантичная точность и аккуратность вошли в привычку. Горожане сверяли часы, завидев пожилого Канта на прогулке. Он не любил неопрятно одетых студентов, решительно игнорировал беззубых собеседников. Пунктуальность, педантизм и приверженность традициям настолько определяли уклад жизни Канта и душевный комфорт, что доходило до абсурда: скажем, избавление от хамоватого и заносчивого слуги Мартина Лямке послужило причиной сердечного приступа. Будучи уже глубоким стариком, во время приемов и торжественных обедов он всегда просил одну из юных красавиц сесть за стол рядом с ним с правой стороны. В то время все в Кенигсберге знали: философ слеп на левый глаз.

Несмотря на преклонение перед прекрасным полом, Кант так никогда и не был женат. Причина, по которой он не смог решиться на создание семьи, достаточно банальная: бедность. Кант иронизировал над своим холостяцким бытием: мол, когда была нужна женщина, он не мог ее прокормить, когда же положение позволило содержать жену, надобность в женщине отпала. Но тут же оговаривался: впрочем, ничто не оправдывает безбрачия.

Во время Семилетней войны Восточная Пруссия вошла в состав Российской империи. Новоиспеченный подданный Елизаветы Петровны в марте 1758 года обратился к своей императрице с просьбой предоставить ему освободившуюся в университете вакансию заведующего кафедрой логики и метафизики. До государыни прошение не дошло. Рассмотревший челобитную по существу губернатор Восточной Пруссии Николай Корф отказал философу по типично бюрократическим мотивам: другой претендент на эту вакансию имел больший стаж преподавательской деятельности, что и решило вопрос не в пользу Канта. Уже к середине XVIII века перед его талантом преклонялась вся Европа. При прусском дворе философа также почитали, но не любили и не жаловали. Прошения Канта о дальнейшем обустройстве Альбертины и его собственных перспективах откровенно волокитили.

Кант - это уникальнейшее явление культуры общечеловеческой, всемирной и, в то же самое время, дух 750-летнего города, его - гений места. До 1724 года дух Канта существовал как бы виртуально, он готовил рождение единого города, вызревал вместе с ним потенциально, а с этого года всё более и более явно дух Канта формирует облик города и хранит его. Формирует и хранит в прямом и переносном смысле.

Как выглядит Кенигсберг в сознании образованного гражданина мира! Задайте ему этот вопрос, и он обрисует Королевский замок, но заметит, что великолепнее всего замок смотрится из окон дома Канта на Принцессинштрассе. Он обрисует Кафедральный собор на острове Канта (бывшем до 1945 года Кнайпхо-фом), но скажет, что собор образовал единый комплекс со зданием старой "Альбертины", университета Канта. Он обрисует торжественную Парадеплац, но не преминет выделить на ней статую Канта работы Христиана Рауха. - В сознании мира Кенигсберг и Кант неразделимы.

Спросите теперь, как выглядит Калининград? И вновь вам укажут на Кафедральный собор прежде всего! Но собор чудесным образом обязан существованию своему гению места. Мистически выстоял портик над могилой гения мировой философии во времена Второй мировой войны. Видимо, вздрагивали руки у пилотов английских бомбардировщиков в августе 1944 - и бомбы ложились, не тревожа великий прах; видимо, корректировщик-артиллерист в апрельские дни 1945 делал поправку так, чтобы снаряд мог попасть в соборное окно, но не задеть порфировых колонн. Портик выстоял и спас руины собора сначала от сноса, а затем - сделал всё, что только было можно, чтобы собор восстановили.

Но дух работает, он продолжает свой труд безостановочно. И вот уже воссоздана скромно-величественная статуя Канта работы Рауха (1992), которая, в свою очередь, поможет создать на месте Парадеплац красивейший и оригинальнейший сквер в городе.

Для того чтобы Калининград имел свой неповторимый облик, необходимо максимально возможно сближать его с обликом Кенигсберга. Многое для этого нужно, но, прежде всего, необходимо воссоздать здание "Альбертины" на острове Канта и предназначить его для библиотеки университета, для размещения в нём философского факультета и Международного института Канта. Тогда новой жизнью мог бы зажить и "Музей Иммануила Канта" в Кафедральном соборе, став важнейшим звеном единого комплекса. Нужно, конечно, воссоздать заново дом Канта, включив эту задачу в любой план застройки Центральной площади вокруг бывшего Королевского замка, какие бы торгово-деловые центры не проектировались. Не сделаем этого мы - непременно сделают это наши потомки, дивясь нашему непониманию собственных наших выгод. Правда, им придётся сносить и менять то, что мы нагородили.

Нужно бы отстроить заново "Книжную лавку Иоганна Кантера", ставшую после того, как И.Я. Кантер перестроил старую Лёбенихтскую ратушу, местом встреч кёнигсбергских интеллектуалов, знаменитого литературного кружка и самой известной квартирой Канта. Калининградский писатель Ю.Н. Иванов, создавая Калининградское общество культуры, мечтал о том, чтобы общество имело свой дом как общий дом калининградской интеллигенции. "Книжная лавка Кантера" могла бы выполнить эту задачу, соединив функции книжного магазина, литературно-художественного кафе, помещения Калининградского фонда культуры и Кантовского общества. Дух города всего этого требует и он, конечно, добьётся своего. Жаль только, если уже без нас.

В Канте гений Калининграда сливается с духом философии, выражая самые существенные, вечные и живые её идеи. Генрих Гейне остроумно заметил, что Кант - это даже вовсе и не человек, так как у него не было ни собственной жизни, ни собственной истории. Он имеет ввиду, что феномен Канта - это в 80-е годы 18 века вознесшийся в зенит сгусток философских идей, остающийся недосягаемым для последующего времени; и, видимо, ситуация будет таковой теперь уже вечно. С этим трудно не согласиться знающему историю философии человеку.

Однако парадоксальным образом этот маленького роста и сутуловатый человек представляет философию и своею физической плотью. Случилось так, что в ходе формирования френологии и физиогномики именно пропорции черепа Канта были и приняты за классический образец для изображения философа. Поэтому в облике любого жившего после Канта или до него философа проводятся индивидуальные черты великого кёнигсбергского профессора.

Феномен Канта сделал Кенигсберг-Калининград совершенно особенным городом. Много великих, величайших гениев человечества родилось в прекрасных городах, но чтобы так сложились их судьбы, как срослись Кант и Калининград, - этого нет нигде. Стиль явного гения места имеющего собственное имя, сыскать невозможно. Даже Пётр I для Санкт-Петербурга не таков, хотя и присутствует в имени города. Чинит ему помехи апостол Пётр-Симон, или Кифа, витая всегда где-то рядом. Гёте родился и жил во Франкфурте-на-Майне, но честь быть городом Гёте будет оспаривать у него город Веймар; Пушкин родился и считал родным и любимейшим Москву, но не называем мы её городом Пушкина... И так со всеми. Но Кант доминирует в судьбе Калининграда по-своему, доминирует уникально. Ни Гердер, ни Гофман, ни Гаман, ни Гиппель - никто из знаменитых калининградцев не может занять его места. Они все, жившие до него, вместе с ним и после, существуют под его сенью.

И возвращением памяти о своём кёнигсбергском прошлом Калининград обязан Канту. Именно он сумел сначала приоткрыть, а затем и убрать ту завесу над историей города, что была воздвигнута в советское время. Силой такой послужил юбилей 1974 года, когда Кант отмечал свой 250-ый год рождения. Спрятаться от истории нельзя.

Непосредственная связь Канта с Калининградом имеет и опосредствующее звено - Кёнигсбергский университет "Альбертина". Честь создания университета он, Кант, делит по праву с герцогом Альбрехтом: если герцог Альбрехт дал университету его тело, то Кант вдохнул в это тело живую душу, дело Творца они могли осуществить только вдвоём. С университетом связана вся жизнь философа. Он же сумел вдохновить и решительную реформу университетского образования, подведя итог своей деятельности в трактате "Спор факультетов". Кёнигсбергский университет приобрёл в итоге новую структуру, а ученики и наследники Канта не без его влияния реформировали все формы университетского преподавания. Ученик и коллега Канта К.Г. Хаген ввёл в лекционный курс эксперимент, Фр. Нейман и К. Якоби основали физико-математический семинар, Фр. Бессель создал лучшую в Европе обсерваторию, ещё при жизни Канта университет обзавёлся ботаническим садом. Эти формы были перенесены во вновь открытый Берлинский университет, а затем и в другие университеты Германии и Европы. Современное университетское образование, таким образом, много обязано Канту.

Когда видишь сейчас, что Калининград - это место добычи и экспорта сырой нефти, место сборки автомобилей из импортируемых деталей, то думаешь, что напрасно копил свой интеллект 750 лет этот город. Ему бы изготавливать уникальнейшие космические двигатели, печатать невиданной красоты книги, производить требующий высочайших и умнейших технологий и дизайна продукт. Науки и искусства, поэзия и философия должны расцветать на таком месте. И как старей Зосима у Ф.М. Достоевского говорил: "Сие и буди! Буди!", мог бы эти слова повторить и я "Сие и буди! Буди!" Залогом этому служит гений города Кант, а для гения нет невозможного.


Спасо-прилукский монастырь - жемчужина вологодской области

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь - один из крупнейших монастырей Севера, великолепный архитектурный ансамбль древней Руси. Он находится на северо-востоке от города Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки Вологды. Свое название монастырь получил от главной Спасской церкви и речной излучины, на которой расположен.

Художественное значение монастыря чрезвычайно велико: здесь сконцентрированы основные черты вологодских построек за три столетия, а монастырские архитектурные памятники последовательно отражают все этапы строительства на русском севере - с XVI по XVIII век включительно.

Спасо-Прилуцкий монастырь основал в конце XIV века (между 1377 и 1392 годами) преподобный Дмитрий Прилуцкий, уроженец города Переяславля Залесского, известный деятель русской церкви второй половины XIV века, ученик и сподвижник преподобного Сергия Радонежского. Дмитрий Прилуцкий построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные кельи для иноков.

Устроение Дмитрием новой обители близ Вологды нашло поддержку у московского князя Дмитрия Донского, поскольку отвечало стремлению Москвы утвердиться в северных землях. Значение монастыря как форпоста Московского княжества в борьбе, в первую очередь с Новгородом, за овладение Севером хорошо понимали и все последующие московские князья, а затем и цари, которые не оставляли его своими дарами, заботились о его благосостоянии. Спасо-Прилуцкий монастырь был важным военно-стратегическим пунктом, расположенным на пути, ведущем из Вологды в Белозерск, Великий Устюг, Пермь и другие города. Москву интересовало не только его стратегическое, но и торговое значение: в Вологде, а значит, и в Прилуках, скрещивались пути в Москву и Новгород.

Московские князья и цари, равно как и другие богатые лица, жертвовали Спасо-Прилуцкому монастырю земли, деньги, церковную утварь и т.п. Сокровища монастыря вскоре привлекли внимание соседей - устюжан и вятчан. От конца XIV и начала XV веков сохранились известия об их нападениях на монастырь, сопровождавшихся в том числе разграблением монастырского храма.

В XV - XVI веках Спасо-Прилуцкий монастырь являлся одним из крупнейших и наиболее известных на Севере. Об этом, в частности, свидетельствует повсеместное почитание его прославленных святынь: иконы "Димитрия Прилуцкого с житием" работы выдающегося художника древней Руси XV-XVI веков Дионисия (написана между 1485 и 1503 гг.) и так называемого Киликиевского креста, который, согласно преданию, в XIV веке был принесен преподобным Дмитрием Прилуцким из Переяславля и водружен на месте основания Спасо-Прилуцкого монастыря. (Ныне оба памятника находятся в Вологодском краеведческом музее?) Известно, что Иоанн III перед походом на Казань вытребовал из монастыря образ Преподобного Димитрия Прилуцкого, почитавшийся чудотворным. После победы в казанском походе он украсил икону золотом и серебром, вернув ее монастырю 3 июня 1503 года. Чудотворный образ Димитрия Прилуцкого был торжественно встречен в Вологде и препровожден в Спасо-Прилуцкий монастырь. На месте сретения образа, в память об этом событии, в Вологде была построена церковь Дмитрия Прилуцкого, переосвященная впоследствии во имя Святых Равноапостольных царей Константина и Елены. Ежегодно в этот день совершался крестный ход из Вологды в Спасо-Прилуцкий монастырь.

Великие цари и князья неоднократно ездили в монастырь на богомолье. В 1528 году в Спасо-Прилуцком монастыре "у чудотворцев" был князь Василий III с женой Еленой Глинской, чтобы помолиться о чадородии. Иоанн Грозный в 1545 году приезжал в обитель на богомолье, а в 1552 году взял из монастыря Киликиевский крест при сборах в Казанский поход.

Игумены монастыря присутствовали на избирательных соборах в столице, созываемых для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 году - Бориса Годунова и в 1613 году - Михаила Федоровича.

В 1812 году, при вторжении французской армии в Москву, в продолжении трех месяцев в соборной Спасской церкви монастыря хранились драгоценности, вывезенные из Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы.

Первоначально все постройки обители были деревянными, однако, обладая значительными средствами, необходимыми для благоустройства, Спасо-Прилуцкий монастырь ранее многих современных ему обителей начал украшаться каменными строениями. Начало новому архитектурному ансамблю положило возведение в первой половине XVI века каменного соборного храма во имя Всемилостивого Спаса Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня с одноименной колокольней. На рубеже XVI - XVII веков в монастыре создаются и другие каменные постройки - трапезная палата с Введенской, теплой церковью и главные северные Святые ворота с надвратной церковью во имя Святого Великомученика Феодора Стратилата.

В начале XVII века, в эпоху "Смутного времени", монастырь претерпел много бедствий, неоднократно подвергаясь нападениям и грабежам со стороны интервентов и прочих "воровских" людей, когда, в частности, была уничтожена значительная часть древнего монастырского архива. Но, несмотря на разрушения и разорения, монастырь быстро восстанавливался и отстраивался. Так, во второй половине XVII века здесь вновь развернулось интенсивное каменное строительство. Возводится мощная каменная ограда с башнями, надежно обезопасившая монастырь от вражеских набегов; сооружается новая высокая колокольня, вертикальная доминанта комплекса, а также различные жилые и хозяйственные постройки.

Всё последующее строительство на территории обители в XVIII - XIX веках было незначительным и ограничивалось лишь отдельными перестройками и надстройками келейных и хозяйственных корпусов.

Кроме каменных зданий в XVII и XVIII веках территорию Спасо-Прилуцкого монастыря заполняло множество всевозможных деревянных построек. Среди них были и жилые, но главным образом - хозяйственные. Все эти деревянные строения не сохранились, а между тем именно они когда-то придавали монастырю вид зажиточного древнерусского городка с его развитым феодальным хозяйством.

Таким образом, Спасо-Прилуцкий монастырь является интереснейшим архитектурным ансамблем, в котором отдельные памятники, сохраняя самостоятельное историко-художественное значение, образуют вместе с тем неповторимое сочетание, подчеркивающее единство эстетического идеала нескольких поколений зодчих. Спасо-Прилуцкий монастырь - жемчужина вологодской области.

Редкости Дарвинского заповедника

Весной 1941 г. были закончены основные работы по сооружению судоходного гидроузла и гидроэлектростанции на Волге у г. Рыбинска. Две плотины перекрыли воды Волги и двух ее крупных притоков - Мологи и Шексны. Началось затопление низменного Молого-Шекснинского междуречья и образование Рыбинского водохранилища. Чаша водохранилища заполнялась медленно, только в 1947 г. уровень достиг проектного, и площадь зеркала водохранилища составила 4550 км². Этот огромный искусственный водоем сразу получил название "море", сохранившееся до сих пор. Равного ему тогда не было ни у нас в стране, ни за рубежом.

Еще при проектировании водохранилища было ясно, что создание такого крупного водоема с зарегулированным уровнем вызовет серьезные изменения в природе окружающих районов и эти изменения необходимо изучать, чтобы в дальнейшем использовать полученные материалы в интересах народного хозяйства, в частности при проектировании и строительстве других водохранилищ.

В связи с этим 18 июля 1945 г. на берегах Рыбинского водохранилища был создан Дарвинский государственный заповедник. Помимо общих задач охраны и исследования природы в естественных условиях перед заповедником была поставлена специальная задача - изучить изменения в природе под влиянием Рыбинского водохранилища. Заповедник получил имя великого английского естествоиспытателя, основоположника эволюционной теории Чарльза Дарвина.

Место для заповедника как природной лаборатории было выбрано очень удачно, так как на низких, пологих берегах даже незначительное изменение уровня воды проявляется на большой площади.

В 1963 г. на заповедник дополнительно была возложена организация экспериментального питомника глухарей для разработки методов содержания и выращивания этих птиц в неволе.

Заповедник расположен на большом полуострове в северо-западной части Рыбинского водохранилища. Площадь его, первоначально равную 170 тыс. га, неоднократно сокращали, и в настоящее время она составляет 112 630 га, из которых 67 176 га приходится на сушу и 45 454 га - на акваторию. Две трети территории находятся в Череповецком районе Вологодской области и одна треть - в Брейтовском районе Ярославской области.

Северная, восточная и южная границы заповедника проходят по водохранилищу, в летнее время они обозначаются вехами или буями на воде, зимой - аншлагами и вешками, установленными на льду. С запада в территорию заповедника большими клиньями вдаются земли Череповецкого района, почти разрезая ее на три части. Сухопутная граница обозначена просеками и аншлагами.

Дарвинский государственный природный биосферный заповедник - особо охраняемая природная территория в России. Расположен на территориях Череповецкого района Вологодской области и Брейтовского района Ярославской области.

Был организован 18 июля 1945 года специально для изучения изменений в дикой природе после постройки Рыбинской ГЭС и образования Рыбинского водохранилища в 1941 году. Заповедные земли расположены на большом полуострове на северо-западном берегу Рыбинского водохранилища. Площадь заповедника более 112 тысяч гектаров, из которых 67 тысяч приходится на долю суши, а остальное - на прибрежные воды.

Хорошо прогреваемые мелководья густо заросли влаголюбивой и водной растительностью: осоками, ситником, рогозом, полевицей, частухой, ежеголовником, гречишкой земноводной, рдестами, урутью, роголистником и другими. Большая часть суши заповедника покрыта сосновыми лесами. Эти угодья богаты ценными ягодами: клюквой, морошкой, голубикой.

В заповеднике обитают звери и птицы, характерные для Вологодской области. Здесь встречаются: куница, горностай, белка, выдра, волки, барсуки, лисицы, лоси, заяц. Много в заповеднике медведей. В последние годы поселились и размножились кабаны. В лесных чащах гнездятся филины, глухари, тетерева, большой подорлик, чёрный коршун, ястреб-тетеревятник, ястреб-перепелятник и ряд мелких соколков. Сейчас здесь отмечена наибольшая в мире плотность гнездовий орланов-белохвостов, занесенных в Красную Книгу. На всей европейской территории бывшего СССР насчитывалось не более 500-600 гнездовых пар этих исчезающих крылатых гигантов. Орнитологам всего мира заповедник знаком благодаря уникальной колонии "рыбного орла", как иной раз называют скопу. В этом уголке России наблюдается наибольшая в Европе плотность гнездовий этих редких птиц.

Биолог Дарвинского заповедника Вячеслав Васильевич Немцев создал первую в мире ферму глухарей. За полвека работы в этих краях ему удалось собрать и одну из богатейших коллекций бабочек, в которой представлены практически все "порхающие" насекомые, встречающиеся на Северо-Западе России или же залетающие сюда из мест постоянного обитания.

Уникальной особенностью заповедной акватории Рыбинского моря стали торфяные острова. После заполнения водохранилища оказались затоплены многие торфяные болота. С течением лет гигантские пласты торфа всплывали и пускались в дрейф по волнам. Со временем на них появлялись трава и даже деревья.

С 2000 года заповедник включен в международную сеть биосферных резерватов.


Список используемой литературы

1.         "Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря" / Изд. исправленное и дополненное Н.И. Суворовым. - Вологда, 1902.

2.         В. Соколов. "Вологда. История строительства и благоустройства города". - Архангельск: Сев. - Зап. книжное издательство, 1977.

3.         Введение в философию: Учебник для вузов. В 2ч. Ч.1 / Под общ. ред.И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989.

4.         Шаповалов В.Ф. "Основы философии. От классики к современности": Учеб. пособие для вузов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

5.         Вздорнов Г.И. Вологда. Л., 1972.

6.         Вздорнов Г.И. Вологодские иконы XIV-XV веков. - Собрание ВЦНИЛКР ь 30.М., 1975, с.126, 144.

7.         Вологодский край, вып.3. Вологда, 1962, с.275-278 ГАВО, ф.585, оп. I, д.72, и.32; ф. 2038, оп. I, д.1, л 91; оп 2 д.218; д.8, лл.13, 17, 43, 46, 48, 116.

8.         Живопись Вологодских земель XIV-XVIII веков. Каталог выставки М., 1976.

9.         Колычев А. Вологодские музеи и их объединение. - "Север", 15, Вологда, Изд. Вологодского общества изучения Северного края, 1924


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.