Реферат: Внеклассная работа по химии
Заключение выносится по 2-3 точкам с максимальными оценками. Равные оценки означают, скорее всего , что интересы еще не определились.
Для того, чтобы убедиться в правильности отбора учащихся, нужно установить взаимосвязь между интересом к химии задатками химичесих способностей. Это можно сделать с помощью следующего теста на ощущение и восприятие вещества.
ТЕСТ 3. Ощущение и восприятие вещества.
А. Гравитационные ощущения.
Отсыпьте на глаз по 5 г хлорида натрия и медного купороса. Точность проверьте взвешиванием. Относительный балл вычисляется по формулам: А/В*100 или 100-((А-В)/В*100), где А – названное (фактическое) число, В – правильное (заданное) число. Первая формула применяется в том случае, если А меньше В, вторая – если А больше В. Оценочные баллы складываются и делятся на число заданий – так вычисляется показатель успешности выполнения теста.
Б. Глазомерная оценка массы.
Исследователь предлагает испытуемому навески хорошо известных веществ – сахарного песка, поваренной соли, муки и т.п. Вещества находятся в одинаковых коробочках или чашках (в руки не брать!). Определите на глаз на массу. Вычисление по тем же формулам.
В. Глазомерная оценка объема.
Налейте в большие конические колбы из-под крана 140 мл воды, 90 мл желтого раствора бихромата калия, 70 мл зеленого раствора сульфата никеля (II).
Три раствора – бесцветный, красный и голубой – разделение пополам (результат вычисляется по меньшей из долей). Проверяется точность с помощью мерного цилиндра. Формулы те же.
Г. Линейный глазомер.
На чистом листе бумаги проведите отрезок прямой длиной 12,5 см.
Изобразите углы в 65 и 115 градусов.
Нарисуйте окружность диаметром 5,5 см.
Замеры линейкой и транспортиром. Подсчеты прежние.
Д. Цветоощущение и цветовосприятие.
Исследователь готовит: а) набор из 10 цветных растворов (всех цветов радуги), б) шкалы окрашенных растворов перманганата калия и медного купороса. Для приготовления шкал надо разбавить в пробирках 1%-ные растворы обоих веществ в таком отношении:
Раствор 10 8 6 5 4 2 1 0.5 0.1 0
Вода 0 2 4 5 6 8 9 9.5 9.9 10
Пробирки ставят в произвольном порядке.
Найдите переходный цвет между синим и красным.
Составьте радугу.
Разложите пробирки с раствором перманганата калия по убыванию интенсивности окраски.
Расположите пробирки с раствором медного купороса по возрастанию интенсивности окраски.
Задание 1 имеет оценку: правильно – 100, неправильно – 0. Задания 2, 3, 4 оцениваются по числу правильно расположенных пробирок.
Е. Обоняние.
Исследователь готовит 2 набора бесцветных пахучих веществ: винного спирта, ацетона, керосина, эфира, бензина, уксусной кислоты, одеколона и др.; один набор с названием веществ, другой – в склянках под номерами. Кроме того, из 10%-ных растворов уксусной кислоты и водного аммиака надо приготовить по указанной в предыдущем задании схеме две шкалы.
Понюхайте известные вещества, затем отыщите их по запаху в склянках под номерами. Повторите то же с другим веществом, Правильно –100, неправильно – 0.
Расположите по убыванию интенсивности запаха пробирки с растворами уксусной кислоты и аммиака. Оценка и расчет прежние.
Ж. Тепловые ощущения.
Определите на ощупь температуру воды из водопроводного крана и воды, согретой на плитке.
На сколько примерно градусов повысилась температура воды в стакане, когда растворили в ней несколько гранул щелочи?
На сколько примерно градусов изменилась (понизилась) температура воды в стакане, когда в ней растворили чайную ложку аммиачной селитры? Проверка – термометром, результат вычисляется по тем же формулам.
Итак, полученные после проведенного тестирования результаты, используются учителем при составлении программ индивидуальной внеклассной работы. При их составлении также необходимо учесть степень оборудования кабинета химии и оснащенность лаборатории, изучить профили производств, окружающих школу. После этого выбирается тематика занятий.
Индивидуальную внеклассную работу по химии мы предлагаем вести в следующих направлениях: практическом (включает в себя проведение химического эксперимента, занимательные опыты, творческую работу по конструированию и моделированию, изготовлению необходимых таблиц, макетов, приборов и пособий для химического кабинета, исследовательскую деятельность (методы химического анализа), синтез веществ и др.) и теоретическом (включает изучение теоретических вопросов и истории химии, решение усложненных расчетных задач с межпредметным содержанием, работу с литературными источниками, подготовку и написание рефератов, сочинений и т.д.).
После того, как вся большая организационная часть завершена, учащимся предлагают начать работать в избранном направлении.
При индивидуальных занятиях учащиеся получают отдельные задания и рекомендации учителя по их выполнению и работают над ними дома, или в школе.
Индивидуальную внеклассную работу нельзя пускать на самотек. Всякая работа нуждается в учете и контроле.
Каждая работа, проделанная учеником, должна фиксироваться в его тетради. Кроме тетрадей учащихся, в качестве учетного материала служат рефераты, приборы, коллекции, схемы и т.п., которые сделаны учениками в процессе индивидуальной работы.
Обязательно надо проводить периодически занятия контролирующего характера: обобщающие семинары, творческие отчеты, конференции. В занятиях такого плана принимают участие и оценивают работу друг друга все ученики, занимающиеся индивидуальной работой. В промежутках между такими занятиями учитель проводит консультации и направляет работу ребят.
Итогом всей работы за учебный год может быть организация выставки работ учащихся или выпуск журнала, рассказывающего о творчестве учеников в процессе индивидуальной внеклассной работы по химии.
Учителю необходимо учитывать возрастные особенности. Следует осторожно подходить к оценке способностей учащихся, так как легко недооценить или переоценить их возможности, сто может вредно отразиться на общем ходе индивидуальных занятий и даже привести к их срыву. Учитывая это, учителю мы можем порекомендовать изучить дополнительно психолого-педагогическую литературу по этому вопросу.
Особый, на наш взгляд, интерес представляет методическая литература, выпущенная Координационным научно-методическим советом «Зодиак» при Академии Наук (Ассоциация научно-практических работников профориентации, отделение технологии индивидуализации обучения (ОТИО)). Творческой группой во главе с Ю.С. Дралем разработан целый комплекс, направленный на внедрение технологии индивидуализации обучения учащихся по химии.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ.
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
Одна из главных задач, проведенного констатирующего эксперимента заключалась в том, чтобы выяснить каким образом решается проблема индивидуальной внеклассной работы в г. Саранске.
С этой целью учителям города была предложена разработанная нами анкета:
Что Вы понимаете под индивидуальной внеклассной работой по предмету?
Как Вы организуете индивидуальную внеклассную работу с учащимися?
Можете ли предложить систему организации индивидуальной внеклассной работы?
Что Вам мешает в работе с учащимися в процессе их индивидуальной деятельности?
В анкетировании приняли участие преподаватели химии, биологии, физики и математики средних школ №№8, 21, 41 и МОУ «Лицей №43».
Анализ анкетных данных показал, что под индивидуальной внеклассной работой по предмету учителя понимают специальные внеурочные занятия, целью которых является развитие у учащихся разносторонних интересов, углубление знаний, воспитание самостоятельности. Учителя также имеют правильное представление о содержании и роли такой работы. Все без исключения считают практику индивидуальной деятельности школьников полезной, важной и необходимой.
Судя по ответам на второй вопрос анкеты, внеурочные занятия индивидуального плана учитель в своей работе использует редко, а 13% опрошенных учителей такие занятия вовсе не проводят. Используя индивидуальную форму внеклассной работы, учителя в основном практикуют следующие виды: дополнительные занятия с отстающими учащимися, консультации разного рода, подготовка учеников к предметным олимпиадам.
При обработке результатов проведенного анкетирования выяснилось, что системы при организации и проведении индивидуальной внеклассной работы в большинстве случаев не наблюдается. Если такая работа и проводится, то она носит чисто условный и эпизодический характер.
Большинство учителей (73%) не смогли или затруднились предложить свою систему организации индивидуальной внеклассной работы, и лишь 27% опрошенных высказали ценные предложения и идеи по планированию и проведению этой работы.
В ответах на четвертый вопрос анкеты преподаватели назвали следующие основные мешающие факторы: отсутствие или недоступность необходимой литературы, а также материальных средств на выписку некоторых периодических изданий, отсутствие опыта индивидуальной работы с учащимися, и наставника, оказывающего помощь в этом направлении, атмосфера в учебном заведении, не способствующая развития творческого подхода и др.
Для выявления интересов учащихся к различным учебным дисциплинам, в частности к химии, а также для обоснования выбранного направления настоящей работы нами была разработана и предложена ученикам анкета, включающая вопросы:
Какой предмет из перечисленных вы предпочитаете(физика, химия, математика, биология, география)?
Почему вы предпочитаете выбранный предмет?
Занимались ли вы когда-нибудь дополнительной работой по любимому предмету (посещали кружок, читали ли книги, журналы, интересовались ли историей предмета и т.п.)?
Хотите ли вы заниматься внеклассной работой по химии и какой ее формой: индивидуальной, групповой или массовой?
Какая область химии вам наиболее интересна (история химии, неорганическая химия, органическая химия, химическое производство, конструирование и моделирование приборов, исследование состава веществ, получение веществ и т.п.)?
Можете ли Вы самостоятельно исследовать физические и химические свойства, работать с литературой, синтезировать вещества?
В анкетировании приняли участие 37 учеников 9-10 классов МОУ «Лицей №43». Результаты следующие:
% учеников, предпочитающих данный предмет | |||
9 класс | 10 класс | Средний результат | |
Физика | 43.75 | 34.50 | 37.80 |
Химия | 18.75 | 13.80 | 15.60 |
Математика | 25.00 | 24.10 | 24.40 |
Биология | 12.50 | 20.70 | 17.80 |
География | 00.00 | 06.90 | 04.20 |
Как видно из таблицы, наибольшее количество учеников отдали предпочтение физике и математике, что можно объяснить специфической направленностью учебного заведения. Несмотря на то, что любимым предметом химию назвало значительно меньше учащихся она все же занимает не последнее место среди их интересов.
Свой интерес к химии ученики объясняют важностью и ценностью этой науки, ее актуальным значением в интеграции всех отраслей знаний. Ребята также подчеркнули огромную роль учителя при организации внеклассной работы и проведении уроков, а также в прививании интереса и любви к предмету. Особенно учащихся привлекает реализация в химии связи с техникой, расчеты и написание уравнений реакций, лабораторные опыты.
На третий вопрос анкеты положительно ответило 77,8 % опрошенных. При этом наибольшее распространение среди учеников получил такой вид дополнительной работы как изучение и чтение различного рода литературы (69,4%), а наименьший интерес вызвала история любимой науки (8,2%). Лишь 12 % учащихся занимались в предметных кружках, а 10% посещали факультативные занятия.
67,9% ребят, принявших участие в анкетировании, пожелали заниматься внеклассной работой по химии. Из них: массовой ее формой –10,7 % опрошенных, групповой 35,7 % и индивидуальной – 21,5 %.
Ответы на пятый вопрос анкеты представлены в таблице:
Разделы химии |
Доля учащихся, проявивших интерес к разделу (в %) |
История химии | 08.80 |
Неорганическая химия | 10.20 |
Органическая химия | 11.50 |
Химическое производство | 05.10 |
Конструирование и моделирование приборов | 15.20 |
Исследование состава веществ | 17.00 |
Получение веществ | 32.20 |
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что основная масса опрошенных учащихся может самостоятельно работать с литературными источниками, но опыт экспериментальной работы у них небольшой.
В ходе констатирующего педагогического эксперимента с учащимися было осуществлено поэтапное исследование. На первом этапе необходимо было выявить учащихся, проявляющих интерес к химии. На втором этапе предполагалось в группе отобранных учащихся изучить особенности интереса к химии. И на третьем этапе оценить химические способности учащихся.
Цель исследования заключалась в следующем: установить взаимосвязь между интересом к химии и задатками химических способностей; сформировать группу учащихся для занятий индивидуальной внеклассной работой.
Педагогический эксперимент проводился в 1999-2000 учебном году в 10 «А» классе МОУ «Лицей 43».
Число учащихся, принимавших участие на первом этапе исследования составило 20 человек. Им было предложено ответить на вопросы теста 1 (см. выше).
Результаты тестирования сведены в таблицу:
п/п | Области профориентации | Доля ответов, отражающих повышенный интерес учащихся (в %) |
1. | Электро- и радиотехника | 16.70 |
2. | Химия | 16.70 |
3. | Физика и математика | 12.50 |
4. | Техника | 12.50 |
5. | Сфера обслуживания | 12.50 |
6. | История | 08.30 |
7. | Геология и география | 06.20 |
8. | Биология и сельское хозяйство | 04.20 |
9. | Филология и журналистика | 04.20 |
10. | Военное дело | 04.20 |
11. | Искусство | 02.00 |
12. | Педагогическая и воспитательная работа | 00.00 |
13. | Медицина | 00.00 |
С учетом данных, полученных при тестировании, на втором этапе исследования участвовали лишь те учащиеся, которые проявили повышенный интерес к химии. Им предлагался тест 2 с целью изучения особенностей интереса к химии. Полученные данные представлены в таблице.
п/п | Химические профессии | Доля учеников, проявивших повышенный интерес к данной специальности (в %) |
1. | Экспериментатор-исследователь | 33.40 |
2. | Техник, конструктор | 25.00 |
3. | Теоретик | 16.70 |
4. | Лаборант | 08.30 |
5. | Технолог, оператор | 08.30 |
6. | Преподаватель химии | 08.30 |
7. | Рабочий | 00.00 |
8. | Организатор | 00.00 |
Эти результаты свидетельствуют о том, что большинство ребят предпочитают экспериментальную работу.
В дальнейшем группе ребят, отобранных по желанию и интересу, был предложен тест на ощущение и восприятие вещества, т.к. химика отличает прежде всего интерес к веществу и стремление с ним работать.
Статистические результаты тестирования сведены в таблицу.
Названия теста и его разделов | Средний оценочный балл, % | Успешность выполнения теста, % |
Ощущение и восприятие вещества | 70 | |
А) Гравитационные ощущения | 80 | |
Б) Глазомерная оценка массы | 65 | |
В) Глазомерная оценка объема | 75 | |
Г) Линейный глазомер | 70 | |
Д) Тепловые ощущения | 65 |
Так при оценке гравитационных ощущений учащимся предлагалось на глаз отсыпать по 5 г хлорида натрия и медного купороса. Четверо из шести выполнили это задание с точностью до 80 % от абсолютного результата. При глазомерной оценке массы и объема учащимся предлагалось определить на глаз представленные навески известных веществ: муки, сахара, соли; и объемы воды и растворов хромата калия и сульфата никеля. Трое учащихся продемонстрировали высокие результаты: масса навесок и объемы растворов были определены достаточно точно. В этом же тесте ребятам предлагалось задание на определение тепловых ощущений. Трое испытуемых из шести смогли верно определить температуру воды в стакане, лишь дотронувшись до него рукой. Четверым удалось с точностью до 80 % определить изменение температуры дистиллированной воды при растворении в ней нескольких гранул гидроксида калия.
Все результаты данных заданий свидетельствуют о том, что у большинства испытуемых учащихся развит такой компонент химических способностей как ощущение и восприятие вещества, наиболее существенный, на наш взгляд, для деятельности химика.
Таким образом, мы достигли цели нашего исследования, а именно:
на основании результатов констатирующего эксперимента была установлена взаимосвязь между интересом к химии и задатками химических способностей;
была сформирована небольшая группа учащихся (6 человек) для индивидуальных внеклассных занятий по химии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
При изучении методической, педагогической и психологической литературы было
определено понятие и содержание индивидуальной внеклассной работы. На наш
взгляд, под индивидуальной внеклассной работой следует понимать определенную
целенаправленную работу по развитию творческих способностей учащихся, интереса
к предмету и профессиональной ориентации. Содержание индивидуальной внеклассной
работы определяется склонностями, способностями и интересами учащихся, уровнем
материально-технической базы учебного заведения и системой организации
деятельности учащихся под руководством учителя.
Проведенный нами констатирующий эксперимент показал, что какой-либо определенной системы работы учителей по организации индивидуальной внеклассной работы нет. Чаще всего такая работа носит условный и эпизодический характер, и в основном сводится к подготовке учащихся к конкурсным испытаниям (олимпиадам). Основными факторами, мешающими правильной организации индивидуальной внеклассной работы являются: отсутствие методической литературы, материальной базы, опыта работы в этом направлении и др.
На основе изучения методической, педагогической и психологической литературы и констатирующего эксперимента, нами разработана система организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии, которая включает шесть последовательных этапов.
Разработанная нами система проверена путем постановки и организации педагогического эксперимента (формирующего), которыйпоказал, что учащиеся, проявляющие интерес к химии, способны потенциально работать с химическими веществами и успешно заниматься творческой деятельностью.
Основываясь на данных проведенного эксперимента можно сделать вывод, что разработанная нами система организации и проведения индивидуальной внеклассной работы по химии оправдала себя в действии, а индивидуальные занятия положительно влияют как на общее качество знаний, так и на повышение успеваемости учащихся.
Литература
1. Боева Т. Н., Корчагина В. В. Химический праздник в сельской школе: пир на весь мир // Химия в школе. – 2005. – №5. – С. 28.
1. Гусаков А. Х. Учителю химии о внеклассной работе. – М., Просвещение, 1981.
2. Васильева Т. К. Игра-зачет. "Знание – сила" // Химия в школе. – 2005. 5.
3. Кононова В., Фононова Т. Ф. Физико-химический КВН // Химия в школе. – 2005. 4. – С. 39.
4. Лазаренко А. А. Учителю о внеклассной работе по химии. – М., Просвещение, 1981.
5. Олейникова И. И., Буржинская Т. Г. Химичесий десант в тылу хемофобии // Химия в школе. – 2005. – №9. – С. 73.
6. Вечер-конкурс по теме "Электролитическая диссоциация" // Химия в школе. – 2005. – №9. – С. 75.
7. Шахова О. Ю. Блиц-КВН "Металлы и неметаллы" // Химия в школе. – 2005. 9. – С. 70.