Реферат: Влияние темперамента на взаимоотношения в семье
Реферат: Влияние темперамента на взаимоотношения в семье
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ 1515
РЕФЕРАТ
Влияние темперамента на взаимоотношения в семье
Автор: Суханова Александра. 11 «В» класс
Руководитель: Панкова Татьяна Владимировна.
Педагог - психолог
Москва.
2005/2006 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………….... 3
I. ТЕМПЕРАМЕНТ
1.Проблема и метод исследования ………………………….………... .4
2.Темперамент и характер ………………………………….…………. .5
3.Типология темпераментов И. Канта и В. Вундта ………………….. 7
4.О темпераменте с точки зрения высшей нервной деятельности …10
5.Современное описание темпераментов………………....……..……11
II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Особенности взаимоотношений………………………………...…..13
III. ИССЛЕДОВАНИЕ…………………………………………...…....15
Заключение .………………..18
Список литературы………………………………………………….…19
Приложение ……………………………………………………….……20
Приложение 1……………...…………………………………………....20
Приложение 2…………………………………………………………...22
Введение
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца нерешенных проблем современной психологической науки.
Темперамент является врожденной базой, на которой строится характер человека. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности, впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Темперамент человека оказывает большое влияние на характер его общения с другими людьми. Общение играет огромную роль в подростковом возрасте, являясь ведущей деятельностью в этот период.
Возрастная психология утверждает, что подростковый возраст драматичен и противоречив независимо от социальных, временных, семейных и прочих внешних условий. Драма в том, что у подростка максимально выражено самозащитное стремление «в стаю» и одновременно с этим эгоцентрическое стремление обособиться, и тем самым выразить свою личность. Поэтому и отношения, в которые вступает подросток, несут в себе печать этой раздвоенности; они всегда сложны и чреваты порой трагическими поворотами.
Так же общая закономерность и общая проблема подростков перестройка отношений с родителями. Переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном доверии, уважении и относительном, но постоянно растущем равенстве. Во многих семьях эта перестройка происходит очень болезненно и воспринимается родителями как непослушание, вызывающее поведение. В то же время общение с родителями очень важно для подростка.
Цель работы. Целью данной работы было выяснить, как именно сказывается темперамент каждого родителя и их ребенка-подростка на взаимодействии между ними. В связи с данной целью были поставлены следующие задачи.
Задачи. В процессе выполняемой работы перед нами стояли следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме, рассмотреть представления о темпераменте в психологии и рассмотреть взаимоотношения подростков с родителями;
2. Определить темпераменты детей и родителей в исследуемых семьях;
3. Выявить особенности взаимоотношений подростка и его родителей;
4. Найти взаимосвязь между темпераментом и взаимоотношениями в семье.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в современном мире особенно остро стоит проблема взаимоотношений между подростками и их родителями. Отношения в семье часто становятся конфликтными в этот период взросления человека. Наше желание разобраться глубже в этой проблеме и найти факторы, которые усугубляют конфликты, может помочь подросткам и взрослым более объективно взглянуть на себя и свои отношения.
Все выше сказанное делает проблему более интересной.
Методики. В данной работе были использованы
- Опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента;
- Авторское структурированное интервью для опроса подростков об их отношениях с родителями.
I. ТЕМПЕРАМЕНТ
1.ПРОБЛЕМА И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
На протяжении истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основаниями или физиологическими способностями организма. [1]Факт индивидуального различия между людьми впервые был превращен в предмет научного анализа великим греческим ученым Гиппократом (IV век до н. э.), который показал, что основным условием существования организма являются данные в нем в определенной пропорции и питающие его четыре жидкости (гумор).
На основе гуморальной теории Гиппократа, в зависимости от того, какая из жидкостей преобладает в организме, были установлены четыре типа темперамента: сангвинический, меланхолический, флегматический и холерический. Эта классификация темпераментов до сегодняшнего дня не потеряла своей силы [1]. Само слово „темперамент" имеет латинское происхождение и означает „надлежащее соотношение частей, соразмерность". Гиппократовско-галеновское описание темпераментов исходило из того, что состояние человека, его физическое здоровье и психический склад определяется соотношением в организме четырех элементов. Гиппократ представлял себе эти элементы как разные жидкости - кровь, флегму, желтую и черную желчь. Гален видел в них четыре субстанции - твердое, жидкое, горячее и холодное. Преобладание одного из, элементов формирует соответствующий темперамент (сангвинический, холерический, меланхолический или флегматический).
Не вызывают спора основные признаки издревле установленных темпераментов. Различие во мнениях сказалось в вопросе объяснения, понимания темпераментов, установления их психологических и физиологических механизмов.
Один ряд ученых считает темперамент врожденным биологическим свойством организма — темперамент представляется как свойство какого-либо отдельного биологического процесса или целостной конституции организма, как свойство, проявляющееся в переживаниях и поведении личности. Некоторые исследователи причиной индивидуальных различий считают гуморальную систему (Гиппократ, Аристотель, Гален), а другие — особенность кровообращения (Геллер, Шталь, Лесгафт) или же процесс обмена веществ в организме (Фулье), конституцию (Галь, Виренице, Галес, Де-Джиовани, Сиго, Кречмер, Шельдон), неврологические процессы (Эрисберг, Генле, Зеланд), особенности высшей нервной деятельности (И. П. Павлов и его школа).
В противоположность биологической точке зрения, были выдвинуты психологические теории, согласно которым темперамент является не врожденным, биологическим свойством организма, находящим соответствующее выражение в мире переживаний человека, а врожденным свойством собственно души, психики (Платнер, Кант, Вундт, Гефтинг, Штерн и др.). Согласно психологическим теориям, темперамент связан с организмом. Эта связь принципиально не отличается от природы связи других свойств личности с организмом.
2. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР
Одной из старейших проблем изучения характера является выявление связей между характером и темпераментом. Хотя и сейчас есть попытки сводить характер к темпераменту, все же большинство ученых считает, что темперамент является лишь природной основой характера. Многими исследованиями было показано, что если в раннем детстве у человека дает себя знать значительная зависимость характера от темперамента, то позже, с развитием личности, взаимосвязь между ними меняется. Характер приобретает все большее значение, преобразуя темперамент, который выступает теперь главным образом лишь как особенность эмоциональной и двигательной сферы и дает о себе знать, прежде всего, в определенной эмоциональной направленности свойств характера, особенностях выразительных движений и действий, скорости различных личностных проявлений, протекания психических процессов [9].
Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.
Но темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.
Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при “тепличном”, изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть следствием недостатков воспитания. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого другие.[6]
3. ТИПОЛОГИЯ ТЕМПЕРАМЕНТОВ И. КАНТА И В.ВУНДТА
Вундт использовал в своей типологии представление о четырех типах темперамента, выделенных в свое время древнегреческим философом и врачом Гиппократом (V-IV вв. до н.э.) и подробно описанных и названных древнеримским врачом Галеном (II в.).
Концепция четырех темпераментов оказалась чрезвычайно жизнеспособной. На протяжении последующих восемнадцати веков менялись представления о механизмах формирования типов темперамента: возникали их гуморальные обоснования, различия между типами относили к возбудимости различных тканей, к величине мозга и к морфологии нервов, к деятельности эндокринной системы, наконец, к свойствам нервной системы человека. Однако в течение всего этого времени синдромы психологических свойств, составляющие тот или иной тип темперамента, не подвергались сомнению.
В конце XVIII в. основатель немецкой классической философии Иммануил Кант представил в своей Антропологии" (1798) формальное описание четырех типов темперамента[7].
Сангвинический - темперамент человека веселого нрава
(dcs Leichtblutigen)
Это человек - беззаботный, полный надежд; каждой вещи он на мгновение придает большое значение, а через минуту уже перестает о ней думать. Он честно обещает, но не держит своего слова, так как он до этого недостаточно глубоко обдумал, в состоянии ли он сдержать его. Он достаточно добродушен, чтобы оказать помощь другому, но он плохой должник и всегда требует отсрочки. Он хороший собеседник, шутит, весел, готов ничему в мире не придавать большого значения, и все люди ему друзья. Работа его скоро утомляет, но он без устали занимается тем, что в сущности есть только игра, ибо игра всегда связана с переменами, а выдержка не по его части.
Меланхолический - темперамент человека мрачного нрава
(des Schwerblutigen)
Человек, расположенный к меланхолии, придаст всему, что его касается, большое значение, везде находит поводы для опасений и обращает внимание прежде всего на трудности, тогда как сангвиник, наоборот, начинает с надежды на успех; поэтому первый думает настолько же глубоко, насколько второй поверхностно. Он с трудом дает обещание, ибо не может его не исполнить, но сомневается, в состоянии ли он его исполнить. И все это у него объясняется не моральными причинами, а тем, что противоположное доставляет ему неприятность, и именно поэтому он становится озабоченным, недоверчивым и полным сомнений, а из-за этого и мало восприимчивым к веселью.
Холерический - темперамент человека
вспыльчивого (des Warmblutigen)
О ком говорят, что он горяч, вспыхивает быстро, как солома, но при уступчивости других скоро остывает. В его гневе нет ненависти, и он любит другого тем сильнее, чем скорее тот ему уступает. Его деятельность быстра, но непродолжительна. Он деятелен, но неохотно берет на себя дела именно потому, что у него нет выдержки; вот почему он охотно делается начальником, который руководит делами, но сам вести их не хочет. Поэтому его господствующая страсть — честолюбие; он охотно берется за общественные дела и желает, чтобы его громогласно хвалили. Он любит поэтому блеск и помпезность церемоний, охотно берет под свою защиту других и с виду великодушен, не из любви, однако, а из гордости, ибо себя самого он любит больше. — Он следит за порядком и кажется поэтому умнее, чем он есть. Он любит располагать средствами, он вежлив, натянут и напыщен в обхождении.
Флегматический - темперамент хладнокровного
(des Kaltbliitigen)
Флегма как слабость — это склонность к бездеятельности, нежелание браться за дело, даже если побуждения к этому очень сильны. Нечувствительность к побуждениям представляет собой добровольную бесполезность, и его склонности направлены только на насыщение и сопротивление.
Флегма как сила — это способность приходить в движение хотя и не легко и не быстро, но зато надолго. Он не легко приходит в гнев, а сначала колеблется, следует ли ему сердиться; холерик же пришел бы в бешенство, что не может твердого человека вывести из равновесия.
Хотя он и лишен блеска, но зато исходит из принципов, а не из инстинктов. Его удачный темперамент заменяет ему мудрость, и даже в обыденной жизни его часто называют философом. Своим темпераментом сангвиник превосходит других, не задевая их тщеславия. Он, обладая непреклонной, но благоразумной волей, умеет приспособить их волю к своей [7].
Два типа темперамента (сангвинический и меланхолический) Кант рассматривает как темпераменты чувства, два другие (холерический и флегматический) как темпераменты действия.
Вундт предположил, что в основе тех психологических свойств, сочетания которых образуют разные типы темперамента, лежат две базовых характеристики, связанные с динамикой протекания эмоциональных процессов. Одной из этих характеристик является сила эмоциональных реакций, второй - уровень стабильности эмоциональных реакций. Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоционально нестабильностью способствуют образованию тех психологических свойств, которые обычно приписывают холерическому темпераменту. Нестабильность в сочетании с невысокой силой эмоциональных реакций свойственна обладателям сангвинического синдрома свойств и т.д. Таким образом, Вундт отходит от чисто описательных типологий темперамента, вводя две психологические характеристики, которые, в принципе, могут быть объектом экспериментального исследования. И сила, и стабильность эмоциональных реакций могут быть измерены в психологическом эксперименте и, значит, отнесение индивида к тому иди иному типу темперамента может теперь основываться не только на умозрительных заключениях, но и на объективных данных.
4. О ТЕМПЕРАМЕНТЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВЫСШЕЙ
НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И. П. Павлов и его сотрудники, изучая условно-рефлекторные реакции собак, часто обращали внимание на индивидуальные различия в их поведении. Эти различия проявлялись, прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных реакций положительных и тормозных, — их интенсивность, способность к адекватному реагированию на изменения раздражителей, общее поведение в экспериментальной ситуации и т.п.
Страницы: 1, 2