скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Углубление процессов интеграции мировой экономики

7) разрабатывая концепцию перехода к "смешанной экономике", правительства и "мозговой центр" ведущих капиталистических стран учитывали опыт деятельности администрации Ф.Д. Рузвельта по реализации "Нового курса", который в США проводился с 1933 г.;

8) результаты централизованного руководства национальной экономикой в 1939–1945 гг. во всех странах антигитлеровской коалиции.

Программа перехода к "смешанной экономике" включала в себя: национализацию ряда основных промышленных отраслей; внедрение элементов планирования в управление экономикой; принятие социально ориентированных законов.

Франция, Великобритания, в определенной степени Италия и Япония, отказались после окончания Второй мировой войны проводить в национальной экономике идеи либерального капитализма XIX в., как это произошло после 1918 г. В этих странах сформировалась концепция сочетания рыночной экономики с политикой государственного управления и ориентацией на решение социальных вопросов. Модель эта получила название неоэтатистского варианта "смешанной экономики" ("этат" в переводе с французского – государство).

Основное внимание во Франции при этом обращалось на национализацию отдельных отраслей экономики. Еще накануне Второй мировой войны правительством Народного фронта начали создаваться компании со смешанным капиталом и накапливался опыт национализации частных предприятий.

После войны лидер коммунистов Морис Торез вошел в правительство де Голля как "министр без портфеля", сыграв некоторую роль в формировании национальной экономической политики. Под контроль государства во Франции перешли энергоресурсы (электричество, газ и уголь); сфеpa страхования (32 компании); сфера финансов в лице четырех крупных депозитных банков; фирмы "Рено" и "Эйр Франс". Но, несмотря на национализацию, компании сохранили свой директорат, т.е. автономное управление.

Государственное планирование проявилось в разработке "Генеральным комиссариатом планирования" первого четырехлетнего плана развития экономики Франции с 1946 по 1950 г. Этот план был продлен до 1952 г., что совпало с окончанием срока действия плана Маршалла. Основное внимание было обращено на подъем базовых отраслей: угольной, сталелитейной, цементной, а также энергетики и транспорта: на предприятиях создавались новые рабочие места, расширялось производство.

При подготовке плана были учтены идеи выходца из России, будущего Нобелевского лауреата, экономиста В. Леонтьева: использовались его таблицы "затраты выход".

Концепция следующего плана, на 1954–1957 гг., не отличалась от предыдущего. Новым в работе стало создание с 1955 г. региональных программ развития экономики. К недостаткам французской системы планирования можно отнести: рост военного бюджета из-за войны в Алжире; неэффективность политики в области цен и доходов; недостаточное внимание к развитию сектора потребительских благ. Появление галопирующей инфляции привело к росту социальной напряженности в стране, под сомнение была поставлена проделанная работа в области планирования и национализации предприятий.

Таким образом, во Франции широко использовались идеи индикативного, или необязательного, государственного планирования. Экономическая политика на основе его применения получила название "дирижизм". При этом использовались административные методы контроля за ценами, кредитной политикой и т.д. Государство активно занималось предпринимательской деятельностью. К концу 1960-х – началу 1970-х гг. стало ясно, что государственные структуры в стране не могут успешно регулировать цены и сдерживать инфляцию. Во второй половине 70-х годов началась переориентация в промышленной политике с целью усиления частного сектора. В мире стали нарастать процессы международной экономической интеграции.

Более целенаправленно идеи Дж. Кейнса осуществлялись в Великобритании. Государственные структуры установили прогрессивную шкалу налогообложения, создали сеть социальных служб в сфере здравоохранения и образования. Контролировались экологическая и демографическая ситуации в стране.

Лейбористы, находясь у власти в 1946–1951 гг., выступили за национализацию основных отраслей в промышленности. В итоге под контроль государства перешло, как и во Франции, 20% национальных богатств: Английский банк, авиакомпании, автомобильные дороги, т.е. объекты производственной и рыночной инфраструктуры. Государство выступило в роли совладельца частных предприятий типа "Роллс-Ройс", национализировало угольную и сталелитейную промышленность. Но, как и во Франции, правительство Британии не получило в свои руки мощный инструмент экономической политики – систему управления национализированным сектором, так как дирекция каждого предприятия оставалась независимой в своих действиях.

Пришедшее в 1951 г. к власти правительство консерваторов заблокировало нововведения в области экономики – были денационализированы транспорт и сталелитейная промышленность. В Британии так и не приступили к планированию национальной экономики. Лишь в 1965 г. были приняты "Закон о науке и технологии" и "Об индустриальном развитии" (1968 г.).

Элементы неоэтатистской модели в Италии были заложены еще во времена Муссолини, когда был создан "Институт промышленной реконструкции". Он установил контроль над 120 предприятиями. После войны этот институт превратился в эффективно действующий государственный холдинг, проводивший политику быстрого промышленного роста. Под его контролем в 1960 г. находились уже 200 предприятий. Проведена была земельная реформа, основное внимание обращалось на экономический подъем юга страны.

Японская модель неоэтатистского варианта исключала организацию национализированного сектора, но при этом не отрицалась роль государства в планировании экономики. В 1950-е гг. было реализовано семь планов подъема ключевых отраслей: сталелитейной, химической, судостроительной, цветной металлургии. Национализация отраслей не проводилась.

Вариант централизованного согласия как модели "смешанной экономики" выбрали после Второй мировой войны Швеция, Австрия, Нидерланды и Бельгия. В основе его находился принцип согласия представителей различных социальных слоев и властных структур. Климат социального мира в Швеции создавался пребыванием у власти с 1930 по 1976 г. социал-демократов. В 1955 г. здесь был образован социальный резервный фонд для частных инвестиций. Соглашение между профсоюзами и нанимателями основывалось на общих трудовых конвенциях и гармоничном функционировании системы социального планирования. Было принято социальное законодательство с включением в него обширного круга вопросов. Действовали системы прогрессивного налогообложения, социального обеспечения, образования и переподготовки кадров.

Фонд труда (с 1945 г.) и Социально-экономический Совет (с 1950 г.) действовали в Голландии. Они вырабатывали общие соглашения по зарплате. Похожие меры на государственном уровне осуществлялись в Бельгии и Австрии. Все эти страны в послевоенные годы достигли высокого уровня жизни населения.

Своеобразным было осуществление неолиберального варианта в США и ФРГ. Еще "новый курс "Ф.Д. Рузвельта определил путь США к "смешанной экономике". Но после войны правительства американских штатов выразили недовольство усилением федеральной власти. И все же в 1946 г. был принят "Закон о занятости", который проводился в жизнь на всей территории США. Закон Тафта–Хартли (1947 г.) препятствовал укреплению позиций профсоюзов в стране. К наиболее эффективной системе в экономике по-прежнему относили механизмы рынка. При Трумэне, а затем при Эйзенхауэре, в условиях "холодной" войны, выросли налоги с населения и сократились общественные расходы. И лишь при Дж. Кеннеди, с 1961 г., начала проводиться политика "Новой экономики", основанная на идеях Д. Кейнса, взглядах В. Леонтьева и К. Гелбрейта по вопросу планирования трудовых ресурсов. Была принята "Федеральная программа развития регионов", усилился контроль государства над сельским хозяйством и добывающей промышленностью. Таким образом, в 1960-е гг. в США перешли от неолиберальной модели к неоэтатистскому варианту "смешанной экономики". Усилилось проникновение американской экономики на европейский континент.

Воплощение в ФРГ неолиберальной модели развития можно объяснить реакцией на диктат государства в экономике фашистской Германии. Но если ряд видных экономистов страны выступали за свободную игру рыночных сил, то Людвиг Эрхард – за идеи социально-рыночной экономики. Он как министр экономики руководил денационализацией. "Ферайн Стальваркс", обеспечивающий 40% производства стали в ФРГ, разделился на 13 металлургических и 9 горнопромышленных компаний. Крупные банки трансформировались в сеть мелких.

Демократизация в сфере экономики проявилась в расширении участия работников в управлении предприятиями.

Внутри страны нарастали противоречия в осуществлении неолиберального варианта развития. В 1960-е гг. Федеральное правительство контролировало почти 40% всей добычи каменного угля и руды, 62% производства электроэнергии, 72% – алюминия. К процессу планирования присоединились химическая и электронная промышленность. В эти годы канцлером в ФРГ становится Л. Эрхард. Страна отходит от неолиберальной ориентации, это содействует сближению ФРГ с другими государствами Западной цивилизации.

Таким образом, переход ведущих стран Запада в конце 1950-х – начале 1960-х гг. к неоэтатистскому варианту развития экономики, превратил их в регуляторы эффективного спроса на изделия и продукты промышленности и сельского хозяйства. Некоторое время успешно решались задачи полного использования производственных мощностей и обеспечения занятости населения на фоне развития НТР, которая влияла на изменение отраслевой структуры производства и социальной структуры населения.

Кризис политики "смешанной экономики" разразился в середине 1970-х гг. К внутренним противоречиям относилось появление крупных монополий и олигополии на базе дальнейшей концентрации производства. Это вело к формированию крупномасштабной экономики в странах Западной цивилизации. Крупные компании занимались самофинансированием, создавали свои мини-рынки капиталов. В итоге потребитель из "короля рынка" превращался в зависимого от рекламы покупателя. С помощью маркетинга возросло управление спросом на продукты и товары.

Выросла роль инженерно-технических работников (ИТР^ на производстве, многие из них стали руководителями на крупных предприятиях. На общественное мнение оказывалось давление с помощью средств массовой информации.

Усиление трансконтинентальных национальных корпораций (ТНК) препятствовало контролю государства за состоянием экономики в развитых странах. Еще более отрицательным было их влияние на деятельность правительств малых индустриальных и постколониальных странах.

Таким образом, интернационализация крупных предприятий превратилась в угрозу традиционной рыночной системе

Равновесие рынка нарушалось и деятельностью профсоюзов. Искусственно завышенная зарплата в устаревших отраслях препятствовала механизму рынка влиять на структурное обновление промышленности. Одновременно нарастал кризис в национализированных секторах экономики, внутри них образовывались своеобразные монополии, таким образом система "смешанной экономики" "перехитрила" сама себя (не смогла бороться с постулатами рыночной экономики). Возросла роль чиновников в управлении экономикой.

Сближение моделей "смешанной" экономики продолжалось до 1974 г., когда разразился мировой экономический кризис как совокупность валютно-финансового и энергетического кризисов. Наступает разочарование в кейнсианской идеологии и плановой экономике. Западные страны повсеместно переходят к усилению рыночных механизмов в хозяйственной жизни; ускоряется денационализация в производстве и сфере обслуживания.

В 1980-х гг. наблюдается новый виток приватизации в США ("рейганомика"), в Англии ("тетчеризм"), то же во Франции, т.е. произошел возврат к политике экономического либерализма. Вместе с тем сохранялись в странах постиндустриального развития элементы государственного регулирования экономики, особенно в сельском хозяйстве, а также в финансовой сфере.

3. Крушение колониализма: выбор пути развития

До недавнего прошлого большинство стран на планете относилось к разряду колониальных и зависимых. Период второй половины XX в. ознаменовался для них крушением колониализма и выбором пути дальнейшего социально-экономического развития. Антиколониальные тенденции усилились Второй мировой войной. Первой в 1947 г. получила независимость Индия. Распад колониальной системы произошел в 1960-е гг., в 1970-е гг. процесс шел по нарастающей. Ряд стран выбрали индийскую модель постколониального развития – неприсоединение к любым блокам государств, противоречащих друг другу. (Индия, Пакистан и др.).

Одновременно перед постколониальными странами вставала проблема выбора экономического пути. Можно было открыть в стране свободный рынок и поощрять его, но можно было поступить и наоборот. Государство могло стимулировать развитие частной собственности, разрешить деятельность в стране иностранных компаний, но можно было изолировать национальную экономику, как сделали это некоторые страны Азии.

Ориентиром для стран Восточной цивилизации, получившим политическую независимость, была европейская капиталистическая структура. Колониальная администрация длительное время работала в этом направлении, насаждая порядки метрополии, ее правовые нормы. Факто ром огромной силы был колониальный капитал во всех его модификациях, этот капитал подавлял своей мощью традиционное хозяйство Востока, но постепенно развивался и национальный капитал.

После Октябрьской революции 1917 г. в России на страны Восточной цивилизации немалое воздействие оказывают идеи социализма. С середины XX в., образования МСС, социалистическая модель стала ориентиром для стран Востока. Эти тенденции проявились в появлении стран социалистической ориентации, лидеры этих стран предполагали, что тоталитарная модель социализма с жесткой командно-административной системой, схожей с политико-правовыми нормами классического Востока, даст возможность в короткие сроки вырваться из отсталости и совершить индустриализацию. Они были не готовы к болезненной структурной ломке в случае переориентации на рынок.

Во Вьетнаме и на Севере Кореи была заимствована социалистическая модель с ограничением индивидуальных прав и свобод, всесилием бюрократической администрации.

Подобный выбор сделал и Китай, не бывший колонией. Эта модель не была чужда классической конфуцианской, с ее ориентацией на социальную справедливость и государство всенародной гармонии во главе с мудрым правителем. В этих трех странах централизованное государство взяло на себя задачи индустриального развития и финансового регулирования.

Иная судьба постигла юг Кореи, остров Тайвань, бывшие английские колонии Сингапур и Гонконг. Гоминьдановцы бежали из Китая на Тайвань, и в противовес Китаю остров стал развиваться по капиталистическому пути. Юг Кореи и Япония попали после 1945 г. под контроль администрации США и пользовались ее поддержкой. По этой же модели, с использованием японского стандарта и выгод географического расположения на оживленных морских торговых путях, стали развиваться освободившиеся Сингапур и Гонконг. Кстати, здесь использовались другие конфуцианские стереотипы – стремление к самоусовершенствованию, высокой культуре труда, стремление к знаниям и т.д.

Своеобразно развивалась часть стран Юго-Восточной Азии. Вступление СССР в войну с Японией в ходе Второй мировой войны и оккупация советскими войсками Маньчжурии и Северной Кореи превратили их в базу социалистических преобразований. Влияние коммунистов простиралось на близлежащий регион Юго-Восточной Азии – на Лаос, Камбоджу, Индонезию, Малайзию. Но в целом в этих странах усилилась роль прокапиталистически настроенных элементов. Этому способствовало быстрое экономическое возрождение Японии. Индонезия довольно быстро вышла из группы стран социалистической ориентации, а Малайзия добилась больших экономических успехов на рыночном пути.

Кратковременным был коммунистический режим в Камбодже.

Надвигающийся общий кризис социалистической системы вынудил Китай уже в конце 1970-х гг. пойти на радикальные реформы, здесь постепенно формируется модель рыночного социализма в экономике.

Идеи построения социализма распространились и в Африке. Внешние факторы имели решающее значение в таких ее странах: Анголе, Мозамбике, Намибии. Влияние прямой экономической помощи и работы советских специалистов ощущалось в Танзании, Гане, Гвинее, Мали, Мадагаскаре, Зимбабве. Но в Африке социализм не прижился. Пройдя через социалистический эксперимент, страны Африки выбрали рыночно-капиталистическую модель. Однако этот континент не имеет еще достаточно сил, чтобы превратиться в содружество сильных капиталистических государств (африканская модель).

Сложнее обстоит дело на исламском Востоке. Между традициями ислама и лозунгами социализма есть общие черты: деспотизм власти, приоритет коллектива перед индивидуумом. Поэтому национальная элита Сирии, Ливии и Ирака была духовно близка с руководством стран социалистического лагеря. Ненадолго успехи социализма наблюдались в Египте времен Насера, Южном Йемене, в Алжире и в Афганистане.

Недоверие к европейской модели развития сочеталось в странах ислама с экономическим прагматизмом. Используя силу нефтедолларов, на арабском Востоке допускали развитие и социалистических, и капиталистических элементов. В последней четверти XX в. на Ближнем Востоке между социалистическим и капиталистическим миром стало складываться третье исламское поле, и ядром его стала Палестина. Страна борется против Израиля за национальную государственную независимость.

Шейхи Аравии сделали ставку на капитализм. В нарушившийся баланс сил внесла вклад Иранская революция, лидеры которой резко выступили как против социалистических идей, так и рыночно-капиталистических. В настоящее время идут поиски компромисса: на Ближнем Востоке, во взаимоотношениях Палестины и Израиля, о выходе из изоляции Ирака и Ирана, нейтрализации угрозы мирового терроризма из Афганистана, ряда других стран.

Последовательной в развитии капитализма является Индия. Здесь оказались сильны внедренные колонизаторами идеи буржуазной демократии. В то же время победили тенденции нейтралитета: Индия и Пакистан не интегрируются полностью в экономику Запада.

Современный постколониальный Восток противоречив и неоднозначен. Многое еще предстоит сделать для экономического развития большинства его стран.

В XXI в. проявились глобальные проблемы мировой цивилизации, требующие усиленного внимания, так как касаются всех стран мира. К ним относится борьба за мир на планете, в том числе урегулирование локальных конфликтов (Израиль – арабский мир, Югославия и т.д.); объединение усилий в борьбе с терроризмом и экстремизмом; экологическая безопасность; урегулирование демографических процессов; стремление победить голод, болезни (СПИД, онкологические заболевания, наркоманию). Большую роль играет повышение грамотности и культуры населения; всестороннее развитие науки, в том числе космической.

Мировая цивилизация в XXI в., мировое сообщество должны добиться успехов в решении этих и многих других жизненно важных задач.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.