скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Субъекты предпринимательства в республике Беларусь

1) предоставление уставного капитала для создания юридического лица;

2) руководство созданными торговыми объектами.

Чаще всего товарные франчайзинговые соглашения заключаются в сфере торговли транспортными средствами.

Учитывая, что в настоящее время в Республике Беларусь договор франчайзинга может использоваться в гражданском обороте, его следует отличать от сходных обязательств.

По предмету. Наиболее близкими к договору франчайзинга являются лицензионные договоры, предусматривающие передачу права на использование объектов интеллектуальной собственности. Ряд авторов даже рассматривают франчайзинговые соглашения как разновидность лицензионных договоров, так как основу предмета договора франчайзинга также составляет передача права на использование исключительных прав как объектов интеллектуальной собственности. Основное отличие между этими обязательствами заключается в том, что целью франчайзинговых соглашений всегда является создание новых предпринимательских комплексов, а для лицензионных договоров не имеет значения цель такого использования. Кроме того, предмет договора франчайзинга не ограничивается передачей объектов интеллектуальной собственности в пользование и включает в себя элементы договоров на возмездное оказание услуг и купли-продажи.

По сроку действия и территории. Франчайзинговые соглашения обычно носят длительный характер. В их основе, в отличие от договоров об исключительном импорте (международной купли-продажи товаров), лежат не разовые юридические действия, а осуществление предпринимательской деятельности на определенной территории и в течение определенного срока или бессрочно.

По субъектному составу. Отличие франчайзинговых соглашений от предпринимательских договоров, связанных с управлением одним юридическим лицом другим юридическим лицом состоит в том, что пользователь, предлагая потребителям товары или оказывая услуги с использованием фирменного наименования или товарного знака (знака обслуживания) правообладателя, действует от своего имени и несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.

Договору франчайзинга и договору управления свойственны контроль и фактическое управление со стороны одного лица по отношению к другому лицу. Но гражданское законодательство некоторых государств предусматривает ответственность управляющего лица по обязательствам контролируемого им лица.

Законодательство Республики Беларусь устанавливает определенные правила, которые необходимо учитывать при заключении франчайзинговых соглашений.

Во-первых, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций" (с изменениями и дополнениями) от 4 января 2000 года №7 во внешнеторговом договоре необходимо указывать дату и место его заключения, предмет договора, состоящий из отчуждаемых имущественных прав, условия расчетов, валюту платежа, срок действия договора, ответственность сторон, порядок разрешения споров, а также наименования, юридические адреса и банковские реквизиты договаривающихся сторон.

Во-вторых, валютное законодательство устанавливает правило, согласно которому расчеты между резидентами должны производиться в национальной валюте. Так, если стороны соглашения являются резидентами Республики Беларусь и по условиям соглашения пользователь уполномочен принимать от имени правообладателя платежи, то франчайзи будет нести дополнительные расходы, связанные с конвертацией, поскольку расчеты в иностранной валюте между резидентами в данном случае недопустимы.

В-третьих, законодательство Республики Беларусь о внешнеэкономической деятельности обязывает стороны указывать в соглашении все виды предпринимательской деятельности, которые будут осуществляться в соответствии с договором, а также объем прав, входящих в лицензионный комплекс. В договоре может быть установлен минимальный и максимальный объем их использования, указана или не указана территория использования применительно к определенной сфере деятельности (продажа товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, оказание услуг, выполнение работ).

В-четвертых, разные объекты интеллектуальной собственности, передаваемые в соответствии с франчайзинговыми соглашениями, имеют различную охраноспособность и присущие им способы защиты. При передаче права на использование фирменного наименования в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883г., участницей которой является Республика Беларусь, его охрана осуществляется без регистрации. Пункт 4 ст. 50 ГК указывает, что такая регистрация возможна. Порядок регистрации и использования фирменных наименований предусмотрен действующим гражданским законодательством Республики Беларусь (§1 гл. 67 ГК). На практике регистрация фирменного наименования производится одновременно с регистрацией соответствующей коммерческой организации путем внесения в Единый государственный регистр юридических лиц данных о государственной регистрации, включая фирменное наименование.

Коммерческие франчайзинговые соглашения получили распространение и признаны самостоятельными объектами правового регулирования более чем в 80 странах мира, но отдельное законодательство о франчайзинге принято лишь в некоторых из них. Необходимость законодательного урегулирования процедуры заключения франчайзинговых соглашений обусловлена особенностями системы возникновения и закрепления исключительных прав, а также спецификой правового статуса субъектов франчайзинга.

 

3. Финансирование деятельности малых предприятий: коммерческое кредитование

Одним из основных факторов, ограничивающих развитие малых предприятий, является отсутствие реальных возможностей получения финансирования. Банки обычно предъявляют к ним довольно жесткие требования по гарантиям возврата кредита ввиду отсутствия у них достаточно длительной кредитной истории и наличия повышенных рисков. Малому бизнесу присуща специфическая структура активов с незначительной долей недвижимости, которая могла бы использоваться в качестве залога возврата кредита. Это также усложняет поиск сторонних источников финансирования. Кроме того, банковский сектор в большей мере ориентирован на обслуживание крупных компаний, что существенно повышает издержки кредитования малых предприятий и приводит к повышению ставок по кредитам.

Поэтому поддержка малого бизнеса в финансовой сфере связана с созданием условий для удешевления кредитов его субъектам, а также с формированием специальных институтов и инструментов, облегчающих доступ малых предприятий к источникам финансирования. Одним из таких инструментов является микрокредитование.

Микрокредитование - это предоставление небольших краткосрочных кредитов предпринимателям, занятым в сфере малого бизнеса. Этот вид кредитования отличают несколько принципиальных особенностей:

-сумма получаемого впервые кредита обычно не превышает 50 % валового внутреннего продукта, приходящегося на душу населения той страны, где осуществляется программа микрокредитования;

-микрокредиты выдаются, как правило, на срок до 12 месяцев. Это, с одной стороны, стимулирует своевременный возврат заемных средств, поскольку заемщик может рассчитывать на получение новых кредитов. С другой стороны, краткосрочный характер кредита снижает степень риска и повышает эффективность использования заемных средств;

-процентные ставки по микрокредитам находятся на уровне рыночных значений для банковских кредитов или даже превосходят их.

В качестве формы обеспечения кредита используется залог, а также поручительство группы заемщиков. В последнем случае несколько (обычно 4-6) человек - знакомых, родственников, соседей - объединяются в группу, которая несет солидарную ответственность (известный принцип «круговой поруки») за возврат кредита, полученного каждым членом этой группы. Используя именно такую форму обеспечения, программы микрокредитования добиваются 95-98 % возвратности кредита.

Институты микрокредитования - это своеобразные финансовые посредники, которые, с одной стороны, аккумулируют предназначенные для микрофинансирования средства, поступающие из разных финансовых источников, а с другой - обеспечивают доступ субъектам малого бизнеса к финансовым ресурсам и сопутствующим услугам.

Роль институтов микрокредитования могут выполнять: сберегательные и универсальные банки; кредитные союзы; общественные организации; специализированные банковские учреждения.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей был образован Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 1992 г. № 36, в настоящее время Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136, которым утверждено положение о нем.

Основными задачами Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей являются:

- финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства путем участия в финансировании соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ, а также мероприятий, проводимых Министерством экономики;

- аккумулирование средств для дальнейшего финансирования инвестиционных проектов, направленных на создание, реструктуризацию и техническое переоснащение субъектов малого предпринимательства.

Фонд осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

- содействие проведению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий;

- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации государственных, отраслевых и региональных программ, проектов и мероприятий, способствующих созданию рабочих мест путем развития малого предпринимательства и конкуренции, демонополизации экономики, насыщения рынков товарами;

- участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей субъектам малого предпринимательства равные условия и возможности для осуществления предпринимательской деятельности;

- поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие освоению новых технологий, использованию патентов, лицензий, ноу-хау;

- содействие привлечению национальных и иностранных инвестиций для осуществления приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;

- участие в реализации международных программ и проектов по вопросам развития малого предпринимательства.

Механизмами реализации финансовой поддержки малого предпринимательства в БФФПП являются:

- кредит/микрокредит, предоставление которого осуществляется на основании Положения БФФПП «О кредите/микрокредите»;

- лизинг, предоставление которого осуществляется на основании Положения о лизинге на территории Республики Беларусь.

Размер кредита / микрокредита составляет в среднем около 10 млн. рублей, максимальный размер лизинга - 20 млн. рублей. Срок предоставления кредита/микрокредита, как правило, от 30 дней до 12 месяцев, лизинга - от 12 месяцев до 18 месяцев.

Фонд предоставляет кредиты на платной основе, с соблюдением принципов материальной обеспеченности, целевой направленности, срочности и возвратности.

Денежные средства выделяются в национальной валюте Республики Беларусь, предоставляются в безналичной форме в строгом соответствии с кредитным договором, минуя текущий (расчетный) банковский счет получателя непосредственно поставщику на цели, предусмотренные кредитным договором. Кредитный договор может предусматривать выдачу кредита/микрокредита единовременно или открытие кредитной линии, когда фонд в течение срока, установленного в договоре, обязуется предоставлять кредит/микрокредит в согласованном размере частями. Кредитополучателями могут выступать юридические лица Республики Беларусь, относящиеся в соответствии с Законом о государственной поддержке к субъектам малого предпринимательства, и индивидуальные предприниматели.

Все заявки на выделение кредитных средств с приложенным к ним пакетом документов проходят экспертизу для определения степени возвратности кредита. Экспертиза осуществляется специалистами из числа сотрудников фонда. После экспертизы пакет документов представляется на коллегию фонда, состоящую из числа руководителей структурных подразделений, являющихся специалистами в своей области, для принятия решения о выделении кредитных средств либо об отказе в их выделении.

При выделении кредитов/микрокредитов субъектам малого предпринимательства процентная ставка за пользование кредитными средствами не должна превышать ставку рефинансирования Национального банка Республики Беларусь. При выделении кредитов/микрокредитов субъектам инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства допускается установление льготной процентной ставки, а в отдельных случаях - выдача беспроцентных ссуд и оказание финансовой помощи на безвозмездной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Кредитные средства выделяются на конкурсной основе в соответствии с Порядком конкурсного отбора, утвержденным Правлением фонда. При конкурсном отборе учитываются такие основные характеристики проекта, как:

-существующие приоритеты развития отрасли во взаимосвязи с проектом, включая участие в государственных и межгосударственных инвестиционных программах;

-масштабность проекта, наличие мультипликативного эффекта;

-внедрение новых технологий и оборудования, используемых в проекте;

-потребность внутреннего рынка в намечаемой к выпуску продукции, прогнозируемые тенденции по его развитию;

-степень конкурентоспособности продукции по ценовым и качественным характеристикам, возможность сбыта продукции в намечаемых объемах;

-достоверность инвестиционных затрат по проекту, а для нового (переходящего) строительства - их соответствие утвержденной проектно-сметной документации и наличие установленных законодательством заключений экспертизы по строительному проекту, а также решений местных исполнительных и распорядительных органов о размещении строительства;

-создание новых рабочих мест и иная социальная направленность;

-изготовление новой продукции (услуг);

-энергосбережение;

-ресурсосбережение;

-импортозамещение и т. п.

 


Список использованных источников

 

1.     Германович Г., Пятишсин С. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: проблемы и перспективы // Белорус. банк. бюл. 2003. № 7.

2.     Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З.

3.     Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. - Мн.: Книжный дом, 2004. - 272 с.

4.     Предпринимательство: Учебник/ под. ред. М.Г. Лапусты. - М.: Инфра-М, 2002. - 448 с.

5.     Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - 375 с.

6.     Экономика малого бизнеса: Учеб. пособие / М.И. Балашевич, Т.П. Быкова.- Мн.: БГЭУ, 2005 . - 231 с


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.