скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Структура рынка информационных ресурсов

·          создание коммерческих и некоммерческих служб, рассчитанных не на специалистов, а на самые широкие круги индивидуальных потребителей.

В Интернете имеется информация, представляющая интерес для специалистов фактически во всех областях. Специалисты выделяют четыре основных причины популярности использования Интернета в политической борьбе:

·             низкая стоимость создания web-страниц для любого пользователя;

·             неограниченные возможности размещения и распространения информации;

·             выход на избирателя нового типа, ранее не доступного;

·             более слабые возможности регламентирования, цензуры и фильтрации.

1.2.2. Научно-техническая информация

Понятие НТИ и данный сектор мирового информационного рынка объединяет в себе информацию и данные в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Базы данных НТИ могут быть библиографическими (содержащими ссылки на документы только в виде библиографических описаний), реферативными (когда библиографическое описание дополняется рефератом документа, отражающим его содержание) и фактографическими. В последнем случае они фактически смыкаются с базами данных специальной информации.

Базы данных НТИ можно подразделить на политематические и тематические - отраслевые и проблемно-ориентированные. Встречаются базы данных, специализированные на представлении определенных видов документов, например, результатов научно-исследовательских работ - отчетов и диссертаций, патентов, стандартов, переводов и т. п. Именно эти базы данных представляют наибольший интерес для предпринимателей и менеджеров.

Диалоговый поиск в библиографических базах данных возможен по формальным признакам (автор, название, издательство, год выпуска и т. п.) или по тематике с использованием рубрик рубрикатора, дескрипторов тезауруса, ключевых слов из заглавий или текста реферата. Потребителю предоставляется возможность поиска по заранее подготовленным запросам в массивах текущих поступлений с выдачей на терминал пользователя в удобное для него или для системы время. Некоторые поисковые системы позволяют по результатам поиска составлять различные указатели. Результаты поиска могут быть загружены в ПК пользователя и использоваться для формирования персональных баз данных.

Надо заметить, что с НТИ связано и большинство серверов Интернета, работающих в России с начала 90-х гг., которые первоначально в основном создавались на базе институтов РАН и ведущих университетов и ВУЗов при поддержке со стороны государства по линии проектов и программ РАН, Миннауки и Госкомвуза.

1.2.3. Доступ к первоисточникам

Существует три основных возможности приобретения первоисточников:

1) формирование собственных фондов путем подписки и приобретения;

2) получение первоисточников во временное пользование;

3) получение первоисточников в виде полноразмерных и микрокопий.

Как правило, организации и отдельные потребители используют все эти три возможности одновременно, например, выписывают профильные сериальные издания и приобретают книги, пользуются услугами библиотек и заказывают копии некоторых источников. В последние годы был реализован ряд проектов по созданию систем доступа к первоисточникам в электронной форме и по каналам связи.

В связи с развитием копирования первоисточников обострилась проблема защиты авторских прав. IFLA в начале 80-х гг. считала, что бесприбыльное копирование документов в образовательных, учебных и исследовательских целях является правом, которое должно быть предоставлено библиотекам и информационным службам для обслуживания своих пользователей согласно национальному законодательству.

Основные требования законодательства об авторском праве в США в соответствии с п. 107 Copyright Act от 1976 г. заключались в том, чтобы:

·             копирование осуществлялось в исследовательских и учебных целях;

·             на копии указывался обладатель авторского права;

·             копия предназначалась непосредственно для конкретного потребителя.

В п. 108 упомянутого закона США в качестве разрешенных также выделяются следующие случаи копирования, которые, в общем-то, не являются случаями правильного применения закона (fair use):

·             копирование в целях сохранения для использования в будущем неопубликованных документов;

·             копирование в целях замещения (например, при выдаче читателям) некоторых опубликованных документов;

·             резервное копирование;

·             копирование, осуществляемое для читателя и читателем;

·             межбиблиотечный абонемент.

Во всех этих случаях подразумевается, что за один раз делается не более одной копии (на практике в 25 % случаев это не выполняется, а по другим данным одна копия делается только в 60 % случаев копирования) и что на копии стоит знак и указание авторского права (на практике обычно не соблюдается при копировании фрагментов документов).

В США в 70-90-х гг. считалось нарушением авторского права копирование всего документа без разрешения. Кроме того, предлагается рядом со знаком копирайта указывать адрес или телефон, по которому может быть получено разрешение на копирование.

Рынок источников информации оказался совсем не простым для бизнеса, и многие амбициозные проекты провалились или не получили достаточного развития. В качестве примера можно назвать неудачу с проектом Microsoft по созданию коллекций документов в электронной форме в качестве важнейшего ресурса для Интернета и аналогичного проекта в Европе, осуществлявшегося университетами. Оказалось, что перевод документов в электронную форму требует существенных затрат, тогда как отдача - скромная, так как в соответствии с одним из законов информационной деятельности, законом Брэдфорда, для удовлетворения 80% запросов используется не более 15-20% созданных фондов, так что остальная часть фонда не используется.

С приходом Интернета система подготовки и доступа к источникам информации претерпевает существенные изменения. В частности, все большее число книг печатается не заранее определенными тиражами, а на заказ через специальные службы, где это можно сделать с некоторой задержкой, но при низких затратах и цене при использовании высокопроизводительного оборудования или непосредственно распечатывается пользователями на своем принтере. Основной проблемой здесь выступают расчеты с книгоиздателями и авторами, так как традиционные механизмы издательской деятельности и книжной торговли использованы быть не могут. Основными клиентами выступают сети отелей, корабли круизных линий, авиакомпании, а также службы доставки прессы.

Массовый доступ к Интернету подтвердил, что формат книги, журнала или газеты по-прежнему имеет преимущества перед форматом экрана, и люди предпочитают чтение обычных изданий по Интернету при прочих равных условиях.

1.3. Сектор массовой, потребительской информации

В Интернете электронных ресурсов, содержащих массовую потребительскую и развлекательную информацию довольно много. Эта информация используется предпринимателями не только в их деловой практике, но и как объект бизнеса или просто для отдыха.

1.3.1. Новости и литература

На новости и литературу приходится весьма существенная часть мирового информационного рынка. Информация типа новостей или литературы часто (если речь не идет об информации, получаемой по каналам служб новостей и агентств прессы, базам данных, содержащим полные тексты газет, журналов и книг) трудно или вообще невозможно разграничить от информации для специалистов, и, в особенности, когда речь идет о специальных электронных журналах, справочниках, энциклопедиях. Критерием разграничения может быть круг возможных потребителей, который в случае специальной информации составляют специалисты, а в случае новостей - широкий и неограниченный какой-либо узкой специализацией круг заинтересованной публики. Этот критерий не очень четок, так как имеет в виду потенциальных потребителей, в то время как на самом деле основными потребителями электронных новостей и литературы также выступают специалисты и, прежде всего, журналисты, в то время как непосредственно до потребителей электронные новости обычно пока не доходят.

Задача деловой прессы - поместить бизнесмена в среду, дать ему представление о том, что делается вокруг него, в его собственно узкой и смежных областях деятельности.

Пресса США четко делится на две категории: прессу новостей и прессу мнений. Прессе новостей принадлежит основная доля рынка, и работает она на основе сбора информации через корреспондентов, стремящихся сообщить читателю все интересное, исходя из того, что если данное агентство и его издания о чем-то не сообщат, то это сделают конкуренты, и тогда читатель может предпочесть их издания.

Новости не могут быть хорошими или плохими - прежде всего это просто объективная информация о событиях в обществе и мире во всех областях. Принцип прессы новостей - любая новость достойна публикации. Пресса мнений дополняет прессу новостей, выражая интересы определенных кругов общества, и читают ее те, кто солидарен с этими интересами.

Обе категории прессы, как правило, сосуществуют в одном издании, но четко разделяются по разделам. Номенклатура и объемы западных изданий по сравнению с нашими - огромны. Кроме того, конкуренцию выдерживают только издания отличного полиграфического качества вне зависимости, где они издаются - в столице или каком-то маленьком городке. В США ведущее положение на рынке новостей занимает местная печать, так как интерес к локальным новостям обычно выше, чем к общенациональным или, тем более, зарубежным. Интересно, что большая часть общенациональных газет США также выросла из местных и старается сохранить свой местный характер.

Специалисты в области информационного обеспечения говорят о том, что в современном мире развитыми компьютерными сетями и с продолжающейся цифровой революцией само понятие новости как бы разрушается и размывается, а значительная часть информации, вращающейся сегодня в компьютерных сетях, вовсе не относится к новостям (хотя и может быть так озаглавлена) По заявлению Wall Street Journal, настоящая новость - это информация о событии или тенденции, подготовленная профессиональными журналистоми, которые не являются его непосредственным участниками, на основе либо собственных наблюдений, либо интервью с различными лицами. При этом сообщение корректируется редактором, который, также как и репортер, должен иметь опыт в освещении событий данного рода и способность осознавать роль события в общем контексте. Все соавторы и организация, к которой они принадлежат, должны иметь определенную репутацию и отвечать за точность и объективность публикуемой информации.

Вторая группа проблем потребовала вмешательства государства. 1 февраля 1996 г., в день, объявленный черным вторником, Конгресс США 416 голосами против 16 утвердил билль о коммуникационной реформе, в состав которого входит и Communications Decency Act, который получил в нашей литературе название Акт о непристойности в средствах связи. Согласно акту, распространение по сетям непристойных материалов является нарушением закона. Нарушителям грозит до двух лет тюремного заключения и штраф в размере до $250 тыс. для частного и $500 тыс. - для юридического лица. С другой стороны, используемый в США термин благопристойность (decency) абсолютно не определен, и судебные разбирательства уже встретили массу сложностей. Закон, который должен был воспрепятствовать распространению социально опасной информации (прежде всего, порнографии) в Интернете и других сетях, оказался неэффективным и не только не остановил начавшийся процесс, но и не затормозил его. Тем не менее, он ввел цензуру информации, несмотря на протесты сотен тысяч пользователей, и позволил компаниям-провайдерам избежать наказания, за проверку пересылаемой по сети информации.

1.3.2. Потребительская и развлекательная информация

Работа сектора потребительской и развлекательной информации базируется на удовлетворении двух основных потребностей населения: в организации отдыха и в образовании (понимая его широко - как расширение кругозора). В 80-е гг. возникло новое понятие информационного развлечения infotainment, для которого характерен переход от пассивных форм восприятия информации к интерактивным.

Рынок потребительской и развлекательной информации сформировался сравнительно недавно - в начале 80-х гг., но уже занимает весьма важную долю в общей структуре мировой информационной индустрии.

На этом рынке бизнесмен, предприниматель и менеджер в качестве потребителей могут получить всю информацию, необходимую им во внерабочее время. Опыт Южной Кореи, где после кризиса конца 1997г. Интернет получил огромные вложения (порядка $20 млрд.), для того чтобы стимулировать восстановление корейской экономики и бизнеса, показал, что последствия информатизации далеко не так очевидны, как кажется на первый взгляд. Благие цели развития и экономического роста не рассматриваются потребителями в качестве приоритетных. Основным ресурсом Интернета в результате оказалась не деловая и коммерческая или научно-техническая информация, а кино и видеоигры.

Говоря о литературе в Интернете, специалисты отмечают, что эта сеть как бы продолжила традицию самиздатовских ксероксных элитарных литературных, политических и музыкальных журналов, распространяемых всего в нескольких десятках экземпляров, и тем ни менее, получающих значительный общественный резонанс. Эти бюллетени зародились еще в рамках систем электронной почты и получили наименование e-zine (вместо magazine - печатный журнал), а теперь именуются web-zines. Вообще, история становления малотиражных любительских изданий от ксероксных к e-mail на BBS и далее к web весьма интересна. Главным в этих изданиях, распространяемых через web, выступает не только доступность и широта распространения, но и гипертекст и мультимедийность.

Первым шагом на пути становления на рынке массовых гипертекстовых электронных изданий можно считать то, что в продаже уже появились книги, к которым приложен компакт-диск того же содержания, но включающий текст в гипертекстовой форме. Покупателю одновременно предлагается доступ к соответствующей базе информации в web, актуализируемой на ежедневной основе. Кроме того, современные web-журналы и книги позволили сочетать качества, недоступные для печатных или первых электронных версий - индивидуальность и элитарность с возможностью самого широкого распространения. В Интернете помимо деловых и специальных уже есть настоящие литературные и литературно-критические журналы.

Потребительская развлекательная и бытовая информация представлена ресурсами в области образования, музыки, музеев, галерей и художественных выставок, фильмов и фото, спорта, развлечений, бытовой информации.

Глава II. Основные участники рынка информационных ресурсов

 

2.1. Сектор деловой информации

Dow Jones Company (www.factiva.com, Dow Jones & Reuters Company).

26 мая 1898 года один из основателей американской Dow Jones Company и первый редактор Wall Street Journal Чарльз Доу (Charles H. Dow) предложил использовать  «промышленный» биржевой индекс - Dow Jones Industrial Average, (DJIA), помимо введенного им ранее «железнодорожного среднего» (Dow Jones Railroad Average). DJIA является одним из самых популярных биржевых индикаторов в США из семейства индексов Dow Jones Averages (DJA). В настоящее время семейство индексов DJA включает в себя показатель 30 Industrials или DJIA, 20 Transportations и 15 Utilities - все вместе они составляют четвертый индекс под названием 65 Dow Jones Composite Average.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.