скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Современная антикризисная стратегия НАТО и ее влияние на взаимоотношения с Россией

Президент РФ В.В. Путин в телеобращении 24 сентября 2001 г. заявил, что Российская Федерация уже давно, опираясь исключительно на собственные силы, ведет борьбу с международным терроризмом и неоднократно призывала международное сообщество объединить свои усилия. Вме­сте с тем, позитивно отвечая на призыв США войти в антитеррористическую коалицию, В.В. Путин четко очертил границы, в пределах которых Россия готова участвовать в планируемой операции в Афганистане, обратив внимание на усиление роли ООН и СБ ООН как тех международных институтов, которые были созданы для укрепления международной безопасности, и на совершенствование международно-правовой базы, которая бы позволила эффективно и оперативно реагировать на акты террора.

Визит Президента России в США 12-15 ноября 2001 г. обозначил новую ситуацию как в двусторонних отношениях, так и в мире в целом. В результате российско-американских переговоров был подписан ряд документов, из которых наиболее важным стало Совместное заявление Президентов обеих стран - В.В. Путина и Дж. Буша о новых отношениях между Россией и США. Признавая принадлежность России к сообществу западных государств и заявляя об обоюдной поддержке строительства «единого, свободного и мирного евроатлантического сообщества, без исключения кого-либо, при уважении независимости, суверенитета и территориальной целостности всех наций», главы обоих государств особо подчеркнули, что «Россия и США вместе с НАТО и другими странами-членами Североатлантического альянса будут работать над улучшением, укреплением и совершенствованием отношений между Россией и НАТО с тем, чтобы создать новые эффективные механизмы консультаций, сотрудничества, совместного принятия решений и осуществления скоординированных совместных действий». В.В. Путин и Дж. Буш отметили, что указанные механизмы должны отражать тот факт, что «Россия и члены НАТО во все возрастающей степени выступают как союзники в борьбе с терроризмом, региональной нестабильностью и другими современными угрозами, и что их взаимоотношения должны эволюционировать соответствующим образом».

Еще более определенно на этот счет высказался Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении перед представителями американской общественности в Вашингтоне, заявив, что Россия намерена идти по пути развития равноправного сотрудничества с НАТО «настолько далеко, насколько к этому будет готов сам Североатлантический альянс и насколько он будет, конечно, способен учитывать законные интересы России».

Одним из факторов, способствующих сближению некоторых позиций России и НАТО, является новая интерпретация ст. 5 Вашингтонского договора, которая в прежние годы расценивалась в России как главный ориентир антироссийской политики блока. Впервые в своей истории обратившись к данной статье, где говорится, что нападение на одного из членов блока является нападением на всех, Североатлантический альянс продемонстрировал возможность использовать данный пункт в совершенно иной трактовке, которая приемлема и для России. Речь идет о том, что на основе ст. 5 союзники готовы оказать материальную поддержку в борьбе с терроризмом Вашингтону, в результате чего любое представление о том, что НАТО в какой-либо форме выступает против России, утрачивает смысл.

На сегодняшний день Запад не предлагает России вступить в блок. Ни США, ни ведущие европейские государства в этом не заинтересованы. Для США присоединение России к НАТО привело бы к ослаблению их стратегической связи с Европой. С другой стороны, это понизило бы и роль европейских стран, так как на первый план вновь вышли бы отношения двух военных сверхдержав. Помимо этого, находясь в НАТО, Россия могла бы парализовать нынешнюю систему принятия решений, превратив альянс в силу объективно различных интересов США и России в Евразии в неэффективную организацию. Важно и то, что у Запада отсутствует ощущение, что благодаря членству России в НАТО он может получить некие преимущества, недостижимые без этого. Конечно, Запад заинтересован в ответственном поведении России в мировых делах, в ее участии в различных международных коалициях, типа нынешней антитеррористической. Однако для того, чтобы страны Запада сочли целесообразным принятие России в блок, должна существовать значительно более серьезная угроза их интересам -такая, которая заставила бы альянс нуждаться в полноправном членстве РФ.

Что касается России, то вступление в НАТО принесло бы ей дополнительные дивиденды, в корне изменив имидж страны в западном мире, а также позволило бы играть роль третейского судьи при «выяснении отношений» между США и Европой. Кроме того, для России стал бы возможным выход на европейские рынки вооружений. Однако прорваться в НАТО, чтобы изменить ее изнутри, в обозримой перспективе вряд ли удастся. Лидеры альянса отдают себе отчет в такой опасности и вряд ли допустят подобной «подрывной» деятельности внутри блока.

Во время встречи в Москве в ноябре 2001 г. с тогдашним генеральным секретарем НАТОДж. Робертсоном Президент РФ В. Путин заявил, что Россия не намерена вставать в очередь для вступления в НАТО. У России, самодостаточной в плане экономического, технического, человеческого, военного и территориального потенциала, нет необходимости входить в НАТО. Но она готова к более тесным отношениям с альянсом.

Действительно, заявка на вступление в НАТО чревата рядом опасностей. При подобном развитии событий Россия была бы вынуждена автоматически поддерживать основные внешнеполитические шаги США и союзников, даже если они противоречат ее интересам. Согласно принятым в альянсе правилам игры вступающая в него страна должна доказать лояльность блоку и его целям - даже в случае, если у нее имеются иные, особые интересы. И если сейчас Россия вольна принимать самостоятельные решения о степени и формах участия в западной коалиции, то у России как страны, устремленной в НАТО, свобода действий во внешнеполитической сфере будет существенно ограничена. Более того, длительность переговоров, выработка формул сотрудничества может дезориентировать внешнюю политику России, исказить ее реальные национальные интересы. Важным фактором может стать усиление угрозы Западу с Юга и его стремление использовать Россию в качестве своего щита.

Здесь надо учитывать тот факт, что Североатлантический альянс является единственной организацией, через которую США воздействуют на Европейский континент. Поскольку при формировании антитеррористической коалиции во главе с США участие НАТО как организации не предусматривалось, в блоке, который долгие годы был мозговым центром западного стратегического сообщества и главной опорой Вашингтона, возникли опасения по поводу возможной утраты им ведущих позиций в Европе и мире. В Североатлантическом союзе прекрасно понимают, что он должен адаптироваться к изменениям, произошедшим на Европейском континенте. В связи с этим в блоке озабочены приведением военных концепций в соответствие с угрозами, исходящими от терроризма, а также созданием оборонного потенциала союза, адекватного предъявляемым к нему требованиям, прежде всего в плане военных ответов на терроризм.

Подобные действия, по мнению министров обороны государств-членов блока, должны использовать широкий спектр национальных и международных средств, среди которых военные средства составляют лишь некоторую часть, что отражает тенденцию ктрансформации в многовекторную универсальную международную организацию.

Сейчас трудно прогнозировать, насколько глубоким и широким будет сотрудничество РФ с Североатлантическим союзом в сфере борьбы с международным терроризмом, тем более что он обладает пока очень небольшим опытом в данной области. Однако в силу реальной угрозы международного терроризма России, конечно, необходимо поддерживать контакты с альянсом в этой сфере. В настоящее время идет взаимополезный процесс согласования сотрудничества, при этом «диалог Россия-НАТО становится все более содержательным и уже наметились совместные мероприятия... «Серая зона» недоверия становится все уже».

Россия активнее начинает участвовать в мероприятиях, проводимых НАТО, в том числе в связи с событиями на Балканах, в Афганистане, Ираке. Однако является ли эта политика правильной? На этот счет даже в самих США хотя и преобладает определенное мнение, но все же нет единства точек зрения. Так, диссонансом прозвучало заявление бывшего помощника президента США по национальной безопасности 36. Бжезинского. Он считает, что после трагедии 11 сентября 2001 г. администрация США повела себя в высшей степени неверно - в итоге впервые за послевоенное время общественность более чем 50 стран мира относится к США отрицательно. Во многом из-за войны в Ираке, которую развязала Америка. Стократное увеличение расходов, по мнению Бжезинского, заставляет задуматься. Ктомуже гигантские деньги расходуются часто неэффективно. От 30 до 70 % иракских военных, которых готовили американцы, бегут из частей.

В ходе иракского кризиса зримо проявились различия между союзниками в отношении критериев целесообразности применения военной силы. Руководство ряда государств склонялось к необходимости соблюдения норм международного права, признания приоритетной роли Совета Безопасности ООН. Не все было гладко и при получении США согласия Турции на использование ее территории в интересах проведения антииракской операции. Можно также отметить, что избранная Вашингтоном и его союзниками по коалиции политика применения военной силы в обход Совета Безопасности ООН не нашла сколь-нибудь значительной поддержки населения во многих европейских странах, включая те, руководство которых высказалось в поддержку военных действий против Ирака.

При создании новых механизмов сотрудничества России и НАТО необходимо учитывать реальные возможности РФ блюсти свои собственные национальные интересы и выгоды. Сейчас она находится в такой ситуации, когда может налаживать нужные ей отношения как с США и Европой (ЕС), так и с Китаем. При этом сближение с США продемонстрировало способность России в качестве военной и геополитической сверхдержавы Евразии устанавливать отношения с Америкой без оглядки на Европу. Однако отдельные действия США не могут не вызывать опасений. Так, значимыми для дальнейшего взаимодействия России с Америкой и НАТО стали выход Соединенных Штатов из Договора 1972 г. по ПРО, а также заявление Дж. Буша о новой «оси зла», содержавшееся в его ежегодном обращении к конгрессу 29 января 2002 г.

Односторонний шаг США по выходу из ПРО осложняет международную обстановку, так как аннулирует правовой механизм, регулирующий сокращение СНВ, и не способствует росту доверия России к Америке. Старый правовой режим контроля над стратегическим оборонным и наступательным вооружением разрушается в тот момент, когда еще не создан новый правовой механизм партнерского взаимодействия двух стран. Вместе с тем к данному шагу необходимо отнестись прагматично и искать выход из положения, адекватно оценивая собственные силы и возможности. Так, не исключен вариант заключения двустороннего договора о совместной безопасности. Либо, если США не готовы к подписанию подобного документа, возможно заключение соглашения о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, что могло бы позволить создать юридическую и институциональную базу политического и военного взаимодействия.

Несмотря на трудности и проблемы активизируется совместная работа России и НАТО в различных областях. В феврале 2003 г. между Россией и НАТО было подписано рамочное соглашение по спасанию экипажей аварийных подводных лодок. Расширяется сотрудничество в части реализации программ реабилитации российских военнослужащих. Большой вклад в работу по переподготовке уволенных в запас российских военнослужащих вносит Информационно-консультационный и учебный центр социальной адаптации военнослужащих, увольняемых и уволенных в запас из Вооруженных сил Российской Федерации «Россия-НАТО», в котором (вместе с филиалами) прошли переподготовку несколько тысяч слушателей. Так, 26 мая 2005 г. в Ногинске состоялся круглый стол «Трудоустройство военнослужащих запаса и членов их семей, создание дополнительных рабочих мест через развитие малого предпринимательства», организованный Центром Россия-НАТО социальной адаптации военнослужащих по инициативе Департамента НАТО по вопросам регионов, экономики и безопасности.

В 2004 г. было проведено более 30 совместных учений. План военного сотрудничества между Россией и НАТО на 2005 год включал более 200 различных мероприятий, в том числе от 45 до 50 различных учений. В 2006 г. Россия и НАТО планируют провести 40-45 мероприятий в рамках программы повышения уровня оперативной совместимости войск.

В рамках заседания Совета Россия-НАТО было завершено согласование политико-военных указаний по повышению уровня оперативной совместимости войск. В результате определены цели сотрудничества в этой области, намечены механизмы их достижения. По мнению Министра обороны РФ, особое значение Россия придает возможности задействовать потенциал Совета Россия-НАТО, его руководящих и рабочих органов в процессе оперативной совместимости войск разных стран. Он подчеркнул, что принятые документы служат своего рода концептуальным фундаментом российско-натовских отношений. Подготовленные указания министров обороны Совета получились по-военному краткими, но политически емкими, и их одобрение позволит придать взаимодействию между Россией и НАТО более целенаправленный и результативный характер. Среди запланированных мероприятий - учения, подготовка органов управления, повышение совместимости средств связи и обмена информацией. Все это свидетельствует о нарастающем взаимодействии в различных сферах между Россией и НАТО при одновременно сохраняющихся противоречиях.

Обобщая изложенное, можно сделать некоторые выводы о характере отношений между Россией и НАТО на данном этапе.

Одной из особенностей современных отношений между НАТО и Россией является их маятникообразный характер. Начиная от периода «холодной войны» и до последнего времени они характеризуются сменой «похолоданий» и «потеплений».

Второй особенностью является то, что в последние годы эти отношения строятся в «догоняющем» ключе. А именно, НАТО в последние годы активизируется по самым разным направлениям, Россия же вынуждена отвечать на эти вызовы и преимущественно занимать оборонительную позицию.

Третьей особенностью этих отношений является непоследовательность политического курса России, которая обусловлена трудностями перехода от социализма к рыночной экономике, борьбой различных политических групп за власть и влияние, в том числе в международной сфере.

Приведу только один пример. В 2006 г. на Черном море предполагалось провести антитеррористическую операцию «Активные усилия». Соглашение о взаимодействии было достигнуто на встрече командующих флотов Черного моря 16-17 мая 2005 г., в которой приняли участие и представители НАТО. Россия, первоначально давшая согласие на проведение и свое участие в учениях «Активные усилия», спустя некоторое время выступила против расширения мандата этой операции на Черное море.

Четвертой особенностью является то, что если НАТО территориально активно разрастается, занимая многие ниши, в том числе большинство из тех, которые ранее занимала Россия, то Россия не проявляет адекватной активности, и ее зона воздействия по многим позициям сужается как «шагреневая кожа». И поскольку эта тенденция сохраняется, то следует ожидать дальнейшего наращивания потенциала НАТО и пропорционального ослабления России. Причем пропорции эти по разным видам отношений и сфер будут все более дифференцироваться.

В итоге вместе с последним пополнением НАТО в составе 7 «новобранцев» количество стран бывшего социалистического лагеря в НАТО сейчас более 40%. Сегодня Россия с трех направлений окружена базами НАТО. Они созданы в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, в Турции и в странах Восточной Европы. У многих российских аналитиков возникает в связи с этим закономерный вопрос: если Россия для НАТО партнер и союзник, зачем создавать такое мощное военное присутствие, сжимая «дружеское» кольцо вокруг России? Напрашивается вывод, что подобные действия альянса являются не чем иным, как скрытым продолжением «холодной войны» в отношении России. В частности, по мнению главнокомандующего ВВС России, генерала армии В. Михайлова: «Холодная война» не прекращена. Да, она прекращена с нашей стороны, мы очень миролюбиво настроены. Что касается американцев, то с учетом того, что они сейчас производят, планируют, берут на вооружение и прочее, вот эта так называемая «холодная война» с их стороны не прекращена»2.

Все это свидетельствует о том, что отношения между Россией и НАТО носят весьма противоречивый характер. С одной стороны, наблюдается активизация совместной деятельности, с другой продолжается идеологическое, экономическое, правовое и иное противостояние в различных сферах. Это требует дальнейшего глубокого анализа и разработки мер по согласованию этих противоречивых интересов, поскольку их урегулированию есть только одна альтернатива-дальнейшее обострение отношений, которое может привести к непредсказуемым последствиям.


Список литературы

1.               Арбатова Н.К. Эволюция структур безопасности и партнеры России / Арбатова Н.К. Россия и Запад после 11 сентября, М., 2002, с. 9-13

2.               Бай Е. Буш просит еще $82 миллиарда на Ирак и Афганистан // Известия,16.02.2005, №27.

3.               Выступление Президента РФ В.В. Путина перед представителями американской общественности и политическими деятелями США //http://www. ln.mid.ru

4.               Киршин Ю. Борьба с международным терроризмом: новый вызов для демократических государств // Новая эра:

5.               Котляр B.C. Развитие стратегических концепций США и НАТО после 11 сентября 2001 г.  М., 2003, с 228.

6.               Международные отношения после 11 сентября 2001 г., М., 2003. с.163-167

7.               НАТО. Справочник. Бюро информации и печати НАТО. Брюссель, 1995, с. 22.

8.               Независимая газета, 2000, 11 июля.

9.               Российская газета, 2000, 18 января

10.             Россия и Запад после 11 сентября: Содержание и перспективы взаимоотношений: Материалы «Круглого стола» / Ин-т Европы РАН. М., 2002.

11.             Североатлантический договор. Вашингтон, Федеральный округ Колумбия, 4 апреля 1949 г. / Справочник НАТО. Юбилейное издание к 50-летию НАТО. Отдел информации и прессы. Брюссель. 1998-1999, с. 406.

12.             Стратегическая концепция Североатлантического союза. / Путеводитель по материалам саммита НАТО в Вашингтоне, с. 47.

13.             Трансформация НАТО будет иметь важное значение для международной безопасности и стабильности - МИД РФ 24.02.2005, http:// www.newsukraina.ru/news.html?nwsjd=354692


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.