скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Совершенствование таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики

Исследование изменений российского законодательства в связи со вступлением в ВТО, которые были осуществлены в период с 2001 года в рамках "Плана мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствии с нормами и правилами ВТО" и утверждены распоряжением Правительства РФ от 8 августа 2001 г. № 1054-р, позволяет сделать вывод о том, что сегодня таможенное законодательство, с одной стороны, максимально приближено к требованиям ВТО, а с другой, судя по тем полномочиям, которыми наделены таможенные органы, произошло скорее усиление роли таможни во внешней торговле.

Рассмотренный в диссертации действующий комплекс методов регулирования ВЭД, применяемый в России, позволяет сделать вывод о том, что он представляет собой сложную систему взаимосвязанных мер, имеющих различную основу по своей природе: от жестких административных запретительных мер, до мер тарифного регулирования, носящих сугубо экономический характер.

В экономической литературе не выработано единого подхода к классификации методов регулирования ВЭД. Так, рассмотренная классификация которой придерживается ООН, предполагает деление всех методов регулирования на тарифные и нетарифные. Этого же подхода придерживаются в своих работах Е.П. Пузакова, А.Д. Ершов и А.К. Киреев.

Классификация, предложенная А.В. Драгановым, предусматривает выделение 8 групп: тарифные; паратарифные; меры контроля над ценами; финансовые меры; меры автоматического лицензирования; меры количественного контроля; монополистические меры; технические меры.

Международная система классификации ЮНКТАД - выделяет следующие группы мер регулирования импорта: тарифные меры, меры контроля таможенной стоимости, финансовые меры, меры автоматического лицензирования, меры направленные на контроль за качеством ввозимой продукции, монополистические меры, меры технического контроля.

Отсутствие единого подхода к классификации методов регулирования ВЭД усугубляет возникающие трудности при таможенном контроле, так как отсутствует однозначная характеристика применяемых мер с точки зрения ее воздействия на субъекты (участников ВЭД) и объекты (перемещаемые товары и транспортные средства через таможенную границу РФ) ВЭД.

В то же время, остается открытым вопрос классификации таких элементы внешнеторгового регулирования, как импортные налоги (акцизы, НДС, сборы за таможенное оформление), контроль таможенной стоимости, процедуры предоставления льготных режимов налогообложения, имеющие разрешительный характер, процедуры получения отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, начисление особых видов пошлин (антидемпинговых, компенсационных, специальных, сезонных).

Кроме этого, вышеуказанные подходы к классификации методов регулирования ВЭД не в полной мере отвечают функциям, которые выполняют таможенные органы при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров.

По мнению автора, целесообразно провести классификацию основываясь на функциях, выполняемых таможенными органами и объединить по следующим группам:

методы регулирования ВЭД, связанные с формированием таможенных платежей - экономические меры;

методы регулирования ВЭД, требующие от таможенных органов проведения дополнительного документального контроля на предмет соблюдения установленных запретов и ограничений в отношении товаров - меры административного характера;

В то же время необходимо отметить, что деление на методы, связанные с начислением таможенных платежей и методы административного характера, является не вполне корректным, так как в этом случае возникает область пересечения, куда можно отнести такие меры, как таможенные пошлины для товаров, происходящие из стран-пользователей национальной системой преференций, тарифные квоты и др. Таким образом, необходимо выделить еще один тип регулирования, на основе смешанных методов, как показано на рис.1.


Рисунок 1. Функциональный подход к классификации методов регулирования ВЭД.


Функциональный подход к классификации позволяет выявить, как те или иные меры влияют на внешнюю торговлю и определить объект контроля: либо это уровень начисляемых таможенных платежей, либо соблюдение разрешительного порядка внешнеторговых операций, либо наличие документальных сведений об уровне заявленных таможенных платежей. В соответствии с приведенным выше делением, автором предлагается следующая классификация методов регулирования ВЭД:

Административные методы: лицензирование импорта, контингентирование импорта, “добровольные" ограничения экспорта и др.

Экономические методы: импортный таможенный тариф; антидемпинговые пошлины; компенсационные пошлины; импортные налоги (НДС, Акцизы); внутренние требования по подтверждению и определению заявленной таможенной стоимости и др.

Смешанные методы: таможенные пошлины для товаров, происходящие из стран-пользователей национальной системой преференций; товары специфического назначения, предусматривающие льготный режим налогообложения (например товары медицинского назначения); льготное налогообложение поставок товаров в уставной фонд совместных предприятий; тарифные квоты и др.

Такой подход к классификации методов регулирования имеет прикладное значение в части возможности разработки трех типов инструкций по таможенному оформлению, позволяющие алгоритмизировать процесс принятия решений в зависимости от типа выявленных и применяемых мер регулирования ВЭД. На рис.2 показаны процессы принятия решений о выпуске товаров в зависимости от выявленных типов мер регулирования ВЭД.



Рисунок 2. Схема принятия решения на основе функциональной классификации методов регулирования ВЭД.


Третья глава “Особенности таможенного регулирования в Северо-Западном таможенном управлении” посвящена предложениям по совершенствованию таможенного регулирования ВЭД в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления. Автором была построена математическая модель развития внешнеторгового оборота в регионе деятельности СЗТУ, которая описывается функцией: y (x) = 858,24x2 - 7871,5x + 38933, предложена методология организации системы управления рисками на основе анализа мер административного и экономического регулирования, а также концептуальная методологическая схема трансграничного электронного документооборота. В настоящее время дальнейшее упрощение и ускорение таможенных процедур в России без построения эффективной системы управления рисками невозможно, уже сегодня темпы упрощения процедур таможенного оформления значительно опережают темпы повышения эффективности таможенного контроля. В определенном смысле на чаше весов со стороны таможенного контроля образовался вакуум - от тотального контроля отказались (не выполним), а эффективной альтернатива видится в применении аналитической работы с рисками.

Реализованная система управления рисками в таможенной деятельности, разработанная и внедренная с 01 января 2004 года с вступлением в силу новой редакции Таможенного кодекса РФ, во многом характеризуется информационной избыточностью. Профили рисков, являющиеся основным элементом СУР, во многом дублируют друг друга, многократно перекрывая одну и ту же область риска. Следствиями “информационной избыточности” СУР являются: повышенная информационная нагрузка на таможенных инспекторов при выявлении профилей рисков; существенное усложнение процесса автоматизации системы управления рисками; усложнение функции контроля за должностными лицами, принимающими решения о мерах по минимизации выявленных рисков.

Другим, не менее важным отрицательным свойством внедренной СУР, является ее недостаточность для организации таможенного контроля. На практике это означает, что сотрудник таможни вынужден пользоваться не только системой управления рисками, но и дополнительными руководящими документами служб ФТС России. Это, с одной стороны, вызывает многочисленные противоречия при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств и усложняет таможенное администрирование ВЭД, с другой, - нарушает принципы Киотской конвенции о стандартизации и упрощении процедуры таможенного оформления, максимального использования информационных технологий, выборочности таможенного контроля. Любые операции по ввозу и вывозу какого-либо имущества не проходят для государства бесследно. Они могут как нанести вред отечественной экономике, так и стимулировать внутреннее производство. Для того, чтобы удержать эти процессы в определенных рамках, все страны мира прибегают к использованию барьеров на торговых путях. Экономическое регулирование выступает в качестве одного из таких барьеров и основано, в первую очередь, на взимании таможенных платежей. Иными словами, участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов через границу обязан уплатить таможенные платежи, тем самым формируя доходную часть федерального бюджета.

Административные меры в виде запретов и ограничений являются также определенным препятствием на торговых путях. Для целей организации системы управления рисками элементы таможенного контроля при основном таможенном оформлении, по мнению автора, целесообразно разделить по трем основным блокам: Определение кода товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). Экономическое регулирование ВЭД. Административное регулирование ВЭД.

Таким образом, взаимосвязь вышеобозначенных элементов можно представить, как показано на предложенной автором схеме (рис.3).



Рисунок 3. Области возникновения рисков при таможенном контроле.


Необходимо отметить, что выявленные типы рисков не являются достаточными, так как носят исключительно объектный характер (относятся непосредственно к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ). Предполагается, что систему объектных рисков должны дополнять риски, относящиеся к субъектам внешнеэкономической деятельности (например ведение черных" списков участников ВЭД, международных перевозчиков, складов временного хранения; другие источники оперативной информации по участникам ВЭД, в том числе из смежных министерств и ведомств).

Предложенный формализованный подход формирования СУР имеет важное значение при внедрении системы электронного документооборота при совершении внешнеторговых операций, а также системы электронного декларирования, так как позволяет легко переложить процедуру идентификации и выявления риска на автоматизированные системы обработки информации. Такой подход совместно с системой субъектных рисков, отвечает условию необходимости и достаточности таможенного контроля товаров и транспортных средств. Кроме этого, создаются предпосылки для создания системы оценки рисков на основе “цветных коридоров, принятой в общемировой практике.

По оценкам Минэкономразвития доля "серого" импорта в России составляет 50-70%. Это означает, что более 50% поставок осуществляются с подменной коммерческих документов, с целью занижения стоимости возимых товаров, с недостоверным описанием технических и количественных характеристик товарных партий, с целью занижения таможенных платежей.

Одним из возможных решений задачи по сокращению уровня серых” поставок и увеличения скорости проведения таможенных формальностей может служить внедрение системы электронного документооборота (ЭДО) с иностранными партнерами, предлагаемой автором. Алгоритм выполнения информационного обмена, представлен на схеме (см. рис.4)




Анализ алгоритма взаимодействия участников ВЭД, иностранных торговых партнеров и таможенной службы России показывает, что основные операции по контролю электронных документов выполняются в автоматизированном режиме и не требуют вмешательства сотрудников таможенных органов. Такой подход дает ряд существенных преимуществ:

1. Исключается возможность подмены коммерческих документов, т.к все сведения о поставке дублируются в электронном виде, что существенно усложняет импорт товаров по “серым” схемам.

2. Действия сотрудников таможенных органов протоколируются в электронном хронометраже рабочего времени. Это позволит исключить необоснованную и чрезмерную задержку таможенного оформления со стороны таможни.

3. Решение о выпуске товаров во внутренней таможне принимается до прибытия товаров и транспортных средств в зону таможенного контроля на основе предварительных сведений о готовящейся поставке, проанализированных в информационном центре СЗТУ. При этом достигается экономия времени при проведении документального контроля поставок, а также процедуры согласования с функциональными отделами таможни. Экономический эффект от ускорения таможенного оформления для участников ВЭД может быть оценен на основе данных транспортных и экспедиторских компаний по показателю стоимости простоя автомобиля в сутки. В среднем этот показатель составляет 95 долл. США в сутки. Количество машин за 2006 год, выпущенных в соответствии с заявленным таможенным режимом с превышением 1-х суток составило 23825 транспортных средств за год[1]. В денежном выражении объем простоев за год составил 2,263 млн. долл. США.

4. Упрощается управленческий труд сотрудников таможенных органов, снижая долю рутинных операций по выявлению рисков на основе формальных признаков.

5. Появляется возможность заложить основу для межведомственного информационного обмена, путем предоставления доступа к электронному архиву выпущенных ГТД. Тем самым снижается нагрузка на сотрудников таможенных органов по обеспечению информационного взаимодействия со сторонними министерствами и ведомствами. Важным аспектом является налаживание эффективного информационного обмена с органами Министерства по налогам и сборам (МНС), что в целом позволит повысить эффективность экспортных операций отечественных производителей.

В качестве недостатка предложенной схемы информационного взаимодействия необходимо отметить, что ответственность за достоверную информацию в сформированных товаросопроводительных документах (ТСД) в бумажном и электронном виде лежит на фирме-отправителе товаров. В целях обеспечения высокой степени достоверности сведений в ТСД необходимо регламентировать деятельность отправителей при формировании электронных документов, проработать систему контроля за их деятельностью, предусмотреть меры ответственности за предоставление недостоверной информации о поставках. Вышеперечисленные процедуры возможно организовать в рамках предотгрузочных инспекций, предусмотренных ст.28 ФЗ №164 от 08.12.2003.

Рисунок 5. Динамика импорта в регионе деятельности СЗТУ за 1994-2006 гг.

На рис.5 представлено три динамических ряда:

Статистические данные по объему импорта за 1994-2006 гг. в регионе деятельности СЗТУ (кривая №1);

Линия тренда, которая описывается функцией y (x) =333,62x2-3430,2x+15707, и на ее основе прогноз дальнейшего развития объемов внешней торговли на 2007, 2008, 2009 гг. (кривая №2);

Третий динамический ряд (2006, 2007, 2008, 2009 гг.) соответствует экспертной оценке роста объема импорта в стоимостном выражении с учетом внедрения системы электронного документооборота с иностранными партнерами (кривая №3). График кривой№3 построен, исходя из следующих предельных условий:

уровень импорта серых поставок равен нулю;

система электронного документооборота используется при импорте всех товарных партий региона.

На практике эффект от внедрения системы электронного документооборота, выраженный в стоимостном росте объема внешней торговли, следует ожидать ниже уровня кривой №3 и выше уровня линии тренда (кривая№2) по нижеследующим причинам:

1) Невозможно обеспечить использование системы ЭДО по всем импортным поставкам.

2) Заинтересованность в предложенной системе ЭДО, в первую очередь, проявят крупные участники ВЭД, которые нуждаются в ускорении своих внешнеторговых операций и в тоже время, как правило, являются добросовестными участниками ВЭД.

В заключении сделаны выводы:

1. В современном мире таможенные системы переживают новый этап своего развития. Это связано, с одной стороны, с глобализацией и интеграцией внешней торговли, а с другой, - с усилением контроля за перемещением через таможенные границы товарных и информационных потоков. Указанные обстоятельства значительно усложнили управление в таможенном деле и предъявляют противоречивые требования к таможенной системе: необходимо повысить качество администрирования ВЭД таким образом, чтобы, с одной, стороны обеспечить высокую скорость внешнеторгового оборота с иностранными партнерами, а с другой, обеспечить соблюдение таможенного законодательства.

2. В целях построения системы управления рисками был проведен анализ мер экономического и административного воздействия на внешнюю торговлю как основного источника нарушения таможенного законодательства. Это позволило выявить значимые свойства товаров для целей таможенного контроля, а также предложить функциональный подход к классификации методов регулирования ВЭД. На основе предложенной классификации была разработана схема принятия управленческого решения в процессе таможенного регулирования ВЭД.

3. Существенный рост объемов внешней торговли с одной стороны, огромное количество информации, связанной с внешнеторговыми операциями, которую таможня вынуждена обрабатывать, с другой, создало условия информационного кризиса, при котором требуются новые подходы к управлению таможенной системой. Сегодня таможенный контроль требует существенных затрат времени, не совместимых с растущими объемами внешнеторговой деятельности и требованиями крупных иностранных инвесторов. В качестве решения задачи по сокращению времени таможенного оформления может служить предложенная в диссертации методологическая схема трансграничного электронного документооборота на основе международных стандартов, которая позволяет радикально сократить время таможенного оформления, решает задачу пресечения импорта товаров по “серым” схемам, повышает прозрачность действий таможенных инспекторов.

4. Предложенный в работе формализованный подход к организации СУР имеет важное значение при внедрении системы электронного документооборота в процессе совершения внешнеторговых операций и системы электронного декларирования, так как позволяет легко переложить процедуру идентификации и выявления риска на автоматизированные системы обработки информации, а также, совместно с системой субъектных рисков отвечает условию необходимости и достаточности таможенного контроля товаров и транспортных средств.

Полученные результаты исследования проблем таможенного регулирования ВЭД показывают, что основная цель и поставленные в работе задачи выполнены: а именно выявлены проблемы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в России на современном этапе; проанализирован комплекс действующих методов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; разработана методология формирования системы управления рисками, на основе анализа действующих методов регулирования ВЭД административного и экономического характера; разработаны предложения и рекомендации по организационному совершенствованию таможенного регулирования ВЭД.


Основные публикации по теме исследования

1.   Фаррахов А.Т., Современные тенденции совершенствования администрирования внешнеэкономической деятельности /А.Т. Фаррахов // Региональные аспекты управления, экономики и права Северо-Западного федерального округа РФ: Сб. научных трудов, вып.3, / Под ред. д-ра экон. наук, академика МАНЭБ А.Д. Макарова. - СПб.: Изд-во ВАТТ, 2006. - (0.4 п. л)

2.   Фаррахов А.Т., Особенности использования электронных документов при информационном обмене во внешнеэкономической деятельности /А.Т. Фаррахов // Современные аспекты экономики, №2 (115) / Под ред.Л. Л. Рябчевской. - СПб.: Изд-во Инфо-да, 2007. - (0,9 п. л)

3.   Фаррахов А.Т., Модернизация государственного управления системой таможенных служб /А.Т. Фаррахов // Ученые записки Санкт-Петербургской Академии управления и экономики, №1 (15) / Под ред. д. э. н., В.А. Гневко. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2007. - (0,7 п. л)

4.   Фаррахов А.Т., Совершенстование информационного взаимодействия участников ВЭД, при совершении внешнеторговых операций /А.Т. Фаррахов // Современные аспекты экономики, №2 (115) / Под ред.Л. Л. Рябчевской. - СПб.: Изд-во Инфо-да, 2007. - (0,9 п. л)

5.   Фаррахов А.Т., Управление рисками как важнейший аспект совершенствования таможенного оформления товаров /А.Т. Фаррахов // Экономика и управление №2 (28) / Под ред. д. э. н., В.А. Гневко - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2007. - (0,3 п. л).


[1] Сведения электронной базы выпущенных ГТД отдела таможенной статистики СЗТУ.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.