скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Социалистические и псевдосоциалистические течения

Поэтому сам по себе факт "обуржуазивания" рабочего класса стран Западной Европы и Северной Америки не вызывает уныния у борцов "за правое дело". Возбудить революционный энтузиазм призваны теория и практика революционного насилия, придуманные идеологами экстремизма А. Негри (Италия), X. Малером, У. Майнхофом (ФРГ) и другими. Подобные теории возникли в 60-х годах в условиях заметного экономического роста и повышения благосостояния населения. Но эти процессы сопровождались усилением бездуховности, распространением чисто потребительских ценностей, обесчеловечением человека. Реакцией на это со стороны значительной части интеллигенции (главным образом студенческой молодежи) стали общая враждебность к современной цивилизации и культуре и создание в противовес им своей собственной "контркультуры". Протест против обесценивания человеческой жизни, "отчуждения" личности от общества выразился у этой части молодежи в тотальном отрицании всех норм и ценностей современного общества или, по словам теоретика и кумира леворадикалов Герберта Маркузе, в Великом Отказе.

Великий Отказ в 60-70-х годах выражался в бродяжничестве, в злоупотреблении наркотиками, в пресловутой "сексуальной революции" и одновременно в антивоенных и антирасистских демонстрациях, в различных формах публичного протеста против антинародных мер правительства, посягавших на социальные завоевания. У идеологов и практиков радикализма возникла иллюзия, будто достаточно небольшого "толчка" извне, как все общество придет в движение и настанет долгожданная "социальная революция".

Такого рода толчком был признан индивидуальный я групповой террор, методы которого были заимствованы У латиноамериканских левокоммунистов, в частности, У Эрнеста Че Гевары. На основании успеха кубинской революции Че Гевара придавал преувеличенное значение тактике "фокизма" - организации партизанского очага. Европейский леворадикализм направляет свою террористическую деятельность не против диктаторских режимов, а против парламентской демократии. Право на террористическую практику леворадикалы обосновывают оценкой парламентских режимов как "профашистских" или "скрыто фашистских". Для доказательства этой истины они проводят террористические акции, чтобы вызвать репрессивные ответные меры правительства и тем самым оправдать обращение к терроризму. Попытки насильственно создать ненормальное положение предпринимаются леворадикализмом для того, чтобы сделать очевидной "профашистскую" природу парламентских режимов. Именно из таких соображений американские экстремисты декларировали: "Если надо будет прийти к фашизму, чтобы сделать революцию, мы пойдем на фашизм". X. Малер, лидер германских "красных бригад", писал, что его организация руководствуется таким принципом: сначала надо, чтобы всем стало совсем плохо, чтобы затем стало лучше. Это значит, что надо выманить наружу фашизм". По их представлениям, путь в "коммунистический рай" лежит через террористическое чистилище и фашистский ад.

Левые экстремисты неизменно подчеркивают свою принадлежность к марксизму, ссылаясь на общеизвестный тезис Маркса о том, что насилие - "повивальная бабка" каждого нового строя, сменяющего старый. "Мы всегда стояли за применение насилия как в массовой борьбе, так и в связи с этой борьбой" (В.И. Ленин) - это изречение вождя мирового пролетариата наиболее часто цитируется левоэкстремистами с акцентом на его вторую часть. Поскольку о массовой борьбе под руководством левокоммунистов в Европе и Америке пока не слышно, то террор применяется "в связи с этой борьбой".

К великому сожалению, в 60-х и 70-х годах левотеррористическая деятельность получила моральную поддержку у ряда деятелей европейской культуры. Среди них выдающийся итальянский писатель Альберто Моравиа, всерьез принявший заверения террористов о том, что они используют насилие только ради окончательного уничтожения насилия. Аналогичную позицию заняли тогда известные западногерманские писатели Генрих Белль и Гюнтер Грасс. На экранах кинотеатров появились фильмы, где террористы изображались "заблуждающимися идеалистами", использующими ложные средства, но личностями выдающимися уже в силу их веры, самоотречения и активности.

Страны "реального социализма" не ограничились моральной поддержкой. Отдельные группы террористов (фракции Красной Армии ФРГ) проходили подготовку в секретных военных лагерях ГДР. Арабские и ирландские террористы, как это стало известно из недавно опубликованных документов ЦК КПСС, получали финансовую помощь от руководства советских коммунистов.

Большинство террористических актов, осуществленных левоэкстремистами, было направлено против крупных промышленников и банкиров, а также против политических и государственных деятелей. Но нередки и случаи массового террора, направленного и против населения. Пренебрежение нуждами человека, к самой человеческой жизнью органично связано у левоэкстремистов с презрением к "исступленному потребительству", к стремлению рабочих улучшить условия труда и быта, повысить свою зарплату. Все это расценивается ими как "обуржуазивание" пролетариата, как его "интегрирование" в систему капиталистических моральных, идейно-духовных и материальных ценностей. Левоэкстремистами был проведен ряд террористических актов, как, например, поджог универмага в Брюсселе, в результате которого погибло множество людей. Далее последовала длинная вереница террористических акций, кульминацией которой было похищение и убийство в 1978 г. бывшего премьер-министра Италии Альдо Моро.

Левый терроризм достиг пика в 1979 г. (около 2 тысяч террористических актов за один только год), а затем пошел на убыль вследствие общественной изоляции и враждебного отношения к нему демократических организаций.

Одна из причин снижения активности леворадикального движения - это отталкивающее убожество, лживость социальных идеалов, представавших перед его приверженцами в двух ипостасях - казарменного коммунизма либо анархо-коммунизма. С потрясающей силой подлинный облик казарменного коммунизма и его человеконенавистническая сущность проявились в полпотовской Камбодже, превращенной в огромный концентрационный лагерь. По рецептам левокоммунистических теоретиков местными реформаторами были отменены, как пережитки капитализма, деньги, промышленность, торговля, медицина, образование, искусство, а сельское хозяйство было низведено на уровень примитивного рабского ручного труда. Здесь не только не стоял вопрос о демократии, но жители этой страны фактически были превращены в рабов.

Другая концепция - анархо-коммунистическая - разработана итальянским профессором А. Негри. По его представлениям, построение коммунизма - это антагонистический и субъективный процесс уничтожения труда. В коммунистическом обществе "проблема производства (воспроизводства) - распределения уступает место фундаментальному закону нетруда. Отказ от принуждения к труду становится всеобщим". Сразу же после революции, считает Негри, должно быть проведено обобществление всех благ и уничтожение денег. Все должны получать равную "социальную зарплату". Далее предлагается уничтожить все властные институты с их специфическими функциями и относительной самостоятельностью. Заодно устраняются интеллигенция и ряд "ненужных" наук. Следует отметить, что радикалы вообще мало озабочены проблемами производства в обществе "светлого будущего". Некоторые из них "истинный социализм" представляют в виде общества низкого потребления. Поэтому они придают такое значение обоснованию тезиса "труд-игра". Так, Г. Маркузе и П. Гудмен много писали о том, что труд должен превратиться в источник удовольствия, как компенсация за лишения в потреблении. Под влиянием фрейдизма они представляют труд-игру как проявление подлинной человеческой природы, как выражение раскрепощенности человека и его инстинктов. Они договариваются до того, что предлагают ввести "элементы эротики" в процесс труда - "творческой практики".

При всех различиях и разногласиях и казарменные, и анархо-коммунисты в своих "научных" прогнозах будущего согласны в одном: в страстной жажде диктатуры. "Полное жизни животное, свирепое со своими врагами, дикое и свободное в своих страстях, - такой мне хочется видеть коммунистическую диктатуру", - провозглашает А. Негри. Вряд ли такое страстное желание захотят разделить с итальянским теоретиком миллионы людей, которым эта диктатура уготована.

 

Демократический (этический) социализм

Теории немарксистского социализма прошли двухсотлетний путь своего развития, но практическая их реализация наступила лишь в XX веке, преимущественно после Второй мировой войны. В основу экономических учений немарксистского социализма положена философия позитивизма с ее оптимистической убежденностью в неизбежности эволюционного поступательного развития общества в условиях научного и технического прогресса. Наибольшее распространение получили взгляды выдающегося английского экономиста Д.С. Лилля (1806-1873), доказывающего историческую неизбежность установления гармоничных отношений между трудом и капиталом путем неуклонного и постепенного повышения образовательного уровня и материального благосостояния рабочих.

Теоретики и практики этического социализма решительно выступали и выступают в защиту демократических свобод, настаивая на том, что без расширения демократических завоеваний социалистические преобразования в обществе абсолютно невозможны. Поэтому они всегда были и остаются противниками авторитаризма и тоталитаризма, отвергая Марксову идею "диктатуры пролетариата", а также насильственные методы ее установления. Они требуют развития и расширения парламентской демократии, настаивают на участии рабочих в управлении промышленными и транспортными предприятиями в рамках так называемой "производственной демократии".

В середине XX века идеологическая база демократического социализма обрела теоретическую основу. Ею стали труды экономистов левокейнсианского направления и, прежде всего, выдающейся английской экономистки Джоан Робинсон. Она доказала, что рост заработной платы (а также и социальных расходов) должен быть постоянно пропорционален росту производительности труда, иначе экономику будут сотрясать все более Частые и все более продолжительные кризисы перепроизводства. Практические выводы из такого доказательства вошли в программы европейских социалистических (социал-демократических) партий и легли в основу деятельности поддерживающих их профсоюзов.

Забота о благосостоянии рабочих и остальных слоев населения принесла европейским социалистам большую популярность. Они неоднократно побеждали на парламентских выборах в Швеции, Англии, Франции, Испании и в других европейских странах. Приходя к власти, они, как правило, выполняли свои предвыборные обещания - повышали минимальную заработную плату, улучшали пенсионное и медицинское обслуживание населения, увеличивали расходы на природоохранные цели. Делалось это за счет повышения налоговых ставок как на корпорации, так и на физических лиц. До 1970-х годов они проводили в некоторых странах национализацию заводов и фабрик, но растущая неэффективность государственного сектора экономики настолько опустошала бюджет, что вынудила почти повсеместно возвратить национализированные объекты в руки частных собственников. К 1980-м годам у европейских социалистов сложилось убеждение, что активная социальная политика не должна наносить ущерб эффективности и конкурентоспособности отечественного производства. "Капитализм в производстве, социализм в распределении", - таков экономический лозунг современной европейской социал-демократии.

В целом социализм в Европе все более принимает либерально-демократическую окраску. Его социальная база расширена ныне за счет сторонников защиты окружающей среды ("экосоциалисты"), защитников национальных меньшинств, участников пацифистских и антимилитаристских движений. Социалистические и социал-демократические партии провели внушительное количество депутатов в Европарламент, перспективы на будущее у демократического социализма вполне обнадеживающие.

 

Анархизм

Анархизм не стал общественно-политическим течением, сопоставимым по своему влиянию с либерализмом, консерватизмом или социал-демократизмом, коммунизмом, однако он собрал под свои знамена в Х1Х-ХХ веках определенную часть недовольных буржуазной общественной системой социальных слоев.

Основу теории анархизма (греч. anarchia - безвластие) составляет идея безвластия, без государственного устройства общества. В качестве главной цели анархизм провозглашает уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Анархистские идеи встречались уже в античности и в средние века, однако, в Новое время они были развиты английским писателем У. Годвином, автором идеи "общества без государства". Как политическое течение анархизм сложился в Западной Европе в 40-70-х годах XIX века.

Теоретиками идеологии анархизма выступают чрезвычайно отличающиеся друг от друга мыслители У. Годвин, М. Штирнер, Д. Уоррен, Б. Такер, П.Ж. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. Тем не менее всем версиям анархизма присущи основные базовые идеи:

главной причиной социальной несправедливости является государство и его политико-правовые институты;

отрицание любой формы организации "сверху - вниз", любых форм государственной власти - от монархии до диктатуры пролетариата;

условием свободы личности провозглашается ликвидация любых форм власти, правового принуждения.

В XIX веке идеи анархизма получили распространение в рамках революционного движения в европейских странах, в США, однако влияние идеологии анархизма ЯИ в одной из стран не было сколько-нибудь существенным - Достичь провозглашенных целей анархисты пытались различными методами: организацией массовых выступлений, индивидуальным террором, работой в пролетарских профсоюзных организациях, однако не преуспели ни в одном из них.

 

Фашизм

XX век вызвал к жизни идеологию фашизма, сыгравшего зловещую роль в истории европейских народов. Родиной фашизма (от лат.1азсю - пучок, связка, объединение) являются Италия и Германия. Именно здесь возникли первые фашистские партии и объединения. В отличие от других политических движений, ориентирующихся на интересы конкретных социальных слоев, фашизм опирается на идею расового (национального) превосходства и обеспечивает интеграцию населения вокруг целей национального возрождения. Идейные корни фашизма восходят к расово-антропологическому направлению социологии, в частности, к работам Ж. Гобино, X. Чемберлена. Отталкиваясь от основных положений антропосоциологии, теоретики фашизма выстроили свою систему ценностей:

нация - высшая и вечная реальность, основанная на общности крови. Существует иерархия рас и наций, они делятся на "высшие" и "низшие", и поэтому необходимо бороться за сохранение "чистоты" высшей нации (расы);

высшие расы (нации), в частности, арийская, должны господствовать над низшими, беспощадно уничтожая сопротивление с их стороны;

сильная, беспощадная власть тоталитарного государства, ядром которого является авторитарная партия, обеспечивающая всеобщий контроль над личностью и обществом;

культ вождя.

Идеология фашизма возникла после Первой мировой войны как реакция на изменения, произошедшие в европейском обществе. Рост монополистического капитала протекал на фоне массового разорения мелкобуржуазных слоев населения, рушились привычные социальные связи и традиционный уклад жизни. "Великая депрессия" - глубокий экономический кризис конца 20-х годов, усилила процесс абсолютного обнищания населения, сопровождавшийся ростом маргинальных и люмпенских групп населения, для которых либеральные ценности - свободы, равенства утратили всякий положительный смысл и звучали, скорее, как насмешка, чем обещание. В такой ситуации интегрирующую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Они были созвучны ущемленному Версальским мирным договором национальному достоинству немцев, с энтузиазмом воспринявшим гитлеровскую идею тысячелетнего Рейха. Идеология фашизма была направлена как против марксизма, так и против буржуазной демократии. Антикапиталистические и псевдосоциалистические лозунги социального равенства и справедливости в сочетании с идеей превосходства арийской расы обеспечили фашизму массовую социальную базу, состоящую из мелкобуржуазных слоев города и деревни, люмпенов, безработных, части рабочего класса. Мощную финансовую поддержку германскому фашизму оказал крупный монополистический капитал, составивший основу экономической и социальной систем фашистских государств.

Создав террористические режимы, фашизм уничтожил все демократические свободы и институты. Всеобщее насилие стало главным инструментом власти, нормой жизни. Милитаризация рассматривалась как средство достижения внешнеполитических целей: возрождение Священной Римской империи (Италия), установление мирового господства (Германия).

Развязав Вторую мировую войну, стоившую человечеству 60 миллионов жизней, фашизм потерпел сокрушительное военное поражение. Его преступления, как и идеология, были осуждены Нюрнбергским трибуналом. Однако уже в 50-60-е годы фашизм начал возрождаться в виде неофашизма, исповедующего те же политические и идеологические взгляды.

Живучесть фашизма и как идеологии, и как политического движения требует от политической науки, от политических лидеров и рядовых граждан понимания его корней и осуществления политики, препятствующей его возрождению в сколько-нибудь широких масштабах. Изучение истории фашизма, его возникновения, триумфа, краха и вторичного явления миру позволяет сделать некоторые выводы:

Фашизм - феномен XX века. Он представляет собой неадекватную реакцию общества на острые кризисные процессы, разрушающие устоявшиеся экономические, социальные, политические и идеологические структуры.

Питательным раствором, из которого произрастает фашизм и как движение, и как режим, является массовое движение протеста. Оно нуждается в идеологии, способной доступно сформулировать цели и способы их достижения, а также создать образ врага, ниспровержение которого открывает путь к решению проблем. Чем глубже и всеобъемлюще кризис, поразивший общество, тем шире социальная база фашизма. Поэтому, помимо карательных и охранных мер, успешная борьба с фашизмом предполагает создание экономических, социальных, политических условий для адекватного позитивного разрешения кризисных ситуаций, столь частых в наше время.

Каждая из ведущих политических идеологий, возникших в XVIII - XIX вв., выражала более или менее отчетливо интересы определенных социальных групп. Однако глубокие изменения в экономической и социальной структурах современного общества делают невозможным сохранение "чистых" идеологий. Их время прошло. В условиях взаимозависимого и многополюсного мира стираются четкие границы между ними в области программных установок, из одних и тех же социальных слоев выходят сторонники разных идеологий. И все это стирает четкие границы между ними, способствует их взаимопроникновению и взаимообогащению.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.