скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Семья, как условие сохранения и укрепления здоровья ее членов

К перечню взаимных претензий следует причислить и ссоры о том, как лучше проводить свободное время, а также конфликты, связанные с профессиональной деятельностью женщины (в этом случае список взаимных попреков и претензий будет почти полным).

Нередко трудности ведут к тому, что партнеры все более отчетливо начинают осознавать отрицательные стороны данного союза. Более того, они убеждены, что в сложившихся отношениях уже ничего не изменить. Но растут дети, приходиться считаться с общественным мнением, сохраняются также привычки или материальные интересы. Бывает, что, разочаровавшись в партнере и вообще в супружеских отношениях, человек не хочет в этом признаться, а собственную неудовлетворенность компенсирует в профессиональной деятельности или в отношениях с новым партнером.

Открытый разговор о наступившем кризисе многими воспринимается как крах семейной жизни, чего они по разным соображениям ни за что не хотели бы допустить. Объясняется это тем, что традиционные представления о супружеских отношениях рисуются ими идиллически, предполагается, что между любящими супругами не может быть ни ссор, ни тем более серьезных,  заставляющих многое пересмотреть, кризисов. И хотя в сознании современного человека супружеские отношения и семья гораздо больше, чем раньше, ассоциируются с различными трудностями, представления о «настоящей любви» все еще связаны с идиллическими образами мужчины и женщины, которые, взявшись за руки, уверенно смотрят в прекрасное будущее. И понятно, что в таких представлениях нет места ни трудностям, ни тем более их преодолению. 

Многие супруги, чувствуя нарастание конфликтов или, поняв, что кризиса не избежать, стараются сопротивляться и преодолевать возникшие трудности. Иногда они обращаются за помощью в службу семьи. Как правило, эти люди серьезно относятся к партнеру и не хотят, чтобы соединившие их узы были легкомысленно разрушены. Они понимают, что даже если не все между ними сложилось так, как это виделось им перед свадьбой, при наличии с обеих сторон доброй воли можно попытаться преодолеть взаимные претензии.

Если обе стороны согласны бороться с трудностями, им откроются истинные мотивы многих поступков, станет понятным поведение партнера, они научатся открыть общаться друг с другом. Они осознают, что кризис в отношениях помог им рассмотреть как негативное, так и ценное, что связывает их в жизни.

Кризисы переживают все, даже самые любящие, очень близкие друг другу люди. Более того, в биографии супружеской пары кризис может сыграть чрезвычайно положительную роль. Пары, использующие кризис для того, чтобы как бы заново сконструировать собственную жизнь и отношения, бывают действительно счастливыми.


2. Рождение и распад семьи. Предпосылки и причины.

 

Для того чтобы супружеский союз удовлетворял обе стороны и положительно влиял на духовный потенциал семьи, необходимо гармоничное сочетание многих факторов. Прежде всего, вступающие в брак люди должны иметь представление о том, зачем они вступают в брак, чего ждут от семьи, какую семейную жизнь хотят построить, какие личные качества партнера им более всего импонируют. Если их понятия о будущей семье совпадают, это достаточно крепкая гарантия прочности создающегося брака.

В тех же случаях, когда в дальнейшем обнаруживается несоответствие идеала и действительности, немалое значение имеет понимание того, что семья, супружество требуют творческих усилий партнеров. Это позволяет более терпимо относиться к противоречиям, возникающим в браке, сознательно создавать условия, обеспечивающие развитие каждого члена семьи как в интересах самого человека, так и в интересах этой небольшой человеческой общности.

От целей и мотивов заключения брака в большой мере зависит развитие отношений между супругами, другими членами семьи, их адаптации к различным этапам и условиям существования семейно – брачного союза. Разумеется, мотивы, которыми руководствуются люди при вступлении в брак, могут в дальнейшем под влиянием обстоятельств измениться. Но только осознание их дает человеку возможность трезво оценить те ожидания, которые он связывает с семьей, быть готовым к тем процессам, которые в настоящее время в ней происходят.

В нашей стране проводятся многочисленные исследования мотивов вступления в брак, во время которых людей просят ответить на вопрос, что легло в основу их решения создать семью именно с этим человеком. Опрашиваемым предлагается большой набор ответов: любовь, общность взглядов и интересов, взаимная симпатия, дружба, уважение, внешняя привлекательность, нравственные качества, желание иметь детей, чувство одиночества (боязнь одиночества), сострадание, вероятность скорого рождения ребенка, материальная обеспеченность, наличие жилой площади у будущего мужа (жены), узаконение добрачных отношений, желание родителей и тому подобное.

И где бы ни проводились исследования, будь то Москва или Санкт – Петербург, Минск или Пермь, Литва или Киргизия, с кем бы ни начинался разговор: со студентом или рабочим, служащим или ученым, инженером ли педагогом, - наибольшее число голосов получала любовь. За ней следуют общность взглядов и интересов, взаимная симпатия, дружба, уважение и другие подобные духовные или моральные побуждения. Небольшой удельный вес занимают заявления вступающих в брак о том, что семью они создают потому, что надоело одиночество, настало время выходить замуж (жениться) или ждут ребенка надо просто узаконить добрачные отношения. И совсем невелик процент браков, заключенных по  материальному расчету.  

Можно соглашаться или не соглашаться с предлагаемыми социологами формулировками  мотивов. В них не все четко, содержание одних совпадает с другими или частично входит в это содержание, их можно по – разному трактовать, одни из них жизненно важны, другие носят как бы дополнительный характер. Одни мотивы затрагивают дальнюю перспективу семьи, другие продиктованы сиюминутными обстоятельствами. Кроме того, нельзя не учитывать, что решение какой – то части вступающих в брак может базироваться на неосознанных мотивах, так как их выбор делается на фоне эмоциональной привлекательности, повышенных переживаний. В этом случае опрошенные не знают, что сказать, и часто отвечают то что от них ждут.

Однако недостатки проведенных исследований ни в коей мере не принижают их ценности. Полученные данные достаточно убедительно демонстрируют основные тенденции в формировании ценностных ориентаций и установок молодежи, связанных с семейной жизнью. на первый план вместо материальных стимулов выдвигаются нравственно эмоциональные побуждения, внутренние регуляторы поведения базируются не столько на долге, сколько на нравственной ответственности за свободно принятое решение.

Вместе с тем довольно низкий уровень ориентации на материальные ценности не означает полного их игнорирования. Надо отдавать себе отчет в том, что мотивы вступления в брак не существуют отдельно, а связаны с целым комплексом факторов, и поэтому, когда опрошенным была предоставлена возможность мотив «материальная обеспеченность» сгруппировать с другими мотивами, он не остался без внимания. Так молодожены хотят иметь свой дом, стать как можно скорее экономически самостоятельными, улучшить материальный и психологический комфорт, но не ценою отказа от любви и духовной близости. Характерно, что, если семья создается с целью узаконить добрачные отношения, реализовать данное обещание, либо в случае ожидания ребенка, материальная обеспеченность приобретает особое значение: она осознается или рассматривается как необходимое условие осуществления взятой на себя ответственности.

Современное общество не одобряет браков из корыстных соображений, в которых главное материальный расчет, а не взаимное влечение людей. но не нужно смешивать расчет и трезвое осмысление человеком, как он будет реализовывать свои планы и ожидания, с помощью каких средств обеспечит благополучие семьи. Последнее как раз свидетельствует о серьезности его подхода к браку.

Любовь развивает эмоциональную сторону личности и  в свою очередь облагораживает первичные чувства (инстинкты). Но полнота настоящей человеческой любви связывается с высшей духовностью, альтруистической, эстетической, мировоззренческой развитостью человека.

Признание любви основным мотивом вступления в брак и супружеских отношений еще не снимает многих проблем, связанных с удовлетворенностью супружеством, стабильностью семьи, личным счастьем. Ведь каждый понимает это чувство по – своему – одни, возможно, чрезмерно усложнено, другие, наоборот, слишком упрощенно. Формирование способности любить связано с формированием личности человека в целом. 

В то же время из всех способностей человека способность любить – одна из самых важных для его счастья. Сегодня выросли поколения людей, для которых любовь представляет огромную эмоциональную и нравственную ценность. У них сформирована потребность любить и быть любимым.

Не принижая значения общности материальных потребностей, сексуальной совместимости, следует подчеркнуть то огромное значение, которое имеет духовная, нравственная сторона жизни семьи. Глубокое осмысление своих идейных, нравственных, эстетических позиций убережет супругов от чрезмерного преувеличения материальной стороны семейной жизни, поможет уловить ту почти незаметную грань между добром и злом, преступив которую семья обрекает себя на равнодушие, бесчеловечность.   

Если в семье утилитарные устремления начинают теснить возвышенные – это предвестник беды. Вне глубокой волнующей мысли, веры в добро, утверждения прекрасного нет и подлинной духовности в семье. Расплата за это рано или поздно придет. Она горьким эхом откликнется в детях.

И не только в них. Самовыражение с помощью вещей, не созданных своим трудом, нередко приводит к сужению и обесценению и самого супружеского общения, распаду брака вообще.

Общность интересов, понимание важны не только как мотив вступления в брак. В любой семье наступает момент, когда эти факторы начинают играть более важную роль, чем любовь. Живя под одной крышей, видя друг друга каждый день, люди могут утратить присущую периоду ухаживания романтичность отношений. И это очень часто происходит, если людей не связывают более крепкие узы, чем любовная страсть. Эти узы – понимание и единомыслие, все оттенки понимания от физического прикосновения до еще самим не осознанной, не высказанной мысли любимого человека.

Сегодняшний брак по свободному выбору обязывает человека ко многому. Он сам выбирает себе спутника жизни и сам должен взять на себя всю меру понимания его личности, ответственности за его жизнь.

В прочном брачном союзе любовь и понимание идут рука об руку. Испокон веков на Руси люди, поздравляли молодоженов со словами «совет да любовь», не отрывая одного от другого. Более того, любовь ставилась в зависимость от совета. Ведь наступает час, когда надо посмотреть на жизнь серьезно, выработать ясный взгляд на отношения, понять всю глубину связи, установившейся между входящими в семью людьми. Во избежание недопонимания, размолвок и ссор надо советоваться, надо считаться не только со своими желаниями, потребностями, особенностями, но и с желаниями, потребностями, особенностями близкого человека.

Чаще всего вступающие в брак называют значительными для супружеской жизни те характеристики людей, которые особенно культивируются в обществе. Больше других ими ценятся такие качества, как доброта, трудолюбие, культура, осуждают пьянство, моральную распущенность, неискренность, черствость, невежество. Молодые люди отдают предпочтение нравственным качествам в их наиболее ярких проявлениях: бескорыстию, самоотверженности, товариществу, готовности прийти на выручку. Они чувствительны к моральным оценкам своих избранников со стороны окружающих, проявляют максимализм в суждениях. Высока у них и самооценка. Многие из них считают, что имеют достаточно развитое чувство любви к творчеству, доброжелательны, принципиальны, организованны. В то же время в оценках присутствует и значительная доля самокритичности к себе, к своим возможностям, достигнутому уровню духовного и физического развития.

Было замечено также, что среди тех, кто в качестве основного мотива вступления в брак назвал любовь, больше людей, ценящих творческое отношение к делу, любящих свою работу, имеющих друзей. Те же, кто считают, что при заключении брака важен расчет, больше ориентируются на служебную карьеру, на проведение свободного времени вне семьи.

Интеграция это процесс органичного, предполагающего личный добровольный выбор, включения человека в семейно – брачный союз. Она предполагает согласованность представлений и мнений супругов по различным аспектам семейных отношений.

Если семейная интеграция – это социально обусловленная согласованность совместной деятельности супругов, то дезинтеграция – это разрушение семейного союза. Для того чтобы сдержать его, стабилизировать семью, необходима адаптация, то есть приспособление супругов даже к неблагоприятной для сохранения семьи обстановке.

Этот процесс затрагивает духовную, психологическую, сексуальную, информационную, культурную и бытовую сферы. Но ведущей сферой является духовная, так как в период адаптации идет взаимный поиск объединяющих супругов ценностей.

Процесс адаптации благополучнее протекает в том случае, если каждый из супругов вносит в него свой вклад. Так как брак по – новому регламентирует поведение людей, каждый вступивший в него должен быть готов от чего – то отказаться, взглянуть на вещи иначе, встать на точку зрения близкого человека.

Чаще всего удовлетворенность супружескими отношениями царит в тех  семьях, где муж и жена стараются приспособиться друг к другу, как партнеры в танце: малейший жест одно с готовностью воспринимается другим как знак следовать за каждым его движением. Но это следование должно быть органичным, вытекать из внутренней потребности и готовности человека.

Если же один из супругов приспосабливается к другому под давлением обстоятельств, то он в буквальном смысле вынужден играть роль, носить маску. А человек не может без серьезного ущерба для своей психики длительное время жить в атмосфере внутреннего разлада с самим собой. Приспособление, может быть, и достигает своей цели, но разрушительно действует на личность.

Семейный союз требует снятия любых масок. По существу, маска – это контроль за поведением. Те союзы, где супруги не боятся предстать друг перед другом такими, какие они есть, намного счастливее. К конфликтам и даже разводам чаще всего приходят те семьи, где супруги думают друг о друге одно, а демонстрируют другое.

Если, например, женщина не удовлетворена интимной жизнью, но боится потерять мужа, в ее отношения с мужем вкрадывается угодливость. В данном случае низкая эмоциональная и сексуальная культура мужчины и женщины не позволяет им наладить духовную близость, установить доверие, которое восстановит и полноценную половую жизнь.

Приспособляемость понимается некоторыми как умение одного идти на любые компромиссы, постоянные уступки одного из партнеров, удовлетворенность всем, что делает супруг. Это ложное мнение. Под действительной приспособленностью понимается терпимость, уважение другого человека, умение прислушаться к его мнению, отказ от своих эгоистических интересов, самоотверженность.

В процессе приспособления выясняется степень совместимости супругов.

Говорят о четырех гранях совместимости: психологической, семейно – бытовой, духовной, интимной.

Семейно бытовая совместимость наступает тогда, когда супруги одинаково понимают уклад жизни своей семьи и свои обязанности в ней; духовная когда обоих объединяют общие нравственные ценности, общие взгляды; психологические – когда супругам спокойно, удобно друг с другом; интимная когда устанавливается сексуальная гармония.

 Совпадения всех четырех граней практически не бывает. Считается, что три грани совпадения являются хорошей базой для крепкой семьи. Наличие двух граней совместимости говорит о неустойчивости семьи. В этом случае возможны длительные конфликты и кратковременные перемирия.

Особое значение имеет психологическая совместимость, которая, как уже было сказано, создает общий эмоциональный фон семьи.

Каждый человек неповторим. Психологические и биологические характеристики людей могут сочетаться, гармонировать как при их тождестве, так и при противоположности. Слабохарактерный человек может ужиться с волевым или с таким же слабохарактерным. Обычно хорошо сочетаются индивидуальности, дополняющие друг друга по своим темпераментам и физическим характеристикам. В этом случае полнота и гармоничность отношений создаются как бы за счет преодоления недочетов. Например, флегматик тянется к активности и динамизму сангвиника, который в свою очередь нуждается в некоторой ограничивающей сдержанности флегматика, резкость и взрывной характер холерика сглаживается мягкостью не в меру ранимого меланхолика и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.