скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Реформирование системы бухгалтерского учета в России

Согласно п.44 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности "финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора". Операции по продаже собственных акций отражаются в бухгалтерском учете аналогично операциям с акциями других организаций.

Собственные акции, приобретенные (выкупленные) у акционеров для целей их последующей продажи, можно также отражать на счете 56 "Денежные документы". В данном случае неизбежно встает вопрос с их оценкой: по фактическим затратам на приобретение или по номинальной стоимости. По-моему мнению, для целей получения достоверного финансового результата в случае последующей продажи собственных акций, их целесообразно отражать в сумме фактических затрат на приобретение. Однако возможна также оценка по номинальной стоимости с одновременным признанием дохода или расхода, если цена приобретения отличается от номинала.

В бухгалтерской отчетности собственные акции, приобретенные (выкупленные) для целей их последующей продажи, независимо от квалификации в бухгалтерском учете ("финансовые вложения" или "денежные документы") отражаются по статье "Собственные акции, выкупленные у акционеров" в составе финансовых вложений на основании требования ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"

В связи с тем обстоятельством, что способ бухгалтерского учета собственных акций, приобретенных (выкупленных) у акционеров нормативными актами Российской Федерации по бухгалтерскому учету однозначно не определен, организация обязана его разработать самостоятельно и обосновать при формировании своей учетной политики согласно п.8 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", а в случае несоответствии разработанных способов бухгалтерского учета положениям нормативных актовраскрыть в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности на основании требования п.4 ст.13 Федерального закона "О бухгалтерском учете".

Во-вторых, содержание нормативных документов порой полностью дублирует друг друга. По моему мнению, это происходит потому, что нет четкой концепции и правил построения системы нормативного регулирования, отвечающих прежде всего на вопрос о том, какие вопросы регулирует тот или иной уровень нормативного регулирования и как он взаимодействует с другими уровнями.

Например, текст, касающийся перечня вопросов, которые утверждаются при принятии учетной политики организации, практически без каких-либо изменений содержится:

в п.3 статьи 6 "Организация бухгалтерского учета в организациях" Федерального закона "О бухгалтерском учете";

в п.8 раздела 1 "Общие положения" Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

в п.5 раздела 2 "Формирование учетной политики" Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98) "Учетная политика организации.

Аналогичное замечание можно сделать и в отношении правил, касающихся бухгалтерской отчетности.

Это было бы не так страшно (нелогично, нерационально и только), если бы текст разных документов точно повторял друг друга.

Хуже для практического применения нормативных актов обстоит дело тогда, когда одна и та же норма оговаривается в разных документах и их текст по одному и тому же вопросу противоречит друг другу.

Порядок нахождения правильных решений в условиях противоречий в законодательстве общеизвестен, он рассматривается в любом из курсов юриспруденции. Наша задача - постараться сформулировать предложения в отношении принципов построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, которые максимально исключат саму возможность возникновения противоречий.

Система становления рыночных отношений предполагает в том числе и большую свободу и демократизацию общества, что в свою очередь обусловливает необходимость в появлении структур саморегулирования и самоуправления. Этот объективный процесс затрагивает и систему профессионального регулирования.

Наряду с государственными органами - Министерством финансов Российской Федерации, которому Правительство Российской Федерации поручило регулирование бухгалтерского учета в России, в Российской Федерации появляются независимые профессиональные организации, имеющие целью активное участие в регулировании профессии, защиту интересов представителей профессии и т.п.

Среди последних можно перечислить: Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов "Содружество", Российскую коллегию аудиторов, Аудиторскую палату России, Гильдию финансистов, Национальную федерацию консультантов и аудиторов (НФКА), Институт профессиональных аудиторов России (ИПАР) и др.

В настоящее время создана еще одна независимая профессиональная организация - Институт профессиональных бухгалтеров России. Именно эта организация под руководством Министерства финансов Российской Федерации пытается наладить в настоящее время работу экспертов над национальными бухгалтерскими стандартами - Положениями по бухгалтерскому учету - в процессе гармонизации отечественного бухгалтерского учета с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Значительную роль в этом процессе должен играть также орган экспертов - Методологический совет по бухгалтерскому учету при Минфине РФ.

Сложным вопросом регулирования бухгалтерской профессии является вопрос о содержании процесса и вопросов регулирования бухгалтерского учета - что останется в компетенции государственных органов, какие вопросы будут предметом комплексного регулирования, а какие уйдут в сферу чисто профессионального регулирования - регулирования независимыми профессиональными бухгалтерскими организациями.

Интересным с точки зрения постановки проблемы профессионального регулирования является то обстоятельство, что в системе бухгалтерского учета, ориентированной на применение Международных стандартов финансовой отчетности, для которых характерно концептуальное построение исходя из основополагающих принципов бухгалтерского учета и большая вариантность в выборе способов бухгалтерского учета, в принципе менее значительна роль строгой регламентации, а возрастает значение так называемого профессионального суждения. "Встраивание" основных положений МСФО, носящих рекомендательный характер, в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, имеющую обязательное применение, также представляет серьезную проблему. Во многом повышение роли профессиональных образований в процессе регулирования профессии будет определяться процессами развития рыночных отношений в стране, формирования интереса у пользователей бухгалтерской отчетности к именно достоверной информации о финансовом состоянии организаций и результатах их деятельности, а также созреванием и готовностью самих профессиональных институтов решать сложные вопросы регулирования профессии, ее формы и содержания, брать на себя ответственность за результаты регулирования и осуществлять контроль за состоянием профессии.

Фактом является то обстоятельство, что для существующей в России в первые годы переходного к рыночной системе хозяйствования периода налоговой системы характерно явно фискальное содержание. В свою очередь, налоговая система страны формируется в тесной взаимосвязи с системой бухгалтерского учета, так как бухгалтерский учет служит, как правило, источником информации о будущем объекте налогообложения. Как следствиесильное влияние налоговых органов на процесс регулирования бухгалтерского учета, превышение сферы их компетенции. Наличие реального фактора "налогового регулирования" бухгалтерского учета зачастую приводит к игнорированию экономического смысла и содержания фактов хозяйственной деятельности, что дискредитирует главную задачу бухгалтерского учета - создание о субъекте рыночных отношений полной и достоверной информации.

Во многом это объективная черта экономики переходного периода, так как налоговая система существует в любой экономической системе, а значит налоговый орган как потребитель финансовой информации осознает себя в этом качестве значительно раньше, чем другие потребители достоверной финансовой информации. Поэтому отставание "экономического" нефискального регулирования формирования финансовых показателей носит, возможно, и частично объективный характер.

Проблемы соответствия Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО)

Сложившийся в настоящее время фактически в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и закрепленный в проекте закона второй уровень документов представляет собой ПБУ - Положения по бухгалтерскому учету. Положения по бухгалтерскому учету создаются, как известно, согласно Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283.

В настоящее время стало модным не только и не столько конструктивно критиковать создаваемые во исполнение Программы ПБУ, но и прямо ругать непосредственных ответственных за неисполнение или ненадлежащие исполнение положений Программы.

Главный аргумент - российские ПБУ в недостаточной степени соответствуют МСФО - Международным стандартам финансовой отчетности.

Да, действительно, текст Положений по бухгалтерскому учету и других нормативных документов по бухгалтерскому учету, очень часто оставляет желать лучшего. Это касается определения понятий, выбора терминологии, конкретных формулировок, обеспечения взаимодействия, преемственности и взаимосвязи между собой. Однако, попытаемся разобраться, где и в чем суть проблемы, а где ее "форма".

Вопрос о целях и задачах реформы бухгалтерского учета является предметом постоянных острых дискуссий в профессиональном сообществе, как на страницах печати, так и среди участников многочисленных конференций, симпозиумов и конгрессов.

Относительно направленности процесса реформирования бухгалтерского учета в России следует сказать, что в настоящее время существует два подхода.

Первый подход четко сформулирован Международным центром по реформе системы бухгалтерского учета в вынесенном на широкое обсуждение проекте "Рекомендации по реформе бухгалтерского учета". В соответствии с указанным документом предлагается в качестве среднесрочной задачи российской экономики (в течение трех, максимум пяти лет) осуществить полную замену российской системы нормативного регулирования бухгалтерского учета на МСФО для всех предприятий, за исключением предприятий малого бизнеса и "компаний с ограниченным числом участников". Такое направление процесса реформирования объясняется, прежде всего, тем, что российская система нормативного регулирования "наименее пригодна для принятия решений в условиях рынка", что приводит "к ошибочным экономическим решениям и растрате экономических ресурсов".

Другими словами, нужно просто применять МСФО в качестве национальных стандартов. Тогда будет обеспечено полное соответствие ПБУ и МСФО. Однако, практически ни одна страна мира, применяющая в своем законодательстве МСФО, и характеризующаяся часто более развитыми и цивилизованными рыночными отношениями, чем Россия, так не поступает.

Второй подход заключается, как это и было запланировано в начале процесса реформирования, в построении системы российских национальных стандартов по бухгалтерскому учету.

Обратимся непосредственно к тексту Постановления Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 и процитируем ряд его положений.

Основные задачи реформы, согласно постановлению, заключаются в следующем:

"сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне...".

В связи с достижением цели нормативного регулирования бухгалтерского учета должен быть в том числе решен вопрос и "... взвешенного использования международных стандартов в национальном регулировании".

"По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастает. При этом будут приняты во внимание исторические и культурные традиции регулирования общественной жизни в России...".

Поэтому, как видно из самого текста постановления, нет необходимости дискутировать по вопросу о том, насколько хорошо или плохо соответствует тот или иной национальный стандарт официальному тексту соответствующего МСФО. Он в полной мере и не должен соответствовать (иначе, повторяем, это и был бы сам МСФО).

Задача, стоящая перед российским законодательством значительно сложнее: обеспечить взвешенную, разумную гармонизацию основных положений, принципов МСФО, действующего в Российской Федерации гражданского законодательства и отечественных исторических и культурных традиций. То есть, по сути дела речь идет не о переходе на Международные стандарты финансовой отчетности, а о создании национальных стандартов, отвечающих одновременно требованиям факторов, перечисленных выше.

Насколько органы управления российских предприятий, в свою очередь, заинтересованы в реформе бухгалтерского учета? Ответ на этот вопрос зависит, в первую очередь, от наличия преимуществ новых российских ПБУ по сравнению со старыми, которые позволили бы менеджменту получать более объективную и достоверную информацию о состоянии дел на предприятии. Представители российского менеджмента, наряду с инвесторами и кредиторами предприятий, могли бы стать опорой бухгалтерской реформы в случае заинтересованности в ее результатах. При этом их основной интерес в этой области заключается в получении инструментов учета, позволяющих адекватно учитывать факты хозяйственной деятельности предприятий, в том числе бартерные и зачетные сделки, которые на некоторых предприятиях могут достигать до 70-80 процентов от общего оборота. Иными словами, менеджмент заинтересован в получении бухгалтерского инструментария, который позволял бы получать достоверную информацию о предприятиях с учетом российской специфики, а именно - неденежных форм расчетов, благодаря которым учет и отчетность на предприятиях превратились в очень условную категорию.

Результаты бесед с руководителями, бухгалтерами и экономистами крупных и средних российских предприятий позволяют судить об их интересе к управленческому учету, особенно применительно к неденежным формам расчетов, т.е. как раз к тому аспекту учета, который практически отсутствует в международной практике. Так, МСФО не уделяют какого-либо особого внимания неденежным формам расчетов, так же как и продвинутые национальные системы учета - например, US GAAР или UК GAAР, поскольку рыночная экономика предполагает денежные расчеты как безусловно превалирующую форму расчетов, а товарные обмены и зачетные схемы - как исключение из общего правила. Разумеется, основной принцип международных стандартов - учет по справедливой стоимости - может быть применен и в случае неденежных расчетов, однако МСФО не дают ответ на основной вопрос, возникающий в этой связи, - на вопрос об определении справедливой стоимости активов при использовании товарообменных и зачетных схем, многие из которых носят "вынужденный" характер.

Что касается разработки положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), проведенный анализ свидетельствует о наличии существенных расхождений между ними и международными стандартами финансовой отчетности. Тем не менее, принятие четырнадцати ПБУ внесло существенные изменения в российскую систему бухгалтерского учета. Многие из указанных нормативных актов вызвали существенные трудности у практикующих бухгалтеров и аудиторов, как в части общего понимания, так и в части практического применения. Особенно это касается новых понятий (условные факты хозяйственной деятельности, события после отчетной даты, информация по сегментам, информация об аффилированных лицах), заимствованных из международных стандартов.

Как уже было отмечено, в настоящее время законодательство по бухгалтерскому учету не определяет требования к содержанию различных нормативных актов по бухгалтерскому учету и формально не устанавливает их иерархии: все документы обязательны для применения организациями, о чем прямо сказано в тексте закона. Российские положения по бухгалтерскому учету распространяются, как правило, на организации, являющиеся по законодательству юридическими лицами (за исключением кредитных и бюджетных организаций). В некоторых случаях разрешается их неприменение малыми предприятиями.

Иной порядок применения установлен в МСФО. Так, в Предисловии к Изложению Международных стандартов финансовой отчетности сказано:

"Обычно финансовые отчеты публикуются раз в год и представляются для проверки аудитором. Международные стандарты финансовой отчетности применяются к таким финансовым отчетам торговых, производственных или хозяйственных компаний. Руководство такой компании может составлять финансовые отчеты для собственного пользования самыми разнообразными способами, наилучшим образом подходящими для внутренних управленческих нужд. Когда же финансовые отчеты издаются для других лиц таких, как акционеры, кредиторы, служащие и общественность в целом, они должны соответствовать Международным стандартам финансовой отчетности" (параграфы 5, 6).

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.