Реферат: Пути совершенствования существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
В настоящее время сложилось крайне неблагоприятное положение с обеспечением добычи нефти. Ускоренная отработка наиболее богатых и высокопродуктивных залежей и месторождений, быстрое и прогрессивное истощение ресурсной базы данной отрасли, обводненность добываемой продукции, изношенность существующей технической базы без ее своевременного обновления в требуемых объемах - вот те причины, которые привели к неутешительному положению дел в российской нефтедобывающей промышленности.
Если в этой связи обратиться к цифрам, то можно увидеть, что по имеющимся оценкам на находящихся в промышленной разработке месторождениях нефти отобрано около 52% извлекаемых запасов нефти. Обводненность добываемой нефти по состоянию на 1 января 1998 года возросла до 82%.
Рассматривая тенденции в российской нефтедобывающей промышленности за последние годы, можно увидеть следующее. Начиная с 1991 года, т. е. с момента начала реформирования российской экономики до 1993 года началось резкое падение объемов добычи нефти. Причиной этого явилось практически полное прекращение централизованных инвестиций, ранее осуществляемых из государственного бюджета. Кроме того, на тот период времени предприятия нефтедобывающей отрасли не располагали достаточными накоплениями, в том числе накоплениями в виде амортизационных отчислений. Положение, связанное с нехваткой средств у предприятий нефтедобывающей промышленности, усугубилось резким повышением цен на оборудование, используемое при добычи нефти, вызванное политикой российского правительства в области ценообразования, взявшего курс на невмешательство государства в данную сферу и отдавшего решение этого вопроса, за редким исключением, касающихся явных монополистов и определенных видов товаров, в руки производителей.
Снижение объемов добычи нефти, отсутствие средств для обновления производственной базы и значительный износ оборудования, используемого в нефтедобывающей промышленности, привели к интенсивному выбытию добывающих мощностей. В последующие годы решающими факторами снижения объема добычи нефти стали низкий платежеспособный спрос ее российских потребителей и ограничения на транспортные мощности для экспорта нефти. В последний год-полтора экспорт российской нефти сократился еще по одной причине, а именно, вследствие падения цены на нее на мировом рынке.
Если обратиться к анализу результатов деятельности 13 основных нефтяных компаний за 1997 год, то можно увидеть следующее. Большая часть компаний увеличила в 1997 году объемы реализации своей продукции, исчисленной в стоимостном выражении, по сравнению с 1996 годом. Однако, если учитывать существовавший в этот период рост цен на данный вид продукции на внутреннем российском рынке в связи с инфляцией, то можно считать, что рост реализации продукции в натуральном выражении за этот период времени был или очень незначительным, или его не существовало вовсе. По трем компаниям в 1997 году по сравнению с 1996 годом произошло снижение объемов реализации продукции, исчисленной в стоимостном выражении, особенно сильное падение этого объема характерно для компании Юганскнефтегаз. Разброс значений показателей, характеризующих результаты деятельности рассматриваемых нефтяных компаний за 1997 год, является значительным, несмотря на то, что их можно считать сопоставимыми по различным предприятиям нефтедобывающей промышленности. Так, разброс значений отношения объема реализации продукции, исчисленной в стоимостном выражении, к количеству занятых работников варьируется по различным компаниям от 198,7 до 679,8 млн. рублей на одного работника. Таким образом, наибольшее значение этого показателя превышает наименьшее его значение в 3,5 раза. Разброс значений показателя, отражающего собой отношение балансовой прибыли к объему реализованной продукции, исчисленной в стоимостном выражении, составляет по рассматриваемой совокупности компаний от - 7,3 до 24,4%. Разброс значений показателя, отражающего собой отношение прибыли после к прибыли до налогообложения для тех же компаний, составляет от 30,3 до 373,1%. Значение показателя, представляющего собой отношение прибыли после налогообложения к численности работников изменяется в пределах от - 55,6 до 56,1 млн. рублей на одного работника .
Процесс реформирования российского нефтедобывающего комплекса начался с 1991 года. Он шел по пути развития рыночных механизмов управления при одновременном ослаблении контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, функционирующих в данной сфере, со стороны государства. На первом этапе реформирования, определяемым периодом времени, включающим в себя 1991, 1992 и 1993 годы, государство в качестве' единственного собственника объектов топливно-энергетического комплекса провело преобразование нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий в производственные ассоциации, самым крупным собственником в которых являлось государство в лице федеральных органов власти. На втором этапе реформирования, начиная с 1993 и кончая 1996 годом, производственные ассоциации были преобразованы в акционерные общества при сохранении государственного контроля. В ходе этих преобразований были сформированы вертикально-интегрированные нефтяные компании в виде холдингов, причем акции холдингов выпускались независимо от акций дочерних предприятий и не подлежали обмену на них.
В нефтяном бизнесе вертикальная интеграция объединяет в себе деятельность, начиная с разведки и разработки нефтяных месторождений, транспортировки нефти, ее переработки и кончая реализацией продукции ее конечным потребителям. Как правило, это сопровождается интегрированными научными исследованиями и инновационными процессами. Выгоды, обусловленные использованием вертикальной интеграции, сводятся, в первую очередь, к сокращению затрат при объединении под единым контролем усилий различных производств в осуществлении всего производственного цикла, улучшения информационного обеспечения бизнеса, обеспечение гарантированных условий поставок, наличие постоянных бизнес-партнеров и. т.д. В свою очередь, издержки вертикальной интеграции обусловлены рядом факторов, наиболее значительным из которых является необходимость внедрения новой управленческой системы, действующей в рамках образованной вертикально-интегрированной структуры.
Если обратиться к имевшему место процессу формирования вертикально-интегрированных нефтяных компаний в России, то можно увидеть, что он часто осуществлялся чисто административным путем, при этом во многих случаях не учитывались существующие между предприятиями территориально-производственные связи. В результате этого произошло следующее. Предприятия, входящие в одну и ту же компанию, фактически bcjvi себя как независимые хозяйствующие субъекты. Это, в свою очередь, приводило к тому, что добывающие и перерабатывающие предприятия слабо увязывали между собой свои производственные программы, что сводило практически на нет преимущества интеграции и снижало эффективность функционирования интегрированных компаний. Не способствовало повышению эффективности работы компаний и стремление местных администраций воздействовать на работу объектов топливно-энергетического комплекса, взяв их под свой контроль. В итоге финансовые результаты деятельности многих, если не сказать большинства этих интегрированных компаний оказались неудовлетворительными. Вместе с тем, наблюдались и положительные результаты, связанные с внесением изменений в систему управления внутри существующих нефтяных компаний. Особенно это коснулось нефтяной компании " Лукойл", осуществившей широкомасштабный переход к более эффективным методам управления.
Если рассматривать существующую систему взаимоотношений государства с предприятиями нефтедобывающей промышленности на примере такой компании как "Лукойл", то можно увидеть следующее. Доля цены на нефть, реализуемой на внутреннем российском рынке, от цены на нефть, экспортируемую за границу, по данным компании " Лукойл" за 1997 год составляла немногим более 50%. Удельный вес налогов, вне зависимости от того, реализовывалась нефть на внутреннем российском или на внешнем рынке, составлял 52,5%. Чистая прибыль этой компании при реализации 1 барреля нефти на мировом рынке в 1997 году составляла 2,09 доллара, при реализации 1 барреля нефти на российском рынке эта компания несла убыток в размере 0,3 доллара.
Анализируя российскую налоговую систему применительно к нефтедобывающим компаниям, следует отметить следующее. Удельный вес налогов, взимаемых с российских нефтедобывающих компаний государством, в настоящее время чрезвычайно высок, если его сравнивать со значением аналогичного показателя в развитых странах с рыночной экономикой, например в США или Великобритании. В развитых странах с рыночной экономикой подавляющая часть суммы, взимаемой в качестве налогов с предприятий нефтедобывающей отрасли государством, собирается с помощью прямого налога, пропорционально получаемой нефтяными компаниями прибыли. В России же подавляющая часть суммы, взимаемой в виде налогов с предприятий нефтедобывающей отрасли, собирается с помощью косвенных налогов, причем их число неоправданно велико. Существующая система налогообложения, в сочетании с существующими ценами на нефть на внутреннем российском рынке, приводит к тому, что лаже для такой крупной компании как "Лукойл", ее деятельность становится убыточной, если она полностью ориентирована на российских потребителей нефти. По этой причине, в интересах российских нефтяных компаний продавать добываемую ими нефть за границу, а не внутри страны. И эти интересы, в свою очередь, приводят к существенной недогрузке мощностей российских нефтеперерабатывающих предприятий, вследствие чего государство несет соответствующие потери.
Если обратиться к экспорту нефти, то можно увидеть, что основными рычагами управления в данной сфере со стороны государства являются выдаваемые российским нефтяным компаниям лицензии, разрешающие продажу добываемой ими нефти за границу, и квоты, с помощью которых устанавливаются ограничения на объемы этих продаж. Вместе с тем, с нашей точки зрения, было бы оправданным, чтобы помимо этого государство выступало в качестве посредника в расчетах между российскими экспортерами нефти и ее зарубежными покупателями, т. е. играла более активную роль. Это снизит вероятность злоупотреблений со стороны нефтяных компаний, в результате которых государство теряет часть своих валютных поступлений.
Важным для российской экономики является вопрос, связанный с определением объемов добываемой нефти и ее объемов, экспортируемых за границу. Это обусловлено колеблющейся рыночной конъюнктурой, и при определенных обстоятельствах можно экспортировать больше нефти, но получать от этого меньший доход.
Очевидно, что неудовлетворительно решается вопрос, связанный с установлением цен на нефть на внутреннем российском рынке. Неудовлетворительным является и используемый подход к ценообразованию на данный вид продукции, основанный на издержках. Более оправданным является использование подхода, в основе которого лежит спрос и предложение, и который больше соответствует рыночной экономике, в условиях которой функционируют сегодня предприятия нефтедобывающей промышленности.
Государство практически самоустранилось от решения вопроса, связанного с разработкой и внедрением эффективной системы экономического стимулирования работников предприятий, делающих их более заинтересованными в эффективности своей работы и конечных результатах деятельности компаний, на которых они работают. Это в равной степени относится и к нефтедобывающим российским компаниям. Вместе с тем, наличие предпосылок в заинтересованности работников в результатах своего труда и конечных результатах деятельности предприятий, на которых они работают, является не последних фактором, который обеспечивает повышение эффективности функционирования национальной экономики. И если этот вопрос плохо решают или не решают собственники и руководители предприятий, то его решением должно заниматься государство в лице его соответствующих компетентных органов.
В третьей главе, используя результаты ранее проведенного анализа, разработаны предложения по совершенствованию существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями. Эти предложения сводятся к следующему.
Используя опыт развитых стран с рыночной экономикой, таких как США и Великобритания, следует упростить существующую в России налоговую систему, уменьшив число налогов, взимаемых с российских нефтедобывающих компаний. Основным налогом, взимаемым с предприятий нефтедобывающей отрасли, должен стать прямой налог в виде налога с прибыли этих хозяйствующих субъектов. Кроме того, целесообразно внедрить в российскую практику систему рентных налоговых платежей, используемую в западных странах, для стимулирования процессов поиска новых месторождений нефти и их освоения. Учитывая также различные условия добычи нефти из ее различных месторождений, следует ввести механизм дифференциальной ренты.
Необходимо сделать так, корректируя налоговую систему и цену на нефть на внутреннем российском рынке, чтобы чистый доход, получаемый российскими нефтедобывающими компаниями от продажи одной тонны данного вида продукции на мировом и внутреннем рынке был бы одинаков. Это позволило бы перерабатывать на российских нефтеперерабатывающих предприятиях большие объемы нефти и экспортировать конечные нефтепродукты.
Цены на внутреннем российском рынке на нефть следует устанавливать не на основе затрат по ее добыче и реализации, исходя из известного затратного метода, используемого в ценообразовании, а на основе складывающего и ожидаемого спроса и предложения. Последний подход, применяемый в ценообразовании, больше соответствует условиям рыночной экономики, нежели первый.
Если обратиться к экспортным поставкам нефти и нефтепродуктов, то наиболее оправданным следует считать вариант, когда государство не просто выдает лицензии и устанавливает квоты, а более активно участвует в данной сфере. Это участие может сводиться к анализу эффективности тех или иных сделок российских нефтяных компаний с теми или иными зарубежными покупателями, исходя из государственных интересов. Результатом такого анализа может являться разрешение или запрет на ту или иную сделку по продаже российской нефти и нефтепродуктов за границу. Кроме того, с нашей точки зрения, государство в лице его соответствующего учреждения, должно являться посредником в расчетах между российскими нефтяными компаниями и зарубежными покупателями. Это позволит иметь государству более достоверную информацию об объемах российского экспорта нефти и нефтепродуктов и получаемой от этой продажи валютной выручки.
Для решения ряда задач, входящих в компетенцию государства с учетом предлагаемых изменений в системе его взаимоотношений с нефтедобывающими российскими компаниями, в данной главе настоящей работы разработаны соответствующие методологические подходы. Они затрагивают решения следующих задач: установление цен на нефть на внутреннем российском рынке; определение оптимального объема экспорта нефти; определение размера дифференциальной ренты, взимаемой с различных нефтедобывающих российских компаний, разрабатывающих различные месторождения нефти ; определение оптимального размера российских нефтедобывающих компаний ; построение системы экономического стимулирования предприятий нефтедобывающей отрасли.
Для решения первой задачи предлагается два альтернативных варианта, в основе которых лежит процедура взаимодействия государства в лице его соответствующего учреждения с нефтедобывающими российскими компаниями. Первый вариант основан на использовании известной процедуры Данцига-Вульфа и предполагает наличие единой цены на нефть, реализуемую на внутреннем российском рынке различными нефтедобывающими российскими компаниями. В этой процедуре государство устанавливает цены, нефтедобывающие российские компании заявляют объемы добываемой ими нефти, а российские потребители данного вида продукции - объемы его покупки. Второй вариант решения данной задачи основан на использовании различных цен на нефть, реализуемую российскими нефтедобывающими компаниями на внутреннем российском рынке, и единой цены ее приобретения российскими потребителями данного вида продукции. При этом предполагается, что государство является посредником между российскими нефтедобывающими компаниями и российскими потребителями нефти. В диалоге с нефтедобывающими российскими компаниями государство устанавливает предельный максимально допустимый уровень рентабельности, использующийся этими хозяйствующими субъектами при установлении цен на добываемую ими нефть, в диалоге с российскими потребителями нефти - цены ее приобретения.
При решении данной задачи государство определяет потребный объем экспорта российской нефти за определенный период времени. Вследствие этого любая из указанных выше процедур заканчивается тогда, когда обеспечивается выполнение условия, в соответствии с которым предложение по данному виду продукции превышает спрос на внутреннем российском рынке на величину, соответствующую найденному государством объему экспорта российской нефти.
Цена на внешнем по отношении к России рынке на нефть в определенной степени зависит от объема экспорта российской нефти. Учитывая это обстоятельство, в работе представлена математическая модель, обеспечивающая совместное решение задач, связанных с установлением цены на нефть на внутреннем российском рынке и оптимальным объемом ее экспорта. В качестве целевой функции в данной модели используется функция, обеспечивающая максимум дохода государства от экспорта российской нефти с учетом разницы между ожидаемой ценой на внешнем и внутреннем российском рынке на данный вид продукции.
Для расчета размера дифференциальной ренты, взимаемой с различных российских нефтедобывающих компаний, предлагается определение по данным за ретроспективный период зависимости, связывающей между собой величину затрат при добыче одной тонны нефти и различные производственные факторы. К последним относятся факторы, отражающие условия добычи нефти, технический уровень производства и техническое состояние используемого оборудования. Неизвестные значения параметров этой зависимости находятся с помощью регрессионного множественного анализа.
В работе представлена математическая модель, с помощью которой определяется оптимальный размер нефтедобывающих российских компаний, выступающих в качестве хозяйственно самостоятельных единиц. При решении данной задачи используется две функциональных зависимости. Одна из них характеризует собой связь эффективности функционирования данной отрасли в зависимости от числа отдельно взятых компаний, обусловленной наличием между ними конкуренции. Другая функция отражает связь между эффективностью функционирования данной отрасли и средним размером предприятий нефтедобывающей промышленности, обусловленной! Их возможностями в сфере развития своего производства за счет использования инвестиций.
Чтобы создать дополнительные предпосылки в заинтересованности нефтедобывающих российских компаний в повышении эффективности своей деятельности, предлагается следующий подход. В соответствии с ним предлагается по каждому из предприятий рассматриваемой отрасли оценивать эффективность использования ими в отчетном периоде существующих производственных возможностей. В зависимости от полученных оценок осуществляется определение размера фонда потребления по каждому из рассматриваемых хозяйствующих субъектов, средства которого используется для выплаты установленных сумм их собственникам, а также для выплаты вознаграждения работникам предприятий за указанный выше период времени.
Производственные возможности предприятий предлагается характеризовать наличным составом используемых ими трудовых ресурсов и основными производственными фондами, им принадлежащим, причем в их взаимосвязи. В качестве характеристики производственных возможностей трудовых ресурсов используется размер средств предприятий, идущих на оплату труда их работников. В качестве характеристики основных производственных фондов предприятий используется их стоимость, исчисленная по восстановительной оценке за вычетом стоимости ее износа. При их соизмерении используется значения соответствующего отраслевого норматива. Его значение может быть получено в результате деления размера средств, идущих на оплату труда работников предприятий, к восстановительной стоимости основных производственных фондов за вычетом стоимости их износа для отдельно взятой рассматриваемой отрасли. При оценке производственных возможностей по каждой из нефтедобывающих российских компаний учитываются различные условия их функционирования, определяемые сложившимися объективными причинами.
Заключение. В данной работе рассмотрен комплекс вопросов, решение которых обеспечивает создание предпосылок повышения эффективности функционирования российской нефтедобывающей промышленности на современном этапе развития национальной экономики.
В процессе исследования был проведен анализ, затрагивающий следующие вопросы:
характерные особенности рыночной экономики и функции государства в развитых странах с рыночной экономикой;
условия и результаты функционирования российского нефтедобывающего комплекса;
процесс реформирования в нефтедобывающей промышленности, его положительные и отрицательные стороны ;
существующая система взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями.
По результатам проведенного анализа был разработан комплекс решений, направленных на создание предпосылок более эффективной работы предприятий нефтедобывающей промышленности. Эти решения затрагивают существующую систему налогообложения; задачу, связанную с установлением цен на нефть на внутреннем российском рынке; задачу, связанную с определением объема экспортируемой российской нефти; взаимоотношения государства с российскими экспортерами нефти и их зарубежными покупателями; задачу, связанную с определением оптимального размера российских нефтедобывающих компаний; задачу, связанную с построением системы экономического стимулирования нефтедобывающих российских компаний, делающей их работников более заинтересованными в конечных результатах деятельности предприятий, на которых они работают.
Основные результаты проведенного исследования опубликованы в работах :
1. Рассадин В.В., Дмитриев Я. В. Создание предпосылок эффективной деятельности нефтедобывающих российских компаний. Сборник научных трудов. Выпуск 2,М.,МГАПИ,1998 г.-0,3 п. л.
2. Рассадин В. В. Совершенствование системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями. Cборник научных трудов. Выпуск 2,М.,МГАПИ, 1998г.-0,36 п.л.
3. Рассадин В.В., Дмитриев Я. В., Акулова Е.В. Российская нефтедобывающая промышленность на современном этапе развития национальной экономики и пути повышения эффективности ее функционирования. Монография, изд."Терра" Можайский полиграфкомбинат, (В печати )-3, 33 п.л.