скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Пути локализации и прекращения пожара на сухогрузных судах, перевозящих серу газовую комовую

На всех судах второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащищенном укрытии, расположенном снаружи рубки.

Место сбора (Muster station). Местом сбора аварийной партии, включаем в расписание по тревогам, может быть крыло мостика, определенное место на главной палубе или место, которое представляется капитану наиболее рациональным. Но в любом случае это должно быть место, где аварийная партия может собраться очень быстро. Если на судне несколько аварийных партий, то каждая из них имеет свое место сбора.

Расписания по тревогам (Muster list). Расписание по тревогам является документом, определяющим основные обязанности членов экипажа. Оно должно быть составлено до выхода судна в море и вывешено на видном месте в нескольких местах и обязательно в рулевой рубке.

При составлении расписания по тревогам следует учесть, что аварийная партия должна быть укомплектована физически здоровыми людьми. Конвенция СОЛАС-74 предписывает включение следующих обязанностей различных членов экипажа:

- закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, клапанов, шпигатов, иллюминаторов, световых люков и других подобных отверстий на судне;

- пополнение снабжения в спасательных шлюпках, спасательных плотах и других спасательных средствах и т.д.

При пожарной тревоге в обязанности членов аварийной партии входит:

• разведка и работа в изолирующих дымовых противогазах;

• ввод в действие одновременно не менее двух - трех водоподающих стволов;

• подача к месту пожара противопожарного инвентаря;

• пуск судовых стационарных средств пожаротушения;

• вскрытие и разбор конструкций;

• закрытие противопожарных дверей и перекрытие вентиля-ционных систем.

Старший группы разведки обязан:

• проводить разведку в течение всего времени пожара;

• принимать участие в ликвидации очагов пожара, спасании людей и т.п., путем передачи через связных получаемых сведений начальнику аварийной пожарной партии,

Связные группы (один - два человека) действуют непосредственно и очаге пожара согласно указаниям старшего группы разведки.

Подствольщики открывают секущий клапан пожарной магистрали, периодически подменяют ствольщиков, в необходимых случаях подносят воду к месту пожара ведрами.

Ствольщики прокладывают пожарные рукавные линии к месту пожара и работают водяными или пенными стволами в позициях, указанных начальником аварийных партий. Ствольщики, занятые защитой смежных с аварийным помещений, по указанию начальника аварийной партии подносят огнетушители к месту пожара и приводят их в действие, а также прокладывают пожарные рукавные линии и работают стволами.

Члены экипажа, согласно расписанию по тревоге и приказанию главного (старшего) механика, выполняют следующие обязанности:

• готовят и приводят в действие стационарные системы пожаротушения, стационарную систему пенотушения;

• герметизируют аварийные помещения перед пуском системы

объёмного тушения;

• подносят к месту пожара брезенты, кошмы, песок, ломы,

багры, топоры, слесарные и металлорежущие инструменты и

работают ими;

• готовят и приводят в действие переносную пожарную мотопомпу или аварийный пожарный насос;

• подносят к месту пожара приборы переносного электроосвещения.

Действия судоводителя при пожаре

При пожаре на судне судоводители осуществляют следующие действия:

- объявляют тревогу с указанием места очага пожара,

- дают команду застопорить ход, лечь в дрейф, если позволяют погодные и другие условия;

- обеспечивают руководство действиями экипажа по борьбе с пожаром в соответствии с судовым расписанием по тревогам и оперативными планами пожаротушения,

- выключают вентиляцию, закрывают водонепроницаемые и противопожарные двери, имеющие управление с мостика судна,

- включают палубное освещение в темное время суток;

- определяют координаты судна, выставляют их на АПСТБ, держат УКВ радиостанцию включенной на 16-м канале;

- передают в радиорубку координаты судна с соответствующей информацией (при нахождении судна в море);

- подготавливают пиротехнические средства сигнализации к немедленному использованию,

- приспускают или спускают на воду шлюпки, оказавшиеся в зоне огня, дают в судоходную компанию радиограмму по установленной форме и поддерживают с ней постоянную связь, - если судно нуждается в немедленной помощи, дают радиотелеграфный и радиотелефонный сигналы бедствия.


Тушение пожара

По сигналу общесудовой тревоги экипаж занимает свои места в аварийных партиях и на постах у механизмов и средств пожаротушения согласно расписания по тревогам и должен немедленно без дополнительных приказаний:

•        включить пожарные насосы и подать воду в пожарную магистраль и к пожарным кранам;

•        изготовить к действию средства пожаротушения;

•        закрыть противопожарные и водонепроницаемые двери;

•        отключить от аварийного помещения все виды вентиляции;

•        задраить все иллюминаторы, двери, люки, горловины;

•        приступить к ликвидации пожара на участке своего поста и одновременно производить разведку в смежных помещениях.

При разведке пожара устанавливают:

•        место и размер очага пожара (то есть, центр пожара , зона наиболее интенсивного горения);

•        границы распространения огня и зоны задымления;

•        наличие, наименование и количество горючих материалов в очаге пожара, в непосредственной близости от него и в смежных помещениях;

•        возможные пути распространения пожара и способы его тушения;

•        условия, затрудняющие и способствующие тушению пожара;

•        наличие завалов, необходимость и возможность их расчистки.

Место, характер и размеры пожара можно определить непосредственным осмотром очага пожара, а если это невозможно, - ориентировочно по нагреву переборок, палуб и других судовых конструкций.

Группы для разведки пожара должны состоять не менее, чем из 3-х человек, один, из которых должен находиться на посту безопасности у входа в помещение, где работает группа, для связи с ней при помощи сигналов по спасательному линю. Разведчиков в задымленное помещение можно посылать только в снаряжении пожарного. Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.

Термостойкие костюмы применяются для кратковременной защиты членов экипажа, работающих в зоне высоких температур при тушении пожара и ликвидации аварий. Костюм не приспособлен для защиты от прямого воздействия пламени.

Пожарный инструмент предназначен для вскрытия изоляции и обшивки помещений, разборки деревянных конструкций, очистки мест пожара и растаскивания предметов, мешающих тушению пожара.

Тушение пожара рекомендуется осуществлять, в следующем порядке:

•        прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара;

•        изолировать очаг пожара от доступа воздуха;

•        охладить горючие вещества до температуры, которая ниже температуры воспламенения их газов;

При тушении пожара необходимо учитывать:

•        возникновение угрозы отравления людей; особенно при тушении горящих химикатов;

•        возможность проникновения ядовитых и отравляющих газов в соседние помещения;

•        отсутствие примеси пара в дыму при тушении пожара водой (вода не достигает очага пожара).

Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет собой особую сложность, так как доступ к очагу пожара часто бывает, ограничен или невозможен. При определении способа тушения таких пожаров и выборе и огнегасительных средств необходимо учитывать физико-химические свойства груза, расположение его в трюме и в смежных с ним помещениях, а также возможность герметизации люковых закрытий и надежность закрытия трюмной вентиляции.

При возникновении пожара в загруженном трюме необходимо:

1.      прекратить грузовые операции ;

2.      произвести полную герметизацию трюма;

3.      включить стационарную систему пожаротушения (паротушение, жидкостное или газотушение) данного отсека;

4.      вести наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков;

5.      производить охлаждение забортной водой палуб, переборок и других конструкций, расположенных в районе пожара и в районе трюмов, загруженных опасными грузами;

6.      производить при необходимости разгрузку смежных трюмов, не охваченных пожаром.

В особо тяжелых случаях, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнегасительных средств следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:

1.      влияние принимаемой воды в трюм /отсек/ на остойчивость и запас плавучести судна;

2.      возможность всплытия горящего груза под палубу;

3.      увеличение объема /разбухание/ некоторых грузов;

Центральное место в плане тушения пожара занимает выбор методов и средств тушения.

Для прекращения реакции горения могут использоваться различные методы.

1. Охлаждение зоны горения до температуры, при которой реакция горения прекращается. В этих целях, как правило, используется компактная или распыленная вода, подаваемая на очаг пожара и прилегающие поверхности (В нашем случае не применяется)

2. Изоляция реагирующего вещества от зоны горения, обеспечиваемая герметизацией помещения, в котором происходит пожар. При герметизации помещения кислород в его воздушной среде выгорает и горение прекращается. Воздушно-механическая пена или порошковый состав, покрывающие горящую поверхность, препятствуют поступлению в зону горения продуктов термического разложения и паров горящего вещества.

3. Горение останавливается разбавлением реагирующих веществ до соответствующей концентрации веществом, не поддерживающим горение – углекислым газом, инертными газами.

4. Легкоиспаряющиеся жидкости или порошки вступают в химическое взаимодействие с реагирующими веществами и снижают скорость реакции горения до полного ее прекращения.

Указанные методы в зависимости от конкретных условий используются в качестве поверхностных или объемных способов тушения.

Поверхностный способ заключается в изоляции поверхности горящего вещества от доступа воздуха с помощью огнегасительных средств – воздушно-механической пены, порошковых составов, охлаждения горящей поверхности, химического торможения реакции горения.

Объемный способ тушения пожара заключается в герметизации помещения от доступа воздуха и введении в него веществ, не поддерживающих или прекращающих горение: углекислого газа, инертных газов, водяного пара.

Выбор методов и средств тушения пожара на судне определяется как свойствами горящего материала, так и спецификой конструкции той части судна, в которой происходит пожар.

Причины возникновения пожаров в грузовых трюмах – нарушение противопожарного режима при производстве погрузочно-разгрузочных работ, неисправности электроарматуры, нарушение правил производства огневых работ, самовозгорание груза. В загруженном трюме, как правило, возгорание груза обнаруживается не сразу. Доступ к очагу пожара, находящемуся в глубинных слоях, бывает, ограничен или вообще невозможен.

Если к очагу пожара имеется доступ, для тушения пожара используется водопожарная система или система пенотушения (с учетом физико-химических свойств груза). Если же доступ к очагу пожара затруднен, используется предусмотренная для данного трюма стационарная система объемного пожаротушения. Перед запуском системы производится полная герметизация трюма (кроме отверстий для выхода воздуха, закрываемых через 2 – 3 мин после запуска системы).

Необходимо вести наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков, охлаждать забортной водой переборки, палубы и другие конструкции, расположенные вблизи места пожара. Если повышение температуры вызывает опасность возгорания груза, находящегося вблизи переборки в смежном трюме, приходится прибегать к разгрузке этого трюма.

Вода с абсолютным большинством горючих веществ не вступает в химическую реакцию. Исключение составляют щелочные и щелочноземельные металлы, при взаимодействии которых с водой выделяется водород. Их тушить водой нельзя.

Для охлаждения отдельных видов горючих материалов применяется твердый диоксид углерода. Это мелкая кристаллическая масса с плотностью r = 1.53 кг/м3, которая при нагревании переходит в газ, минуя жидкое состояние. Это позволяет тушить ею материалы, портящиеся от воздействия влаги. Кипит твердая углекислота (диоксид углерода) при температуре –78,5 °С, и теплота ее испарения равна 573,6 Дж/кг. Эта цифра значительно меньше, чем у воды, однако скорость охлаждения горящих веществ достаточно высока. Это объясняется большой разностью температур у углекислоты и на поверхности горящего материала.

Твердый диоксид углерода прекращает горение всех горючих веществ, за исключением металлического натрия и калия, магния и его сплавов. Он неэлектропроводен и не смачивает горючие вещества. Поэтому применяется для тушения электроустановок под напряжением, двигателей, а также при пожарах в архивах, музеях, библиотеках, на выставках и т. д. При тушении он подается на поверхность горящих веществ равномерным слоем.

Несмотря на то что плотность твердой углекислоты больше, чем воды, вследствие непрерывного перехода в газ и создания своеобразной газовой подушки, она не тонет в горящей жидкости и находится на ее поверхности. Верхний слой горящего вещества при этом охлаждается, и количество горючих паров и газов в зоне горения уменьшается. Возгонка (кипение) твердой углекислоты в газ и испарение горючего вещества происходят на одной поверхности. Поэтому в зону горения поступает смесь горючих паров с диоксидом углерода, что приводит к снижению скорости реакции и температуры горения ниже температуры потухания, а значит и к ликвидации пожара.

Из вышесказанного следует вывод, что механизм прекращения горения твердым диоксидом углерода заключается в охлаждении горящих материалов и разбавлении их паровой фазы или продуктов разложения диоксидом углерода одновременно. Однако в прекращении горения большее влияние оказывает процесс охлаждения. Действительно горение не прекращается сразу после подачи слоя твердой углекислоты на поверхность горящего материала, т. е. когда объем образующегося диоксида углерода максимальный. Горение прекращается именно после снижения температуры горящего материала, снижения скорости испарения и термиче¬кого разложения.

Снизить температуру горящего слоя горючих веществ и тем самым прекратить горение можно перемешиванием самих горящих веществ.

Путем перемешивания можно прекратить горение и горючих жидкостей. Очевидно, что в процессе горения жидкости прогреваются в глубину. Первоначально толщина прогретого слоя не превышает нескольких сантиметров, и нижние слои горючей жидкости в резервуаре имеют первоначальную температуру, т.е. температуру хранения. Если перемешать жидкость, то можно охладить верхний ее слой и тем самым снизить скорость горения. При определенных условиях степень охлаждения может оказаться такой, что температура верхнего слоя жидкости снизится ниже температуры воспламенения, и горение прекратится. Опытами и практикой доказано, что такое явление может наступить в случае, когда температура вспышки горючей жидкости не менее чем на 5°С выше температуры хранения ее в данных условиях. Например, при температуре воздуха 30°К можно прекратить горение перемешиванием жидкости в резервуаре с температурой вспышки 35°С и более. Но при этом должно быть выполнено дополнительное условие – интенсивное охлаждение стенок горящего резервуара.

Тепловое самовозгорание выражается в аккумуляции материалом тепла, в процессе которого происходит самонагревание материала. Температура самонагревания вещества или материала является показателем его пожароопасности.

Продолжительное тление до начала пламенного горения является отличительной характеристикой процессов теплового самовозгорания. Данные процессы обнаруживаются по длительному и устойчивому запаху тлеющего материала.

Химическое самовозгорание сразу проявляется в пламенном горении. Для органических веществ данный вид самовозгорания происходит при контакте с кислотами (азотной, серной), растительными и техническими маслами. Масла и жиры, в свою очередь, способны к самовозгоранию в среде кислорода.

Неорганические вещества способны самовозгораться при контакте с водой (например, гидросульфит натрия).

Спирты самовозгораются при контакте с перманганатом калия. Аммиачная селитра самовозгорается при контакте с суперфосфатом и пр.

Микробиологическое самовозгорание связано с выделением тепловой энергии микроорганизмами в процессе жизнедеятельности в питательной для них среде (сено, торф, древесные опилки и т.п.).

На практике чаще всего проявляются комбинированные процессы самовозгорания: тепловые и химические.


Литература

1.      Безопасность плавания: учебное пособие, ГМА им. адм. СО. Макарова, 2001.

2.      Борьба с пожарами на судах, т.- 2, средства борьбы с пожарами на судах, под ред. М.Г. Ставицкого. Л., «Судостроение», 1976.- 320 с.

3.      Конвенция СОЛАС - 74.

4.      Международная конвенция ПДНМВ - 78/95.

5.      Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ - 98) Одесса ЮжНИИМФ, 1990.

6.      Сера комовая (ГОСТ 127.1- 93)

7.      Карпенко А.Г., Дмитриев В.И. «Рекомендации экипажам судов по действиям в экстремальных условиях» М., 2004


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.