Реферат: Психология труда: основные составляющие научной дисциплины
Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологии в середине XX в. и не решаемые средствами технических и медицинских наук. Научно-техническая революция в промышленности и на транспорте настоятельно потребовала нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены труда, художественного конструирования.
Первой серьезной проблемой стала недостаточная эффективность СЧТС. Оказалось, что человек-оператор по ряду причин не в состоянии использовать весь потенциал СЧТС. Среди таких причин были установлены: несогласованность параметров оборудования и возможностей человека, динамики работоспособности человека в условиях дефицита времени и информации, интенсивного воздействия факторов среды (шум, вибрация, излучение, микроклимат); недооценка мотивации человека в овладении новой техникой, уровня его интеллектуального и духовного развития. Так, в СССР в 1970-1980-х гг. внедрение новой техники и технологии сопровождалось повышением производительности труда не более чем на 25-30%, а нередко — Ааже ее понижением. Например, на фосфористых карьерах в Казахстане при преимущественном использовании 27-тонных самосвалов производительность труда составляла 4327 м3/год. Повышение грузоподъемности самосвалов до 40 т привело к снижению производительности труда на одного человека до 2605 м3/год. В сельском хозяйстве выработка у трактора ДТ-54 составляла 9271 га пахоты, а у более мощного ДТ-75 — 8076 га.
Рост травматизма людей, взаимодействующих с техническими системами на производстве, транспорте, в быту, не мог не привлечь внимание ученых. Если в Англии в 1946 г. смертность в результате несчастных случаев в два раза уступала смертности от инфекционных заболеваний, то в 1961 г. она в три раза превысила смертность от инфекционных заболеваний. В США в 1960-1970-х гг. на производстве ежегодно погибали около 14 тыс. человек и получали увечье около 2,3 млн, на транспорте — соответственно — 45 тыс. и 2 млн человек. В целом в связи с использованием машин, оборудования, технических устройств в мире травмировались более 10 млн человек, погибали около 500 тыс.
Высокая текучесть кадров — третья серьезная проблема. В СССР в 1960-1970-х гг. текучесть кадров в промышленности и строительстве колебалась от 4 до 70%, в среднем составляя около 30%. Помимо этого серьезным препятствием на пути повышения производительности труда вопреки ожиданиям инженеров-разработчиков явились «психологические барьеры» и пассивность рабочих на участках, где внедрялись станки с программным управлением, гибкие производственные системы и другие современные технологии. Внедрение новой техники не вело автоматически к изменению культуры труда работников, к стремлению повышать свою квалификацию; около половины изготовленных роботов не нашли своего применения.
Рост числа нервно-психических заболеваний был назван «индустриальным стрессом». По данным Всемирной организации здравоохранения, в этот период в 65 промышленно развитых странах мира на учете в психоневрологических учреждениях состояли от 72 до 80 млн психических больных, а прямые денежные затраты, связанные с их лечением, исчислялись суммой в 30 млрд долл. По мнению экспертов, значительная часть этих заболеваний была обусловлена темпами роста и особенностями организации современного производства
Основной целью эргономики является безопасность труда. В 1970-1980-х гг. в СССР субъективные причины травматизма в промышленности (ошибки человека) доминировали над объективными (неисправность техники), в среднем составляя: 22% тяжелых несчастных случаев — нарушение технологии самими работниками, 19% — грубое нарушение правил техники безопасности пострадавшими, 16% — плохая организация рабочего места, 7% — неисправность оборудования, 4% — плохая обученность персонала.
Второй целью эргономики является повышение эффективности СЧТС. Согласно специальным исследованиям, проведенным в середине 1980-х гг., уже через 15 мин работы за экраном компьютера у человека наблюдалось утомление глаз и расстройство цветового зрения. Существенное и стабильное повышение эффективности труда операторов обеспечивалось уже изменением соотношения яркости экрана и окружающего пространства с 3 : 1 до 5 : 1, увеличением размеров знаков на экране до 3,1-4,2 мм, снижением силы удара по клавише до 25-150 г, уменьшением длины пробега клавиши до 1-4 мм и т. д.
Третья цель эргономики состоит в обеспечении условий для развития личности трудящегося в процессе труда. Она предполагает: оптимальную интенсивность, напряженность труда всех профилей, повышение его интеллектуальной насыщенности, повышение качества общей и профессиональной подготовки работников и др.
В совокупности обозначенные цели определяют семь теоретических задач эргономики:
1. Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом особенностей технических систем и среды.
2. Исследование закономерностей взаимодействия человека с техническими системами и окружающей средой.
3.4. Эргономика 69
3. Формулирование принципов создания СЧТС и алгоритмов деятельности человека.
4. Выдвижение и проверка гипотез о перспективах развития труда в СЧТС.
5. Создание методов исследования, проектирования и эксплуатации СЧТС.
6. Разработка специфических категорий эргономики, отражающих особенности ее предмета, содержания, методов.
7. Поиск и описание фактов, демонстрирующих связь качества труда человека с эргономическими параметрами технических систем и внешней среды.
Предмет эргономики определяется как трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими системами в условиях влияния на него факторов внешней среды
В эргономике используются методы, сложившиеся в психологии, физиологии, гигиене, анатомии, социологии.
Характерная для психологии труда интегральность («комплекс научных дисциплин о труде») научных подходов к предмету своего исследования транслируется и на ее дочерние ветви.
Эргономика органически связана с художественным конструированием (дизайном), целью которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека. Она достигается путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства. К качествам предметов в контексте эргодизайна относятся не только формальные и художественные свойства их внешнего вида, но главным образом структурные связи, придающие изделиям, помещениям, технологическим линиям функциональное и композиционное завершение. Именно функциональный аспект позволяет рассматривать эргономику как естественно-научную основу дизайна. В практическом плане учет человеческого фактора — неотъемлемая часть процесса художественного конструирования
В масштабе эргодизайна как научной дисциплины различаются и развиваются такие направления, как проектная деятельность, художественное конструирование, художественное моделирование, имеющие свои специфические задачи и свой предмет.
Дизайн как проектная деятельность. Наличие канона (вещных форм культуры, в которых исторически кристаллизовались целесообразные для данных условий способы практической деятельности,потребления, социальные отношения, выработанные поколениями) практически избавляло ремесленника от необходимости исследовать потребности людей, ибо образцы и круг потребления были заведомо известны. Те вещи, в которых система канона находила наиболее адекватное воплощение, признавались образцовыми и служили эталонами совершенной формы, мастерства, объектом подражания и копирования, ориентирами в создании еще более совершенных образцов.
С расширением ассортимента товаров и изменением технологии их изготовления, классовой структуры общества и потребностей людей канонический тип деятельности обнаруживает свои ограничения. В новых социально-экономических условиях формируется и обособляется проектная деятельность, вынужденная опираться на авторитет доказательного знания (а не традиций и веры). Возникает необходимость в проектных исследованиях, в становлении социального института стандартизации. Теперь уже вовлеченный в промышленность культурный образец начинает играть роль лишь прототипа. Соответственно определяются и изменяются задачи проектной деятельности:
♦ сохранив существенные функциональные и морфологические свойства прототипа, изменить схему его технологического изготовления;
♦ не приспосабливать новую технологию к воспроизводству формы ремесленных образцов, а перепроектировать саму форму с учетом новой технологии, не меняя функционального назначения вещи.
В конце XIX в. закладывается функциональный принцип проектной деятельности: проектировать не вещи, а функциональные процессы и эффекты. Например, проектировать не светильник, а освещение; не кресло, а комфорт; не бензоколонку, а оптимальное обслуживание клиента [94, 138].
Художественное конструирование. Как показала практика, внедрение новых промышленных продуктов в сложившуюся культурную среду нередко приводило к конфликту, вызывая отрицательную реакцию общества (старые культурные образцы разрушены, а новые еще не сложились). Таким образом объективно возникла задача формирования новой художественной идеологии и ее соединения с проектной деятельностью. Появляется специфический тип проектной деятельности художественное конструирование.
Главная цель дизайна — включать продукты техники в мир человеческой культуры путем создания культурных образцов промышленных изделий, способствующих формированию гармоничной предметной среды дтя человека; одна из задач — создание изделий, которые находят сбыт и применение в настоящее время.
Художественное моделирование. Содержательно задачи дизайна сводятся не к приданию вещи какого-либо образа, но — опираясь на образный подход — к воссозданию в проекте «гармоничного целого», «живой формы жизнедеятельности» человека. Современный дизайн ориентирован на создание образа вещи, который был бы органичен данной культуре и воплощал ее наиболее органичные тенденции, что предполагает своеобразный «диалог с потребителем».
Развивая данную тенденцию, современный дизайн не ограничивается адаптацией промышленных товаров к определенной культурной среде и запросам людей, а идет дальше — к «диалогу человека с миром», к формированию самого бытия человека. Так, моделирование строгого «мужского» костюма для женщин может натолкнуть на мысль, что, например, часы для женщин утрачивают былую ценность ювелирного украшения и требуют иных форм, иных образных воплощений.
Другой пример. Моделирование приборов может идти по одному из двух основных типов:
♦ дискретно-цифровая индикация;
♦ непрерывно-образная (предметно-пространственная).
Образ часов со стрелками наглядно воплощает идею цикличности времени; фиксация ежесекундных разрядов настойчиво напоминает о невозвратно убегающих мгновениях жизни (которые в аспекте деловой жизни должны находить эквивалентное воплощение: «Время — деньги»).
Художественное конструирование выделяет доминирующие функции вещи. Если инструментальная функция вещи в художественном моделировании отражает направление воздействия человека на среду (инструментальную функцию имеют не только инструменты, орудия, машины, но и одежда — и не только профессиональная, например смокинг, фрак), то адаптивная функция — качество этой среды с точки зрения человека (например, спортивный стиль одежды как «среда, пригнанная к человеку»).
Результативная функция связана с определением системы целевых установок, характеризующих ситуацию функционирования объектов, машин и предметов; условия совместимости установок; условия достижения целей; моделирование ситуаций социального функционирования объектов. Пример: разные типы автомобилей деловые, семейные, спортивные.
Интегративная функция выражается в оптимальном объединении разных целей и контекстов деятельности. Пример — облегченный современный дачный инвентарь.
Субъективным критерием хорошего эргодизайна является ощущение человеком функционального комфорта в условиях как профессиональной деятельности, так и досуга.
Ярким примером может служить результат творческого сотрудничества архитектора и заказчика: «...на сугубо утилитарное, рабочее помещение мастерская Виктора Мережко совсем не похожа, она очень уютна и обустроена весьма оригинально: 75 м2 студии — это одна комната, разделенная на четыре помещения, по числу углов: кухня, спальня, библиотека и кабинет.
Площадь не только условно поделена на отдельные помещения, тут нашлось место для "тематических углов". Например, есть спортивный зал — здесь стоят тренажеры, есть стена с фотографиями и статуэтками, где я разместил целую коллекцию холодного оружия. Имеется даже маленький зоопарк с клеткой для Ксюши, моего попугая. В итоге все вещи поместились наилучшим образом. Остановка получилась одновременно и оригинальной, и вполне уютной. Я называю стиль моей студии богемным, но интеллигентным.
Прежде всего, должно быть ощущение, что это — твое, что тебе именно здесь комфортно. Очень важна атмосфера... Ко мне любят приходить гости, все говорят, что здесь удивительная энергетика. К тому же этот район мой всегда мечтал поселиться возле Тимирязевского парка».
5. Организационная психология
Дальнейшее развитие психологии труда и последовательное внедрение достижений науки в практику не могло не привести к осознанию и признанию весьма неоднозначной роли социальной среды, окружающей человека-деятеля.
С 1930-х гг., с начала становления «школы человеческих отношений», все чаще и все более убедительно ученые говорят о совокупности социальных и социально-психологических детерминант труда человека, среди которых выделяют межличностные отношения, психологический климат, стиль руководства, организационную структуру и многое другое.
Начало 1960-х гг. знаменуется становлением новой самостоятельной ветви психологии труда — организационной психологии, или психологии организационного развития.
Организационная психология является прикладной отраслью психологии, изучающей основные аспекты деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации. Предметом исследования организационной психологии являются разнообразные психические феномены и поведение людей в организациях, а также факторы, их детерминирующие. Проблема эффективности работы предприятия в организационной психологии рассматривается на разных уровнях: предприятия в целом, рабочей группы и отдельного индивида
Социальная организация в широком смысле представляет собой сознательно координируемое социальное образование, имеющее определенные границы и функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общих целей членов сообщества. Необходимость научного подхода к системному изучению и решению проблем организаций определяется тем, что основными моментами их функционирования и развития являются неоднозначные процессы взаимодействия людей, имеющих различные цели, интересы, потребности, взгляды.
В организационно-психологических исследованиях рассматривается ряд взаимосвязанных положений:
1) поведение отдельных работников зависит не только от их индивидуальных особенностей, но и от внешней среды, особенностей самой организации и функционирующих в ней групп;
2) эффективность организации определяется деятельностью ее персонала;
3) научный подход способствует более успешному решению проблем организации, возникающих вследствие ее развития и развития общества;
4) сущность организации и субъекта деятельности исторически изменчивы, как и представления о них ученых и практиков.
Понятие организация (от лат. organize — сообщаю стройный вид, устраиваю) имеет несколько основных значений:
1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловливающих его строение;
2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур
В контексте организационной психологии эти значения можно рассматривать как предмет науки (объединения людей), ее метод (совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого), цели и результаты (внутренняя упорядоченность, согласованность).