скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Присвоение и конструирование гендерных установок женщинами с гомосексуальной идентичностью

Несоответствие гендерной идентичности биологическому полу может приводить к серьезному расстройству транссексуальности. Формирование гендерной идентичности – сложный процесс, которые рассматривается по-разному в различных теориях.

3. Гомосексуальная идентичность у женщин

Сексуальная идентичность — один из пяти компонентов человеческой сексуальности, определяемый как самоидентификация индивида с людьми, имеющими ту или иную сексуальную ориентацию, самоощущение в качестве индивида с данной сексуальной ориентацией.

К другим сексуальным компонентам принадлежат биологический пол (во всей его совокупности генетический, гонадный, гормональный, наружный и внутренний генитальный пол), гендерная идентичность, о который мы говорили ранее, социальная ориентация и гендерная социальная роль.

Сексуальная идентичность человека не формируется в результате действия какого-либо одного фактора, хотя некоторые ученые и неспециалисты могут вести поиск отдельных «причин» сексуальной идентичности.

Такие ученые как Джон Мани ( en. John Money), Мильтон Даймонд ( _en. Milton Diamond) и Энн Фаусто-Стерлинг ( en. Anne Fausto-Sterling) пытались обнаружить и описать биологические процессы, влияющие на формирование сексуальной идентичности. Предполагается, что существует большая совокупность определяющих факторов, однако единой точки зрения по этому вопросу пока не выработано. [10]

Вероятно, некоторые факторы, влияющие на формирование сексуальной идентичности, еще не открыты. Конкретная значимость различных известных или предполагаемых на данный момент факторов также пока достоверно не установлена. Принимая во внимание эти оговорки, можно выделить несколько групп факторов, более точное значение которых еще предстоит выяснить в будущем: генетические факторы, предродовые и послеродовые факторы и другие.

Современной сексологии известны три возможных типа сексуальной идентичности:

- гетеросексуальная идентичность — самоидентификация в качестве

гетеросексуала, или (если человек не знаком с термином «гетеросексуал») в качестве «человека с нормальной, традиционной, обычной» ориентацией, или в качестве «натурала»;

- бисексуальная идентичность — самоидентификация в качестве бисексуала;

- гомосексуальная идентичность — самоидентификация в качестве носителя гомосексуальной ориентации.

Сексуальная идентичность не равнозначна истинной сексуальной ориентации индивида и не обязательно с ней совпадает. Так, индивиду со строго гомосексуальной в действительности ориентацией может быть психологически удобнее и комфортнее самоопределяться в качестве бисексуала, чтобы меньше комплексовать по поводу собственной гомосексуальности, не закрывать себе путь к созданию гетеросексуальной семьи и рождению детей, или вообще в качестве «гетеросексуала, который просто играется».

И напротив, индивиду с бисексуальной в действительности ориентацией, прошедшему длительный и тяжёлый путь осознания себя как имеющего гомосексуальные влечения и желания и трудный каминг-аут перед окружающими, может быть психологически комфортнее внутренне определять себя как исключительного гомосексуала (по типу реакции «назад пути нет»), или, например, из страха быть отторгнутым гомосексуальной субкультурой, которая нередко бывает враждебна к бисексуалам. Индивиду с бисексуальной ориентацией, подавляющему в себе гомосексуальные мотивы и желания, может быть психологически удобнее и комфортнее самоопределяться в качестве гетеросексуала.

Женщин с гомосексуальной идентичностью принято именовать в обществе лесбиянками от названия греческого острова Лесбос, на котором жила легендарная поэтесса Сафо, которой приписывают склонность к однополой любви. Также и сами они называют себя, если они сами идентифицирует себя гомосексуально, и имеют гомосексуальную ориентацию.

Трактовка гетеросексуальности и гомосексуальности в разные периоды, в разных психологических школах велась различно. По Ломброзо гомосексуальность - это форма психического гермафродизма, возвращение к одной из пройденных ступеней биологической эволюции. Фрейд предлагает мужчин и женщин, для которых сексуальным объектом являются лица своего пола называть инвертированными, а самый факт – инверсией. В «Справочнике по сексопатологии» под редакцией Васильченко (1990)[11] гомосексуализм определяется как «патологическое влечение», возникающее в результате нейроэндокринных нарушений, а также внушения «родителями и воспитателями неприязненного отношения к противоположному полу».

Современные исследователи сходятся во мнении, что гомосексуальность - это сильное и предпочтительное постоянное эротическое влечение к людям своего пола. Это влечение следует рассматривать как аналогичное постоянному предпочтительному эротическому влечению к людям противоположного пола, которым характеризуется состояние гетеросексуальности. Лесбиянка - это женщина, которая связывает свои эмоциональные устремления и представления о любви и счастье только с женщинами, независимо от наличия сексуальных контактов с ними. При таком определении, становится ясно, что человек вполне может иметь сильные гомосексуальные склонности и тем не менее никогда не совершать гомосексуальных действий, испытывая чувство вины и тревогу, по тем же причинам, по которым многие одинокие гетеросексуалы никогда не находят и не создают для себя возможностей для гетеросексуального контакта.

В нашей работе мы рассматриваем присвоение и конструирование гендерных установок женщинами с гомосексуальной идентичностью, понимая под этим женщин, отдающих себе отчет в своей гомосексуальной идентичности, практикующих исключительно однополые сексуальные связи и живущих в лесбийской субкультуре. При этом мы не берем во внимание женщин периодически или случайно имевших интимную связь с представительницами своего пола, или латентных (скрытых) лесбиянок.

 

4. Присвоение гендерных установок, популярных в обществе, женщинами с гомосексуальной идентичностью

Итак, мы рассмотрели понятие гендерных установок, а также гомосексуальной идентичности у женщин. И нам предстоит охарактеризовать те гендерные стереотипы и роли, что отводятся лесбиянкам социумом и перенимаются ими.

В российском социуме традиционно гомосексуализм осуждался и порицался: сначала патриархальными православными установками, затем коммунистической идеологией, особенно это касалось мужского гомосексуализма, но не обошло стороной и лесбиянство. Это и обуславливало формирование негативного отношения к женщинам с гомосексуальной идентичностью и соответствующим гендерным стереотипам. Затем, с распадом, Советского Союза в Россию хлынула волна «сексуальной революции». С темы секса было снято табу в литературе, кино, шоу-бизнесе, наука также начала активнее интересоваться вопросами сексуальной сферы жизни. Сексуальность стала категорией актуальной и даже модной, а гомосексуализм постепенно начал восприниматься, как явление если и не нормальное, то модное и приемлемое, и такое к которому следует относиться терпимо. Поэтому можно говорить о том, что среди разных поколений россиян доминирует разное отношение к лесбиянкам и разные гендерные стереотипы.

Старшее поколение относится к женщинам с гомосексуальной идентичности негативно, порой враждебно. В их представлении о лесбиянках сильные стереотипы властности, граничащей с жестокостью, независимости, силы Я, активности и радикализма. А гендерная роль отводимая лесбиянке – роль преступницы, представительницы криминального мира, имеющей опыт отбывания наказания в местах лишения свободы, хулиганки и т.д.

В то же время люди среднего возраста, молодые и юноши воспринимают гомосексуальных женщин положительно или нейтрально.

Приведем данные исследования социальных представлений о

лесбиянках в группах студентов технического и педагогического вузов, проведенного Марией Сабунаевой в 2005 году.[12] Для определения возможностей и направлений работы с мифами нами было проведено небольшое пилотажное исследование в нескольких группах студентов технического вуза. Цель исследования – выявление образа лесбиянки в глазах гетеросексуалов. Имея в своем распоряжении конкретный образ, можно выстроить систему работы по реконструированию данного образа в сознании студентов.

В исследовании приняли участие 45 студентов, 37 юношей, 8 девушек. При проведении психодиагностики был использован ассоциативный метод: студентам была дана инструкция написать список ассоциаций на слово-стимул «лесбиянка». Мотивация студентов к принятию участия в исследовании была достаточно высокой: во-первых, интерес вызывала тема исследования, во-вторых, во всех группах наличествовал устойчивый контакт с преподавателем.

Результаты ассоциативной пробы обрабатывались с помощью контент-анализа; были выделены смысловые категории и подсчитана частота их встречаемости в выборке в процентах.

В первую очередь было подсчитано количество ассоциаций, обладающих положительной, нейтральной и негативной эмоциональной окраской. К ассоциациям, имеющим положительную окраску, относились, например: «стильно», «эстетично», «сексуально», «модно» и др. – можно видеть, что содержание данных ассоциаций может быть разным, однако общая их окраска позитивна. К нейтральным ассоциациям относятся, например, «остров Лесбос», «Тату», «клуб» и другие, описывающие внешние черты образа лесбиянки без ярко выраженной негативной или позитивной окраски. К отрицательным ассоциациям относятся те, которые выражают негативное отношение студентов к лесбиянкам: «изврат», «моральная болезнь», «старые девы» и др.

В группе юношей мы видим следующее распределение (по убыванию):

- нейтральные ассоциации – 45,5%;

- положительные ассоциации – 31,5%;

- отрицательные ассоциации – 23%.

В группе девушек распределение иное:

- отрицательные ассоциации – 58,5%;

- нейтральные ассоциации – 38%;

- положительные ассоциации – 3,5%.

Можно видеть, что юноши в техническом вузе демонстрируют более лояльное отношения к лесбиянкам, нежели девушки, хотя это отношение во многом завязано на нездоровом интересе.

Однако в целом данная картина, взгляд исследователей, достаточно неплоха: она показывает, что в сознании студентов есть положительные ассоциации с образом лесбиянки, на которые можно опираться при проработке мифов. Большое количество нейтральных ассоциаций также показывает, что существует определенная незанятая ниша в сознании, что у части студентов не выработано четкого отношения к лесбиянкам; следовательно, это отношение можно строить, не опасаясь значительного сопротивления. Известно, что значительно труднее ломать сложившиеся отрицательные стереотипы!

Анализ содержательной стороны ассоциаций позволил выделить несколько основных категорий (групп ассоциаций). Рассмотрим их по степени убывания частоты встречаемости (в процентах от общего количества ассоциаций):

1. Сексуальные описания («оральный секс», «анальные и вагинальные шарики», «поза 69», «поцелуи взасос» и др.) – 36,2%. Можно видеть, что лесбиянка для большинства студентов – это определенный тип сексуального поведения, сексуальных техник. Жизнь лесбиянки через данную призму предстает как оторванный от реальности секс – и только.

2. Положительный интерес («красиво», «прикольно», «круто», «интересно») – 19,7%. В данном случае лесбиянка фигурирует как объект пристального внимания, привлекающий интерес фактом своей необычности, инакости. Плюсом такого интереса является его положительная направленность; минусом – отношение к лесбиянке как к объекту, экспонату.

3. Лесбийская ориентация как отклонение («болезнь», «отклонение поведения», «извращение») 11,0%. Здесь лесбиянка предстает как нечто больное, неправильное, нуждающееся в «лечении», изменении. Данная категория ассоциаций представляется нам самой трудной для проработки, так как является выражением глубоко укоренившегося стереотипа.

4. Сексуальное возбуждение («возбуждает», «заводит», «я бы присоединился» и др.) – 8,7%. Данная категорий ассоциаций описывает отношение студента к лесбиянке как к объекту сексуального желания. Отказ учитывать при этом реальные потребности самой лесбиянки («А вы спросили, хотят ли они вашего присоединения?») приводит к тому, что лесбиянка окончательно перестает восприниматься как личность со своей волей, желаниями и потребностями, а становится лишь объектом, предназначенным удовлетворять мужское вожделение (данная категория встречается только в ответах юношей).

5. Разочарование в мужчинах («ненависть к мужчинам», «неприятие мужского пола», «проблемы в сексе», «нехватка мужской любви», «старые девы») - 7,9%. Данная категория ассоциация описывает попытки студентов объяснить себе причины «нестандартного поведения» лесбиянок. Лежащим на поверхности объяснением является следующее рассуждение: не повезло девушке с мужчиной, вот и приходится теперь использовать женщин. Фактически, лесбийская ориентация рассматривается как заместительная по отношению к традиционной сексуальной ориентации, при этом не осуществляется анализ внутренней сути вопроса.

6. Влияние СМИ («Тату», «телевизор», «мода») – 5,5%. Здесь лесбиянка предстает как продукт СМИ, ими же сформированный. Лесбийская ориентация выступает как игра, шоу, нечто ненастоящее, напоказ, ради моды.

Важно при этом все же отметить, что в выборке существуют ассоциации, описывающие лесбиянку как «интересного человека», личность; в единичных случаях упоминаются понятия «понимание», «взаимная поддержка», «борьба за права».

Очевидно, что существует большое поле для формирования адекватного образа лесбиянки в общественном сознании. Данная работа должна, по мнению психологов, вестись в направлении изживания стереотипных представлений о лесбиянке как сексуальном объекте, как извращении, как женщине, комплексующей в отношениях с мужчинами. На смену этим стереотипам должно прийти представление о лесбиянке как о личности, обладающей индивидуальными потребностями и правом их реализовывать, обладающей свободой воли; как о личности, имеющей полное право обладать определенными чертами характера.

Таким образом, в представлении молодых людей образ лесбиянки, более положителен, но все, же не лишен негативного оттенка. В молодежной среде также часто бытуют гендерные стереотипы о властности, жесткости, независимости, силе, активности и радикализме женщин с гомосексуальной идентичностью.

Но кроме этого прибавляются стереотипы творческой натуры лесбиянок, неординарности, индивидуальности, неудовлетворенности. На этом фоне возникают гендерные роли женщины-лидера, руководителя, женщины, занятой в сфере искусства, спорта или традиционно мужских областей деятельности.

Но во всех случаях общественное мнение считает невозможным принятие гомосексуальной женщиной роли матери, а подчас и роли семейного человека, полноправного члена семьи вообще. В этом плане лесбиянка также приобретает роль постоянного изгоя, холостяка, противника и врага традиционных, семейных ценностей, разрушительницы моральных устоев, развратительницы молодого поколения, даже если это не соответствует действительности.[13]

Сами же лесбиянки могут принимать или не принимать эти гендерные стереотипы, то есть формы поведения в обществе. Фундаментальных исследований на эту тему в России не проводилось, но зарубежный опыт и наблюдения показывают, что часть женщин с гомосексуальной идентичностью все же присваивают некоторые гендерные установки, особенно гендерные стереотипы.

Так лесбиянки культивируют стереотипы силы, независимости, логичности, властности, агрессивности и других традиционно мускулинные качеств. В связи с этим они охотно принимают гендерные роли лидера, добытчика, мужественного воина и так далее. Но в то же время нужно отметить, что женщины с гетеросексуальной идентичностью также изменяют традиционные гендерные стереотипы и роли в пользу мускулинных. А мужчины перенимают роли фемининные, воспитывают детей и ведут домашние хозяйство. Хотя это больше характерно для западного общества, нежели для российского.

В связи с этим сами гомосексуальные женщины условно выделяют некоторые группы в своей субкультуре: бучи и фэм. Бучи – женщины с нетрадиционной сексуальной ориентацией, которые во всем стараются присваивать и конструировать мускулинные гендерные стереотипы и роли. В то время, как фэмы стремятся более соответствовать феменинным гендерным установкам.[14] Однако это черта условна, часто женщины создают лишний внешний образ (ношение мужской одежды, отказ от косметики), в то время как мы говорим об постоянных поведенческих моделях. Представляется глубоко неверным идентифицировать понятия «маскулинность = мужеподобность». Физическая маскулинность может по разному. К таким признакам относится телосложение, величина костной и мышечной массы, тип оволосения, голосовой тембр, конституционные особенности (походка, жестикуляция, мимика) и многое другое. Более того, географический и национальный признаки также накладывают свои отпечатки.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.