скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Правовой статус Счётной Палаты Российской Федерации

а) нарушения ими законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

б) личного заявления об отставке;

в) признания их недееспособными вступившим в законную силу решением суда;

г) достижения ими возраста 65 лет;

д) формирования палаты Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва, при этом решение о досрочном прекращении полномочий Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты может быть принято соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва не ранее чем через шесть месяцев после начала ее работы, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Представления об освобождении от должности Председателя Счетной палаты и должности заместителя Председателя Счетной палаты вносит в соответствующие палаты Федерального Собрания Российской Федерации Президент Российской Федерации.

Статус Счётной Палаты также определяют другие нормативные акты.

В ст. 3 того же закона указаны принципы работы Счётной Палаты:

Законность выражается в соблюдении Счётной Палатой законов и предписаний органов государственной власти на Российской Федерации на то уполномоченных при осуществлении своей деятельности;

Объективности характеризуется составом проверяемых документов экономического субъекта, достаточным для получения объективной оценки их достоверности или недостоверности;

Независимости выражается в свободе своей деятельности при осуществлении функций для которых была создана. Обеспечивается различными способами, такими как дарование определённого статуса работникам Счётной Палаты, порядок формирования, при котором происходит участие нескольких ветвей власти, финансирование только исключительно из средств федерального бюджета;

Гласности характеризуется в прозрачности действий Счётной Палаты во время осуществления своих функций. Основными формами обеспечения гласности в деятельности Счетной палаты являются:

- представление в Совет Федерации и Государственную Думу ежегодного отчета о работе Счетной палаты; оперативных отчетов об исполнении федерального бюджета за квартал, полугодие и за год; отчетов о результатах проведенных мероприятий; заключений или письменных ответов на основании запросов Президента Российской Федерации, поручений Совета Федерации или Государственной Думы, запросов комитетов и комиссий Совета Федерации или Государственной Думы, запросов членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- направление информации по результатам мероприятий, проведенных Счетной палатой, в адрес Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, должностных лиц органов государственной власти;

- направление материалов по результатам мероприятий в правоохранительные органы;

- опубликование ежегодного отчета о работе Счетной палаты;

- публикация материалов (информационных сообщений, отчетов и др.) по результатам мероприятий и иных сведений о деятельности Счетной палаты в Бюллетене Счетной палаты Российской Федерации, а также в информационных изданиях Совета Федерации и Государственной Думы;

- пресс-конференции по итогам работы Счетной палаты за квартал, полугодие, год, а также в связи с завершением важнейших мероприятий. Пресс-конференции по поручению Коллегии проводят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты. Инспекторы и иные сотрудники аппарата Счетной палаты привлекаются к участию в пресс-конференциях Председателем Счетной палаты, заместителем Председателя Счетной палаты и аудиторами Счетной палаты;

- брифинги Счетной палаты по важнейшим проблемам ее деятельности проводятся в том же порядке, что и пресс-конференции;

- направление от имени Счетной палаты для опубликования в СМИ пресс-релизов, информационных сообщений, текстов статей и иных материалов; по решению Коллегии упомянутые материалы подписываются уполномоченными членами Коллегии;

- публикация материалов о деятельности Счетной палаты в информационных изданиях ИНТОСАИ, ЕВРОСАИ, АЗОСАИ, а также в печатных органах контрольных и счетных органов зарубежных стран.

Таким образом, что Счётная Палата является органом основывающимся в своей деятельности на определённые принципы и имеющий определённый законом статус высшего органа государственного финансового контроля, сотрудники Счётной Палаты имеют также специальный статус.

1.4. Структура Счётной Палаты

Вопросы о структуре Счётной Палаты решены законодателем ФЗ «О Счётной Палате Российской Федерации» и в «Регламенте Счётной Палаты». ¹

Регламент Счётной Палаты определяет :

Внутренние вопросы деятельности Счётной Палаты Российской Федерации;

Распределение обязанностей между аудиторами Счётной Палаты и содержание возглавляемых ими направлений деятельности Счётной Палаты;

Функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной Палаты;

Порядок ведения дел;

Порядок подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной или иной деятельности;

Определяет должностные обязанности Заместителя Председателя Счётной Палаты;

Устанавливает компетенцию аудиторов Счётной Палаты, в пределах которой они самостоятельно все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за её результаты.

На заместителя Председателя Счетной палаты возлагается:

организация экспертно-аналитической деятельности, в том числе подготовка заключений на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и проект федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год;

координация контрольно-ревизионной деятельности аудиторов Счетной палаты при осуществлении ими совместных контрольных мероприятий.

исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его функции;

¹ «Регламент Счетной Палаты» Постановление Коллегии Счётной Палаты №8 от 4.04.2003 г

по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную

палату в органах государственной власти и за рубежом;

представляет совместно с Председателем Счетной палаты отчет о работе Счетной палаты Совету Федерации и Государственной Думе;

представляет совместно с Председателем Счетной палаты на рассмотрение Коллегии Счетной палаты Регламент и содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты.

Председатель Счётной Палаты:

- Осуществляет руководство Счётной Палаты в соответствии с ее Регламентом;

- Представляет Совету Федерации и Государственной Думе вместе с Заместителем Председателя Счётной Палаты отчёты о работе Счётной Палаты;

- Во исполнение возложенный на него полномочий издаёт приказы и распоряжения, принимает и увольняет сотрудников Счётной Палаты;

- Имеет право присутствовать на заседания Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации.

Заместитель Председателя Счетной палаты во исполнение своих должностных обязанностей подписывает распоряжения и дает поручения в пределах компетенции, определенной Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и Регламентом.

Следующим важным лицом является аудитор Счетной Палаты. Компетенция аудитора Счетной палаты вытекает из необходимости всесторонней организации работы возглавляемого аудитором направления деятельности Счетной палаты, которое охватывает комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения, а также доходов и расходов государственных внебюджетных фондов.

Аудитор Счётной Палаты осуществляет разработку общей концепции работы с соответствующего направления деятельности включая:

А) определение конкретной специализации направления деятельности путем распределения обязанностей и разграничения объектов контроля с другими направлениями деятельности;

Б) определение объема, содержания и форм контрольной, экспертно-аналитической и методической работы;

В) определение конкретных функций и порядка взаимодействия структурных подразделений аппарата Счетной палаты, руководство деятельностью которыми возложено на аудитора Счетной палаты.

Аудитор Счётной Палаты вносит разработанную концепцию работы возглавляемого им направления деятельности на рассмотрение Коллегии Счётной Палаты.

Коллегии Счётной Палаты проводят заседания в соответствии с планом работы Счётной Палаты не реже одного раза в месяц. Председательствует на заседания Коллегии Председатель Счётной Палаты. Решения, принятые Коллегией Счётной Палаты являются обязательными для должностных лиц и работников Счётной Палаты, но не могут ограничивать их права и полномочия.

Аппарат Счётной Палаты состоит из инспекторов и иных должностных лиц. С помощью данного органа проводятся контрольные мероприятия. Инспекторы Счётной Палаты имеют полномочия при осуществлении бюджетно-финансового контроля:

- беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия учреждения, организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений – изымать необходимые документы.

Таким образом, Счётная Палата Российской Федерации имеет определённую иерархическую структуру, компетенция её органов строго определена.

Из всего сказанного в этой главе следует, что Счётная Палата – орган высшего государственного финансового контроля, установленный Конституцией Российской Федерации, формирующийся законодательной и исполнительной властью, имеющий иерархическую структуру, основывающаяся в деятельности на Конституцию и законы.

Глава 2. Задачи, полномочия, и предпосылки эффективности деятельности Счётной Палаты

2.1. Задачи Счётной Палаты

В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:

1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

2) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

5) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

6) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий;

7) контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Таким образом, Счётная Палата выполняет определённое количество задач, перед ней поставленных государством.

2.2. Полномочия (компетенция) Счётной Палаты

Счётная Палата Российской Федерации наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Объектом контроля со стороны Счётной Палаты Российской Федерации выступают средства федерального бюджета, федеральных бюджетных фондов, федеральная собственность.¹

Особо выделены полномочия Счётной Палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за:

- управлением и обслуживанием государственного долга;

- законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством Российской Федерации от иностранных государств и финансовых организаций;

- эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов выдаваемых на возвратной основе;

- предоставление государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям;

В области функционирования банковской системы Счётная Палата осуществляет контроль за:

- деятельностью Центрального Банка Российской Федерации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета;

- деятельностью Центрального Банка Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

В отношении государственной собственности Счётная Палата контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи; от управления объектами федеральной собственности).

¹ Финансовое право, Химичёва Н.И. Москва, 2004, стр. 130.

Закон определяет круг субъектов на который распространяются контрольные полномочия Счётной Палаты. В него входят:

А) все государственные органы (в том числе их аппарат) и учреждения, органы управления федеральными бюджетными фондами;

Б) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

В) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельность которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения её деятельности.

В своей контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации. Контрольные органы Президента и Правительства РФ, Федеральная служба контрразведки, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк, налоговые и иные органы, а также органы ведомственного контроля должны оказывать содействие деятельности Счётной Палаты.

Таким образом, область действия контрольных полномочий Счётной Палаты связана с федеральным бюджетом, внебюджетными фондами, и федеральной собственностью.

2.3. Виды деятельности Счётной Палаты

Счётная Палаты выполняет два вида деятельности:

- контрольно - ревизионная;

- экспертно-аналитическая, которая в свою очередь делится на:

1) аналитическую деятельность;

2) предварительный контроль;

3) оперативный контроль;

4) последующий контроль.

Осуществляя контрольную деятельность Счетная палата вправе проводить ревизии и тематические проверки, о результатах которых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу; при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, - передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления в его в виде акта (заключения).

Осуществляя аналитическую деятельность Счётная Палата Российской Федерации даёт анализ важным экономически процессам, происходящим в государстве. Например, в 2004 году Счётная Палата выпустила аналитическую записку «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993 – 2003 годы», в которой «анализируются итоги приватизации в Российской Федерации за период 1993-2003 годы с учетом ранее проведенных Счетной палатой Российской Федерации контрольных мероприятий и материалов, полученных от государственных органов Российской Федерации по запросам Счетной палаты Российской Федерации»¹.

Осуществляя предварительный контроль Счётная Палата Российской Федерации дает заключение на федеральный бюджет Российской Федерации и

¹ Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993 – 2003 годы, руководитель рабочей группы Степашин С. В., Москва, 2004, стр. 1.

проекты федеральных законов, связанных с федеральным бюджетом Российской Федерации.

Оперативный контроль – это совокупность контрольных и экспертно – аналитических мероприятий, основанных на:

- анализа специальных форм отчетности, являющихся обязательными для участников бюджетного процесса;

- путем компьютерной обработки оперативно предоставляемых Минфином России и Центральным банком России копий первичных платежных документов, на основании которых осуществлялись операции со средствами федерального бюджета;

- иной обязательной финансовой отчетности, представляемой рядом министерств и ведомств, Банком России и кредитными организациями, уполномоченными осуществлять операции со средствами федерального бюджета;

- обобщением результатов контрольных мероприятий, осуществляемых по поручениям палат Федерального Собрания и по инициативе Счетной палаты;

- методом выборочных экспресс-проверок с целью уточнения отдельных параметров исполнения бюджета;

- с помощью экспертных оценок.

Оперативны контроль осуществляется в течении всего года. На основе сопоставления оперативных данных по форме, согласованной с Советом Федерации и утверждённой Государственной Думой, составляется ежеквартальный (нарастающим итогом) оперативный отчёт об исполнении федерального бюджета за три, шесть, девять и 12 месяцев. Этот отчёт, после утверждения коллегией Счётной Палаты, направляется в Государственную Думу и Совет Федерации.

В рамках последующего контроля Счётная Палата осуществляет комплексную документальную ревизию уже исполненного бюджета. Ревизия осуществляется на основе анализа и обработки максимально возможного числа первичных платежных документов и проверки достоверности отчетных данных, полученных в ходе встречных проверок участников бюджетного процесса. Ревизию осуществляет специально сформированная рабочая группа, состоящая из нескольких десятков функциональных подгрупп. По результатам комплексной документальной ревизии составляется несколько сотен первичных актов, а также сводный акт. Итоги ревизии служат основанием для подготовки Счетной палатой заключения на проект представляемого Правительством Российской Федерации в Государственную Думу закона об исполнении федерального бюджета за соответствующий год.

Таким образом, Счётная Палата осуществляет многогранную деятельность, которую объединяет важная деталь – все виды деятельности Счётной Палаты связаны с контролем над финансами.

Из всего сказанного в данной главе следует, что Счётная Палата имеет строго определённые рамки полномочий, выполняет разнородную деятельность.

Заключение

В данной работе были достигнуты задачи, поставленные в введении. Исходя из всего написанного получаем, что:

Счётная Палата Российской Федерации является высшим органом государственного финансового контроля;

Счётная Палата имеет строго определённую законом структуру и состав, главными органами которой являются Председатель Счётной Палаты, заместитель Председателя Счётной Палаты, аудиторы Счётной Палаты, аппарат Счётной Палаты и т.д.;

Счётная Палата имеет строго определённый законом статус;

Счётная Палата в своей деятельности опирается на определённые принципы. Ими являются:

- законность;

- объективность;

- независимость;

- гласность.

5) Счётная Палата выполняет строго определённое количество задач, поставленных перед ней государством. Все задачи прямо или косвенно связаны с бюджетной политикой государства и государственным финансовым контролем.

6) Законом строго определены круг субъектов на которые распространяются контрольные полномочия Счётной Палаты. С Счётной Палатой сотрудничают другие органы государственного финансового контроля на всех уровнях.

7) Счётная Палата осуществляет несколько видов деятельности. Ими являются:

- контрольно – ревизионная;

- аналитическая;

- предварительный контроль;

- оперативный контроль;

- последующий контроль.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.