скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Политика Пятой республики во Франции

Реферат: Политика Пятой республики во Франции

Пятая республика в период президентства Ш. де Голля и Ж. Помпиду

Конституция Пятой республики была принята референдумом в сентябре 1958 г.. На ее основе по мажоритарной системе в два тура прошли выборы в Национальное собрание. Накануне выборов сторонники де Голля создали "Союз в защиту новой республики" (ЮНР), который вместе с "независимыми" получил большинство в Собрании. В декабре де Голль был избран президентом. По Конституции Франция стала президентско-парламентской республикой с широкими полномочиями президента. В 1962 г. президент стал избираться всенародным голосованием. Де Голль превращался в "вождя нации". Был установлен режим его "личной власти".

Выборы 1965 г. - первые прямые всеобщие выборы- принесли де Голлю победу.

Предоставив 14 странам Африки независимость (1960) и прекратив войну в Алжире (1962) де Голль приступил к восстановлению величия Франции путем независимой внешней политики. Де Голль выступил за "Европу отечеств". Были ликвидированы военные базы США, осуществлен выход Франции из НАТО (1966), осуждена агрессия США во Вьетнаме, улучшены отношения с СССР.

Социально-экономической доктриной голлизма стал "третий путь" общественного развития - концепция "ассоциации труда, капитала и кадров".

Осуществлялась широкая программа экономической модернизации путем сочетания жесткой министерской регламентации деятельности госпредприятий и поддержка частного бизнеса, особенно в новых отраслях, вырос госсектор. Реализовывались большие проекты в аэрокосмической промышленности, электронике с участием иностранного капитала. Производительность труда превысила средний западноевропейский уровень. Получила развитие система социального страхования и социального обеспечения. Развивалось социальное партнерство и на уровне предприятий. Внедрялись планы регионального развития. В сельском хозяйстве: сформировалось фермерство, окрепло кооперативное движение, крестьянство получало помощь от государства.

Ломка традиционных структур, государственная регламентация бизнеса, отсталая система образования, недовольство режимом "личной власти" и девальвация франка привели к майским событиям 1968 г. (студенческим выступлениям, всеобщей забастовке солидарности, акциям ультрарадикалов). Эти события показали желание перемен, но без гражданской войны. Одним из итогов "красного мая" было удовлетворение основных требований участников выступлений ("Гренелльский протокол" - увеличение СМИГ на 35%, пособий по безработице и т.д.). Несмотря на победу на выборах 1968 г. голлистовской партии (ЮДР), президент понял необходимость новых реформ - для достижения социального компромисса. Но реформа административного управления и реформа сената не были поддержаны большинством участников референдума. Де Голль ушел в отставку в апреле 1969 г..

Новым президентом был избран сподвижник де Голля Ж. Помпиду. Свой курс он назвал "Преемственность и диалог" (продолжение политики де Голля, но сближение с оппозицией).

Первоначально речь шла о программе "нового отечества", проектах в социальной сфере. Между государственниками - "этатистами" и "автономистами" развернулась борьба. Помпиду вмешался в борьбу. Этатисты взяли верх. Но президент отказался от социальных экспериментов. Происходит переориентация к "восстановлению эффективности рыночных отношений". Совершен поворот к поддержке нескольких мощных корпораций в ведущих научно-технических отраслях.

Во внешней политике продолжается сотрудничество с СССР, но усиливается тенденция к "атлантизму" (при сохранении Франции вне НАТО).

Непосредственным поводом для изменения конституции IV республики (наиболее демократическая в истории Франции) послужил фашистский мятеж в Алжире — французской колонии, а также угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии в Национальном собрании проголосовали за передачу всей полноты власти генералу де Голлю. В октябре 1958 г. Конституция V Республики вступила в силу.

По Конституции 1958 г. президент обеспечивал нормальное функционирование государственных органов, преемственность государства (ст. 5) и никем не контролировался. Он имел следующие права: назначал главу правительства, а по его предложению — остальных членов кабинета и принимал их отставку; председательствовал на заседаниях правительства и Комитета национальной обороны, в Высшем совете магистратуры; подписывал обсужденные в совете министров нормативные акты правительства; обладал полномочиями главнокомандующего вооруженными силами; назначал на высшие гражданские и военные должности; имел широкие полномочия в области законодательства, в частности — право издания ордонансов, имеющих силу закона; мог распустить нижнюю палату парламента после консультации с премьер-министром и председателями палат парламента (ст. 12); принимал чрезвычайные меры по своему усмотрению в условиях, когда независимость Нации, целостность ее территории оказывались под серьезной угрозой.

Второе место в государственном механизме Пятой республики занимало правительство, которое определяло и осуществляло политику Нации, распоряжалось административной властью и вооруженными силами. Премьер-министр руководил деятельностью правительства, нес ответственность за оборону страны, обеспечивал исполнение законов, издавал нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначал на военные и гражданские должности.

По Конституции 1958 г. парламент Французской Республики был двухпалатным.

Верхняя палата — Сенат (321 человек, в том числе 34 женщины). Срок полномочий 9 лет (с обновлением трети состава каждые 3 года). Сенат обеспечивает представительство территориальных единиц республики и французов, проживающих за пределами Франции, и избирается коллегиями выборщиков.

Нижняя палата — Национальное собрание (577 человек, в том числе 55 женщин). Срок полномочий 5 лет, выборы проводятся на основе пропорциональной избирательной системы прямым голосованием.

Парламент представлен различными политическими партиями: Социалистическая партия, Объединение в поддержку республики, Союз за французскую демократию, Французская коммунистическая партия, левая радикальная партия, Движение реформаторов, Движение граждан, «Зеленые», Радикальная партия и другие.

Сенат и Национальное собрание практически равноправны, очередные сессии парламента — 2 раза в год. Каждая палата создает по 6 постоянных комиссий.

Конституционный совет — орган, контролирующий соблюдение Конституции. В его составе 9 человек, назначаемых на 9 лет: три члена совета назначаются президентом, три — председателем Сената и три — председателем Национального собрания. Все законы до промульгации (от лат. promulqatio — публичное объявление — официальная публикация, обнародование какого-либо закона) их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного Совета, который дает заключение о соответствии их Конституции. Если тот или иной акт противоречит Конституции, Конституционный совет вправе отменить его.

По Конституционной реформе 1962 г. власть президента еще более увеличивалась, т.к. его избрание предусматривалось всеобщим голосованием, а не коллегией выборщиков.

Характеризуя политический режим V республики, можно отметить:

полную зависимость премьер-министра и правительства от воли президента, фактическая ответственность правительства перед главой государства;

сосредоточение всей правительственной власти в руках президента (де Голль председательствовал на заседаниях совета министров, хотя имелся премьер, назначал министров и смещал их по своей воле, принимал решения независимо от того, согласны с ним министры или не согласны);

зависимость судов от правительства и чиновников (правительство создает по своей воле чрезвычайные суды, назначает на судебные должности);

создание избирательной системы, которая прямо благоприятствует правительственным партиям и мешающей оппозиции;

дальнейшую централизацию судебно-полицейского аппарата (созданы чрезвычайные органы политической юстиции, расширены полномочия полиции и префектов).

Политические события 80—90-х гг. показали, что во Франции наступила стабилизация конституционного строя на базе парламентской системы при сохранении за президентом обширных полномочий.

Пятая Республика (фр. Cinquième République) вид французского республиканского режима, установленного с принятием Конституции 1958 года и продолжающего служить Франции и сегодня.

Отправной точкой к учреждению Пятой Республики была колониальная война в Алжире, шедшая с 1954 года: события 13 мая 1958 года, когда верхушка французской армии, опасаясь начала переговоров между правительством и алжирскими повстанцами, вышла из повиновения гражданским властям и начала диктовать им свои условия. На этот вызов Франции и Республике законная власть так и не смогла дать адекватный ответ, Четвертая Республика получила удар, от которого так и не смогла оправиться, — государственная власть оказалась в состоянии нокаута.

Основанная Конституцией 1946 года, государственная власть, несмотря на все недостатки Третьей Республики и её бесславный конец, практически сохранила в неприкосновенности систему властвования: бессильный глава государства и всесильный парламент, и целиком зависящее от его воли правительство. За 12 лет существования Четвертой Республики сменилось 22 правительства, управлявшие страной в среднем по 6 месяцев, а во дворец Матиньон, резиденцию главы французского правительства, 12 раз приходил новый хозяин.

Кризис государственной власти весной 1958 года поставил Францию перед угрозой гражданской войны. Страна могла в одночасье распрощаться с демократией, превратившись в аналог латиноамериканских республик, где армия силой навязывает государству свои решения. В этот момент Франция «прошлого, настоящего и будущего» призывает к власти генерала де Голля, символа и главу французского Сопротивления, авторитетного «отца нации».

Получая, в полном соответствии с Конституцией 1946 года, власть из рук Национального Собрания, генерал де Голль поставил три условия, на которых согласился бы взять бразды правления:

предоставление правительству неограниченных полномочий в урегулировании алжирского кризиса;

управление страной в течение 6 месяцев декретами правительства и роспуск парламента на каникулы на этот же срок;

делегирование правительству учредительной власти с тем, чтобы оно в срочном порядке разработало новую конституцию.

Все эти условия были приняты и выполнены.

Основные идеи новой конституции

Изменения предполагают «сильную власть» во главе с «авторитетным арбитром», «которому народ дал мандат и средства поддерживать национальный интерес, независимо оттого, что могло бы произойти», при сохранении принципа «разделения и баланса властей», демократии, прав и свобод личности. Считалось, что государство во Франции должно быть «властной структурой, способной принимать серьёзные решения и осуществлять решительные действия, выражающие исключительно национальные интересы и служащие только им». Автор «Военных мемуаров», изданных после Второй мировой войны, так обрисовывает идеальный, по его мнению, проект Республиканского государства для Франции: «С моей точки зрения, необходимо, чтобы у государства был глава, то есть руководитель, в котором нация могла бы видеть человека, ответственного за основу государства и гаранта её судьбы.

Необходимо также, чтобы осуществление исполнительной власти, служащей исключительно интересам всего сообщества, не происходило от парламента, объединяющего представителей разных партий, выражающих интересы узких групп. Эти условия требуют, чтобы глава государства не принадлежал ни к одной партии, назначался народом, сам назначал министров и имел право консультироваться со страной, либо путём референдума, либо путём учреждения ассамблей, и, наконец, чтобы он имел полномочия в случае опасности для Франции обеспечить целостность и независимость страны. Помимо обстоятельств, при которых президент обязан вмешаться, правительство и парламент должны сотрудничать, парламент имеет право контролировать правительство и смещать его, но при этом высшее должностное лицо страны является третейским судьей и имеет возможность прибегнуть к суду народа».

В знаменитой речи в Байе, произнесённой им в 1946 году, (т. н. «Конституция Байе»), де Голль провозглашает своего рода хартию голлизма насчет государственных институтов: «Демократические принципы и опыт требуют, чтобы все ветви власти — и исполнительная, и законодательная, и судебная — были чётко разграничены и полностью уравновешены и чтобы над возможной политической несогласованностью верховенствовал национальный арбитр, способный обеспечить дух преемственности в условиях существования разношерстных по партийному составу правительств…» Четвертая Республика, несмотря на призыв де Голля «обеспечить власть, авторитет и достоинство правительства», была образцом режима ассамблеи, то есть всевластия парламента, что приносило Франции одни лишь беды. А раз так, как сказал сам де Голль, «несмотря на то Республика спасена, она все ещё должна быть восстановлена».

Подготовка и принятие Конституции 1958 года

Несмотря на то, что, согласно закону о пересмотре Конституции, в помощь Правительству был создан Конституционный консультативный комитет, призванный восполнить парламентский контроль за разработкой Конституции, основная работа по составлению нового Основного Закона Франции была поручена команде молодых членов Государственного Совета под руководством министра юстиции Мишеля Дебре. Голлист «первого часа», непримиримый противник государственной системы Четвёртой Республики, Дебре, горячо одобрявший идеи, высказанные де Голлем в речи в Байе, и одновременно сторонник британских парламентских традиций, он настоял на введении поста Премьер-министра, возглавляющего Правительство, как автономного, в том числе и по отношению к Президенту Республики, государственного органа. Таким образом, была сохранена политическая ответственность Правительства перед Парламентом.

Впоследствии это позволило обеспечить «сосуществование» на самом высоком этаже государственной власти, когда парламентское большинство и Президент Республики не принадлежали к одному и тому же политическому движению. Следует отметить также, что во избежание повторения сценария рождения Четвёртой Республики, когда написание Конституции было отдано на откуп Учредительного Собрания, в результате чего представленные в нём партии превратили процесс её разработки в политическое игрище, Конституция Пятой Республики составлялась в тайне. Наконец, окончательная версия конституционный реформы была опубликована 4 сентября того же года. Как и предписывал Конституционный закон от 3 июня 1958 года, референдум по проекту новой Конституции состоялся 18 сентября, как в метрополии, так и в «заморских территориях». В назначенный день, чтобы выполнить свой гражданский долг, избирательные участки посетили более 22 миллионов французских граждан из 26, обладающих избирательными правами. «Да» ответили свыше 17 миллионов французов и француженок, то есть 79,3 % голосовавших избирателей. Итак, Пятая Республика была установлена, и установлена горячим желанием подавляющего большинства французского народа.

Президент Республики

Основная статья: Президент Франции

Защищая перед Государственным Советом проект новой Конституции, Мишель Дебре сравнивал новую роль Президента Республики с «замком свода» государственного здания, предназначенного цементировать его опоры. Из номинальной фигуры, «конституционного калеки» (Р. Пуанкаре), Президент Республики становится истинным главой Государства, хранителем Конституции, гарантом Республики, верховным арбитром, который «обеспечивает нормальное функционирование публичных властей». Отныне Франция будет отождествляться со своим Президентом, ибо он как гарант «независимости, территориальной целостности и международных договоров», воплощающий в своём лице преемственность в её государственной власти, будет нести ответственность за Францию, за её существование и будущее, защищать её высшие национальные интересы.

Чтобы Президент Республики смог в полной мере осуществлять свои функции третейского судьи, стоящего над триадой государственных властей, ему необходимы широкие полномочия, что и было закреплено в Конституции. Президент Республики может по своему усмотрению назначать Премьер-министра и, по предложению последнего, других членов Правительства. Президент «прекращает его полномочия по представлению им отставки правительства», отправить же премьер-министра в отставку президент не может. В Совете министров после обсуждения в единственной коллегии министров, выносящей решения именем Правительства, он подписывает декреты. Хотя Президент по-прежнему не имеет права законодательной инициативы, принадлежащего Премьер-министру и членам Парламента, он утверждает законы, принятые Парламентом, оставляя за собой право вето. Он может передать закон в Конституционный Совет, чтобы тот проверил его содержание на соответствие Конституции.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.