скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Персонализация образовательного процесса в высшей школе

Задача персонализации образовательного процесса в высшей школе в практическом плане полагает внедрение соответствующих образовательных технологий.

В контексте персонализации высшей школы образовательные технологии представляют собой целостную совокупность методов, процедур, форм, методик и различных практик, направленных на развитие обучающегося в качестве субъекта учебной и ведущих сфер его жизнедеятельности (информационной, социальной, культурной и пр.). В своём исследовании мы основывались на том положении, что образовательная деятельность ВУЗа не должна ограничиваться только лишь рамками учебного процесса и сводится к технологиям обучения. Эффективный вуз неизбежно образует целостную среду, пространство становления студентов как личностей, выстраивает свою деятельность в определенной экологии жизненного и социокультурного самоопределения студентов в различных сферах. В этой связи, образовательные технологии должны по возможности разворачиваться в различных областях жизнедеятельности обучаемого и отвечать следующим требованиям-критериям.

Во-первых, соответствовать целям персонализации образовательного процесса в ВУЗе, т.е. способствовать ценностно-смысловой устремленности студентов, расширению сферы их «Я - компетентностей» и внутренней ответственности.

Во-вторых, они должны выступать проводником основных принципов персонализации содержания вузовского образования.

В-третьих, обеспечивать расширение образовательных коммуникаций в соответствие с принципами их персонализации.

В-четвертых, соответствовать трём ведущим практическим критериям своего построения: диалогичность, рефлексивность, сотрудничество.

В-пятых, они должны обеспечивать действие трёх макрофакторов персонализации высшей школы, т.е. служить воплощению образа-идеи специалиста, стимулировать культурно-научный потенциал и основные вузовские свободы (свободу обучения, преподавания и управления).

В исследовании были выделены две большие группы технологий базовые и вспомогательные. Первую группу образуют технологии, которые выстраиваются непосредственно в учебном процессе ВУЗа: дидактические, организационно - методические и информационные. Вторая группа включает технологии научно- исследовательской работы, психологические, социальные и управленческие технологии. Обе группы структурируют целостную образовательную среду развития личности. Причём, если технологии первой группы выступают как базовые и образуют основу персонализации вузовского образования, то вторая группа – вспомогательные технологии персонализации, охватывающие ведущие сферы жизнедеятельности обучающихся.

Дидактические технологии направлены на развитие личности обучаемого как субъекта учебной деятельности. К ним относятся практики проблемного обучения, технологии активного обучения (игровые техники), задачно-эвристические технологии, технология знаково-контекстного обучения, развивающе-акмеологические технологии. В исследовании показаны возможности модификации объяснительно- иллюстративной технологии в русле персонализации обучения посредством активизации авторской позиции обучаемого в режиме сотрудничества. В разработанном нами в этом ключе варианте объяснительно-рефлексивной технологии предметом рефлексивной педагогической деятельности выступает сам процесс обучения, отраженный глазами студентов с точки зрения становления их компетентности, а организация процесса обучения заключается в том, что студент ставит цели своего профессионального и личностного развития и определяет конкретные пути движения к ним. В работе экспериментальным путём показано как за счет использования приёма резюмирования студентами определенных этапов их обучения в сочетании с личностно ориентированными элементами обучения (педагогическая поддержка, опора на субъектный опыт студентов, создание профессионально направленной мотивации) можно существенно добиться повышения качества.

Организационно-методические технологии направлены на перевод студента в позицию субъекта формирования своего образовательного пространства и построения индивидуальной траектории профессиональной подготовки. Такие условия создаются за счёт применения технологии организации открытых систем обучения, технологии модульного обучения, технологии персонализации самостоятельной работы студентов, а также технологии индивидуального планирования и программирования обучения. Квинтэссенцией персонализации образовательного процесса в вузе выступает переход студента на индивидуальный план-программу подготовки.

Информационные технологии несут огромные возможности в развитии обучаемого как субъекта информационной деятельности и информационной культуры в целом. Такие возможности открываются посредством внедрения автоматизированных обучающих систем, электронных учебников, пособий и т.п., объединенных в рамках единых программно-методических комплексов, а также технологий дистанционного обучения. В работе представлен проект открытой адаптивной информационно-обучающей системы, объединяющей два типа современных технологий адаптивную и интеллектуальную. Первая позволяет персонифицировать процесс обучения на основе создания электронных курсов, учитывающих индивидуальные особенности обучаемых. Вторая включает в себя построение последовательности курса обучения, интеллектуальный анализ ответов обучаемых, их интерактивную поддержку.

Технологии научно-исследовательской деятельности студентов направлены на подготовку студентов как субъектов научно- поисковой, эвристической деятельности. При этом персонализация научной деятельности должна обеспечиваться следующими условиями: наличие в вузе развитой инновационно-научной и экспериментальной инфраструктуры, научных школ и направлений, выполнение всем преподавательским составом научно-исследовательской работы; как можно более раннее персональное закрепление студентов за преподавателем-ученым; формирование студенческих научных групп (лабораторий, кружков, секций и т.п.); проведение специальных занятий по овладению различными технологиями проведения исследований; работа студентов в качестве внештатных лаборантов, ассистентов лабораторий, конструкторских бюро и т.д.; регулярное проведение внутривузовских студенческих научных конференций, круглых столов и пр. с приглашением ведущих ученых, с возможностью публикаций и лицензирования студенческих работ; всемерная поддержка (в том числе и материальная) студенческих научных инициатив и достижений.

Применение психологических технологий складывается в рамках деятельности вузовской психологической службы, которая осуществляет ряд технологий психодиагностической, консультационной, коррекционной, тренинго-развивающей работы и пр., объединенных логикой психологического сопровождения студента в процессе профессиональной подготовки. Развитие психологических технологий позволяет создать в вузе благоприятные условия для принятия адекватных академических и управленческих решений, развивать ценностные установки, содействовать выработке позитивной «Я - концепции» студентов, их готовности к саморазвитию и самореализации в обучении.

Социальные технологии служат задаче развития студента как субъекта социальных отношений и коммуникаций, как активного участника общественной, гражданской и культурной жизни. Применение этих технологий направлено на обеспечение одной из главных миссий вуза – дать возможность студенту состояться как личность и реализовать себя, свои способности и таланты максимально возможными путями и способами. Среди различных форм данных технологий выделяются студенческие художественные, творческие, музыкальные, театральные студии и мастерские, спортивные секции и кружки, общественные студенческие объединения и организации (экологические, гражданско-патриотические, трудовые, военно-исторические, туристические и т.д.), которые целесообразно интегрировать, например, в единые студенческие «Комплексы развития». Одной из перспективных форм выступает создание различных студенческих клубов, которые способны сыграть уникальную роль в повышении профессиональной активности студентов, их инициативы, в становлении важных студенческих традиций, формирующих корпоративный дух и культуру профессионального общения. Развитие социальных технологий призвано обеспечить возможность разносторонней социализации и инкорпорирования студентов в жизнь вуза, их социокультурного развития, оказания адресной социальной поддержки, а также приобщения к образу, уровню и стандартам жизни, достойных для личности современного цивилизованного общества.

Управленческие технологии направлены на обеспечение условий для развития студентов как субъектов управленческой деятельности, участвующих в принятии важных решений в жизни вуза и несущих свою долю ответственности и компетенции в деле их выполнения. Реальной основой обеспечения персонализации управленческой жизни вуза выступает развитие демократических принципов, различных форм рефлексивного управления, а главное – всемерное развитие и укрепление различных форм и структур студенческого самоуправления. Развитие таких форм как: институт старост учебных групп, студенческие деканаты, студенческие органы печати вуза, студенческие Советы, профессиональные комитеты и ученические Союзы, студенческие общественные организации, органы работы в общежитии и другие призваны служить делу защиты интересов студенчества и личности обучающегося, формировать опыт социального влияния и ответственности для того, чтобы высшая школа выступала не только школой обретения профессии, но и служила для молодых людей настоящей школой утверждения демократических ценностей и основных свобод гражданского общества.

Обобщение результатов исследования позволяет сделать следующие базовые выводы.

Персонализация образовательного процесса в высшей школе может служить адекватным ответом культуры на антропогенный вызов, который бросает современность самому человеку как явлению.

Выявленные исторические параллели, культурные механизмы, социально- психологические и педагогические подходы дают основание констатировать наличие универсальных социокультурных макрофакторов персонализации высшего образования, обозначаемых кратко понятиями «идея», «наука», «свобода».

Целевыми установками развития высшей школы в русле персонализации образования выступают развитие ценностно-смысловой устремленности, расширение сферы Я - компетентностей и развитие внутренней ответственности студента.

Педагогическое обеспечение персонализации высшего образования складывается посредством гуманистической трансформации его содержания, развития образовательных коммуникаций и построения авторских педагогических систем преподавателей в режиме профессионально- педагогического сотрудничества со студентами.

Персонализация образовательного процесса в высшей школе требует адекватных технологий, направленных на продуцирование целостной образовательной среды развития личности в основных сферах её жизнедеятельности в период вузовской подготовки.

Полученные в исследовании результаты в основном подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы.


Основные научные результаты исследования отражены в

следующих публикациях:

I.          В ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях по

Перечню ВАК.

1.        Грачев В.В., Ситаров В.А. Персонализация обучения: требования к содержанию образования // Alma mater. Вестник высшей школы. №8. М., 2006. С. 11-15 (0,5/0,25 п.л.).

2.        Грачев В.В. Персонализация образования как ответ на глобальные вызовы современности // Акмеология. Научно-практический журнал. №2. М., 2005. С. 11-17 (0,75 п.л.).

3.        Грачев В.В. Становление вуза: от идеи до холдинга // Акмеология. Научно-практический журнал. №3. М., 2005. С. 6-11 (0,75 п.л.).

4.        Грачев В.В., Богданов Е.Н. Опыт разработки критериальной шкалы измерения профессионально-образовательной системы // Акмеология. Научно-практический журнал. №3. М., 2005. С. 23-26 (0,5/0,25 п.л.).

5.        Грачев В.В. Методологические подходы к проблеме персонализации системы высшего образования // Акмеология. Научно-практический журнал. №4. М., 2006. С. 25-36 (1,5 п.л.).

6.        Грачев В.В. Персонализация образования в современном обществе // Акмеология. Научно-практический журнал. №4. М., 2006. С. 44-53 (1,25 п.л.).


II.        Монографии, учебные пособия.

7.        Грачев В.В. Социокультурные предпосылки персонализации высшего профессионального образования. Монография. М.: Изд-во СГИ-МосГУ, 2005. 182 с. (11,5 п.л.).

8.        Грачев В.В. Педагогические условия персонализации образования в высшей школе. Монография. М.: Изд-во СГИ, 2006. 120 с. (7,5 п.л.).

9.        Грачев В.В., Секач М.Ф., Шевченко В.Г., Перелыгина Е.Б. Психология безопасности: оптимизация психической устойчивости кадров военного управления. Монография. М.: Изд-во «Альтекс», 2004. 320 с. (20/5 п.л.).

10.      Грачев В.В. Персонализация образования. Монография. М.: Изд-во СГИ, 2005. 200 с. (12,5 п.л.).

11.      Грачев В.В., Краева М.Ю. Проблемы профессиональной деятельности. Монография. М.: Изд-во СГИ, 2004. 200 с. (12,5/6,25 п.л.).

12.      Грачев В.В. Индивидуально-творческий подход в системе высшего профессионального образования. Монография. М.: Изд-во СГИ, 2001. 124 с. (7,75 п.л.).

13.      Грачев В.В., Зазыкин В.Г. Руководителям о психологии и акмеологии управления. Учебное пособие. М.: СГА, 2006. 416 с. (26/13 п.л.).

14.      Грачев В.В., Юсупов В.З. Психология и педагогика для дизайнеров. Учебное пособие. М.: СФГА, 2006. 88 с. (5,5/2,25 п.л.).

15.      Грачев В.В. Персональный вклад каждого – общий успех. М.: Изд-во СГИ, 2006. 100 с. (6,25 п.л.).

16.      Грачев В.В. Персонализация образовательного процесса – путь развития вуза. М.: Изд-во СГИ, 2005. 32 с. (2 п.л.).

17.      Грачев В.В. Концепция воспитательной работы вуза (аспекты персонализации). М.: Изд-во СГИ, 2005. 24 с. (1,5 п.л.).

18.      Грачев В.В. Выпускнику СГИ. М.: Изд-во СГИ, 2004. 32 с. (2 п.л.).

19.      Грачев В.В. Путеводитель первокурсника. М.: Изд-во СГИ, 2004. 32 с. (2 п.л.).

20.      Грачев В.В. Индивидуальный план-программа профессиональной подготовки. М.: Изд-во СГИ, 2004. 36 с. (2,25 п.л.).

21.      Грачев В.В. Развитие вуза. М.: Изд-во СГИ, 2001. 24 с. (1,5 п.л.).

III.      Программы.

22.      Грачев В.В., Юсупов В.З. Образовательный проект «Бакалавр дизайна для выпускников системы среднего профессионального образования»: Методические рекомендации. М.: Изд-во СГИ, 2006. 16 с. (1/0,5 п.л.).

23.      Грачев В.В., Богданов Е.Н. Организация и проведение письменных работ по психологии: Методические рекомендации. М.: Изд-во СГИ, 2006. 48 с. (3/1,5 п.л.).

24.      Грачев В.В., Грачев Вад.В., Богданов Е.Н. Психодиагностика: учебно-методический комплекс: Программа и методические рекомендации. М.: Изд-во СГИ, 2006. 64 с. (4/1,5 п.л.).

25.      Грачев В.В. Психология и педагогика: Программа курса. М.: Изд-во СГИ, 2006. 16 с. (1 п.л.).

26.      Грачев В.В. Психолого-педагогические основы преподавания в высшей школе: Программа спецкурса для аспирантов и слушателей ФПК. М.: Изд-во СФГА, 2006. 20 с. (1,25 п.л.).

27.      Грачев В.В., Карбанов А.Н. Работа преподавателя с системой «Студент» по технологии Wi-Fi: Программа спецкурса для слушателей ФПК. М.: Изд-во СФГА, 2006. 16 с. (1/0,5 п.л.).

28.      Грачев В.В., Краева М.Ю. Психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях: Программа курса. М.: Изд-во СГИ, 2005. 16 с. (1/0,5 п.л.).

29.      Грачев В.В., Редькина Е.Б. Психолого-педагогическое консультирование: Программа курса. М.: Изд-во СГИ, 2005. 24 с. (1,5/0,75 п.л.).

30.      Грачев В.В., Редькина Е.Б. Педагогическая психология: Учебная программа. М.: Изд-во СГИ, 2004. 28 с. (1,75/1 п.л.).

31.      Грачев В.В., Редькина Е.Б. Производственная практика: Программа и методические рекомендации. М.: Изд-во СГИ, 2004. 16 с. (1/0,5 п.л.).

32.      Грачев В.В., Алексеева О.Ф., Шлычкова О.М. Учебно-ознакомительная практика: Программа и методические рекомендации. М.: Изд-во СГИ, 2004. 32 с. (2/1 п.л.).

33.      Грачев В.В., Александрова Н.П. Антропология: Программа курса. М.: Изд-во СГИ, 2003. 20 с. (1,25/0,8 п.л.).

34.      Грачев В.В., Исаева Н.А. Психология менеджмента: Программа курса. М.: Изд-во СГИ, 2003. 16 с. (1/0,5 п.л.).

35.      Грачев В.В., Михалкин Н.В. Основы социального прогнозирования: Программа курса. М.: Изд-во СГИ, 2003. 16 с. (1/0,5 п.л.).

36.      Грачев В.В., Исаев Е.И. Выполнение и защита курсовых работ по психологии: Методические рекомендации. М.: Изд-во СГИ, 2003. 32 с. (2/1 п.л.).

37.      Грачев В.В., Варданян Ю.В. Пропедевтика учебно-познавательной деятельности: Программа курса // Сборник учебных программ по гуманитарным дисциплинам: в 2-х частях / Сост. В.В. Грачев, Н.В. Грачева. Ч. II. М., 1998. С. 146-160 (0,75/0,4 п.л.).

38.      Грачев В.В., Варданян Ю.В. Педагогика // Сборник учебных программ по гуманитарным дисциплинам: в 2-х частях / Сост. В.В. Грачев, Н.В. Грачева. Ч. II. М., 1998. С. 110-146 (2,25/1,5 п.л.).

IV.      Научные статьи.

39.      Грачев В.В. Идея персонализации образования как социокультурная закономерность становления высшей школы // Кафедра. Научно-образовательный журнал. №2. М., 2006. С. 3-33 (2 п.л.).

40.      Грачев В.В. Вуз созвездие персон // Кафедра. Научно-образовательный журнал. №1. М., 2006. С. 3-15 (0,75 п.л.).

41.      Грачев В.В. Персонализация образования в условиях глобального перехода к веб-стилю жизни // Высшее образование для ХХI века. Третья международная научная конференция. Московский гуманитарный университет, 18-20 октября 2006 г.: Доклады и материалы. Вып. 2 / Отв. ред. Н.В.Захаров, Вл.А. Луков. М.: Изд-во МосГУ, 2006. С. 25-35 (0,75 п.л.).

42.      Грачев В.В. Освоение профессии как путь к себе // Ученые записки СФГА. Выпуск 1. М.: Изд-во СФГА, 2006. С. 3-14 (0,75 п.л.).

43.      Грачев В.В., Богданов Е.Н., Семья Г.В., Подымов Н.А. От института до академии: ступени роста // Аккредитация в образовании. №10. 2006. С. 38-42 (0,75/0,2 п.л.).

44.      Грачев В.В. Расширение спектра возможных специализаций в вузе для подготовки к работе с детьми-сиротами // Кафедра. Научно-образовательный журнал. №2. М., 2006. С. 34-41 (0,5 п.л.).

45.      Грачев В.В. Персонализация образования в условиях информационного общества // Ученые записки. Вып. 1. Психология, педагогика. Проблемы профессионального образования: Материалы научно-методической сессии. М.: НОУ «Столичный гуманитарный институт», 2005. С. 4-10 (0,5 п.л.).

46.      Грачев В.В., Бабочкин П.И. Современная политика и стратегия качества образования в современном вузе // Ученые записки. Вып. 1. Психология, педагогика. Проблемы профессионального образования: Материалы научно-методической сессии. М.: НОУ «Столичный гуманитарный институт», 2005. С. 10-14 (0,6/0,3 п.л.).

47.      Грачев В.В., Богданов Е.Н. Акмеологический подход к психологической диагностике личностного потенциала // Психолого-педагогический поиск. №2. 2004. С. 11-14 (0,5/0,25 п.л.).

48.      Грачев В.В. Персонализация образовательного процесса и компьютеризация образовательной среды // Ученые записки. Вып. 1. М.: Изд-во СГИ, 2004. С. 3-12 (0,5 п.л.).

49.      Грачев В.В. Роль филиалов в развитии вуза в современных условиях // Ученые записки. Вып. 4. М.: Изд-во СГИ, 2004. С. 3-11 (0,5 п.л.).

50.      Грачев В.В. Информатизация образовательного пространства вуза // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании». М.: Изд-во СГИ, 2003. С. 5-21 (1 п.л.).

51.      Грачев В.В. Воспитательные аспекты персонализации // Гуманитарное образование: Материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: Изд-во СГИ, 2002. С. 5-13 (0,5 п.л.).

52.      Грачев В.В. Роль личности преподавателя в формировании интереса к научно-исследовательской работе // Гуманитарное образование: Материалы научно-практической конференции. М.: СГИ, 2001. С. 5-14 (0,5 п.л.).

53.      Грачев В.В., Минзов А.С. Проблемы контроля качества знаний, умений и навыков в системе дистанционного обучения // XXVII Международная конференция «Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе». Ялта. 18-28 мая 2000. С. 91-93 (0,5/0,25 п.л.).

54.      Грачев В.В., Минзов А.С. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Дистанционное образование. №3. М., 1999. С. 37-41 (0,5/0,25 п.л.).

55.      Грачев В.В. Проблемы гармоничного развития высшего образования в России // Ученые записки. Вып. 1. М.: Изд-во СГИ, 2000. С. 3-19 (1 п.л.).

56.      Грачев В.В. Концептуальные основы индивидуально-творческого подхода специалиста в условиях негосударственного высшего учебного заведения // Проблемы личностного и профессионального становления специалиста: Сборник научных трудов. М.: СГИ, 1998. С. 5-22 (1 п.л.).

57.      Грачев В.В. Специфические проблемы подготовки специалистов // Столичное образование. №1. М., 1998. С 10-13 (0,5 п.л.).

58.      Грачев В.В. Ступени освоения профессии // Психология. Проверка и оценка знаний студентов. М.: СГИ, 1998. С. 3-14 (0,75 п.л).

59.      Грачев В.В. О роли научно-методического центра в организации планирования деятельности по подготовке специалиста // Сборник научных трудов. М.: СГИ, 1997. С. 3-18 (1 п.л.).

60.      Грачев В.В., Сластенин В.А. Психодиагностика и преодоление некоторых стереотипов // Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ в 1991г. М.: Прометей, 1992. С. 135-137 (0,25/0,15 п.л.).

61.      Грачев В.В., Мажар Н.Е. Логика исследования творческой индивидуальности учителя. Приобщение к педагогической профессии. Воронеж, 1992. С. 34-36 (0,25/0,8 п.л.).

62.      Грачев В.В., Сластенин В.А. Творческая педагогическая индивидуальность в структуре интегральной индивидуальности // Проблемы педагогического образования. Семинар аспирантов и молодых ученых психолого-педагогических кафедр МПГУ. Тезисы докладов. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В.И.Ленина, 1991. С. 3-4 (0,12/0,06 п.л.).

63.      Грачев В.В. Психодиагностика как компонент индивидуально-творческого подхода в подготовке специалиста // Проблемы педагогического образования. Семинар аспирантов и молодых ученых психолого-педагогических кафедр МПГУ. Тезисы докладов. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В.И.Ленина, 1991. С. 11-12 (0,12 п.л.).

64.      Грачев В.В. Индивидуально-творческий подход в подготовке преподавателей педагогики и психологии // Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ им. В.И.Ленина, 1991. С. 11-14 (0,25 п.л.).

65.      Грачев В.В., Сластенин В.А. Гибкие технологии обучения как условия реализации творческого подхода в подготовке специалиста // Разработка и внедрение гибких технологий обучения педагогическим дисциплинам: Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. М.: «Прометей», 1991. С. 106-112 (0,5/0,25 п.л.).

66.      Грачев В.В., Соломатина Т.Б. Индивидуальные формы работы с будущими преподавателями педагогики и психологии в процессе изучения теории воспитания // Пути повышения педагогического мастерства преподавателей высшей школы: Тезисы докладов Всесоюзной научно-методической конференции. Белгород, 1990. С. 278-280 (0,2/0,1 п.л.).


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.