скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Отношение Торы к изучению светских наук

Таким образом, Ритва считает, что талмудическая фраза "[Эти книги] были даны для цитирования" относится к вышеупомянутым произведениям Бен-Сиры и Бен-Лааны. Теперь все становится на свои места. Согласно приведенному мнению, книга Бен-Сиры "была дана для цитирования" и, значит, она предпочтительнее работ Гомера, которые были даны только для чтения. Что касается фразы раби Акивы - "тот, кто читает книгу Бен-Сиры, не имеет доли в Мире грядущем", - речь идет о людях, включивших этот труд в свою постоянную учебную программу и, значит, ценящих его не меньше, чем саму Тору. Возможно также, что раби Акива имел в виду под словом "читает" публичное чтение, которого заслуживает только ТАНАХ, ибо слово крия, чтение, употребляется в Мишне в значении именно такого публичного чтения.

Вернемся теперь к высказанным ранее опасениям, что изучение философии может привести к принятию чуждых идеологий. Такая озабоченность звучит также в книге "Сефер Га-яшар", но ее автор глубже разбирает этот вопрос. Он подробно объясняет, как изучение философии может подорвать веру в Творца, и подчеркивает, что польза от таких занятий ничтожно мала, а возможные потери велики. Только тот, кто имеет учителя, "умелого и благочестивого, который будет наставлять его и оберегать от тех мест, которые могут ослабить его веру,.. [он] будет огражден от опасности... и получит ту выгоду, к которой стремится".

Еще одна, пожалуй, важнейшая причина, по которой мудрецы советуют не заниматься философией состоит в том, что такие занятия приводят к потере времени и пагубно отражаются на изучении Торы.

Мудрецы предупреждали: "Берегите детей от гигайон". Прежде чем перевести последнее слово, попробуем разъяснить это предостережение. Раши дает такое толкование: "Не приучайте [своих детей] к чрезмерному изучению ТАНАХа, потому что такая учеба слишком привлекательна [и нетребовательна] для них". Однако, по мнению рава Саадии Гаона "Гигайон... это логика. [Не побуждайте детей изучать ее,] потому что они чрезмерно увлекутся ее изучением... и прекратят занятия [Торой]... и нельзя забрасывать [изучение Торы] ради бесполезного тщеславия".

Руководитель йешивы Тельше формулирует сходное положение в ответе на вопрос о допустимости учебы в университете: "Что касается изучения литературы и чтения таких книг, а также прочих занятий в гуманитарной сфере, не имеющих практической выгоды, не стоит, конечно, тратить время на эти вещи".

Однако в некоторых случаях изучение гуманитарных и близких к ним дисциплин, основанных на нееврейских источниках, все же допускается. Пограничную зону между гуманитарными и естественными науками занимают общественные науки. Они не относятся к точным наукам, но опираются на факты и наблюдения, которые поддаются определенной проверке. К примеру, о важности изучения истории содержится намек в самой Торе: "Спроси о временах прежних, что были до тебя" (Дварим, 4:32).

Попробуем теперь определить границу, до которой такая учеба остается желательной.

Ряд авторитетов одобряют изучение еврейской истории по работам Иосифа Флавия и таким книгам, как "Сефер га-юхасин" и "Шевет Иегуда", поскольку эти источники помогают привить читателю нормы достойного поведения и страх перед Всевышним. Полезно также изучать историю других народов, чтобы не прослыть невеждой в этой области, а также для более глубокого понимания еврейской истории. К тому же эти знания важны для умелого ведения дел в современном государстве. Наиболее убежденным сторонником такого подхода был рав Р.Гирш. Мы должны "прислушиваться к истории ушами пророка Ишаягу", - говорил он, и это поможет нам признать деяния Творца. В том же духе высказывался автор Гидулей тагара", живший в Германии в тот же период усиления реформистского движения: "При всем своем величии в Торе жившие до нас раввины напрасно тратили так много времени на толкование странных мидрашей... Лучше бы они хотя бы немного занимались светскими науками. И тогда вокруг нас не ломали бы ограды и негодяи не топтали все самое дорогое".

Хазон Иш тоже поощрял изучение истории: "История и мировые события помогают наставлять умного человека [на путь истины], и на основе прошлых летописей он может закладывать фундамент своей мудрости".

Это положение весьма актуально для нашего времени. Тот, кто игнорирует происходящее в мире, подобен человеку, который переходит шоссе с закрытыми глазами. "Арух Га-шулхан" разрешает читать газеты, потому что современному человеку по многим причинам необходимо знать текущие события. Источник этого мнения приведен в Талмуде, где сказано, что рав Папа не знал, какая империя больше - Рим или Персия. Рава резко упрекнул его: Ты где живешь, в лесу?"

В заключение рассмотрим еще ряд светских дисциплин.

Язык страны и арифметика всегда занимали видное место в программе обучении еврейских детей. Важность этих двух дисциплин в повседневной жизни для всех очевидна.

Несмотря на все вышесказанное, нам иногда разрешено изучать бесполезные для нас предметы, если они помогают установить общественные контакты - профессиональные, деловые или даже академические - с людьми, далекими от религии. Рав Моше-Хаим Луцатто писал на эту тему: "Тот, кому приходится вступать в контакты с нееврейскими учеными, должен выучить их науки, чтобы завоевать их уважение и тем самым освятить Имя Творца". К таким наукам безусловно относятся, помимо естественных дисциплин, язык, история и философия. Говорили наши мудрецы: "Знай, что ответить вероотступнику". Эти слова можно считать также рекомендацией вооружиться всеми необходимыми знаниями, с помощью которых можно повлиять на скептика и его аудиторию.

Что касается нееврейской художественной литературы, в ней, особенно, в классических произведениях, содержится материал, который может научить нас многому об окружающем мире или подтвердить, к примеру, что "жизнь и смерть во власти языка" и что "нет мира... нечестивым". В какой-то мере эта литература заменяет личный жизненный опыт. Ведь ни один человек не может сам пережить все, что случается в жизни. Литература с лихвой восполняет этот пробел, расширяя наш кругозор. Однако все это верно лишь в теории. На практике даже при самом внимательном отборе материала нам очень трудно рекомендовать такой подход, поскольку он может принести больше вреда, чем пользы. Здесь уместно еще раз привести слова рава А.И.Блоха: "Не ищите золото там, где грязь и запустение; лучше собирайте жемчуг в чистом месте, в источнике живительных вод - в Торе Устной и Письменной".

Изучение светских наук. Естественные науки

При всем своем негативном отношении к изучению гуманитарных дисциплин по источникам, далеким от Торы, наши мудрецы все же поощряли интерес к естественным наукам. Поскольку изучение этих наук необходимо для различных аспектов еврейской религиозной жизни, такая поддержка со стороны мудрецов не должна удивлять. Один из ранних Галахических авторитетов рав Яаков Провансали выразил эту позицию с предельной убежденностью: "Каждая из семи областей науки похвальна в глазах наших мудрецов и вызывает их глубокое уважение. Нигде, ни в одной агаде - ни Вавилонском, ни в Иерусалимском Талмуде, ни в мидрашах, - вы не найдете ни одного осуждающего замечания по поводу науки." В этом категоричном заявлении чувствуется, в первую очередь, насколько глубоко рав Яаков разбирался в талмудической литературе. Недаром он считался одним из крупнейших авторитетов своего поколения.

В той же мере, в какой мудрецы осуждали изучение философии по чужим источникам, они одобряли занятие естественными науками, но с одним условием. Это условие сформулировано в следующем мидраше: "Ходить с ними [со словами Торы]" означает сделать их главными, а не второстепенными; пусть все твои мысли и устремления будут им подчинены; не смешивай ничего с ними; и не говори: "Я изучил мудрость Израиля и теперь буду изучать мудрость народов". Поэтому сказано в Писании: "Ходить с ними" - у тебя нет разрешения отрываться от них".

Рав Ш.Р.Гирш объяснял: это значит, что запрещено совмещать занятия Торой с другими науками на равной основе. С другой стороны, лишняя, на первый взгляд, фраза "Не делай их второстепенными" учит нас, что для других областей знаний тоже есть место, хотя и второстепенное, подчиненное.

Обязанность "вычислять времена года"

Говорили мудрецы: "Всякий, кто умеет вычислять времена года и движение созвездий, но не вычисляет, о нем сказано в Писании: "А на дела Г-спода не смотрят они и творений рук Его не видят" (Ишаягу, 5:12)".

                                ... Другими словами, на нас лежит обязанность созерцать природу, чтобы признать чудеса Творения и, как следствие, выработать в себе любовь к Б-гу и благоговение перед Ним.

Мудрецы продолжают: "Откуда мы учим, что вычислять времена года и созвездия - это мицва. Сказано: "Храните же и исполняйте [законы Торы], ибо это мудрость ваша и разум ваш на глазах всех народов" (Дварим, 4:6). ...

Что считается мудростью и разумом "на глазах всех народов"? Это, конечно, [знание] астрономических расчетов". Следует отметить, что, говоря о движении созвездий, мудрецы имеют в виду чисто научный аспект астрономии, а не ее галахический аспект, который относится, в первую очередь, к расчету траектории луны. И если мудрецы действительно говорят о чистой науке, то их цель, очевидно, в том и состоит, чтобы побудить нас идти в ногу с наукой и тем самым завоевать уважение других народов и освятить Имя Творца.

Таким образом, здесь перед нами две разные мицвы: благоговение перед Б-гом и необходимость освящения Его Имени, каждая из которых требует от нас изучать естественные науки. Теперь давайте посмотрим, что говорили об этих заповедях великие знатоки Торы, жившие в разные эпохи.

Любовь к Б-гу и благоговение перед Ним

Ранние авторитеты подчеркивали, что существует обязанность созерцать чудеса природы. Это помогает выработать в себе любовь и страх перед Б-гом. Рамбам писал: "Как можно любить и бояться Б-га? Когда человек наблюдает Его дела и творения, чудесные и величественные, и через них видит Его непостижимую и бесконечную мудрость, он немедленно проникается желанием любить, восхвалять и прославлять [Б-га]... и он будет стоять в благоговении и глубочайшем почтении перед Ним". В другом месте Рамбам уточняет: "Масштабы любви соответствуют масштабам знаний: если знания малы, то и любовь мала, если велики - то велика и любовь". Рабейну Иона писал: "[Тора] учит человека созерцать деяния Творца, как сказано: "Когда я вижу небеса Твои, дело перстов Твоих" (Тегилим, 8:4); ибо только так он научится любить Б-га и благоговеть перед Ним".

В том же духе высказывается и Рема: "Путем ["изучения слов мудрейших и их работ о сути и характере вещей"] открывается величие Творца благословенного".

Рав Яаков Эмден писал: "На самом деле, изучение природы - это совсем другое дело [не то, что изучение гуманитарных дисциплин]; это безусловно разрешенная и даже похвальная область знаний, необходимая для того, чтобы оценить всю грандиозность свершений Всевышнего и Его деяний".) Хазон Иш пространно рассказывает о чудесах Творения, приводит многочисленные подробности и ссылается на современную науку как на основу веры.

Освящение Имени Б-га

Более поздние авторитеты дополнительно комментируют ранее приведенный отрывок из Гемары, в котором астрономические вычисления объявляются важной заповедью для "освящения Имени Б-га" со ссылкой на слова из книги Дварим: "Ибо [Тора] - это мудрость ваша и разум ваш на глазах всех народов". Например, рав Гилель из Шклова сообщает, что его учитель Виленский Гаон "велел своим ученикам изучать как можно глубже семь естественных наук, чтобы возвысить в глазах народов мудрость Израиля, основанную на мудрости Торы; как сказано в Писании: "ибо это мудрость ваша и разум ваш на глазах всех народов..." Это укрепит духовное превосходство народа Израиля... И он говорил нам много раз: 'Что делают наши знатоки Торы для освящения Имени по примеру ранних знатоков? Ведь многие из тех [ранних] освящали Имя Всевышнего своим глубоким постижением тайн природы, чудес, сотворенных благословенным Творцом".

Того же мнения придерживается и Рамхаль: "Если кому-то приходится общаться с нееврейскими учеными, он должен изучить все то, что принесет ему их уважение, и тогда через него будет освящено Имя Б-га". На той же позиции стоял и Нецив. Он говорил: 'Через науку... можно добиться славы в глазах народов мира и благодаря этому иметь возможность совершать великие дела в среде Израиля".

Рав Аврагам Ицхак Кук объяснял, что "жирные гуси в пустыне", о которых говорил Рабба бар Хана в своей известной аллегории, символизируют естественные науки, которыми занимались тогда исключительно неевреи. Тот рассказ, приведенный в Гемаре, заканчивался словами: "С Израиля будет взыскано за них"; по мнению рава Кука это означает, что евреи не занимались науками, ни ради признания величия Творца, ни для освящения Его Имени, ни для своего собственного блага.

Изучение Торы

Поскольку Тора была дарована, чтобы наставлять нас в этом мире, логично предположить, что знание вселенной и законов, которые ею управляют, необходимо, по меньшей мере, для исполнения мицвы изучения Торы. В предыдущей главе мы упомянули комментарий Рабейну Бахьи на это положение. Магарал еще определеннее связывает его с изучением Торы: "Другие области знаний - это лестница для восхождения к знанию Торы". С еще большей категоричностью высказывается Гаон из Вильны: "На каждую долю, не усвоенную человеком в других мудростях, ему стократно будет не хватать в мудрости Торы, ибо Тора и мудрость неразрывно связаны между собой".

Здоровье

Заповедь беречь свое физическое здоровье накладывает на нас дополнительное обязательство в области изучения естественных наук; медицина всегда занимала особое место в еврейской жизни. Многие ранние авторитеты, в том числе Рамбан и Рашбац, сами были практикующими врачами, а Рамбама нынешние знатоки истории медицины считают одним из величайших ученых в этой области. Восхваляя медицину, Рамбам писал: "Искусство медицины прекрасно развивает ум и характер, способствуя также более глубокому познанию Б-га и достижению истинного прогресса. Ее изучение и практическое использование относятся к самым выдающимся формам служения Б-гу". По мнению рава Иегуды Ге-Хасида, каждый, кто имел возможность изучать медицину и не воспользовался ею, несет ответственность за жизни, которые он мог бы спасти и не спас.

Из более поздних авторитетов мы приведем лишь слова рава Яакова Эмдена: "Поскольку от искусства медицины зависит сама человеческая жизнь, и об этом пишет Тора, заповедуя нам изучать ее... даже если ученый-исследователь узнает лишь немного нового из этой области, ценность его знаний велика, намного перевешивая знания из других областей... и награда за это велика в нашем мире и в Мире грядущем".

Источники научных знаний

Чтобы узнать, как правильно приобретать научные знания, необходимые для жизни в духе Торы, обратимся к опыту мудрецов Талмуда и знатоков Торы, живших в разные эпохи. В целом, наши мудрецы имели в своем распоряжении три источника знаний: независимое наблюдение и экспериментирование, опыт и знания неевреев и, наконец, знания, выведенные логическим путем из Письменной Торы. (В Талмуде упомянуты также несколько случаев, когда мудрецы получили знания о природе с помощью Б-жественного озарения. Но такие прецеденты редки, и во всех известных случаях, за исключением одного, этот способ открытия предлагается лишь как одно из нескольких возможных объяснений.) Например, великий амора (ученый эпохи составления Талмуда) Рав провел полтора года с пастухами, чтобы узнать, какой вид ритуального порока на животном временный и какой постоянный. Известно, что в последнем случае перворожденное животное становится непригодным для жертвоприношения, но разрешенным для употребления в пищу.

Теперь приведем несколько примеров того, как наши мудрецы учились у неевреев. Согласно Галахе пять разных видов растений можно сажать на клумбе размером локоть на локоть, не нарушив при этом запрета о смешении видов (килаим). Талмуд объясняет, что этот факт был известен мудрецам, и далее спрашивает, откуда они знали об этом. Ответ таков: "Люди из Сеира-Хорита, жившие на земле... они были специалистами в сельском хозяйстве и могли сказать: "Этот участок [земли хорош] для масличного дерева, а этот участок - для виноградника". Раши объясняет: "Они умели распределять землю... и, следовательно, точно знали, какое количество земли требуется каждому дереву для его корней". Аналогичная Галаха приведена в Иерусалимском Талмуде. Стремясь определить минимальное количество виноградных лоз, которые могут составить виноградник, Талмуд сообщает: "Страна Ханаан по ее границам" - означает те границы, которые ханаанеи установили для себя... с ними можно согласиться, и на основе их мнения судить... потому что они были хорошо знакомы с природой земли". Далее Гемара продолжает: "Рав Ами [спросил]: "А мы учимся у ханаанеев?" Объяснил рав Шломо Сирилео: "Это только выражение удивления; он был удивлен тому, что услышал". Другими словами, рав Ами не выражает несогласия с вышеуказанным положением, хотя оно означает, что галахическое решение принимается на основе информации, полученной от неевреев. Таким образом, оба Талмуда, Вавилонский и Иерусалимский, признают нееврейские научные источники в качестве заслуживающей доверия основы для принятия Галахических постановлений.

Рамбам объясняет, почему мы не должны бояться принимать научные сведения из нееврейских источников, даже если они касаются непосредственного исполнения мицвы. По его словам, расчет времени появления нового месяца является заповедью Торы; но при этом, описывая свои вычисления, он опирается на греческую астрономию. Вот как он оправдывает такой подход: "Основа для всех этих вычислений... и данные для обоснования каждого положения взяты из астрономии и математики греков, которые написали по этим наукам много книг, находящихся сейчас в руках [наших] ученых... и поскольку все эти положения подтверждены убедительными фактами... нас не должно смущать происхождение автора, а также написаны ли эти труды пророками или неевреями, ибо все, что опирается на... установленные факты... [может быть принято, и это значит, что мы] опираемся не на самого человека, а на представленные данные".

Самый наглядный пример учебы у неевреев мы находим в талмудическом эпизоде, где обсуждается ночная траектория солнца. По мнению еврейских ученых, солнце проходит ночью над небосводом, а их нееврейские коллеги считают, что оно движется ниже земли. Раби Иегуда Га-Наси говорит: "Их утверждения звучат убедительнее наших". В результате, Галахическая задача, связанная с этим вопросом, решается в соответствии с их взглядом, вопреки мнению еврейских мудрецов.

Объясняя такой подход, Рамбам пишет: "Не просите меня подгонять под реальность все, что говорят [мудрецы] на тему астрономии; ибо сбор научных знаний еще не был тогда завершен, и они высказывались об этом, не потому что традиция по этим вопросам была получена от пророков, а потому что они сами были авторитетами по этим предметам в своих поколениях, или слышали суждения от авторитетов тех поколений". Многие поздние авторитеты тоже нередко выводят свои решения на основе научных изысканий, заимствованных у неевреев.

Тем не менее, такая учеба у неевреев связана с определенным риском, особенно, для человека, который не видит четкой разницы между чисто научным и философским аспектами знаний. Во времена Рашбы многие из тех, кто изучал эти дисциплины, увлеклись еретическими доктринами. Дошло до того, что Рашба был вынужден ввести 25-летний запрет на обучение молодежи греческим наукам. Сей запрет не распространялся только на медицину из-за ее особой важности. Магаршал тоже резко критиковал своего родственника и друга Рему за то, что тот ссылался на Аристотеля в своих Галахических постановлениях (однако Рема не отступил от своих принципов).

Многие еврейские мудрецы извлекали научные знания непосредственно из Торы Например, раби Акива определил период беременности змеи по стиху из книги Берешит: "Проклят ты более всякого скота и всякого зверя полевого" (3:14).

Раби Ишмаэль пытался вычислить время начального формирования человеческого зародыша на основе периода. когда родившая женщина считается нечистой (тума). Однако другие мудрецы не соглашались с его подходом.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для жизни по Торе требуются научные знания, причем иногда очень точные. Без них невозможно выполнение отдельных мицвот, а также следование таким общим заповедям, как любовь к Б-гу, изучение Торы и освящение Имени Всевышнего Но при всей своей важности научные знания представляют собой лишь вспомогательное средство для жизни по Торе. Именно с этой позиции надо оценивать следующее высказывание Ремы: "Не следует изучать ничего иного, кроме ТАНАХа, Мишны, Гемары и работ тех авторитетов, которые опираются на эти источники; лишь тогда человек приобретет оба мира, наш мир и Мир грядущий Изучением других дисциплин этого не добьешься. Разрешено, однако, время от времени учить и другие науки, но при условии, что [такая учеба] будет вестись не по работам вероотступников. На языке наших мудрецов это как раз и называется "гулять в саду".

Из этих слов не следует, однако, что мы должны учиться обязательно в университетах. Однако в последнее время появились высшие учебные заведения, где царит дух Торы Есть и другие возможности получения научных знаний, например, чтение популярных научных журналов и т.п. Давно назрела необходимость написать книгу в стиле "Сефер Га-брит", посвященную современным научным проблемам. Учащиеся йешив и колелей получили бы тогда возможность черпать знания по этим предметам из надежного источника.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.judaicaru.org/


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.