скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Общее понятие о развивающем обучении истории, его цели и особенности их реализации

В классе разные дети. Одни не любят устные выступления перед классом, другие хотят быть в центре внимания, третьи прочитали несколько тем вперёд, интересуются дополнительной литературой и имеют устойчивый познавательный интерес. На уроках нередко применяю форму групповой работы, которая даёт возможность дифференцированно подойти к каждому ребёнку с учётом уровня развития и психологических особенностей. Учащиеся делятся на три группы. Первая группа — редакторы. Они составляют краткие фактические статьи для энциклопедического словаря, восстанавливают логику событий, используя только учебник. Для этой категории учащихся главными будут письменные задания. Вторая группа — журналисты. Они создают яркие образы событий, рассказывают о реальных личностях. Как правило, журналисты редко довольствуются одним учебником, у них возникает желание узнать как можно больше. В их работе преобладают устные ответы. Третья группа — историки. Они объясняют наиболее трудные и спорные вопросы, значение терминов и понятий. На них возлагается обязанность подготовки диспута по заданной теме и его проведение.

Разноуровневый подход это и развивающая методика, рассчитанная на сознательное и прочное усвоение знаний и умений, развитие познавательных интересов, навыков мыслительной деятельности. И что важно, с помощью разноуровневого, индивидуально-личностного подхода появляется возможность достижения учебно-творческих целей каждым конкретным классом, каждым конкретным учеником.

Развивающее обучение обеспечивает переход от репродуктивной деятельности к деятельности творчески-поисковой. В старших классах прекрасно воспринимаются учащимися такие формы работы, как семинары, практикумы, конференции, деловые и ролевые игры. Хотелось бы обратить внимание на широкие возможности практических занятий для изучения и анализа документов, фотографий, видеоматериалов и других исторических источников. Истина одна: знания, полученные ребятами самостоятельно, являются наиболее прочными. Наиболее результативные следующие формы.


Урок—поиск

Вначале ученики выступают с важными и интересными сведениями по теме. Затем идёт этап проблематизации. Ученики приводят вопросы, возникающие у них в ходе изучения материала. На доске обозначаются проблемы. Если необходимо, то знакомлю с отдельными известными решениями. Далее идёт групповой, индивидуальный или фронтальный поиск новых решений, подходов, моделей. На заключительном этапе анализ, обсуждение поиска.

Урок взаимообучения

Ученики попарно задают друг другу вопросы по изученной теме и выслушивают ответы, затем их позиции меняются. Оба выставляют оценки за ответы. Или ученики в группах совместно ищут решение учебных проблем, задач, и в конце каждой работы участники проставляют самим себе оценки за активность и верный подход.

Проблемно-обучающий зачёт

Урок проводится на дифференцированной основе. В первой группе ученики задают друг другу вопросы, оппонент отвечает и дополняет, не заглядывая в учебник. Вопросы эти составляются заранее, они просты по форме (даты, термины, имена). Каждый ученик выставляет оценку напарнику. Работа в этой группе оценивается в 3 балла.

Вторая группа дома готовит тестовые задания. Учащиеся меняются тестами и отвечают на них. Условие: при составлении тестов надо использовать дополнительную литературу. Успешное выполнение данного задания оценивается в 4 балла. Учащиеся первой группы, если справились с заданиями своего уровня, могут пройти испытание второго уровня.

Третья группа садится полукругом у стола учителя. Я оцениваю не только знания, но и логику, оригинальность суждения. Им предлагаются задания проблемного характера. На этом уровне высшая оценка — пять.

Урок—дискуссия

Учащимся предлагаются темы для дискуссии. Для активизации ее группы заранее получают задание подобрать конкретные фактические материалы. В ходе дискуссии учитель исполняет роль организатора обсуждения и консультанта. Я, как правило, не высказываю свою точку зрения до заключительного этапа дискуссии, чтобы не влиять на ход и результат дискуссии. В подготовленном классе из учащихся создаю группу оценки, которая в конце урока выступает с анализом позиций и с оценкой роли участников. Уроки развивающего обучения строятся по схеме:

а) вводно-мотивационный этап (постановка учебной задачи);

б) организация учебной деятельности,

в) этап контроля и коррекции.

Особенности обучения шестиклассников истории средних веков

Основы развивающей системы обучения. Утверждение развивающей парадигмы в системе школьного образования обусловило изменения в методике преподавания, в частности преподавания истории Средних веков в 6 классе. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, формирование общеучебных умений как средства усвоения и приобретения знаний. Перед учителем стоит серьезная задача — научить своих подопечных учиться. Умение учиться не сводится к простому запоминанию дат, имен, географических названий и воспроизведению их по первому требованию, а является более общей способностью, характеризующей человека, движимого потребностью в познавательной деятельности. Учебная деятельность, рассматриваемая в контексте развивающего обучения, — это собственная мыслительная деятельность учащихся по приобретению и усвоению научных знаний. Благодаря самостоятельной познавательной деятельности (направляемой учителем) происходит изменение (преобразование) самих субъектов этой деятельности. Это требует определения и соблюдения комплекса условий, включающих: формирование общеучебных и предметных интеллектуальных умений учащихся, отличающихся разной степенью успешности; использование заданий как основного метода совершенствования умений и общего развития учащихся; применение иллюстраций, схем и картографического материала как источника знаний, равноправного с учебным текстом; организацию самостоятельной деятельности учащихся; реализацию идеи сотрудничества учителя как старшего, более опытного партнера и учащегося.

Сформированность общеучебных умений играет определяющую роль в учебной деятельности школьников. К приоритетным общеучебным умениям относят умения наблюдения, слушания, осмысленного чтения, классификации, обобщения и самоконтроля. Процесс формирования общеучебных умений необходимо соотносить с формированием учебной деятельности учащихся. Поэтому формирование каждого из отмеченных общеучебных умений следует осуществлять не изолированно, а в сочетаниях, отражающих единство и целостность структуры учебной деятельности. Важно подчеркнуть, что общеучебные умения формируются только в личном опыте; чужой опыт, авторитет, давление в этом случае не помогут. Вместе с тем несформированность общеучебных умений сводит учебную деятельность к механическому усвоению.

Преобразование традиционной системы обучения в развивающую — процесс долгий, сложный, противоречивый. Реальным и более результативным решением в современных условиях представляется рациональное сочетание элементов традиционной и развивающей систем обучения. При этом знания важно рассматривать не как самоцель, а как средство развития учащихся.

Формы учебной деятельности. В учебнике В. А. Ведюшкина «История Средних веков» для 6 класса общеобразовательной школы осуществлен синтез традиционной и развивающей методик преподавания. Информативная насыщенность учебника позволяет строить работу на уроке с опорой на учебник. Изучение текста (самостоятельно либо под руководством учителя) может стать основой построения урока. Целесообразно использовать прием предупреждающего задания, когда текст параграфа, который будет изучаться на следующем уроке, может быть задан для предварительного прочтения дома. Опыт показывает, что в начале изучения курса следует вести работу над текстами непосредственно в классе. Это сформирует умение осмысленного чтения, тем самым учащиеся будут замечать в тексте важные сведения, видеть главное и избавятся от привычки поверхностного чтения. Одновременно с другими умениями у учащихся формируются общеучебные умения классификации (группировка сведений, их соотнесение, сравнение, нахождение общего и отличия, установление причинно-следственных связей и др.) и обобщения. Постепенно развивается общеучебное умение самоконтроля. Объем необходимого для усвоения и дополнительного материала педагог определяет самостоятельно с учетом программы и интеллектуальных возможностей шестиклассников.

Следует обратить внимание учащихся на разнообразные вопросы в начале глав и параграфов, на полях учебника, под рисунками, предназначенные для качественного усвоения текста. Планирование изложения учебного материала, работы на уроке с учебником следует строить в соответствии с обозначенными вопросами, использовать их как средство активизации школьников в процессе изложения нового материала. Некоторые вопросы на полях помогут учителю соединить ранее усвоенные знания с новым учебным материалом.

При работе с текстом учебника предлагается составить план пункта параграфа. Учитель может напомнить памятку о составлении плана: 1. Прочитайте текст, уясните его смысл. 2. Разделите текст на законченные по смыслу части. Выделите в каждой части главные мысли. 3. Озаглавьте каждую часть текста, что и будет пунктами плана. Формулировки должны иметь форму назывных предложений. Важно напомнить учащимся, что главная мысль текста может существовать самостоятельно. Второстепенная мысль раскрывает содержание главной мысли, но не существует отдельно от нее.

Перспективными видами обучения на уроках истории Средних веков в 6 классе являются: моделирование (различные виды игровой деятельности), коммуникативная (беседа, элементы дискуссии, короткие сообщения), исследовательская (в том числе и работа с источниками) деятельность. Для шестиклассников актуальна потребность игры. В ходе игры учебная цель предстает в виде игровой задачи: разгадать кроссворд, ответить на вопросы викторины, составить план путешествия и т. д. «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить», — писал М. Горький. В учебном процессе найдут место такие варианты коротких дидактических игр: «Кто лучше знает?», «О ком сказано?», «Кто есть кто?», «Узнай по описанию», «Кто первый?», «Историческое лото», «Картографический танграм», «Путаница», «Поле чудес» (описание некоторых игр вы найдете в пособии).

Организация работы по формированию исследовательской деятельности учащихся в значительной степени связана с изучением письменных источников. Документы оживляют рассказ учителя, формируют представление о том или ином событии, отражают дух далекой эпохи, делают более убедительными выводы. Работа с источниками — это самостоятельный поиск нового знания, сопровождающийся активизацией мыслительных процессов и воображения (при соответствующей организации учебной деятельности). Каждый параграф учебника и поурочная разработка в пособии дополнены текстами письменных источников, которые можно использовать на разных этапах урока. Учитель обращается к комментированию документа, привлекая к этому и шестиклассников. Вместе с тем целесообразно предлагать учащимся самостоятельную работу с документами, предварительно сообщив им перечень вопросов или заданий. Набор документов учитель, исходя из возможностей класса, отдельных учащихся, может определить самостоятельно. Изложение нового материала можно полностью спланировать на документальном материале, использовании карт и иллюстраций, не обращаясь к тексту учебника. Можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучить параграф (исходя из имеющегося документального материала у учителя) не по учебнику, а с помощью других источников информации: карт и документов. Ребята смогут оказаться в роли ученого-историка, кропотливо восстанавливающего прошлое по отдельным фрагментам. Работа с фрагментами из монографий, мемуарной, научной, научно-популярной и художественной литературы требует разнообразия приемов: сопоставительный анализ, определение общих и особенных черт событий, явлений, поступков, суждений.

Оценивание знаний и умений учащихся. В современных условиях оценивание достижений учащихся в процессе усвоения учебного материала становится прерогативой учителя. Он решает сам, как часто надлежит оценивать успехи учащихся. В определенных случаях стоит вообще воздержаться от выставления отметок шестиклассникам, заменив их краткими (устными или письменными) характеристиками выполненных заданий. Вместе с тем без оценки проделанной работы со стороны учителя учащийся не узнает качества своей деятельности, поскольку он не владеет самым главным и важным в ней результатом и, естественно, не ощущает радости успеха или горечи ошибок. К сожалению, одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. При традиционной системе учитель выводит итоговую оценку из текущих оценок по среднеарифметическому принципу. При развивающей системе учитель выставляет отметку по завершении педагогической процедуры, включающей учебную деятельность школьников в процессе изучения раздела, главы, темы. Это оставляет шанс учащемуся наверстать упущенное и получить хорошую оценку своей работы.

Урок в системе развивающего обучения. Целью развивающего урока является создание учителем таких условий, чтобы в ходе каждого урока формировалась учебная деятельность, превращающая ребенка в субъекта, заинтересованного в учении и саморазвитии. Знания, полученные на таком уроке, — это результат собственной деятельности учащегося. В этой ситуации ребенок есть учащийся, т. е. «учащий себя сам». Он главный работник на уроке, где старший наставник (учитель) направляет его на путь к саморазвитию.

Педагог организует деятельность учащихся, принимая в ней самое деятельное участие как партнер, равноправный участник деятельности. Таким образом, учитель должен владеть не только глубоким знанием содержания предмета, но и разнообразным набором методов и приемов, целостных обучающих технологий, способных качественно облегчить учащимся усвоение учебного материала. Под педагогической технологией рассматривается совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, приемов обучения и воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Реализация идеи личностно ориентированного подхода должна изменить школу, общество, способствовать развитию «педагогики сотрудничества», без которой не создать новой, современной школы.

Непременным атрибутом урока являются план, основные понятия урока, записанные на доске.

При проверке домашнего задания учитель в первую очередь задает вопросы и задания из учебника и лишь затем подбирает на свое усмотрение вопросы и задания соответствующего типа из предложенных в методическом пособии и рабочей тетради. Методический аппарат учебника разделен на два уровня. Это позволяет дифференцировать обучение учащихся.

В конце урока подводятся итоги. Этот прием организует школьников, приучает доводить начатое дело до его завершения. Тем самым решаются и воспитательные задачи. Разнообразие деятельности на уроке повышает мотивацию, активизирует мышление детей. Настоящий урок — это совместный поиск истины учителем и учеником, лаборатория культуры мышления, творчества.

В 6 классе преобладает комбинированный тип урока. Структура комбинированного урока такова: 1. Организационный этап. 2. Проверка домашнего задания. 3. Всесторонняя проверка знаний. 4. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. 5. Усвоение новых знаний. 6. Этап закрепления новых знаний. 7. Задание на дом, комментарий к нему. В настоящее время нашла применение такая разновидность комбинированного урока, как урок синтетический. Построение синтетического урока может быть разным. Это определяется целью урока и специфичностью учебного содержания. На таком уроке гармонично соединяются изложение нового материала и закрепление изученного накануне. Повторение пройденного материала может быть организовано нетрадиционными формами и методами, большое значение имеет самостоятельная работа учащихся. Пожалуй, в большинстве своем наши уроки будут соответствовать этому типу комбинированного урока.

Реализация технологии развивающего обучения на уроках различной целевой направленности

Несмотря на многообразие типов, все уроки в традиционной системе обучения ориентированы на развитие ученика через деятельность учителя. Однако Закон РФ «Об образовании» требует от современной школы сформировать у выпускников способность к саморазвитию. Не только развивать, но и учить развиваться – вот смысл новых целевых требований. Естественно возникает вопрос: можно ли научить развиваться? И если да, то как?»

Способность к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности в соответствии со следующей структурой: индивидуальная деятельность ученика, затруднение в процессе ее выполнения, выявление причин затруднения, определение пути выхода из затруднения. Научить развиваться можно только при постоянном включении ребенка в деятельность по преодолению затруднений с последующим осознанием шагов, позволивших выйти из этих затруднений. Уроки, организованные по такой структуре, называются развивающими.

В соответствии с целями уроки развивающего типа можно разделить на четыре группы:

1) уроки «открытия» нового знания;

2) уроки рефлексии;

3) уроки общеметодологической направленности;

4) уроки контроля.

Уроки «открытия» нового знания направлены на формирование новых понятий и алгоритмов, их основная цель расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Уроки рефлексии направлены на фиксирование затруднений в собственной деятельности учащихся, выявление причин и построение проекта устранения их.

Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

Целью развивающих уроков контроля знаний является формирование способности к самооценке выполненной деятельности.

Остановлюсь подробнее на особенностях организации уроков рефлексии. На уроках этого типа деятельность ученика должна быть организована по следующей структуре:

а) выявление индивидуальных затруднений (фиксирование недостижения цели при выполнении определенного вида учебной деятельности);

б) локализация места затруднения;

в) выявление причины затруднения;

г) самостоятельное построение проекта выхода из затруднения;

д) анализ собственной деятельности по устранению причин затруднения.

Реализация этой структуры возможна на основе деятельностного подхода. Например, логика построения урока рефлексии в случае, когда этот урок направлен на закрепление изученного материала, может быть следующей:

1. Во время организационного момента учитель устанавливает тематические рамки повторяемого содержания.

2. На этапе актуализации знаний организуется индивидуальная самостоятельная деятельность учащихся, которая заканчивается сопоставлением полученных результатов с образцами.

3. На этапе постановки проблемы учащиеся анализируют ситуацию и фиксируют допущенные ими ошибки.

4. На этапе устранения затруднений организуется выявление причин зафиксированных затруднений и построение проекта выхода из них. Результатом этого этапа должно быть указание алгоритма, в котором допущены ошибки, и места нарушения этого алгоритма. Ошибка должна быть исправлена в соответствии с правильным применением алгоритма.

5. На этапе проговаривания причин типичных ошибок в громкой речи обсуждаются типовые затруднения, повторяются формулировки алгоритмов и объясняется механизм их использования.

6. На этапе самоконтроля с самопроверкой каждый учащийся выполняет только те задания из числа предложенных, в алгоритме выполнения которых он допустил ошибку, и сравнивает полученные ответы с образцом. Учащиеся, не допустившие ошибок, выполняют творческое задание.

7. Этап повторения проводится в соответствии с технологией.

8. На этапе подведения итога урока учащиеся повторяют алгоритмы, вызвавшие затруднения, и анализируют допущенные ошибки

Таким образом, использование технологии развивающего обучения на уроках рефлексии позволяет реализовать рефлексивно структурированную деятельность ученика.

Развивающие уроки контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

а) написание учащимися варианта самостоятельной или контрольной работы;

б) сопоставление с эталоном выполнения этой работы;

в) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями;

В зависимости от того, кто является держателем эталонного варианта, различают следующие формы организации развивающих контрольных уроков: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.

Уроки контроля развивающей направленности проводятся в соответствии с технологией деятельностного подхода.

1. Организационный момент посвящается сообщению учащимся темы контроля и формы контроля.

2. Актуализация знаний предполагает повторение основных алгоритмов и понятий в теме и связывающего их метода.

3. Написание учеником контрольной или самостоятельной работы аналогично этапу постановки проблемы. Завершение этого этапа связано с предъявлением ученику в той или иной форме эталонного варианта.

4. Этап самоконтроля аналогичен этапу «открытия» нового знания.

5. Этап согласования оценок аналогичен этапу первичного закрепления и при необходимости проводится после получения учащимися проверенного варианта собственных работ. Этот этап может быть вынесен за пределы урока в индивидуальную беседу.

6. Следующий этап этап повторного самоконтроля – предполагает переоценку учеником собственной деятельности после согласования вариантов оценок и происходит после урока.

7. При проведении итого урока проговаривается механизм деятельности по контролю для формирования способностей к выполнению контрольной функции.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.