скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Музейное строительство на советском Дальнем Востоке в 1920–1930-е годы

Хабаровский музей организовал археологические экспедиции в с.Тыр, по реке Тунгуске (археолог Н.Г. Харламов) с целью изучения древних культур Приамурья. Всё более расширявшиеся связи музея с Дальневосточным Обществом Краеведения, отделением Научной ассоциации востоковедения, с другими музеями Дальнего Востока помогали музею углублять и совершенствовать научную деятельность сотрудников.

Всё меньше стало поступать случайных, одиночных предметов от любителей старины, от коллекционеров. В музеях стали формироваться коллекции по истории революционного движения. Однако зачастую происходил отбор памятников, отражающих революционные события и характеризующих деятельность партии большевиков только в позитивном свете.

С осложнением международных отношений на Дальнем Востоке затруднились контакты с сопредельными странами, прекратилось комплектование самобытных коллекций по культуре Китая, Кореи, Японии, которые входили ранее во многие дальневосточные музеи.

Несомненный научный интерес представляли поступления в музей города Владивостока. В зоологическом отделе были выставлены экспонаты представителей фауны – лоси, медведи, кабарга, добытые на реках Копи и Ботчи. В итоге была создана одна из наиболее полных экспозиций в крае о природе Дальнего Востока. К концу 1920-х гг. коллекция Владивостокского музея составляла 21197 единиц хранения.

Активную работу в области научного комплектования проводил Благовещенский музей. Только с 1927 по 1929 гг. его коллекция увеличилась с 12000 до 14300 единиц хранения.

В связи с начавшимися в стране социалистическими преобразованиями – в частности, работой по ликвидации неграмотности населения, музеи должны были изменить методы образовательной работы.

Музеям страны было рекомендовано в области экспозиционной работы создать как отделы революции, так и отделы, отражающие экономическое развитие региона, его промышленности, сельского хозяйства. С целью реализации этих решений в мае 1925-го г. в Хабаровске была проведена Дальневосточная краеведческая конференция, которая указала на необходимость перестройки музейных экспозиций, приближения их к практическим нуждам края.

А.К. Кузнецов, директор Читинского музея, создал новый экспозиционный отдел общественно-экономический, в котором нашло отражение развитие промышленности и сельского хозяйства.

Во Владивостокском музее, кроме отделов археологии и этнографии, были созданы новые промышленно-экономический и истории революции, позволившие более полно представить посетителям не только прошлое, но и перспективы развития Приморья.

Несмотря на трудности и нехватку помещений, местные органы власти стали предоставлять музеям дополнительные площади.

Особенно острую нужду в помещениях испытывал Камчатский музей, который продолжал активно исследовать регион и накапливать коллекции. Важную роль в его становлении сыграл первый Петропавловский уездный съезд краеведов (март 1920г.). Съезд обратился к комиссариату просвещения края с просьбой о выделении средств и предоставлении помещения под музейную экспозицию. После съезда развернулась активная работа по сбору коллекций и созданию экспозиций. 12 мая 1920 г. созданы научное общество изучения Охотско- Камчатского края и распорядительный комитет во главе с председателем П.Т. Новограбленовым.

Значительный вклад в становление Камчатского музея внёс В.К. Арсеньев, посетивший его в 1923 г. им было сделано сообщение об этногафических исследованиях на севере Камчатского полуострова и об открытиях археологических памятников на северо-западном берегу Култушского озера. Весь найденный материал, свои записи исследователь передал в распоряжение Камчатского музея.

Музейное строительство активизировалось и на Сахалине. В июне 1925 г. Сахалинский ревком принял постановление о восстановлении в г.Александровске музея, главной целью которого было организовать экспозиции, популяризующие экономические и политические особенности отдалённого края. Однако отсутствие необходимого финансирования не позволило в полной мере сформировать штат научных сотрудников и обеспечить сохранность коллекций музея. Должность директора была вакантной, поэтому ответственность за экспонаты была возложена на заведующего отделом народного образования Сахалинского ревкома П.М. Сикоркого. В течение нескольких лет музей оставался заброшенным.

Важным событием культурной жизни Дальнего Востока стало создание картинной галереи в Хабаровске (в здании бывшей синагоги, куда были доставлены картины, эскизы и рисунки В.Г.Шешунова более тысячи экземпляров), художественных отделов в музеях Читы и Владивостока.

Первым насильственным воздействием на музеи края в начале 1920-х гг. была активизация Наркомпроса по созданию отделов революции в местных музеях. Жертвы и героизм народа, трагедия потерь и вера в светлое будущее – должны были стать наглядным примером в патриотическом воспитании населения, пропаганде политического курса партии большевиков.

19 сентября 1922 г. был создан Дальистпарт при агитпропотделе Дальбюро ЦК РКП(б). Музеям предписывалось создание экспозиций в большей степени политического характера, чем научного, посвящённых 20-й годовщине Первой русской революции, 20-летию Всероссийской стачки.

В Чите был раньше, чем где-либо, создан «Уголок революции» при музее, активно развернулась работа по сбору документов.

Совместно с музеями сотрудники Дальистпарта проводили работу по выявлению и фиксации памятников и памятных мест, связанных с революционными событиями.

Обширную работу по выявлению революционных памятников провёл Амурский областной музей; им впервые в 1930 г. был опубликован краткий «Список памятников историко-революционного значения в Амурском и Зейском округах». Это были места расстрелов и могилы партизан, памятники жертвам интервенции, дома, связанные с революционными историческими событиями.

18 июня 1925 г. Президиум Забайкальского губисполкома издал постановление о создании в области отделов революции, мотивируя это тем, что «в архивах различных уголков губернии имеется много ценных материалов, рисующих жизнь политссыльных».

20 декабря 1925 г. в Читинском музее был открыт отдел революции. Его экспозиция отражала историю революционного движения, начиная с предшественников социал-демократии Радищева, Новикова, декабристов, освещала историю ссылки и каторги Забайкалья, революционные события 1905 – 1907 гг., октября 1917 г., последующие события гражданской войны и интервенции.

Аналогичная структура отдела революции существовала и в экспозиции Хабаровского музея. Но. Если в Забайкалье отражение истории декабристского движения было построено на местных материалах с использованием подлинников, то в Хабаровске, в основном, использовались копии, присланные из центральных музеев.

Недостаточная научная проработка разделов по истории революционного движения, введение единых структур, однотипных документов вели к мифологизации общественного сознания, способствовавшей насаждению стереотипов мышления.

В 1920-е гг., наряду с реорганизацией и созданием новых экспозиций, важной просветительной функцией музеев была организация массовой культурно-образовательной работы. Такие формы деятельности как проведение тематических экскурсий по экспозиционным залам, выступление сотрудников музеев с лекциями и докладами среди учителей, учащихся, красноармейцев, на всевозможных курсах повышали роль музея в деле просвещения народных масс.

Восстановление музейных экспозиций после Гражданской войны вызвало значительный приток посетителей. Например, Хабаровский краеведческий музей в 1924 г. посетило 40 тысяч человек, в отдельные дни приходило до 2,2 тысячи человек.

Учитывая популярность музеев среди населения как средства досуга и, одновременно, формы получения новых знаний, агитпропотдел Далькрайкома ВКП(б) выдвинул идею превращения музеев в политпросветительные учреждения. Однако идеи реорганизации музейного дела на были реализованы в связи с отсутствием средств, как со стороны местных, так и центральных органов власти.

Большой вклад в развитие музеев внесли краеведы – исследователи, патриоты своего края: А.К.Кузнецов, директор Читинского музея; И.Т.Новограбленов, создатель музея в Петропавловске Камчатском; Г.С.Новиков – Даурский, директор Благовещенского музея. Особый вклад в становление и совершенствование музейного дела внёс В.К.Арсеньев основоположник научного музееведения на Дальнем Востоке.

Значительные изменения произошли в этот период в культурно-образовательной деятельности музеев. Если ранее музеи ставили своей задачей показать ресурсы края, его производительные силы, то сейчас были предприняты попытки экспозиционного отражения актуальных проблем, событий современной истории, а не только событий давно прошедших дней.


Глава 3. Дальневосточные музеи в 1930-е годы

Эти годы были чрезвычайно сложными для деятельности музеев, как центральных, так и местных. В период форсированного решения задач индустриализации и коллективизации сельского хозяйства важнейшими становились новые, связанные с производством естественно-исторические, историко-революционные музеи, а гуманитарные, искусствоведческие становились невостребованными, второстепенными. Художественные музеи с момента перестройки их работы потеряли свою актуальность и ценность.

Все музеи страны были разделены на 3 категории: столиц союзных республик; крупных исторических городов; художественные отделы музеев других городов и территорий. Музеи Дальнего Востока, в т.ч. и Хабаровский краевой, были отнесены к третьей категории.

Начатая ещё в конце 1920-х гг. ликвидация музейного фонда Москвы и Ленинграда была активно продолжена после окончания работы Первого Всероссийского музейного Съезда. В это связи, летом 1931 г., Хабаровский краевой музей получил 5 вагонов произведений русских и зарубежных мастеров, в т.ч. экспонаты из Государственного Эрмитажа и других, - в общей сложности 1154 предмета. На базе поступлений коллекций из центра, а также на базе собраний картин дальневосточных художников Хабаровского краеведческого музея был создан в 1931 г. Дальневосточный художественный музей. Его директором стал делегат Первого Всероссийского музейного съезда, заведующий художественным отделом Хабаровского краевого музея П.М.Покровский.

Решения Первого Всероссийского съезда, а также последующие правительственные постановления не могли не отразиться на экспозиционной и научной деятельности краеведческих музеев, в т.ч. дальневосточных. 11 февраля 1936 г. заместителем Наркома по просвещению РСФСР Н.К.Крупской было утверждено «Типовое положение о местных музеях, краевых (областных) и районных, состоящих на местном бюджете». Положением регламентировалась вся деятельность местных музеев, определялись типовые задачи для всех. Музеи, теряя свою специфику, были ориентированы на выполнение политико-просветительских задач, предусмотренных положением.

Старые научные сотрудники не принимали новых направлений в экспозиционной работе. В число «проповедовавших» «враждебные теории» попали и бывший директор Хабаровского музея В.К.Арсеньев, скоропостижно скончавшийся в 1930 г., и ряд других краеведов и музейных работников.

В связи с партийными постановлениями был ликвидирован целый ряд отделов: археологии, этнографии, геологии и палеонтологии, ботаники, экономики. Взамен предлагались отделы: вводный, технико-экономический (состоящий из подотделов сельского хозяйства, заводов ДВК, транспорта, леса края и его эксплуатации, золота, рыбы, ископаемых края, стройматериалов), а также: отдел культуры и быта национальностей, антирелигиозный, политехнизации, промкооперации, культурного строительства, коммунального хозяйства.

Экспозицию предлагалось строить с большим использованием карт, диаграмм промфинплана, моделей машин, образцов пород, диаграмм культурного строительства и переустройства сел и городов (включая снос храмов), а также показывать ход коллективизации, плановость в колхозах, их механизацию, рост МТС.

Плану коренной перестройки экспозиций музея не суждено было сбыться по различным причинам. Прежде всего – по причине нежелания творческой интеллигенции выполнять абсурдные, с её точки зрения, предписания, но также по причине тяжелейшего финансового состояния музея в частности и основных городских предприятий вообще.

Но подобная перестройка музейной деятельности надолго превратила дальневосточные музеи в дополнительный инструмент идеологической, агитационной и политической работы партийных структур края.

Особенно негативно она сказалась на научных исследованиях и экспедиционной работе. Так, вся работа Владивостокского музея была подчинена задаче перестройки экспозиции, открытия новых отделов и учёта фондовых материалов в духе требований и решений Первого Всероссийского музейного съезда. Многие коллекции старых сборов (энтомологические, зоологические) нуждались в проверке, чистке и реставрации, а научная работа была представлена в форме развёртывания новой экспозиции, главным образом по отделу социалистического строительства. Происходило изживание музеев как хранилищ человеческой памяти.

Хабаровский краевой музей, известный ранее в стране как крупный научно-исследовательский центр Дальнего Востока, превратился в заурядный партийно-политический, «прикладной» отдел крайкома ВКП(б). В музее организовывались и проводились выставки: по переписи населения, к 21-ой годовщине Красной Армии и др.

Главным критерием ценности экспозиций дальневосточных музеев стало их политическое содержание, а не их исторические, художественные, аттрактивные достоинства. В результате такой перестройки научной, творческой деятельности, складывавшейся десятилетиями, многие дальневосточные музеи потеряли свою специфику, привлекательность, ранее накопленный материал.

В начале 30-х гг. с целью осуществления руководства всей пропагандистско-просветительной работой были организованы культурно-массовые отделы. Особое внимание обращалось на «всемерное использование музеев для повышения наглядности преподавания в начальной и средней школе». Музеи сотрудничали со школами, с кружками по ликвидации неграмотности, участвовали в «культэстафетах»

1 февраля 1934 г. Далькрайком ВКП(б) потребовал претворения в жизнь мероприятий, связанных с обучением всех взрослых. В городах и сёлах открывались новые школы для взрослых. На территории Приморья, например, в марте 1936 г. их действовало 520 с 11634 учащимися. Краеведческие музеи. Ячейки общества краеведения, культбазы в национальных районах края приняли активное участие в подобной работе и оказали значительное содействие в ликвидации неграмотности.

В годы второй пятилетки стали создаваться и другие очаги культурно-политического воспитания трудящихся. Ими стали общественные университеты культуры, клубы и красные уголки, библиотеки, народные дома, избы-читальни, красные яранги. Все они к 1937 г., наряду с крупнейшими музеями, проводили политико-пропагандистскую и краеведческую работу, направленную на выполнение хозяйственно-экономических задач и на достижение воспитательных целей, особенно среди сельского населения края.

Однако в этом была и положительная роль. Были созданы условия для ликвидации неграмотности городского и сельского населения, для приобщения коренного населения к современной культуре, для последующей организации краеведческих музеев в отдалённых районах края. Всего к концу 1930-х гг. на советском Дальнем Востоке действовало 12 музеев: в Хабаровске, Владивостоке, Благовещенске, Чите, Нерчинске, Петропавловске – Камчатском и других городах и населённых пунктах.

Музеи, в условиях усиления административного и идеологического давления и переориентации их на пропагандистско-политическую основу, внесли значительный вклад в дело воспитания у посетителей патриотических чувств, уважения к государству, любви к Отечеству, - что имело весьма важное значение в предвоенные и последующие годы.

Глава 4. Музеи в условиях репрессий дальневосточной интеллигенции

К середине 1930-х гг. в СССР утвердилась система управления государством с характерной для не максимальной централизацией власти в руках высшего политического руководства и аппарата управления.

Провозглашённая культурная революция изначально несла больше пропагандистский характер, поскольку термин «революция» мало совместим с понятием «культура».

Самым губительным образом на развитие культуры повлияли репрессии старой творческой интеллигенции. Вопреки ленинскому утверждению о необходимости бережного отношения к наследию прошлого и преемственности в развитии культуры, к дореволюционной интеллигенции (научной, художественной, музейной и т.д.) в 30-е гг. применялись репрессивные меры. Поэтому «культурная революция» носила больше политический характер и служила идеологическим целям партийно-государственной элиты «первого в мире государства победившего социализма».

В конце 30-х гг. были репрессированы видные деятели, идеологи советского музейного дела такие, как Я.С.Ганецкий – директор Центрального музея революции, И.К.Луппол – редактор журнала «Советский музей», Н.А.Шнеерсон – директор опытно-показательного Истринского музея и ещё многие другие авторитетные деятели и специалисты музееведения. Учёным инкриминировалось вредительство, шпионская деятельность.

Подлинность, духовность, профессионализм в культуре, музейной деятельности отодвигались на второй план, либо отрицались полностью. Сложившиеся культурные и научные связи в регионе, включая и зарубежные контакты, подвергались большому сомнению, и стали рассматриваться как контрреволюционные, шпионские.

Дальневосточная музейная интеллигенция всячески противодействовала не всегда обдуманной перестройке деятельности музеев, их перепрофилированию, уничтожению исторических, естественно-научных экспозиций. Она однозначно не принимала циркуляр НКП РСФСР «О проведении реэкспозиции музеев», вышедший в январе 1933 г., отвергала построение единой структуры экспозиционных залов. Это вело к долговременным дискуссиям, а вслед за ними и репрессиям научных сотрудников.

Подверглись репрессиям С.Я.Сизых, А.И.Кардаков, А.И.Зеленский, Н.А.Толпегина, В.М.Савич, директор и зав. отделом Владивостокского музея Е.А Галискас и Б.Я.Ростовых, директор Благовещенского музея В.М.Попов. Были приговорены к расстрелу жена В.К.Арсеньева – М.Н.Арсеньева, которая занималась обработкой наследия мужа, его соратники – А.Д.Батурин и В.А.Зайцев, делегат Первого музейного съезда П.М.Покровский, умер в заключении. Руководителями дальневосточных музеев на долгие годы стали представители партийной, комсомольской или советской номенклатуры, совершенно не знавшие музейной работы.

Экспозиционная деятельность музеев в эти годы была дезорганизована, были ликвидированы китайский и антирелигиозный отделы вместе с редчайшими экспонатами, которые впоследствии были утрачены или переданы в другие музеи.

Дважды был репрессирован С.Я.Сизых, известный учёный – краевед, принятый на работу В.К.Арсеньевым, впоследствии работавший учёным секретарём, заместителем и временно исполняющим обязанности директора Хабаровского музея. Впервые он был арестован в феврале 1932 г. по обвинению в службе в белой армии, через месяц был освобождён «ввиду прекращения дела». Восстановленный на работу, но не получивший поддержки у руководства музея, С.Я.Сизых вынужден был выехать за пределы края. В марте 1937 г. С.Я.Сизых вновь вернулся в Хабаровск и был принят в музей на должность научного сотрудника. Проработав только до сентября 1937 г., он вновь был отстранён от работы заведующего отделом природы за то, что в экспозиции отдела не было «марксистского освещения основных вопросов естествознания». Работая в 1-й средней школе Хабаровска преподавателем биологии, С.Я.Сизых был арестован в июле 1938 г. как член «эсеровской контрреволюционной организации». После года пребывания в тюрьме С.Я.Сизых «признал» себя вступившим в эсеровскую организацию, что по его словам, произошло в ходе знакомства с научным сотрудником музея «эсером» П.М.Покровским, который не разделял политики Советской власти по отношению к крестьянству и режиму пролетарской диктатуры. Приговором военного трибунала обвиняемые были оправданы за недоказанностью обвинения.

20 февраля 1938 г. в Хабаровске был арестован бывший заведующий отделом природы и бывший исполняющий обязанности директора Хабаровского музея А.И.Кардаков. Находясь под арестом в течение пяти месяцев, не выдержав тяжёлых испытаний, он был вынужден себя оговорить. Признал себя противником Советской власти, участвовавшим в сборе шпионского материала в пользу Японии по «заданию» директора музея П.М.Покровского. По постановлению «тройки» УНКВД по ДВК от 27 сентября 1938 г. он был расстрелян. В это же время был расстрелян и П.М.Покровский.

В результате репрессий в Хабаровском музее полностью была дезорганизована вся исследовательская работа, экспозиционная деятельность находилась в затяжной реэкспозиции. Репрессиям подверглись все, кто занимался научными исследованиями и построением образных тематических экспозиций.

Обострение отношений с Японией привело к усилению репрессий в дальневосточном регионе. Репрессии воспринимались их организаторами как необходимый, очень эффективный инструмент развития народного хозяйства страны, региона, за счёт изоляции «социально-опасных» элементов общества.

В результате музеи были переориентированы на марксистско-ленинский классовый подход к отражению исторических, а в большей степени, современных событий. Это привело к падению престижа музея как научно-познавательных очагов культуры. Музеи потеряли высококвалифицированных специалистов, на их смену пришли новые кадры немузейной, больше организационно-пропагандистской ориентации. В то же время активное использование музеев государством как агитационно-пропагандистских учреждений позволило не разрушить, а укрепить и расширить их материальную базу и музейную сеть в крае.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История развития дальневосточных музеев также сложна и противоречива, как и история самого Отечества. Другими словами, первая тесно взаимосвязана со второй и полностью от неё зависит.

Исследование исторического опыта развития музейного дела в 1920 – 1930-е годы даёт возможность приблизиться к осмыслению роли и назначения музеев в культурной жизни современного общества.

Такие люди, как В.К.Арсеньев, А.И.Кардаков, С.Я.Сизых, Г.С.Новиков – Даурский, П.Т.Новограбленнов и другие внесли значительный вклад в укрепление исторических знаний о России, в сохранение культурно-исторического наследия.

Используя весь исторический опыт развития в 20 – 30-е годы двадцатого века, дальневосточные музеи, преобразованные и совершенствующиеся в качестве социальных институтов, сегодня вновь превращаются в культурно-образовательные учреждения со сложной внутренней структурой и широко разветвлёнными научно-исследовательскими связями. Влияние и значение музеев в обществе растёт с каждым днём.

В ходе изучения данной темы я представила свой реферат в виде наиболее важных, взаимосвязанных между собой выжимок из огромного количества информации. Я не считаю, что моя работа может использоваться научными работниками, учёными – историками, но в том, что она способна не искажая фактов просветить обычного человека по данному вопросу, я уверена на сто процентов.


БИБЛИОГРАФИЯ

1.   Рубан Н. И. История музейного строительства на советском Дальнем Востоке 20 – 30-х гг. 20-го века. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. – Хабаровск, 2001.

2.   Рубан Н. И. Музеология. История музейного дела. Основные направления и формы музейной деятельности. Музейное дело на Дальнем Востоке России (Учебное пособие), Хабаровск:ГМДВ им. Н. И. Гродекова; ХГПУ. – 2004. – 300 с.

3.   Рубан Н. И. Советская власть и музейное строительство на Дальнем Востоке России (1920 1930-е гг.). – Хабаровск: Хабаровский краеведческий музей им. Н. И. Гродекова, 2002. – 216 с.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.